Конспект урока "Культура средневековой Европы" 9 класс
Оценка 5

Конспект урока "Культура средневековой Европы" 9 класс

Оценка 5
Разработки уроков
docx
МХК
9 кл
10.06.2018
Конспект урока "Культура средневековой Европы" 9 класс
Концепция урока: Сформировать знания особенностей культуры Средневековья, добиться понимания значения христианской веры в средние века. Задачи урока: 1. Образовательные: - раскрыть понятие культуры средневековья; - добиться усвоения знаний особенностей основных периодов Средневековья; - подвести к выводу о мировоззренческом значении и характере христианской веры в эпоху Средних веков; - выделить место и образ человека в средневековье; - добиться усвоения студентами знаний о главных видах и формах художественной культуры средневековья: романском и готическом стилях; - сформировать представление об особенностях научной культуры средневековья. 2. Воспитательные: - воспитывать у студентов интерес к особенностям культуры Средних веков; - способствовать повышению общего культурного уровня студентов. 3. Развивающие: - развивать аналитическое мышление: формировать умение выделять существенные признаки при характеристике периодов средневековья; - развивать умение сравнивать и делать выводы при сопоставлении романского и готического стилей в художественной культуре Средних веков; - совершенствовать умение анализировать текст первоисточника (высказывания Эриогена и Августина о сущности Бога, творения и человека); - развивать умение делать выводы при анализе устных сообщений по теме.Конспект урока "Культура средневековой Европы" 9 класс
конспект.docx
КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ Тема урока: “Культура средневековой Европы” Концепция урока    : Сформировать знания особенностей культуры Средневековья, добиться понимания  значения христианской веры в средние века. Задачи урока    : 1. Образовательные: ­ ­ ­ ­ ­ ­ раскрыть понятие культуры средневековья; добиться усвоения знаний особенностей основных периодов Средневековья; подвести к выводу о мировоззренческом значении и характере христианской  веры в эпоху Средних веков; выделить место и образ человека в средневековье; добиться усвоения студентами знаний о главных видах и формах  художественной культуры средневековья: романском и готическом стилях; сформировать представление об особенностях научной культуры  средневековья. 2. Воспитательные: ­ ­ воспитывать у студентов интерес к особенностям культуры Средних веков; способствовать повышению общего культурного уровня студентов. 3. Развивающие: ­ ­ ­ ­ развивать аналитическое мышление: формировать умение выделять  существенные признаки при характеристике периодов средневековья; развивать умение сравнивать и делать выводы при сопоставлении романского и готического стилей в художественной культуре Средних веков; совершенствовать умение анализировать текст первоисточника  (высказывания Эриогена и Августина о сущности Бога, творения и человека); развивать умение делать выводы при анализе устных сообщений по теме. Тип урока: сообщение нового материала. Методы и приёмы работы: ­ ­ ­ эвристическая беседа; самостоятельная работа студентов с записью выводов по сообщениям; сравнительный анализ: работа со сравнительной таблицей при сопоставлении  1 ­ романского и готического стилей в искусстве; проблемная ситуация при анализе высказываний философов средневековья о  сущности человека и Бога (работа с дидактическим материалом). Эпиграфы:  1. Сонм варваров империю свалил. Народы хлынули, свирепы, дики; Мрак разостлался, тягостен, уныл; Казалось: луч наук навек почил, И тщетно трон свой высил  Карл Великий. В. Брюсов. Переселение народов. 2. Дух знанья жил, скрыт в тайном эликсире, Поя целебно мутный мрак веков. Пусть жизнь была сплошной борьбой врагов,  Пусть меч звенел в бою и на турнире, ­ Искал алхимик камень мудрецов, Ум утончался в преньях о вампире, Познать творца пытался богослов, ­  И мысль качала мировые гири. В. Брюсов. Средние века. 2 3 Конспект урока. Преподаватель (после организационного момента):           Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с новой темой. Нашей задачей будет определить и разобраться в особенностях культуры средневековой Европы. Запишите тему.          На предыдущих занятиях мы уже много говорили о мифологических особенностях мировоззрения. В эпоху Средневековья происходит переоценка жизненных ценностей и приоритетов. Каким образом меняется образ мысли и самоопределение человека в эту эпоху мы и должны с вами сегодня выяснить. Какой период в истории человечества называется Средними веками? Студенты: Средними веками культурологи называют длительный период в истории Западной Европы между Античностью и Новым Временем. Этот период охватывает более тысячелетия с V по XV в. Преподаватель: Внутри тысячелетнего периода Средних веков принято выделять по меньшей мере три периода. Это: – Раннее Средневековье, от начала эпохи до 900 или 1000 годов (до X – XI веков); – Высокое (Классическое) Средневековье. От X – XI  веков до примерно XIV века; – Позднее Средневековье, XIV и XV века (запись в тетради).     Об особенностях каждого периода нам расскажет … Студентка: Раннее средневековье – время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы. Прежде всего, это – вторжения так называемых варваров  (Преподаватель    : Кто такие варвары?)(от латинского barba – борода), которые уже со 2 века нашей эры постоянно нападали на римскую империю и селились на землях ее провинции. Эти вторжения закончилось падением Рима. (Преподаватель    :  Какая   религия   была   государственной   в   Римской   империи   к этому времени? Студенты: христианство). Новые западноевропейцы при этом, как правило, принимали христианство, которое в Риме   к   концу   его   существования   было   государственной   религией.   Христианство   в различных  его формах  постепенно  вытесняло  языческие  верования на  всей  территории Римской империи, и этот процесс, определявший лицо раннего Средневековья  в Западной Европе. Третьим   существенным   процессом   было   формирование   на   территории   бывшей 4 Римской империи новых государственных образований, создавшихся теми же “варварами”. Многочисленные   франкские,   германские,   готские   и   прочие   племена   были   на   деле   не такими уж дикими. Большинство из них уже имели зачатки государственности, владели ремеслами, включая земледелие и металлургию, были организованы на принципах военной демократии. Племенные вожди стали провозглашать себя королями, герцогами и т.д., постоянно воюя друг с другом и подчиняя себе более слабых соседей. На Рождество 800 года   король   франков   Карл   Великий   был   коронован   в   Риме   каталическим   папой   как император   всего   европейского   запада.   Позднее   (900год)   Священная   Римская   империя распалась   на   бесчисленное   множество   герцогств,   графств,   маркграфств,   епископств, аббатств и прочих уделов. Их властители вели себя как вполне суверенные хозяева, не считая   нужным   подчиняться   никаким   императорам   или   королям.   