Бытовой жанр в русской живописи
Оценка 4.7

Бытовой жанр в русской живописи

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
МХК
9 кл
21.10.2018
Бытовой жанр в русской живописи
Урок составлен в рамках деятельностного подхода с учетом необходимости формирования УУД, обозначенных во ФГОС. На всех этапах урока предполагается вовлечение обучающихся в деятельность различного рода: самостоятельная работа, оценивание, постановка проблемы, целеполагание, исследование, выполнение дифференцированных разноуровневых заданий, рефлексия, оценочная деятельность. Технология: Для формирования регулятивных УУД: технология «Листы самоконтроля и самооценки. Для формирования познавательных УУД: исследовательская работа, приемы технологии Французских мастерских: самостоятельного конструирования определений понятий, эвристического исследования, образного видения. Приемы формирования коммуникативных УУД: давать учащимся время на обдумывание их ответов, обращать своё внимание и внимание обучающихся на каждый ответ их товарищей, не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации), поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет, создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении. Реализуемая программа: программа по МХК, составленная на основе примерной программы по учебному предмету «Искусство 5 - 9 классы» , авторской программы Г.И. Даниловой «Мировая художественная культура».
конспект.docx
Конспект урока культурные достопримечательности  «По малой Родине моей»  Тема: «Там, где протекает река Снов…» Задачи: Образовательные: развитие языковой и коммуникативной компетенции учащихся; закрепление навыков учащихся в употреблении лексики по теме. Развивающие: способствовать развитию способностей к репродуктивной и продуктивной речевой деятельности, оперативной памяти, любознательности, воображения, объёма памяти через постепенное увеличение речевых единиц на аудитивной и зрительной основе. Воспитательные: воспитание   уважительного   отношения   к   истории   и   культуре   страны   изучаемого языка; формирование устойчивого интереса к предмету. Цель: достопримечательностей.    способствовать   углубленному   изучению   родного   края  его и  Задачи:  закрепить умения работать с историческими документами;  расширить знания учащихся о родном крае;    развивать умение вести диалог (уметь слушать, высказывать своё мнение);  способствовать воспитанию любви к малой родине, Отечеству, своему краю.  Оборудование урока:   мультимедийный проектор,   компьютер,   презентация,   стенд с фотографиями  монастыря,   коллаж с фотографиями с нашей последней экскурсии. У   обучающихся   на   столах   лежат   рабочие   листы,   информационные   листы   с домашним заданием, фотографии с. Каменский Хутор, монастыря. Ход урока  ­ Добрый день дорогие друзья, уважаемые коллеги и гости нашего сегодняшнего мероприятия. Я рада приветствовать всех присутствующих, и предлагаю вам тоже поприветствовать друг друга. (улыбнитесь, пожмите руку рядом стоящему) Вот в такой дружеской обстановке мы начнём наше занятие. Поставить цели, указать на доску   ­ Дорогие ребята я предлагаю вам посмотреть видеосюжет. Итак, внимание на экран Смотрим видеосюжет,   ­Итак, ребята вы просмотрели видеосюжет скажите что вы здесь увидели?  (ответы детей) ­ Правильно! Вы увидели  здесь свое родное село Каменский Хутор.  ­ Что еще вы заметили? (ответы детей, монастырь) ­монастырь, Каменский Свято ­ Успенский монастырь ­ где он располагается? (ответы детей, на берегу р. Снов) ­ давайте попытаемся определить тему нашего занятия (версии детей) ­ верно (открываю тему на доске и называю ее) ­ верно, неотъемлемой частицей нашей малой родины, нашей гордостью является Каменский Успенский монастырь.  ­ Итак, ребята сегодня я предлагаю всем нам и нашим гостям   отправиться в увлекательный  туристический поход к историческому месту, сакральному месту, а именно к нашему монастырю.   Давайте попробуем определить цель нашего занятия (ответы детей) Цель:   (открываю   цель   на   доске)  способствовать   углубленному   изучению родного края, его достопримечательностей. Перед нами стоят следующие задачи:  Задачи:  закрепить умения работать с историческими документами;  расширить знания учащихся о родном крае;    продолжать формировать навыки работы с экспонатами;   развивать умение вести диалог (уметь слушать, высказывать своё мнение);  способствовать воспитанию любви к малой родине, Отечеству, своему краю.  