Конспект урока "Как христианство пришло на русь"
Оценка 4.9

Конспект урока "Как христианство пришло на русь"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
религиоведение
4 кл
04.03.2018
Конспект урока "Как христианство пришло на русь"
Урок по ОПК в 4 классе. Данный урок знакомит с причинами принятия Христианства на Руси . При применении различных технологий, форм и методов работы объясняется суть понятия «Крещение» (присоединение к Церкви); акцентируется внимание на роли князя Владимира в этом событии.
конспект урока ОПК 18.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большеокуловская СШ»  Тема урока: Как христианство пришло на Русь (18 урок в тематическом планировании)                                                            Раб оту выполнила:  Батанина Е.М.  учитель начальных классов МБОУ «Большеокуловская СШ» 2018 Цель урока: познакомить учащихся с историческими событиями, связанными с Крещением   Руси;   осмысление   учащимися   факта Крещения   Руси,   принятия православия, этапа, с которого началось качественно иное развитие личности, нашей государственности и культуры. Задачи урока: 1.  Предметные:   познакомить   с   причинами   принятия   Христианства   на   Руси; объяснить суть понятия «Крещение» (присоединение к Церкви); акцентировать внимание на роли князя Владимира в этом событии;   познакомить учащихся с христианским пониманием выражения  «Святая Русь»; 2.  Метапредметные:   овладение   навыками   смыслового   чтения   текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии   с   задачами   коммуникации;   умение   рассуждать,   опираясь   ранее приобретенные знания и вновь полученные по теме урока; готовность слушать собеседника и вести диалог;  3.  Личностные: воспитывать   чувство гордости за свою Родину, российский народ   и   историю   России;  воспитать   уважение   и   интерес   у   школьников   к православной культуре. Ожидаемый результат   оценивать свою работу, высказывать свое мнение, участвуя в обсуждении   : знание понятий; умение учащихся самостоятельно    изученного материала; умение работать в группах, парах, самостоятельно.  Ключевые слова: Церковь, Крещение, Святая Русь, князь Владимир. Оборудование:  Медиапроектор,   презентация   «Как   христианство   пришло   на   Русь»,   учебник ОПК, раздаточный материал. Предварительная подготовка: 1. Приготовить  сообщения о жизни славян Древней Руси по группам:  1 группа ­ Как Крещение Руси затронуло богослужение? 2 2 группа ­ Как Крещение затронуло книгоиздательство, образование? 3 группа ­ Как Крещение изменило быт людей? 3 № Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время План урока 1 Организационный  момент 2 Актуализация знаний  Эмоциональное введение в тему урока Учитель подводит учащихся к  3 Целеполагание осознанию темы, целей и задач  Рассказ учителя 4 Изучение нового материала Формируют вид деятельности  учащихся, задает вопросы Практическая  Демонстрирует  видеофрагмент  Задает опережающий  вопрос Знакомство с понятием Крещение Учащиеся отвечают на вопросы.  Индивидуальные задания. Учащиеся читают текст учебника,  формируют тему и цели урока Работают с притчей . Отвечают на вопросы в соответствии  с целью и формой диалога, определяя основную мысль,  причинно­следственные связи,  отношение к событиям и  действующим лицам Просмотр видеофрагмента Работа в группах с отрывком из  «Повести временных лет» 1 6 3 3 2 3 № Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время часть 5 Физ. мин Практическая  иллюстративный Демонстрирует материал   –   картину   В.М.   Васнецова   "Крещение   князя   Владимира",   задает вопросы Демонстрирует  видеофрагмент  Формирует   вид   деятельности Часть (продолжение) учащихся, задает вопросы 6 Закрепление Демонстрирует слайды, рассказывает о 7 Рефлексия 8 Домашнее задание том, почему Русь называют Святой Учитель проводит рефлексию через  анализ и обсуждение пройденного  презентации Работа на рефлексивных листах.  