Однако   процессы формирования   государственных   образований   продолжались   и   в   последующие   периоды. Характерной особенностью жизни в раннее Средневековье были постоянные грабежи и опустошения,   которым   подвергались   жители  Священной   Римской   империи.   И   эти грабежи и набеги существенно замедляли экономическое и культурное развитие. В   период   классического   или   высокого   Средневековья   Западная   Европа   начала преодолевать   эти   затруднения   и   возрождаться  с   Х   века   сотрудничество   по   законам феодализма  позволило создать более крупные государственные структуры и собирать достаточно   сильные   армии.  Благодаря   этому   удалось   остановить   вторжения, существенно ограничить грабежи, а затем и перейти постепенно в наступление.  (Преподаватель    : Какие военные процессы станут итогом усиления европейских армий? Студенты: крестовые походы). В 1024 году крестоносцы отняли у византийцев Восточную Римскую империю, а в 1099 году захватили у мусульман Святую землю. Правда, в 1291году и то и другое были опять   потеряны.   Однако   из   Испании   мавры   были   изгнаны   на   всегда.   В   конце   концов западные   христиане   завоевали   господство   над   Средиземным   морем   и   его   островами. Многочисленные миссионеры принесли христианство в королевства Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так что эти государство вошли в орбиту западной культуры. Наступившая   относительная   стабильность   обеспечила   возможность   быстрого подъема   городов   и   общеевропейской   экономики.  Жизнь   в   Западной   Европе   сильно изменилась, общество быстро утрачивало черты варварства, в городах расцветала духовная жизнь. В целом европейское общество стало намного более богатым   и цивилизованным, чем   во   время   античной   Римской   империи.  Выдающуюся   роль   в   этом   играла христианская   церковь,   которая   тоже   развивалась,   совершенствовала   свое   учение   и организацию.  На базе  художественных  традиций  Древнего Рима  и  прежних  варварских племен возникло романское, а затем блестящее готическое искусство, причем на ряду с архитектурой и литературой развивались все другие его виды – театр, музыка, скульптура, живопись,   литература.   Именно   в   эту   эпоху   были   созданы,   например,   такие   шедевры литературы как «Песнь о Роланде» и «Роман о Розе». Особенно большое значение имело то,   что   в   период   западноевропейские   ученые   получили   возможность   читать   сочинения античных греческих и эллинистических философов, прежде всего Аристотеля. На этой основе зародилась и выросла великая философская система Средневековья – схоластика. 5 Позднее   Средневековье   продолжило   процессы   формирования   европейской культуры, начавшиеся в период классики. Однако ход их был далеко не гладким. В XIV – XV   веках   Западная   Европа   неоднократно   переживала   великий   голод.   Многочисленные эпидемии,   особенно   бубонной   чумы   («Черная   смерть»),   тоже   принесли   неисчерпаемые человеческие   жертвы.   Очень   сильно   замедлила   развитие   культуры   Столетняя   война. Однако в конце концов города возрождались, налаживалось ремесло, сельское хозяйство и торговля. Люди, уцелевшие от мора и войны, получали возможность устраивать свою жизнь лучше, чем в предыдущие эпохи. Феодальная знать, аристократы, стали вместо замков строить для себя великолепные дворцы как в своих поместьях, так и в городе, новые богачи   из   «низких»   сословий   подражали   им   в   этом,   создавая   бытовой   комфорт   и соответствующий стиль жизни. Возникли условия для нового подъема духовной жизни, науки,   философии,   искусства,   особенно   в   Северной   Италии.   Этот   подъем   с необходимостью вел к так называемому Возрождению или Ренессансу. Преподаватель: Действительно, Средние века были очень неоднородны; события быстро сменяли друг друга. Точно передал атмосферу первых веков этой эпохи В.Брюсов в своем стихотворении «переселение народов», которое стало эпиграфом нашего занятия: Сонм варваров империю свалил. Народы хлынули, свирепы, дики; Мрак разостлался, тягостен, уныл; Казалось: луч наук навек почил, И тщетно трон свой высил  Карл Великий. В этих строках отражены основные события раннего средневековья. Но несмотря на неоднородность   эпохи,   можно   выделить   черты,   характерные   для   всего   периода Средневековья. Важнейшей   особенностью   средневековой   культуры   является  особая   роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу   после   разрушения   Римской   империи   только   церковь   в   течение   многих   веков оставалась   единственным   социальным   институтам,   общим   для   всех   стран,   племен   и государств Европы. Церковь была господствующим политическим институтам, но еще более   значительно   было   то   влияние,   которое   церковь   оказывала   непосредственно   на сознание населения.  (Преподаватель    :  Какая   функция   религии   реализуется   в   данном   случае? Студенты: мировоззренческая). В условиях тяжелой и скудной жизни, на фоне крайне ограниченных и чаще всего малодостоверных   знаний   о   мире,   христианство   предлагало   людям   стройную   систему знаний о мире, о его устройстве, о действующих в нем силах и законах. (Преподаватель    :  Почему именно христианство стало опорой? Чем оно могло облегчить жизнь?   Студенты: Христианство обладает эмоциональной притягательностью 6 с его теплотой, общечеловеческие значимой проповедью любви и всем понятными нормами социального общежития, с романтической приподнятостью и экстатичностью сюжета об искупительной жертве, наконец, с утверждением о равенстве всех без исключения людей в самой высшей инстанции). Христианская картина мира, целиком определявшая менталитет верующих селян и   горожан,  основывалась     главным   образом   на   образах   и   толкованиях   Библии. Исследователи отмечают, что в Средние века исходным пунктом объяснения мира  было полное, безусловное противопоставление Бога и природы, Неба и Земли, души и тела. Средневековый европеец был, безусловно, глубоко религиозным человеком. В его сознании мир виделся как своеобразная арена противоборства сил небесных и адских, добра и зла. При этом сознание людей было глубоко магическим, все были абсолютно уверены в возможности чудес и воспринимали все, о чем сообщала Библия, буквально. По удачному выражению С. Аверинцева, «Библию читали в средние века примерно так, как мы сегодня читаем свежие газеты» [16, c. 171]. В самом общем плане мир виделся тогда в соответствие с некоторой иерархической логикой,   как   симметрическая   схема,   напоминающая   две   сложенные   основаниями пирамиды. Вершина одной из них, верхней – Бог. Ниже идут ярусы или уровни священных персонажей: сначала Апостолы, наиболее приближенные к Богу, затем фигуры, которые постепенно удаляются от Бога и приближаются к земному уровню  ­ архангелы, ангелы и тому подобные небесные существа. На коком­то уровне в эту иерархию включаются люди: сначала папа и кардиналы, затем клирики более низких уровней, ниже их простые миряне. Затем еще дальше от Бога и ближе к земле, размешаются животные, потом растения и потом – сама земля, уже полностью неодушевленная.   