Прежде   всего   нам   с   вами   нужно   собрать   кое­какие   определенные   вещи,   без которых мы не сможем обойтись.  Скажите, а что мы возьмем с собой в поход, что нам может понадобиться в нашем путешествии, без чего нам не справиться, давайте перечислим, итак: прежде всего мы возьмем с собой: 1) в первую очередь свои знания; 2) огромнейший интерес к родному краю; 2 3) умение добывать знания; 4) умение анализировать информацию; 5) желание, умение рассказать о полученных, приобретенных знаниях и многое многое другое. Все эти вещи мы складываем в свои рюкзачки и отправляемся в путь.   Первую нашу   остановку,   я   предлагаю   сделать   в   поселке     Забрама,   где   мы   и   начнем знакомство с главной достопримечательностью родных мест. Ученики поделены на 2 группы: ­ исследователи прошлого ­ исследователи современности Слово учителя: ребята перед вами лежат ваши путевые листы с которыми мы будем   сегодня   работать.     Итак,   задание   №   1­   (нужно   познакомиться   с документом и выполнить задания к нему, на выполнение этой работы у вас 4 мин.  На столах у каждой группы лежат рабочие листы с одинаковым текстом, но у каждой группы разные вопросы к тексту. (3­4 мин.) Каменский   Успенский   монастырь   был   основан   в  XVIII  в.,     в   1681   году монахами   Киево   Печерской   лавры     по   благословению архиепископа Лазаря Бороновича,   на средства гетмана Малороссии   И.С. Мазепо. Своим универсалом (указом) он утвердил 9 декабря 1687 года за монастырем земли вдоль   реки   Снов,   "   а   1   июля   1694   года   дозволил   подле   р.   Трубеж   и   урочища Городища осадить слободку в 30 хат, положившее начало будущему селу Каменный Хутор.    Ионою   Волховским,   При  игумене  Иоасафе Митковиче началось сооружение каменных зданий. В 1775    году деревянный собор Успения Пресвятой Богородицы   продали   в   село Курковичи   Стародубского полка, а через три года был сооружен новый храм. Его размеры были внушительными: от горнего места до западной стены ­ 11 саженей, в высоту  ­  до  18. Композиция  собора  в целом  была  строго  центрическая.  Из  пяти куполов один был главным, большим, остальные ­ поменьше. И. согласно тому, что по   построению   храм   был   крестообразным,   его   купола   располагались соответствующим   образом.   Характерной   же   особенностью   было   то,   что   при   его построении немало заимствовали из светской архитектуры. Так, первый этаж окон не имел.   Вместо   них   устроили   неглубокие   ниши.   Зато   второй   этаж   имел   большие оконные   проемы,   обрамленные   наличниками   в   виде   полуокон   и   треугольных фронтончиков.  Крепостные   крестьяне   Каменского   Хутора,   Сушанов,   Шумиловки   вокруг монастыря возводили кирпично­шлаковую, высотой 5 метров 86 см. ограду(стену), строили кельи, колокольню, трапезную из кирпича.   3 Под стать величественному храму был и грандиозный иконостас, сооруженный в 1754.  Но главной святыней была чудотворная икона Новодворской Божьей Матери в серебряной ризе.  Икона быстро стала почитаемой. К ней благоговейно притекали со всей округи, особенно  в  посты Спасов  и  Петров.  Созерцая чудный лик  Богоматери и изливая перед ней горячие молитвы, взывали к Пречистой: "Не презри в скорбях, но от бед избави нас, едина чистая и благословенная... Ты нам помоги, на тебя надеемся и тобою хвалимся... Пресвятая Богородица, спаси нас!"  Вопросы к  тексту документа: 1) Какой   исторический   факт   излагается   в   документе?(возникновение, строительство монастыря); (1 группа) 2) В каком году он был основан (1681 г.) (2 группа)  3) Кем     был   основан   монастырь?   (Каменский   Успенский   монастырь   был основан в  XVIII  в.,   в 1681 году монахами Киево Печерской лавры   Ионою Волховским,  по благословению архиепископа Лазаря Бороновича,  на средства гетмана Малороссии  И.С. Мазепо.) (кто первый) 4) Что   являлось   главной   святыней   монастыря?   (Новодворская   икона Богоматери) Слово учителя:  1)   Какой   исторический   факт   излагается   в   документе?