Тема: Табличная форма представления информации.
Задачи урока:
5 класс
Урок № 15
1. Сформировать представление о таблице как очень удобной форме структурирования
определенной текстовой информации; сформировать умение и навыки решения логических
задач с помощью таблиц.
2. Развитие логического мышления учащихся, умения сопоставлять, анализировать, делать
выводы.
3. Воспитывать аккуратность, внимательность, формирование познавательного интереса к
предмету.
Цели:
Познакомить с таблицей, как простой и удобной формой представления данных, познакомить с
решением задач табличным способом.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: уроклекция с элементами беседы.
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: демонстрация, объяснение, поощрение, эвристическая беседа, игровой метод,
практическая работа..
Оборудование: ПК, м/м проектор для просмотра презентации, рабочие листы.
Основные понятия:
таблица;
строка таблицы;
графа таблицы.
1. Орг. момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
2. Актуализация опорных знаний.
ХОД УРОКА
В начале урока как всегда давайте выполним гимнастику для ума и разгадаем ребусы.
Что такое компьютер? (Это универсальное устройство для обработки информации)
компьютер
Что такое метод координат? (это удобный способ представления графической
информации с помощью чисел).
координата
текст
_ Что такое текст? (это любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или
существуюзее в устной форме).
3. Мотивационный этап урока. Мы с вами познакомились с различными видами представления информации. Назовите их.
Слайд 1
Формы представления информации
графическая
числовая
текстовая
Назовите примеры графической формы представления информации (плакаты, фотография,
рисунки, знаки).
В каком случае используется числовая форма представления информации? Приведите
примеры (для счета предметов, для указания массы, длины, температуры и т.д.)
Приведите примеры текстовой информации (с помощью текстовой формы представления
информации написаны наши учебники, различная литература, журналы, газеты,
объявления и т.д.)
А сегодня на уроке мы познакомимся с новой формой представления информации, для создания
которой нужны все выше перечисленные формы.
На ваших столах лежат рабочие листы, которые вы будете заполнять в течение урока.
Внимательно прочтите текст на ваших рабочих листах.
О чем говорится в этом тексте? (об учениках и отметках)
Слайд 2
Слайд 3
А теперь ответьте на вопрос:
1) Об оценках скольких учеников говорится в этом тексте?
2) По каким предметам приведены годовые оценки учеников?
3) Сколько учеников имеют только отличные оценки?
4) Кто из учеников имеет «4» и «5» по математике?»
Можете сразу ответить на эти вопросы? ( Нет)
Нет, конечно. Вам нужно будет не один раз перечитать текст.
А теперь рассмотрим таблицу, содержащую эту же информацию.
Фамилия
Алексеева
Галкин
Дроздов
Мухин
Прозорова
Радугина
Русский
язык
5
4
4
3
5
4
Предмет
Литература Математика
Природоведение
5
4
4
3
5
5
5
3
5
3
5
4
5
5
5
4
5
4
Попробуем ответить на те же вопросы.
Когда вы потратили меньше времени, чтобы ответить на вопросы?
Конечно, если же эту информацию представить в виде таблицы, то информация будет
представлена в более наглядной форме и поиск нужной информации займет секунды.
Таблица является простой и удобной формой представления данных.
4. Изучение нового материала.
Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать?
Слайд 4Давайте запишем в тетрадь тему сегодняшнего урока
ТАБЛИЧНАЯ ФОРМА
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ.
Что бы вы хотели на уроке узнать?
Чему бы хотели научиться?
Сегодня на уроке мы научимся создавать таблицы и познакомимся с ее основными частями.
Также научимся решать задачи с помощью таблицы.
Где вы уже сталкивались с таблицами? (Обучающиеся приводят примеры различного
применения таблиц).
Давайте попробуем ответить, что же такое таблица? (ответы)
Слайд 59
Таблица – простая и удобная форма представления информации.
Слайд 10
Как правило, любая таблица состоит из следующих частей: головки, боковика и прографки.
Слайд 11
(Учитель показывает на слайде все составляющие таблицы)
В рабочих листах подпишите основные части таблицы.