А дальше идет как бы зеркальное отражение верхней, земной и небесной иерархии, но опять в ином измерении и со знаком «минус»,   в   мире   как   бы   подземном,   по   нарастанию   зла   и   близости   к   Сатане.   Он размешается на вершине этой второй, хтонической пирамиды, выступая как симметричное Богу, как бы повторяющее его с противоположным знаком  (отражающее подобно зеркалу) существо. Если Бог – олицетворение Добра и Любви, то Сатана – его противоположность, воплощение Зла и Ненависти.  Средневековый европеец, включая и высшие слои общества, вплоть до королей и императоров,   был   неграмотен.  Ужасающе   низким   был   уровень   грамотности   и образованности даже духовенства в приходах. Лишь к концу XV века церковь осознавала необходимость иметь образованные кадры, принялась открывать духовные семинарии и т.п. Уровень   же   образования   прихожан   был   вообще   минимальным.   Мааса   мирян   слушала полуграмотных священников. При этом сама Библия была для рядовых мирян запретна, ее тексты считались слишком сложными и недоступными  для непосредственного восприятия простых прихожан. Толковать ее дозволялось только священнослужителям. Однако и их образованность   и   грамотность     была   в   массе,   как   сказано,   очень   невысока.   Массовая средневековая культура бес книжная, «догутенбергова». Она опиралась не на печатное слово,   а   на   изученные   проповеди   и   увещевания.   Она   существовала   через   сознание безграмотного человека. Это была культура молитв, сказок, мифов, волшебных заклятий.  В месте с тем значение слова, написанного и особенно звучащего, в средневековой культуре  было   необычайно   велико.   Молитвы,   воспринимавшиеся   функционально   как 7 заклинания,   проповеди,   библейские   сюжеты,   магические   формулы   –   все   это   тоже формировало   средневековый   менталитет.   Люди   привыкли   напряженно   вглядываться   в окружающую действительность, воспринимая ее как некий текст, как систему символов, содержащих некий высший смысл. Эти символы – слова надо было уметь распознавать из них   божественный   смысл.   Этим,   в   частности,   объясняются   и   многие   особенности средневековой   художественной   культуры,   рассчитанной   на   восприятие   в   пространстве именно   такого,   глубокого   религиозного   и   символичного,   словесно   вооруженного менталитета. Даже живопись там была прежде всего явленным словом, как и сама Библия. Слово   было   универсально,   подходило   ко   всему,   объясняло   все,   скрывалось   за   всеми явлениями как их скрытый смысл. Поэтому для средневекового сознания, средневекового менталитета   культура   прежде   всего   выражала   смыслы,   душу   человека,   приближала человека   к   Богу,   как   бы   переносила   в   иной   мир,   в   отличное   от   земного   бытия пространство.   И   пространство   это   выглядело   так,   как   описывалось   в   Библии,   житиях святых,   сочинениях   отцов   церкви   и   проповедях   священников.   Соответственно   этому определялось и поведение средневекового европейца, вся его деятельность. Особенно ярко названные черты мироощущения человека средних веков отражены в размышлениях философов.  Рассмотрим высказывания философов средневековья Эриугены и Августина о  сущности человека и Бога (работа с раздаточным материалом). Анализ высказываний 1. Какое мнение высказывают Эриугена и Августин о возможности определения  божества?  2. Чем, по мнению философов, является мир, творение, время? Эриугена Августин 1.Показывает недостаточность всех  определений Божества. К богу совершенно  неприложимы категории мышления. Бог есть  Ничто не в смысле отрицания, но в смысле  недостаточности всякого утверждения. 1.Бог – истина, мудрость, умный свет,  Творец веленной, (мира и времени),  Источник истины, так как руководит  нашим разумом (“Руководи же мною…”)  2. «Всё есть одно и всё есть Бог». Пропасть  между Богом и тварью (человеком)  отрицается, и тварь рассматривается как  субстанция единая с Богом. Мир сотворён из  ничего, мир есть само божественное. Познать  его невозможно т.е. для Эриугена нет  творения мира, как внебожественного  (относительного) бытия. «Ибо природа  сотворённая есть ступень в самораскрытии  Божества». Мир вечен в Боге, он и есть Бог.  Бытие чувственного мира начинается с  2. Бог сотворил небо и землю “в небытии”,  из ничего, так как до творения ничего не  было, кроме тебя. Мир сотворён вместе со  временем.  Время: Нет ни будущего, ни прошлого, а  есть  1. настоящее будущего (надежда,  мысли о будущем) 2. настоящее прошедшего (память) 3. настоящее настоящего (взгляд,  8 грехопадения человека. воззрение, мнение) Не   стоит   на   месте,   продолжает   развиваться   в   Средневековье   и   наука.   Запишите подзаголовок: «  Научная культура в средние века  ». О ней нам расскажет…   Студентка:  Христианская   церковь   в   средние   века   была   совершенно  равнодушна   к греческой   и   вообще   к   языческой   науке   и   философии.  (запись   в   тетрадях)  Главная проблема,   которую   старались   решить   отцы   церкви,   заключалась   в   том,   чтобы   освоить знания «язычников», определив при этом границы между разумом и верой. Христианство было   вынуждено   соперничать   с   разумом   язычников,   таких,   как   эллинисты,   римляне,   с иудейской ученостью. Но в этом соперничестве оно должно было строго оставаться на библейской основе. Можно здесь вспомнить, что многие отцы церкви имели образование в области   классической   философии,   по   существу   своему   не   христианское.   Отцы   церкви прекрасно   осознавали,   что   содержащееся   в   работах   языческих   философов   множество рациональных   и   мистических   систем   сильно   затруднит   развитие   традиционного христианского мышления и сознания. Частичное  решение   этой  проблемы  было  предложено  в  V  веке   Св.  Августином. Однако хаос наступивший в Европе вследствие вторжения германских племен и упадка Западной   Римской   империи,   отодвинул   серьезные   дебаты   о   роли   и   приемлемости языческой рациональной науки в христианском обществе на семь столетий и лишь в X­XI веках после завоевания арабами Испании и Сицилии возрождается интерес к освоению античного наследия. По той же причине христианская культура была теперь способна и к восприятию оригинальных работ исламских ученых. Результатом стало важное движение, включавшее в себя собирание греческих и арабских рукописей, перевод их на латынь и комментирование.   