Конспект урока информатики

  • Разработки уроков
  • doc
  • 23.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала 15. Табличная форма представления информации111.doc
Тема: Табличная форма представления информации. Задачи урока: 5 класс Урок № 15 1. Сформировать   представление   о   таблице   как   очень   удобной   форме   структурирования определенной текстовой информации; сформировать умение и навыки решения логических задач с помощью таблиц. 2. Развитие   логического   мышления   учащихся,     умения   сопоставлять,   анализировать,   делать выводы. 3. Воспитывать   аккуратность,   внимательность,   формирование   познавательного   интереса   к предмету. Цели: Познакомить с таблицей, как простой и удобной формой представления данных, познакомить с решением задач табличным способом. Тип урока: урок изучения нового материала. Вид урока: урок­лекция с элементами беседы. Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная. Методы обучения:  демонстрация, объяснение, поощрение, эвристическая беседа, игровой метод, практическая работа.. Оборудование: ПК, м/м проектор для просмотра презентации, рабочие листы. Основные понятия:    таблица; строка  таблицы; графа таблицы. 1. Орг. момент. Здравствуйте, ребята! Садитесь.  2. Актуализация опорных знаний. ХОД УРОКА В начале урока как всегда давайте выполним гимнастику для ума и разгадаем ребусы. ­  Что такое компьютер? (Это универсальное устройство для обработки информации) компьютер           ­ Что такое метод координат? (это удобный способ представления графической  информации с помощью чисел).     координата      текст _ Что такое текст?  (это любое словесное  высказывание,  напечатанное, написанное или существуюзее в устной форме). 3. Мотивационный этап урока.­ Мы с вами познакомились с различными видами представления информации. Назовите их. Слайд 1 Формы представления информации графическая числовая текстовая  Назовите примеры графической формы представления информации (плакаты, фотография, рисунки, знаки).  В   каком   случае   используется   числовая   форма   представления   информации?   Приведите примеры (для счета предметов, для указания массы, длины, температуры и т.д.)  Приведите примеры текстовой информации (с помощью текстовой формы представления информации   написаны   наши   учебники,   различная   литература,   журналы,   газеты, объявления и т.д.) А сегодня на уроке мы познакомимся с новой формой представления информации, для создания которой нужны все выше перечисленные формы.  ­ На ваших столах лежат рабочие листы, которые вы будете заполнять в течение урока. ­ Внимательно прочтите текст на ваших рабочих листах.  ­ О чем говорится в этом тексте? (об учениках и отметках) Слайд  2 Слайд  3 А теперь ответьте на вопрос: 1) Об оценках скольких учеников говорится в этом тексте?  2) По каким предметам приведены годовые оценки учеников?  3) Сколько учеников имеют только отличные оценки?   4) Кто из учеников имеет «4» и «5» по математике?»   ­ Можете сразу ответить на эти вопросы? ( Нет) ­ Нет, конечно. Вам нужно будет не один раз перечитать текст. А теперь рассмотрим таблицу, содержащую эту же информацию. Фамилия Алексеева Галкин Дроздов Мухин Прозорова Радугина Русский  язык 5 4 4 3 5 4 Предмет Литература Математика Природоведение 5 4 4 3 5 5 5 3 5 3 5 4 5 5 5 4 5 4 Попробуем ответить на те же вопросы.  Когда вы потратили меньше времени, чтобы ответить на вопросы?  Конечно, если же эту информацию представить в виде таблицы, то информация будет представлена в более наглядной форме и поиск нужной информации займет секунды. Таблица является простой и удобной формой представления данных. 4. Изучение нового материала.  ­ Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать?  Слайд 4Давайте   запишем   в   тетрадь   тему   сегодняшнего   урока  ТАБЛИЧНАЯ   ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ. ­ Что бы вы хотели на уроке узнать? ­ Чему бы хотели научиться? Сегодня на уроке мы научимся создавать таблицы и познакомимся с ее основными частями. Также научимся решать задачи с помощью таблицы.  Где   вы   уже   сталкивались   с   таблицами?   (Обучающиеся   приводят   примеры   различного применения таблиц). Давайте попробуем ответить, что же такое таблица? (ответы) Слайд 5­9 Таблица – простая и удобная форма представления информации.  Слайд 10  Как правило, любая таблица состоит из следующих частей: головки, боковика и прографки. Слайд 11 (Учитель показывает на слайде все составляющие таблицы) В рабочих листах подпишите основные части таблицы. (Совместная работа с учителем) Головка ­ верхняя часть таблицы, в которой размещаются заголовки граф таблицы. Боковик – это левая графа таблицы, которая содержит данные о строках таблицы. Прографка — составная часть таблицы, которая содержит сведения, относящиеся к заголовку и боковику таблицы. 5. Закрепление. Теперь давайте попробуем вместе заполнить таблицу.   Открываем рабочую тетрадь на стр.38 № 36.  Прочтите задание. Задание:  Преобразуйте   текстовую   информацию   в   табличную.   Дайте   название   графам   и заполните таблицу.  Самостоятельно прочитайте текст.  Как назовем первую графу таблицы? («Название алмаза»)  Какое название будут иметь вторая и третья графы? («Масса» и «В каком году был найден»).  Давайте внесем данные из текста в таблицу. Работа совместно с учителем. А теперь давайте проверим. Готовая таблица: Название алмаза Куллинан Эксцельсиор Звезда Сьерра­Леоне Слайд 12 Масса 3106 карат 995 карат 970 карат В каком году был найден 1905 1893 1972Кохинор Великий Могол Алмаз Победы 6. Физкультминутка. 800 карат 787 карат 770 карат XIV век XVII век 1945Раз­два – потянулись Три­четыре все прогнулись, Пять­шесть – наклонились, А теперь все распрямились, И снова: Раз­два – потянулись, Три­четыре – все прогнулись Пять­шесть – тихо сесть.7. Практическая работа на компьютере. Сейчас вы выполните практическую работу на компьютере. Работать будете в парах. Но сначала вспомним технику безопасности при работе на компьютерах. Плакат. Также не забываем об осанке. Садимся за компьютеры. На рабочем столе расположен файл «Практика_Таблицы». Откройте  его.  Здесь приведена таблица. Задание: вы должны догадаться, о каких отличительных признаках животных идет речь. Ваша задача   заполнить   боковик   таблицы   и   заполнить   все   графы   (для   каждого   животного   свои отличительные черты).  Заполнение этой таблицы потребует от вас знания по природоведению.  Отличительные признаки Размер Хвост  нет рыжий Слайд 13 волк маленький А теперь давайте проверим. Сверьтесь со слайдом. ­ Кто выполнил всю работу правильно?  ­ Кто большую часть работы выполнил правильно? ­ А кто не справился? Вывод: основная сложность выполнения задания заключалась в знании природоведения. Изучая  этот интересный предмет вы ещё очень много узнаете. 8. Решение задач табличным способом. С помощью таблиц  можно даже решать некоторые логические задачи. Давайте попробуем. Слайд 14 Задача 1: В кафе встретились три друга Белов, Чернов, Рыжов. “Замечательно, что у одного из нас белые, у другого чёрные, а у третьего рыжие волосы, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии”,   –– заметил  черноволосый.  “Ты   прав”,  –– сказал  Белов.   Какой  цвет волос  у  каждого мальчика? ­ Давайте выделим в тексте объекты и их значения. (фамилии и цвет волос) ­ Определите количество строк и граф.  9. Итог урока. Работу с решением задач табличным способом мы продолжим на следующих уроках. ­ Что нового вы узнали на уроке? ­ Что такое таблица? ­ Сделаем вывод. Теперь что мы  знаем:  Переход от текстовой формы представления информации к табличной часто помогает решать достаточно трудные задачи.  Таблица простая и удобная форма представления однотипных данных. Оценки за урок. Домашнее задание:§ 1.10 – изучить, ответы на вопросы стр. 41, РТ №38, стр.39, № 39, стр.40 РЕЗЕРВ. Задача 2: Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в спортивном соревновании по  плаванью. На вопрос, какие места они заняли, мальчики ответили: 1) Коля не занял ни первое, ни четвёртое место. 2) Боря был вторым. 3) Вова не был последним. Какое место занял каждый мальчик? Задание: дорисуй фигуры  в пустые клетки таблицы.  (задание на развитие внимания и логического мышления)