(Совместная работа с учителем)
Головка верхняя часть таблицы, в которой размещаются заголовки граф таблицы.
Боковик – это левая графа таблицы, которая содержит данные о строках таблицы.
Прографка — составная часть таблицы, которая содержит сведения, относящиеся к заголовку и
боковику таблицы.
5. Закрепление.
Теперь давайте попробуем вместе заполнить таблицу.
Открываем рабочую тетрадь на стр.38 № 36.
Прочтите задание.
Задание: Преобразуйте текстовую информацию в табличную. Дайте название графам и
заполните таблицу.
Самостоятельно прочитайте текст.
Как назовем первую графу таблицы? («Название алмаза»)
Какое название будут иметь вторая и третья графы? («Масса» и «В каком году был найден»).
Давайте внесем данные из текста в таблицу.
Работа совместно с учителем.
А теперь давайте проверим.
Готовая таблица:
Название алмаза
Куллинан
Эксцельсиор
Звезда СьерраЛеоне
Слайд 12
Масса
3106 карат
995 карат
970 карат
В каком году был найден
1905
1893
1972Кохинор
Великий Могол
Алмаз Победы
6. Физкультминутка.
800 карат
787 карат
770 карат
XIV век
XVII век
1945Раздва – потянулись
Тричетыре все прогнулись,
Пятьшесть – наклонились,
А теперь все распрямились,
И снова:
Раздва – потянулись,
Тричетыре – все прогнулись
Пятьшесть – тихо сесть.7. Практическая работа на компьютере.
Сейчас вы выполните практическую работу на компьютере. Работать будете в парах.
Но сначала вспомним технику безопасности при работе на компьютерах.
Плакат.
Также не забываем об осанке.
Садимся за компьютеры. На рабочем столе расположен файл «Практика_Таблицы». Откройте
его. Здесь приведена таблица.
Задание: вы должны догадаться, о каких отличительных признаках животных идет речь. Ваша
задача заполнить боковик таблицы и заполнить все графы (для каждого животного свои
отличительные черты). Заполнение этой таблицы потребует от вас знания по природоведению.
Отличительные
признаки
Размер
Хвост
нет
рыжий
Слайд 13
волк
маленький
А теперь давайте проверим. Сверьтесь со слайдом.
Кто выполнил всю работу правильно?
Кто большую часть работы выполнил правильно?
А кто не справился?
Вывод: основная сложность выполнения задания заключалась в знании природоведения. Изучая
этот интересный предмет вы ещё очень много узнаете.
8. Решение задач табличным способом.
С помощью таблиц можно даже решать некоторые логические задачи. Давайте попробуем.
Слайд 14
Задача 1: В кафе встретились три друга Белов, Чернов, Рыжов. “Замечательно, что у одного из нас
белые, у другого чёрные, а у третьего рыжие волосы, но ни у кого цвет волос не соответствует
фамилии”, –– заметил черноволосый. “Ты прав”, –– сказал Белов. Какой цвет волос у каждого
мальчика?
Давайте выделим в тексте объекты и их значения. (фамилии и цвет волос)
Определите количество строк и граф.
9. Итог урока.
Работу с решением задач табличным способом мы продолжим на следующих уроках.
Что нового вы узнали на уроке?
Что такое таблица?
Сделаем вывод. Теперь что мы знаем:
Переход от текстовой формы представления информации к табличной часто помогает
решать достаточно трудные задачи.
Таблица простая и удобная форма представления однотипных данных.
Оценки за урок.
Домашнее задание:§ 1.10 – изучить, ответы на вопросы стр. 41, РТ №38, стр.39, № 39, стр.40
РЕЗЕРВ.
Задача 2: Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в спортивном соревновании по
плаванью. На вопрос, какие места они заняли, мальчики ответили:
1) Коля не занял ни первое, ни четвёртое место.
2) Боря был вторым.
3) Вова не был последним.
Какое место занял каждый мальчик?
Задание: дорисуй фигуры в пустые клетки таблицы.
(задание на развитие внимания и логического мышления)