Запад   получил   таким   путем   не   только   полный   корпус   сочинений Аристотеля, но и работы Евклида и Птолемея. Появившиеся   в   Европе   с   XII   века   университеты   стали   центрами   научных исследований,  (запись в тетрадях) помогая установить неприкасаемый научный авторитет Аристотеля.   В   середине   XIII   столетия   Фома   Аквинский   осуществил   синтез аристотелевской философии и христианской доктрины. Он подчеркивал гармонию  разума и веры, укрепляя таким способом основы естественной теологии. Но томистский синтез не остался   без   ответного   вызова.   В   1277   году,   после   смерти   Аквината,   архиепископ Парижский   признал   непригодными   219   из   утверждений   Фомы,   содержащихся   в   его сочинениях. В результате была развита номиналистская доктрина (У. Оккам). Номинализм, который   стремился   отделить   науку   от   теологии,   стал   краеугольным   камнем   в предопределении сфер науки и теологии позднее, в XVII веке. 9 Более   полно   о   философской   культуре   европейского   Средневековья   мы   будем говорить на следующей паре. В   течение   XIII   и   XIV   веков   европейские   ученые   всерьез   расшатывали фундаментальные   устои   аристотелевской   методологии   и   физики.   Английские францисканцы Роберт Гроссетест и Роджер Бекон ввели в сферу науки математический и экспериментальный методы, а также способствовали дискуссии о зрении и о природе света и цвета. Их оксфордские последователи ввели количественные рассуждения и физический подход через свои исследования ускоренного движения. За Ла­Маншем, в Париже, Жан Буридан   и   другие   ученые   детально   разработали   концепцию   импульса,   в   то   время   как Николас Орезм (1330­1382) предложил ряд смелых идей в астрономии, что открыло двери для пантеизма Николая Кузанского. Важное место в научной культуре европейского Средневековья занимала алхимия. Алхимия была посвящена преимущественно поискам субстанции, которая могла бы превращать обычные металлы в золото и серебро и служить средством бесконечного продления   человеческой   жизни.  (запись   в   тетрадях)     Хотя   ее   цели   применявшиеся средства   были  весьма  сомнительны  и   чаще  всего   иллюзорны,   алхимия  была  во   многих отношения предшественницей современной науки, особенно химии. Первые дошедшие до нас достоверные работы европейской алхимии принадлежат английскому монаху Роджеру Бекону   и   немецкому   философу   Альберту   Великому.   Они   оба   верили   в   возможность трансмутации низших металлов в золото. Эта идея поражала воображение, алчность многих людей, в течение всех средних веков. Они верили, что золото – совершеннейший металл, а низшие металлы менее совершенны, чем золото. Поэтому они пытались изготовить или изобрести   вещество,   называемое   философским   камнем,   которое   совершеннее   золота,   а потому   может   быть   использовано   для   совершенствования   низших   металлов   до   уровня золота. Роджер Бекон верил, что золото, растворенное в «царской водке» (aqua regia), Является  эликсиром   жизни.   Альберт   Великий   был   величайшим   практическим   химиком своего   времени.   Российский   В.   Л.   Рабинович   проделал   блестящий   анализ   алхимии   и показал,   что   она   представляла   собой   типичное   порождение   средневековой   культуры, сочетая   магическое   и   морфологическое   видение   мира   с   трезвым   практицизмом   и экспериментальном подходе. Возникают и новые принципы познания и обучения. Пытаясь найти гармонию веры и разума,   соединить   иррациональные   догмы   и   экспериментальные   методы,   мыслители   в монастырях   и   духовных   школах   постепенно   создавали   принципиально   новый  способ организации мышления – дисциплинарный. (запись в тетрадях) Наиболее развитая форма теоретического мышления того времени была теология. Именно теологии, обсуждая проблемы синтеза языческой рациональной философии и   христианских   библейских   принципов,   нащупали   те   формы   деятельности   и   передачи знаний,   которые   оказались   наиболее   эффективны   и   необходимы   для   возникновения   и становления современной науки: принципы обучения, оценки, признания истины, защита, которые используются в науке и сегодня (такие, как диссертация, защита, диспут, звание, сеть   цитирования,   научный   аппарат,   объяснение   с   современниками   с   помощью   опор   – ссылок   на   предшественников,   приоритет,   запрет   на   повтор­плагиат).   Теология средневековой Европы в поисках нового объяснения мира стала впервые ориентироваться 10 не   на   простое   воспроизведение   уже   известного   знания,   а   на  созидание   новых концептуальных   схем,  которые   смогли   бы   объединить   столь   разные,   практически несоединимые   системы   знания.   Это   и   привело   в   конце   концов   к   возникновению   новой парадигмы мышления – форм, процедур, установок, представлений, оценок, с помощью которых участники обсуждений добиваются взаимопонимания. М. К. Петров назвал эту новую   парадигму   дисциплинарной   (16;   174).   Он   показал,   что   средневековая западноевропейская теология обрела   все характерные черты будущих дисциплин. В их числе – «основной набор дисциплинарных правил, процедур, требований к завершенному продукту, способов воспроизводства дисциплинарных кадров». Вершиной этих способов воспроизводства   кадров   и   стал   университет,   система,   в   которой   все   перечисленные находки   расцветают   и   работают.   Университет   как   принцип,   как   специализированную организацию можно считать величайшим изобретением Средневековья. Преподаватель:   Пересмотру   подверглись   и   основы   художественной   культуры.  Какие стили в искусстве стали основными в эпоху Средних веков?  Студенты: Романский и готический стили. Преподаватель:  В процессе нашего разговора мы составим сравнительную таблицу двух   стилей.  Однако   прежде   посмотрите   на   репродукции   с   изображениями   разных средневековых соборов. Даже невооруженным взглядом видно, как отличаются романский и готический стили в архитектуре. В чем это отличие?  Студенты:  Романские   храмы   невысокие,   с   толстыми   стенами,   маленькими   окнами,   а готические имеют заостренные формы, большие оконные проемы. Преподаватель: Что вы знаете об особенностях этих стилей? (основные черты стилей фиксируем в таблице). Студенты:  Первым   самостоятельным,   специфически   европейским   художественным стилем   средневековой   Европы   был  романский,  которым   характеризуется   искусство   и архитектура   Западной   Европы   примерно   с   1000   года   до   возникновения   готики,   в большинстве регионов  примерно до второй половины и конца XII века, а в некоторых и позднее.  