Учащиеся дают оценку деятельности  материала, предлагает исполнить  песню «Колокола России» Комментарии учителя (самооценка, оценивание результатов  деятельности товарищей) Личный выбор учащихся   Анализируют иллюстративный материал,  размышляют,  отвечают   на вопросы, дискуссируют. 6 Просмотр видеофрагмента Работа в группах. Чтение учебника и  дополнительного материала,  размышляют, отвечают на вопросы,  формулируют и аргументируют  собственную точку зрения Слушают  учителя, просмотр  1.40 2 6 4 4 3 5 Ход урока I. Организационный момент     Слайд 1 (Звучит музыка «Колокольный звон», на фоне музыки учитель приветствует  учащихся). Учитель: Ребята, о чем возвещает звон колокола?                                                     (Дети: Колокол звонит, когда начинается служба в церкви и завершается  Богослужение; когда проходит ночное  праздничное Богослужение.                  Звон колокола знаменует наступление  праздника). Учитель: Колокольный звон, который мы слышим сейчас, возвещает нам  о  начале урока. Учитель: Дорогие ребята! Я всех вас рада видеть на уроке основы православной культуры, вы можете занять свои места и настроиться на работу.  II. Актуализация знаний.           Слайд 2 Прежде, чем мы перейдём к теме нашего урока, закройте глаза и представьте то, о чем говориться в стихотворении. «Здравствуй, Русь: седые дали, плуг и меч, копье и серп. Край надежды и печали, стон дубов и слезы верб… Все твои озера святы, все ручьи твои чисты. Вкус полыни, запах мяты, и – кресты, кресты, кресты… Сколько бед прошло над Русью, подсчитать и не берусь. Только низко поклонюсь я, и промолвлю: «Здравствуй, Русь!» Е.Санин У: О чем это стихотворение? (о Родине, о русской земле) У: Когда нашу родину называли Русью? (более 1000 лет назад) У: А кто может сказать, как называли людей, которые жили до нас? (предки) У: Ребята, а кто знает, как назывались наши предки? (славяне) У:   Дома   вы   готовили   сообщения   о   жизни   славян   Древней   Руси   по   группам. Давайте послушаем.   (Выступления учащихся.)  (Приложение 1) III. Целеполагание.                  Слайд 3 У: Спасибо, ребята. Из ваших сообщений мы узнали, что древние славяне были язычниками и поклонялись множеству богов. А являемся ли мы, их потомки, язычниками? (Нет, мы православные христиане и верим одному богу.) У: Где собираются все православные люди? (В церкви, в храме)                                     Слайд 4 У: На прошлом уроке вы изучали тему ХРАМ. Церковь = храм – это синонимы? Сегодня нам предстоит узнать еще одно  значение этого слова? Предлагаю вам поработать с текстом учебника ОПК.      (Чтение 1 и 2 абзацев учебника с.58, 87­ врезка) У: Какое новое значение этого слова вы узнали сегодня?  (Церковь – это сообщество верующих людей.) У: Церковь – сообщество людей. Как вы себе это представляете?  (Это группа людей, объединённых одной верой.)                                      Слайд 5 У: Подумайте, почему говорят: «Храм не в бревнах (т. е. не в материальном здании), а в ребрах (т.е. в самом человеке, его душе). ( Самое главное, находясь в храме, участвуя в церковных обрядах и таинствах, раскаиваясь в чем–то, создать храм в своем сердце.) У: А какой великий праздник был 19 января? (Крещение) У: А как вы думаете, изучая эту тему, с чем мы должны познакомиться? Учитель:  Сегодня на уроке вы  узнаете, какое значение имело Крещение Руси в жизни отдельного человека и целой страны; познакомитесь с личностью князя  Владимира как реформатора; будем продолжать формировать  умение работать  с текстом учебника, православной тетрадью; воспитывать уважение к истории и  прошлому своего народа. IV. Изучение нового материала. 7 Давайте   прочитаем   и   обсудим   притчу   на   с.58   (84)   учебника.   (Чтение текста детьми самостоятельно). «Однажды молодой христианин зашел в храм к старому священнику, который славился святостью своей жизни. И вдруг услышал, что тот с ошибкой произнёс молитву.   