15. Табличная форма представления информации111.doc
Тема: Табличная форма представления информации.
Задачи урока:
5 класс
Урок № 15
1. Сформировать представление о таблице как очень удобной форме структурирования
определенной текстовой информации; сформировать умение и навыки решения логических
задач с помощью таблиц.
2. Развитие логического мышления учащихся, умения сопоставлять, анализировать, делать
выводы.
3. Воспитывать аккуратность, внимательность, формирование познавательного интереса к
предмету.
Цели:
Познакомить с таблицей, как простой и удобной формой представления данных, познакомить с
решением задач табличным способом.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: уроклекция с элементами беседы.
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: демонстрация, объяснение, поощрение, эвристическая беседа, игровой метод,
практическая работа..
Оборудование: ПК, м/м проектор для просмотра презентации, рабочие листы.
Основные понятия:
таблица;
строка таблицы;
графа таблицы.
1. Орг. момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
2. Актуализация опорных знаний.
ХОД УРОКА
В начале урока как всегда давайте выполним гимнастику для ума и разгадаем ребусы.
Что такое компьютер? (Это универсальное устройство для обработки информации)
компьютер
Что такое метод координат? (это удобный способ представления графической
информации с помощью чисел).
координата
текст
_ Что такое текст? (это любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или
существуюзее в устной форме).
3. Мотивационный этап урока. Мы с вами познакомились с различными видами представления информации. Назовите их.
Слайд 1
Формы представления информации
графическая
числовая
текстовая
Назовите примеры графической формы представления информации (плакаты, фотография,
рисунки, знаки).
В каком случае используется числовая форма представления информации? Приведите
примеры (для счета предметов, для указания массы, длины, температуры и т.д.)
Приведите примеры текстовой информации (с помощью текстовой формы представления
информации написаны наши учебники, различная литература, журналы, газеты,
объявления и т.д.)
А сегодня на уроке мы познакомимся с новой формой представления информации, для создания
которой нужны все выше перечисленные формы.
На ваших столах лежат рабочие листы, которые вы будете заполнять в течение урока.
Внимательно прочтите текст на ваших рабочих листах.
О чем говорится в этом тексте? (об учениках и отметках)
Слайд 2
Слайд 3
А теперь ответьте на вопрос:
1) Об оценках скольких учеников говорится в этом тексте?
2) По каким предметам приведены годовые оценки учеников?
3) Сколько учеников имеют только отличные оценки?
4) Кто из учеников имеет «4» и «5» по математике?»
Можете сразу ответить на эти вопросы? ( Нет)
Нет, конечно. Вам нужно будет не один раз перечитать текст.
А теперь рассмотрим таблицу, содержащую эту же информацию.
Фамилия
Алексеева
Галкин
Дроздов
Мухин
Прозорова
Радугина
Русский
язык
5
4
4
3
5
4
Предмет
Литература Математика
Природоведение
5
4
4
3
5
5
5
3
5
3
5
4
5
5
5
4
5
4
Попробуем ответить на те же вопросы.
Когда вы потратили меньше времени, чтобы ответить на вопросы?
Конечно, если же эту информацию представить в виде таблицы, то информация будет
представлена в более наглядной форме и поиск нужной информации займет секунды.
Таблица является простой и удобной формой представления данных.
4. Изучение нового материала.
Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать?
Слайд 4 Давайте запишем в тетрадь тему сегодняшнего урока
ТАБЛИЧНАЯ ФОРМА
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ.
Что бы вы хотели на уроке узнать?
Чему бы хотели научиться?
Сегодня на уроке мы научимся создавать таблицы и познакомимся с ее основными частями.
Также научимся решать задачи с помощью таблицы.
Где вы уже сталкивались с таблицами? (Обучающиеся приводят примеры различного
применения таблиц).
Давайте попробуем ответить, что же такое таблица? (ответы)
Слайд 59
Таблица – простая и удобная форма представления информации.
Слайд 10
Как правило, любая таблица состоит из следующих частей: головки, боковика и прографки.
Слайд 11
(Учитель показывает на слайде все составляющие таблицы)
В рабочих листах подпишите основные части таблицы.