(возникновение, строительство монастыря);  2) В каком году он был основан (1681 г.) (2 группа) 3)Кем  был основан монастырь? (Каменский Успенский монастырь был основан в XVIII  в.,   в 1681 году монахами Киево Печерской лавры   Ионою Волховским,   по благословению архиепископа Лазаря Бороновича,  на средства гетмана Малороссии И.С. Мазепо.) (кто первый) Итак ребята все верно, продолжаем нашу работу дальше. Слово учителя:  ­   знакомясь   с   историей   нашего   монастыря   мы   можем   проследить   разные периоды   в   его   жизни,   время   расцвета   и   время   упадка,   но   о   каком   бы   мы времени ни говорили, мы можем сказать о присутствии Божьей благодати. И в первую очередь она т. е. благодать проявляется в людях.   Я предлагаю вам посмотреть   историческую   зарисовку   и   определить,   каким   образом   божья благодать проявилась в главной героине.  По окончанию просмотра вы должны будете выполнить задания под № 2, 3 (5­7 мин.) ­ смотрим Рассказчица:  4 Существовала много причин популярности нашего монастыря, одна из которых   много   лет   в   монастыре   проживала   монахиня довольно   необычная   причина,   Херувима, которой молва приписывала необычный дар.  В 1823 году при игуменьи Маргарите   Пригариной,   вместе   с   родной   сестрой   Стефанидой,   поступила   в Каменскую обитель четырнадцатилетняя девочка Татьяна Яськина, нареченная после пострижения   Херувимой.   За   нелепые   свои   поступки   она   вскоре   прослыла слабоумной. Такое мнение разделяли не только монахини, но и жители ближайших деревень.   Поэтому   несчастной   девочке   нередко   пришлось   терпеть   всевозможные оскорбления   и   обиды,   как   от   взрослых,   так   и   детей.   Так   проходили   40   лет монашеской жизни юродивой Херувимы. Но вот в 1867 году умерла ее сестра Стефанида. Глубоко потрясенная смертью единственного родного человека, который ее искренне любил  и жалел, Херувима двое суток не выходила из своей кельи, жалуясь в слезах и молитвах Господу Богу и Богородице на свою горькую участь. И, спустя некоторое время, окружающие стали обнаруживать у нее необычные способности. Примеров предсказаний было немало. Вот некоторые  из них. Однажды в монастырь приехала знатная замужняя дама. Дама входит. Наслушавшись о Херувиме, захотела с ней познакомиться. Но едва вошла в ее келью,  Херувима   тут   же   подскочила,   не   сказав   ни   слова,   очутилась   под   печкой, вытащила   оттуда   только   что   родившихся   двух   котят   и   бросила   их   на   колени присевшей барыни.  Барыня, оскорбленная такой фамильярностью, собралась немедленно уходить. (Барыня начинает двигаться к двери)   Сопровождавшая ее монахиня успела шепнуть: "Не уходите. Неспроста она так сделала. Херувима на что­то указывает".  Когда успокоившаяся гостья спросила: "Что это все значит?", та ответила: "А матуш (так обычно она называла всех женщин), сама скоро увидишь, что значит".  И, действительно, в непродолжительное время посетительница кельи родила двух сынов­близнецов. Увидев, после этого в поступке Херувимы прямой ответ, на интересовавший   ее   вопрос,   эта   барыня   стала   глубокой   почитательницей прорицательницы и благотворительницей самой обители. Это одно из многочисленных проявлений дара Херувимы. Спасибо ребята, присаживайтесь Слово учителя: Есть еще одно важное проявление способностей, а именно  за неделю до  мученической кончины Александра II Херувима неутешно плакала каждый день.  Когда ее спрашивали о причинах такого горя, отвечала: " Скоро сами будете  плакать". Накануне же смерти царя рыдала навзрыд и, бегая по кельям сестер, не  давала им спать, заставляя зажигать лампаду и молиться Богу. При этом повторяла:  "Скорбь, великая, скорбь… Выполняем задания. 5 Задание № 2 1) Как звали монахиню? (Херувима) 2) каким даром наградил ее Господь? (даром прозорливости) 3) Как она себя вела по отношению к другим людям? (неадекватно,  непонятно и т. д. 4 Почему? (у нее была такая манера общения с внешним миром, она была  юродивой) Задание № 3. Скажите, ребята как на Руси называли таких людей как Херувима (ответы детей,  правильно юродивыми) ­ скажите пожалуйста, а что обозначает это термин (в рабочих листах задание № 3) Проявление   это   было   довольно   –   таки   разным,   но   мы   с   вами   поговорим   о категории людей, прозванных юродивыми. Ребята в ваших путевых листочках найдите задание № 2 и выполните его, у вас 1 мин. Юродивый,   юродство   ­   намеренное   старание   казаться   глупым,   безумным. В православии  юродивые —   слой   странствующих монахов и   религиозных подвижников.   