Юноша   говорит:   «Отче,   ты   не   прав!»   Старый   священник   не соглашается: «Я молюсь так, как меня учили. Если бы я был не прав, Бог не посылал бы ангелов, которые часто молятся вместе со мной». Юноша попросил священника   спросить   ангелов,   кто   же   из   них   прав.   На   следующий   день священник сказал ему: «Ангелы сказали, что прав ты. А когда я их спросил, отчего же они раньше молчали, они сказали, что Бог так устроил, что люди должны научаться от людей». У: Какие главные слова сказаны для нас в этой притче?    ( Люди передают опыт, знания из поколения в поколение.) У: Согласны ли вы со словами священника и почему?   ( Да,  люди зависят друг от друга, потому что они учатся друг у друга.)                                                     Слайд 6 У:  В Древней Руси слова Иисуса  Христа люди записывали обычным для той эпохи способом: на папирусе. Этим занимались монахи, создавая первые книги. Один   из   них,   Нестор,   написал   «Повесть   временных   лет»,   в   которой рассказывается о том, как Русь приняла христианство. Крещение Руси связано с именем князя Владимира, в народе его называли Красное Солнышко.  Сейчас вашему   вниманию   я   предлагаю   посмотреть   видеофрагмент   о   том,   как   князь Владимир выбирал веру для своего народа.  (Просмотр видеофрагмента: клип 1 со слайда или отдельно) Слайд 7 У: А вот как было дальше, мы с вами узнаем, когда прочитаем  фрагмент из этой летописи. (Опережающий вопрос записан на листах: Что для послов князя Владимира стало основанием выбора именно православия?)  (Работа в группах с фрагментом из «Повести временных лет». Приложение 2) 8 У:   Что   для   послов   князя   Владимира   стало   основанием   выбора   именно православия? У: В 988 году от Рождества Христова князь Владимир призвал всех жителей Киева   креститься   в   реке   Днепр,   как   сделал   это   сам   Иисус   Христос   в   реке Иордан.         (Высказывание детей о мнении родителей о Крещении) У: А как вы понимаете, что такое Крещение?  (Это когда человек принимает ту или иную веру.) У: Давайте прочитаем, как рассказывается об этом в учебнике с.59 (85) Крещение – это присоединение к Церкви.    (Чтение врезки – учебник с.61 (86)) Работа с текстом  врезки У: Найдите в тексте, и подчеркните простым карандашом во имя Кого крестит  людей Церковь.  (Церковь крестит людей во имя Божественной Троицы.) У: Что обновляется в человеке после принятия Таинства Крещения?  (После крещения в человеке обновляется совесть.) У: Сколько раз в жизни можно принимать Таинство Крещения?  (Крещение принимается один раз в жизни.) У:  Многие   художники   и   композиторы   посвятили   свои   произведения   этому Таинству. Давайте рассмотрим репродукцию картины В. Васнецова «Крещение Руси».                                 Слайд 8  (Ответы детей на вопрос: «Какие детали в картине  использовал художник, чтобы   передать   торжество   Крещения?   Одежда,   позы   людей,   их расположение на картине, цветовая гамма…) У:   Вы   правы.   В   центре   –   фигура   Владимира.   Его   лик   выражает торжественность.   Князя   окружают   представители   высшего   духовенства   и простые служители в белых одеждах. Позади виден хор, воспевающий славу Божью, а также верная рать. Простые люди стоят в очереди перед престарелым священником, который проводит обряд крещения. Сделавшись христианином, 9 князь   Владимир, совершенно переменился.   Давайте   прочитаем   об   этом   в учебнике на с.59 (86) последний абзац.                  Задание 3.                Составь кластер Что  изменилось с  принятием  христианства  на Руси. тво  храмов тво  храмов тво  храмов У: За это и многое другое  русский народ его очень полюбил. Крепко засел в памяти народный князь Владимир Красное Солнышко, народ слагал про него песни, былины. За введение христианства Владимир признан церковью Святым и тво храмов Равноапостольным,   так   как     просветил   христианскою   верою   целую   страну. Сейчас Таинство Крещения совершается в Храмах, и я предлагаю посмотреть тво  храмов тво  храмов фрагмент того, как это происходит.  (Просмотр видеофрагмента: клип 2 со слайда или отдельно)                              V. Физкультминутка  (Приложение № 4) 10 Слайд 10 У: А сейчас я снова предлагаю вам поработать в группах. Используя текст в учебнике на с. 59 – 61 (87­89), а так же информацию, которая лежит на партах в конверте, постарайтесь найти ответ и дополнить его уже ранее полученными знаниями.   (Работа в группах: умение выделять нужную информацию) (Приложение 3) VI. Закрепление У: Вера наполняла жизнь смыслом. В храм люди шли и с горем и с радостью. Сделать что­то для храма считалось делом почетным и радостным. Конечно, кто­то оставался и равнодушным к  новой вере. Но всё равно люди стремились к святости и укоряли себя за то, что остаются от неё далеко. И за это стремление людей Русь стали называть Святая Русь.                                                Слайд 11  (Учитель зачитывает слова русского писателя А. И. Солженицын, они же и на  слайде.)                                                 Слайд 12  В каждом поколении  появлялись люди, которые светились верой и любовью.    Рефлексия.  (Выполнение   заданий   на   рефлексивных   листах: Текст со слайда. VII. индивидуально, в парах или группах – на выбор учителя. Приложение № 5)                                                 Слайд 13 Современные   поэты,   композиторы   и   художники   прославляют   свою   любимую Родину – Святую Русь. Давайте послушаем и посмотрим, как они воспевают Русь. Кто знает песню «Колокола России», может присоединить свой голос к исполнению.   (Текст  песни  на  рефлексивном  листе.   Приложение  №   5,  на слайде – картины меняются в автоматическом режиме) У: Благодарю вас, ребята. Вы замечательно сегодня работали! А сейчас давайте  вы поделитесь своими впечатлениями, которые получили на уроке. Предлагаю  11 продолжить  предложения.  ( Рефлексивный лист.  Приложение № 5) Мы  просто обязаны знать историю своей Родины, чтобы быть духовно грамотными  людьми. Много произведений посвящено Святой Руси и литературных и  музыкальных, одним из таких произведений мы завершаем наш урок. VIII. Домашнее задание.    Слайд 14 У: Ребята, дома я предлагаю вам закрепить полученные знания, выбрав любой из вариантов со слайда (карточки (Приложение  № 6). Использованная литература: 1. Учебник:   Основы   православной   культуры.   4   –   5   /   А.В.   Кураев.   –   М.: Просвещение, 2011 2. Воскобойников В. Князь Владимир.­ М.: РОСМЭН , 2004. 3. Интернет­ресурсы. 12

Конспект урока "Как христианство пришло на русь"

Конспект урока "Как христианство пришло на русь"

Конспект урока "Как христианство пришло на русь"

Конспект урока "Как христианство пришло на русь"

Конспект урока "Как христианство пришло на русь"

Конспект урока "Как христианство пришло на русь"

Конспект урока "Как христианство пришло на русь"

Конспект урока "Как христианство пришло на русь"

Конспект урока "Как христианство пришло на русь"

Конспект урока "Как христианство пришло на русь"

Конспект урока "Как христианство пришло на русь"

Конспект урока "Как христианство пришло на русь"

Конспект урока "Как христианство пришло на русь"

Конспект урока "Как христианство пришло на русь"

Конспект урока "Как христианство пришло на русь"

Конспект урока "Как христианство пришло на русь"

Конспект урока "Как христианство пришло на русь"

Конспект урока "Как христианство пришло на русь"

Конспект урока "Как христианство пришло на русь"

Конспект урока "Как христианство пришло на русь"

Конспект урока "Как христианство пришло на русь"

Конспект урока "Как христианство пришло на русь"

Конспект урока "Как христианство пришло на русь"

Конспект урока "Как христианство пришло на русь"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018