Он  возник  в  результате  синтеза   остатков  художественной  культуры  Рима   и варварских племен. На первых порах это был пра­романский стиль. В   конце   пра­романского   периода   элементы   романского   стиля   смешивались   с византийскими, с ближневосточными, особенно сирийскими, также пришедшими в Сирию из Византии; с германскими, с кельтскими, с чертами стилей других северных племен. Различные комбинации этих влияний создали в Западной Европе множество локальных стилей,   которые   получили   общее   имя   романского,   в   значении   «в   манере   римлян». Поскольку основное количество сохранившихся принципиально важных памятников пра­ романского   и   романского   стиля   являются  архитектурными   сооружениями:   различные стили этого периода часто различаются по архитектурным школам.  Архитектура V­VIII 11 веков   обычно   проста,   за   исключением   зданий   в   Равенне,   (Италия),   возведенных   по византийским правилам. Здания часто создавались из элементов, изъятых из старых римских   построек,   или   декорировались   ими.  Во   многих   регионах   такой   стиль   был продолжением   раннехристианского   искусства.   Круглые   или   многоугольные   соборные церкви,   заимствованные   из   византийской   архитектуры,   строились   в   течение   пра­ романтического периода; позднее они возводились в Аквитании на юго­западе  Франции и в Скандинавии.   Наиболее   известные   и   лучше   всего   проработанные   образцы     этого   типа­ собор   Сан­Витаго   византийского   императора   Юстиниана   в   Равенне   (526­548)   и восьмиугольная дворцовая капелла, построенная между 792 и 805 годами Карлом Великим в Ай­ля­Капелле (в наст. Время Аахен, Германия), прямо инспирированная собором Сан­ Витало.   Одним   из   творений  каролингских   архитекторов    стал   вестворк,   многоэтажный входной   фасад,   фланкированный   колокольными,   который   стали   пристраивать   к христианским базиликам. Вестворки были прототипами фасадов гигантских романских и готических соборов. Важные   здания   конструировались   также  в   монастырском   стиле.   Монастыри, характерное религиозное и социальное явление той эпохи, требовали громадных зданий, совмещавших в себе как жилища монахов, так и часовни, помещения для молитв и служб, библиотеки,   мастерские.   Тщательно   проработанные   пра­романские   монастырские комплексы были возведены в Сент­Галле (Швейцария), на острове Райхенау и в Италии монахами­бенедектинцами. Скульптура.  Большинство романских скульптур было  интегрировано в церковную архитектуру   и   служило   как   структурным,   так   и   эстетическим   целям.  Поэтому трудно   говорить   о   романской   скульптуре,   не   касаясь   церковной   архитектуры. Малоразмерная скульптура пра­романской эпохи из кости, бронзы, золота изготавливалась под влиянием византийских моделей. Другие элементы многочисленных местных стилей были   позаимствованы   из   ремесел   стран   Ближнего   Востока,   известным   благодаря импортированным   иллюстрированным   рукописям,   разным   изделиям   из   кости,   золотым предметам, керамике, тканям.  Студент:  Готический стиль ­ это художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средних веков искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой 12 и 16 веков).  Термин “Готика” введен в эпоху Возрождения   как   уничижительное   обозначение   всего   средневекового   искусства, считавшегося “варварским”. С начала 19 века, когда для искусства был принят термин романский   стиль,   были   ограничены   хронологические   рамки   Готики,   в   ней   выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы.  Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально­церковной основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи Готики. Готическое   искусство   оставалось   преимущественно   культовым   по   назначению   и религиозным   по   тематике:   оно   было   соотнесено   с   вечностью,   с   “высшими” иррациональными силами.  Для   Готики   характерны   символико   ­   аллегорический   тип   мышления   и условность   художественного   языка.   От   романского   стиля   Готика   унаследовала 12 главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы культур, зданий. Особое место   в   искусстве   Готики   занимал  собор  ­   высший   образец   синтеза   архитектуры, скульптуры   и   живописи   (преимущественно   витражей).   Несоизмеримое   с   человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры ритмам динамичности   архитектуры,   многоцветное   сияние   витражей   оказывали   сильное эмоциональное воздействие на верующих.  Развитие   искусства   Готики   отражало   и   кардинальные   изменения   в   структуре средневекового   общества:   начало   формирования   централизованных   государств,   рост   и укрепление   городов,   выдвижение   светских   сил,   торговых   и   ремесленных,   а   также придворно­рыцарских   кругов.   По   мере   развития   общественного   сознания,   ремесла   и техники,   ослабевали   устои   средневековых   религиозно­догматических   мировоззрений, расширялись   возможности   познания   и   эстетического   осмысления   реального   мира; складывались   новые   архитектурные   типы   и   тектонической   системы.   Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура.  Городские   архитектурные   ансамбли  включали   культурные   и   светские   здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь часто обстраивалась домами с аркадами,   торговыми   и   складскими   помещениями   в   нижних   этажах.   От   площади расходились главные улицы, узкие фасады двух­, реже трёх ­этажных домов с высокими, фронтонами   выстраивались   вдоль   улиц   и   набережных.   Города   окружались   мощными стенами с богато украшенными проездными башнями. Замки постепенно превращались в сложные комплексы крепостей, дворцовых и культурных сооружений. Обычно в центре города, господствуя  над его застройкой,  находился  собор, становившийся  средоточием городской   жизни.   В   нем   наряду   с   богослужением   устраивались   богословские   диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан.  Собор мыслился своего рода сводом   знания   (главным   образом   богословского),   символом   Вселенной,   а   его художественный   строй,   сочетавший   торжественное   величие   со   страстной динамикой,   изобилие   пластических   мотивов   со   строгой   иерархической   системой   их соподчинения, выражал не только идеи средневековой общественной иерархии и власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание горожан, каркас из столбов (в зрелой Готике ­ пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами  и 4 арками, которые  вместе  с арками­нервюрами  образуют  остов крестового свода, заполненного облегченными небольшими сводами ­ распалубками. Боковой   распор   свода   главного   нефа   передается   с   помощью   опорных   арок (аркбутанов)   на   наружные   столбы   ­   контрфорсы.   Освобожденные   от   нагрузки   стены   в промежутках   между   столбами   прорезаются   арочными   окнами.   