(Совместная работа с учителем)
Головка верхняя часть таблицы, в которой размещаются заголовки граф таблицы.
Боковик – это левая графа таблицы, которая содержит данные о строках таблицы.
Прографка — составная часть таблицы, которая содержит сведения, относящиеся к заголовку и
боковику таблицы.
5. Закрепление.
Теперь давайте попробуем вместе заполнить таблицу.
Открываем рабочую тетрадь на стр.38 № 36.
Прочтите задание.
Задание: Преобразуйте текстовую информацию в табличную. Дайте название графам и
заполните таблицу.
Самостоятельно прочитайте текст.
Как назовем первую графу таблицы? («Название алмаза»)
Какое название будут иметь вторая и третья графы? («Масса» и «В каком году был найден»).
Давайте внесем данные из текста в таблицу.
Работа совместно с учителем.
А теперь давайте проверим.
Готовая таблица:
Название алмаза
Куллинан
Эксцельсиор
Звезда СьерраЛеоне
Слайд 12
Масса
3106 карат
995 карат
970 карат
В каком году был найден
1905
1893
1972 Кохинор
Великий Могол
Алмаз Победы
6. Физкультминутка.
800 карат
787 карат
770 карат
XIV век
XVII век
1945 Раздва – потянулись
Тричетыре все прогнулись,
Пятьшесть – наклонились,
А теперь все распрямились,
И снова:
Раздва – потянулись,
Тричетыре – все прогнулись
Пятьшесть – тихо сесть. 7. Практическая работа на компьютере.
Сейчас вы выполните практическую работу на компьютере. Работать будете в парах.
Но сначала вспомним технику безопасности при работе на компьютерах.
Плакат.
Также не забываем об осанке.
Садимся за компьютеры. На рабочем столе расположен файл «Практика_Таблицы». Откройте
его. Здесь приведена таблица.
Задание: вы должны догадаться, о каких отличительных признаках животных идет речь. Ваша
задача заполнить боковик таблицы и заполнить все графы (для каждого животного свои
отличительные черты). Заполнение этой таблицы потребует от вас знания по природоведению.
Отличительные
признаки
Размер
Хвост
нет
рыжий
Слайд 13
волк
маленький
А теперь давайте проверим. Сверьтесь со слайдом.
Кто выполнил всю работу правильно?
Кто большую часть работы выполнил правильно?
А кто не справился?
Вывод: основная сложность выполнения задания заключалась в знании природоведения. Изучая
этот интересный предмет вы ещё очень много узнаете.
8. Решение задач табличным способом.
С помощью таблиц можно даже решать некоторые логические задачи. Давайте попробуем.
Слайд 14
Задача 1: В кафе встретились три друга Белов, Чернов, Рыжов. “Замечательно, что у одного из нас
белые, у другого чёрные, а у третьего рыжие волосы, но ни у кого цвет волос не соответствует
фамилии”, –– заметил черноволосый. “Ты прав”, –– сказал Белов. Какой цвет волос у каждого
мальчика?
Давайте выделим в тексте объекты и их значения. (фамилии и цвет волос)
Определите количество строк и граф.
9. Итог урока.
Работу с решением задач табличным способом мы продолжим на следующих уроках.
Что нового вы узнали на уроке?
Что такое таблица?
Сделаем вывод. Теперь что мы знаем:
Переход от текстовой формы представления информации к табличной часто помогает
решать достаточно трудные задачи.
Таблица простая и удобная форма представления однотипных данных.
Оценки за урок.
Домашнее задание: § 1.10 – изучить, ответы на вопросы стр. 41, РТ №38, стр.39, № 39, стр.40
РЕЗЕРВ.
Задача 2: Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в спортивном соревновании по
плаванью. На вопрос, какие места они заняли, мальчики ответили:
1) Коля не занял ни первое, ни четвёртое место.
2) Боря был вторым.
3) Вова не был последним.
Какое место занял каждый мальчик?
Задание: дорисуй фигуры в пустые клетки таблицы.
(задание на развитие внимания и логического мышления)
Конспект урока информатики
Конспект урока информатики
Конспект урока информатики
Конспект урока информатики
Конспект урока информатики
Конспект урока информатики
Конспект урока информатики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.