Нейтрализация   распора свода за счет вынесения наружу основных конструктивных элементов позволила создать ощущение лёгкости и творческое величие усилий человеческого коллектива.  Готика зародилась в Северной части Франции (Ильде­Франс) в середине 12 в. и достигла   расцвета   в   первой   половине   13в.   Каменные  готические   соборы   получили   во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3­5 ­ нефные базилики с поперечным 13 нефом   ­   трансептом   и   полукруговым   обходом   хора   (“деамбула­торием”),   к   которому примыкают   радиальные   капеллы   (“венец   капелл”).   Их   высокий   и   просторный   интерьер озарен   цветным   мерцанием   витражей.   Впечатление   неудержимого   движения   ввысь   и   к алтарю создается рядами стройных столбов, мощным взлетом остроконечных стрельчатых арок,   убыстренным   ритмом   аркад   верхней   галереи   (трифория).   Благодаря   контрасту высокого   главного   и   полутемных   боковых   нефов   возникает   живописное   богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства.  На фасадах соборов варьируются  стрельчатые арки и богатые архитектурно­ пластические декорации, детали — узорные вимперги, фиалы, краббы и т.д. Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в   тимпанах   порталов,   а   также   на   капителях   колонн   образуют   цельную   символическую сюжетную   систему,   в   которую   входят   персонажи   и   эпизоды   Священного   писания, аллегорические образы. Лучшие произведения готической пластики декор, статуи фасадов соборов   в   Шартре,   Реймсе,   Амьене,   Страсбуре   проникнуты   одухотворённой   красотой, искренностью и благородством.  Смелая и сложная каркасная конструкция готического собора, воплотившая торжество   дерзновенной   инженерной   мысли   человека,   позволила   преодолеть массивность   романских   построек,   облегчить   стены   и   своды,   создать   динамическое единство внутреннего пространства.  В   Готике   происходит   обогащение   и   усложнение   синтеза   искусств,  расширение системы сюжетов, в которой отразились средневековое представления о мире. Основным видом   изобразительного,   искусства   была  скульптура,  получившая   богатое   идейно­ художественное содержание и развитые пластические формы. Застылость и замкнутость романских   статуй   сменились   подвижностью   фигур,   их   обращением   друг   к   другу   и   к зрителю.   Со   временем   возник   интерес   к   реальным   природным   формам,   к   физической красоте и чувствам человека. Новую трактовку получили темы материнства, нравственного страдания, мученичества и жертвенной стойкости человека.  В эту в эпоху  расцвела книжная миниатюра  и появилась  алтарная живопись; достигло   высокого   подъёма  декоративное   искусство,   связанное   с   высоким   уровнем развития цехового ремесла.  Для   поздней   (“пламенеющей”)   Готики   характерен   прихотливый,   напоминающий языки   пламени  узор   оконных   проёмов  (ц.   Сен­Маклу   в   Руане).   Появились   росписи   на светские   сюжеты   (в   папском   дворце   в   Авиньоне,   14—15   вв.).   В   миниатюрах   (главным образом, часословах) наметилось стремление к одухотворённой человечности образов, к передаче   пространства   и   объёма.   Воздвигались   светские   постройки   (городские   ворота, ратуши,   цеховые   и   складские   здания,   танцевальные   залы).   Скульптуру   соборов   (в Бамберге, Магдебурге, Наумбубге) отличают жизненная конкретность и монументальность образов,   мощная   пластическая   экспрессия.   Части   храмов   украшались   рельефами, статуями,   растительным   орнаментом,   изображениями   фантастических   животных; характерно обилие в декоре светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, 14 гротескные   и   сатирические   изображения).   Разнообразна   и   тематика   витражей,   в   гамме которых преобладали красные, синие и жёлтые тона.  Сопоставительная таблица Романского и готического стилей в художественной культуре  Средневековья. Вид искусства Архитекту ра Скульптура Живопись  Романский стиль (XI – XII вв.) Готический(XII­XIV) Служит религиозным целям. Служит религиозным целям. Собор имеет вид крепости, для внешнего вида характерны простые геометрические формы.   стены узкими Толстые полуциркулярными   окнами,   массивные высокие башни. с     Цилиндрический   свод,   который   тяжело давил на опору. В плане – вид креста, в центре высился не купол, а башня. Символичность образов.   народного Служит украшением храмов. Проявились   черты творчества: фантастических изображения (мифологических)   существ.   Фигуры строго вытянуты, неподвижны. вертикальны,       Росписи   на   стенах   храмов,   Религиозная условность,   линеарно   –   плоскостное изображение.   Книжная   миниатюра. Человек   изображался   абстрактно светотени. Основа   конструкции   –   каркасная система   =>   нет   массивных   стен, появляются   окна,   увеличивается высота.  Витражи. Вход (западный фасад) освобождён от конструкций => обращён к человеку. Значение человеческой личности. Просторное внутреннее пространство, устремлённость ввысь (к Богу), свет – всё   создаёт   атмосферу   праздничной торжественности. В   скульптуре   начинает   передаваться облик   людей,   в   позах   появляется движение,   появляются изображения душевной жизни, чувств (горе, радость).   свобода, Портретная схожесть. Огромные окна с витражами. Исчезают фрески. Книжные иллюстрации, миниатюры. В   фигурах   много   грации,   движения, реалистичности, объёмность.   светские Появляются темы, стремление  к реализму,  изображение деталей.   15 Появляется   светская   литература   на национальных   языках,   Рыцарская литература: “Песнь О Роланде”,  Литература “Песнь о Нибелунгах”.   Изображение   идеального   героя,   но   и описание типичной картины жизни: пиры, турниры, сражения. Городская   литература   выражает мировоззрение   буржуазии.   Темы   из фольклора. Возникает публицистика и сатира,   художественная   проза народная   поэзия,   баллада,   пьеса   о человеке, а не о библии. Преподаватель: Перед вами лист с изображениями нескольких средневековых храмов.  Определите, какие из них относятся к готике, а какие к романскому стилю в архитектуре и докажите свою точку зрения. (см. приложение) Итак, подведем итоги.  Какие изменения происходят в мировоззрении людей в эпоху средневековья? Что узнали сегодня об особенностях развития Средневековья? Как развивается наука в эту эпоху? Какое значение для дальнейшего развития научного познания имела алхимия? Какие стили выделяются в искусстве? В чем отличия между ними? Что их  объединяет?  Действительно, в эпоху средних веков происходят качественные изменения в  мировоззрении людей. Человек начинает по­новому оценивать себя и окружающий его мир. Основой сознания становится христианская вера.  Запишите домашнее задание. 1)Одним из итогов этих изменений станет разделение христианства на  православную, католическую ветви и протестантизм (будем изучать позже). Перед вами  таблица, которую вам надо будет дома проанализировать и подготовить сообщение об  отличиях католичества и православия. 2) Подготовиться к устному опросу по материалу темы, изученной сегодня. 3)Двоих из вас я попрошу подготовить сообщения о философских взглядах Филона  Александрийского и Николая Кузанского, т.к. на следующем занятии мы обратимся к  философии Средних веков. 16 Приложение 1. Иоанн Скот Эриугена (    I  Х век) И. Ск. Эриугена – глубокий ирландский мыслитель 9 века представляет огромный интерес для нашего времени. Ознакомьтесь с некоторыми его тезисами и выделите в них мысли, которые свидетельствуют о принадлежности философа к культуре средних веков. Что Эриугена говорит о возможности определения Божества? Чем, по мнению философа, является мир, природа? Как эти категории (мир, природа) соотносятся с пониманием Бога и человека в эпоху средневековья? ______________________ ­ «Бога  Ничто  из всего, что существует и чего не существует, не выражает в Его сущности, что и сам он совершенно не знает,  что  Он есть, ибо Он никоим образом не может быть определяем по величине или свойству, ибо ничто не подходит к Нему и сам Он ничем не постигается, и что сам Он в том, что существует и не существует…» ­   «Бог   называется   сущностью,   но   собственно   Он   не   есть   сущность,   потому   что последней противостоит ничто, Он же выше сущности. Также называется Он благом, но и этим Он не является в собственном смысле, ибо благу противостоит зло, а Он более чем благ   и   сверхблаг…Такое   же   положение   вещей   имеем   мы   и   относительно   остальных божественных имен». ­ «Для такой природы, которая не может быть ни высказана, ни мыслима, для нас бесполезны   категории…Если   бы   они   были   приложимы   к   Божеству,   Бог   должен   бы необходимо подпасть под родовое понятие, между тем как Он не есть ни род, ни вид, ни нечто случайное». ­ «Божественной природе не соответствует ничто из всего сущего. Ибо она не есть ни целое, ни часть, потому одинаково называется и частью и целым, ибо ею создано каждое целое и всякая часть всеми путями… под божественным незнанием следует разуметь не что иное, как непонятное и бесконечное знание самого Бога. В Боге нет неведения, ибо Его неведение, напротив, есть неизреченное понимание…». ­   «Божественная   природа   столь   же   является   сотворенной,   сколько   и   творящей. Именно она сотворена сама собой в первообразных причинах, и соответственно она творит сама себя… Она желает выступить из потаеннейших углов своей природы, в которых она сама еще себе неизвестна, ибо она безгранична, сверхсущностна и сверхприродна и выше всего, что может и не может мыслиться…» ­ Бог «делает все из ничего, изводя из своей сверхсущественности сущности, из сверхжизненности   живые   существа,   из   соединения   всего,   что   есть   и  что  не   есть,   из утверждения   всего,   что  есть   и   не  есть.   Этому  ясно   учит   и   возвращение   всех   вещей   в причину, из которой они возникли, когда все возвратится в Бога как воздух в свет» <…> 17 Под ничто, из которого Бог создал мир, надо понимать «несказанную и непостижимую, неприступную для всех умов светлость божественности благости». ­ В природе «Бог соделал самого себя»… «мы не должны мыслить тварь и Бога как два различных между собой (начала), но как одно и то же. Ибо и тварь находится в Боге, и Бог созидается в твари чудесным и невыразимым путем…» Августин Блаженный Аврелий (354 – 430гг.) Ознакомьтесь с некоторыми тезисами Августина и выделите в них мысли, которые свидетельствуют о принадлежности философа к культуре средних веков. Чем является Бог для философа? Какие мысли Августин высказывает по вопросам творения и времени? ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Тебя призываю, Бог­истина, в котором, от которого и чрез которого истинно все, что истинно.   Бог­мудрость,   в   котором,   от   которого   и   чрез   которого   мудрствует   все,   что мудрствует… Бог – умный свет, в котором разумно сияет все, что сияет разумом. Как сотворил ты, всемогущий Боже, небо и землю? Конечно, не на небе и не на земле творил ты небо и землю; ни в воздушных странах, ни во глубинах морских, потому что и воздух, и вода принадлежат к небу и земле; не могло это совершиться нигде и в целом мире, чтобы мир творился в мире, потому что мира не было до сотворения его и он никак не мог быть поприщем своего творения. Не было ли у тебя под руками какой­нибудь материи, из которой мог ты сотворить небо и землю? Но откуда взялась бы эта материя, не созданная   тобою,   а   между   тем   послужившая   материалом   для   твоего   творчества? Допущением   такой   материи   неизбежно   ограничивалось   бы   твое   всемогущество…   До творения твоего ничего не было, кроме тебя, и… все  существующее  зависит от твоего бытия. Что обыкновеннее бывает у нас предметом разговора, как не время? Говоря о времени, я ничего не утверждаю, а только доискиваюсь истины и пытаюсь узнать ее. Руководи же мною, Отец мой, господи мой и боже мой, и будь путеводною звездою рабу твоему…  Ни   будущего,   ни   прошедшего   не   существует   и   что   неточно   выражаются   о   трех временах, когда говорят: прошедшее, настоящее и будущее; а было бы точнее, кажется, выражаться   так:   настоящее   и   будущее;   а   было   бы   точнее,   кажется,   выражаться   так: настоящее прошедшего, настоящее будущего. Только в душе нашей есть соответствующее тому три формы восприятия, а не где­нибудь инде (т.е. не в предметной действительности). Так,   для   настоящего   прошедших   предметов   есть   у  нас   память   или   воспоминания;   для настоящего   настоящих   предметов   есть   у   нас   взгляд,   воззрение,   созерцание,   а   для настоящего будущих предметов есть у нас чаяние, упование, надежда.  Времен не было бы, если бы не было творения, которое изменило нечто некоторым движением. Несомненно, что мир сотворен вместе со временем… 18 19 Приложение2.              20 Список использованной литературы. 1. Введение в культурологию: Учебное пособие для вузов. Од ред. Е.В.Попова.­ М.: ВЛАДОС, 1996.­336с. 2. Гуревич   П.С.   Человек   и   культура.   Основы   культуроведения.   10­11   классы: Учебник   для   учащихся   гуманитарных   школ,   лицеев,   гимназий.­   М.:   Дрофа, 1998.­384с. 3. Культурология:   Учебное   пособие   для   студентов   вузов   /   Под   редакцией   Г.В. Драча.­ М.: Феникс, 1995.­576с. 4. Культурология: Курс лекций / Под редакцией А.А. Радугина.­ М.: Центр, 1998.­ 302с. 5. Мир искусств. Альманах.­ М.6 РИК «Культура», 1995.­394с. 6. Мировая художественная культура / Зарецкая Д.М., Смирнова В.В., 1998. 7. Оксфордская иллюстрированная энциклопедия В 9т.­ М., 2000. 8. Основы истории искусств.­ С.­П., 1996. 9. Полевой В.М. Малая история искусств. Искусство  XX  века. 1901­1945.­ М.: Искусство, 1991­303с. 10. Поликарпов В.С. Лекции по культурологи.­ М.: Гардарика, 1997­344с. 21

Конспект урока "Культура средневековой Европы" 9 класс

Конспект урока "Культура средневековой Европы" 9 класс

Конспект урока "Культура средневековой Европы" 9 класс

Конспект урока "Культура средневековой Европы" 9 класс

Конспект урока "Культура средневековой Европы" 9 класс

Конспект урока "Культура средневековой Европы" 9 класс

Конспект урока "Культура средневековой Европы" 9 класс

Конспект урока "Культура средневековой Европы" 9 класс

Конспект урока "Культура средневековой Европы" 9 класс

Конспект урока "Культура средневековой Европы" 9 класс

Конспект урока "Культура средневековой Европы" 9 класс

Конспект урока "Культура средневековой Европы" 9 класс

Конспект урока "Культура средневековой Европы" 9 класс

Конспект урока "Культура средневековой Европы" 9 класс

Конспект урока "Культура средневековой Европы" 9 класс

Конспект урока "Культура средневековой Европы" 9 класс

Конспект урока "Культура средневековой Европы" 9 класс

Конспект урока "Культура средневековой Европы" 9 класс

Конспект урока "Культура средневековой Европы" 9 класс

Конспект урока "Культура средневековой Европы" 9 класс

Конспект урока "Культура средневековой Европы" 9 класс

Конспект урока "Культура средневековой Европы" 9 класс

Конспект урока "Культура средневековой Европы" 9 класс

Конспект урока "Культура средневековой Европы" 9 класс

Конспект урока "Культура средневековой Европы" 9 класс

Конспект урока "Культура средневековой Европы" 9 класс

Конспект урока "Культура средневековой Европы" 9 класс

Конспект урока "Культура средневековой Европы" 9 класс

Конспект урока "Культура средневековой Европы" 9 класс

Конспект урока "Культура средневековой Европы" 9 класс

Конспект урока "Культура средневековой Европы" 9 класс

Конспект урока "Культура средневековой Европы" 9 класс

Конспект урока "Культура средневековой Европы" 9 класс

Конспект урока "Культура средневековой Европы" 9 класс

Конспект урока "Культура средневековой Европы" 9 класс

Конспект урока "Культура средневековой Европы" 9 класс

Конспект урока "Культура средневековой Европы" 9 класс

Конспект урока "Культура средневековой Европы" 9 класс

Конспект урока "Культура средневековой Европы" 9 класс

Конспект урока "Культура средневековой Европы" 9 класс

Конспект урока "Культура средневековой Европы" 9 класс

Конспект урока "Культура средневековой Европы" 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2018