Целями   мнимого   безумия   (юродства   Христа   ради)   объявляются обличение   внешних   мирских   ценностей,   сокрытие   собственных   добродетелей   и навлечение на себя поношений и оскорблений. Слово учителя: Прожив в Каменском монастыре 60 лет Херувима умерла 5 октября 1884 г. Похоронили   ее   не   на   общем   монастырском   кладбище,   а   в   самой   обители,   возле правой стороны Успенского храма. Могила Херувимы охотно и часто посещалась богомольцами,   приносившими   не   только   цветы,   но   и   записки   с   сокровенными пожеланиям. Еще одним проявлением Божьей благодати является старец Максим, давайте послушаем и о нем. Ребята   вы   слушаете   и   выполняете   задание   №   4   «заполните   пропуски»   в путевых листах. Сообщение Бондаревой Ксении. (3 мин.) Монахова криница Я   бы   хотела   рассказать   вам   о   еще   одной   нашей   достопримечательности,   а именно   о   Монаховой   кринице,   она   является   памятником   природы   областного значения. С ней связано немало историй, преданий и легенд. Ее украшает небольшая кирпичная   часовенка,   увешанная   иконами,   рушниками.   Издавна   считается,   что прозрачная прохладная вода  криницы обладает целебными свойствами.  Свое название криница получила от того, что родниковый ключ забил на том месте,  где стояла келья святого старца Максима. А пришел он в наши края со 6 святой земли — Оптиной Пустыни, где принял постриг в монахи. Его поразили своей красотой и первозданностью эти места дикой природы, и он решил там поселиться. Но, поскольку в то время монастырь был женским, старец не мог в нем поселиться и построил себе келью на противоположном берегу реки Снов, чтобы быть поближе к святой обители. Так и жил он в посте и молитвах долгие годы, пока однажды за веру свою и непрестанные молитвы не дал Бог ему дар прозорливости. И потянулся к старцу Максиму простой люд, проведав о его затворнической монашеской жизни: за советом   праведным,   за   благословлением,   исцелением.   И   пошла   о   нем   слава прорицателя   и   целителя.   Старец   никому   не   отказывал,   хотя   сам   жил   в   тяжелых условиях: благословлял, давал мудрые советы, лечил детей. По рассказам забрамских (от поселка Забрама) старожилов, передаваемых из поколения в поколение, монах даже зимой ходил босиком, не болел и дожил до 92 лет, целиком посвятив свою жизнь служению Богу и людям. Осенью 1938 года старец Максим умер, сказав перед смертью пророческие слова: «Похороните меня у стен храма, придет пора — его не станет, так хоть сами стены обители память сохранят». Господь не забыл своего угодника. И спустя шесть месяцев после смерти монаха  у подножья кельи, где жил старец, — забил источник.  Поклониться этому святому месту приходят и приезжают из многих мест, ведь память души и сердца вытравить невозможно через годы и века. Слово учителя: ­ Спасибо Ксения. Мы продолжаем наше путешествие дальше. ­ Ребята, божье благославение  распространялось не только на монастырь и его жителей, но и на близлежащие селения, в частности и на село Каменский Хутор. ­ сегодня на нашем занятии присутствует потомок одного из таких людей. – Кирилл пожалуйста.  В это время ребята, вы выполняете  Рассказ о Серафиме и ее работах. (Выступление   Кирилла   2­3   мин.,   демонстрация   работ   монахини Серафимы, слайды № ) 7 Во   время   выступления   ребята   в   рабочих   листах   записывают   названия работ,   а   также   помечают   сюжеты   этих   работ.   После   выступления   учитель обращается к ребятам, они отвечают. (3­5 мин.) Монахиня Серафима Я бы хотел  рассказать о моей прапрабабушке, местной жительнице Хохловой Евдокии   Семеновне,   (слайд   №   4)   которая   являлась    послушницей   Каменского монастыря и носила имя Серафима.  Она родилась 4 августа  1894 г.  и служила при монастыре   иконописцем.   К   сожалению   ее   биография,   ее   жизненный   путь   нам практически неизвестны. Известно что это женщина обладала природным талантом писать иконы и картины,   сохранившиеся до наших дней и хранящихся у местных жителей.  Судьба   Евдокии   Семеновны   после   закрытия   Каменского   Успенского монастыря сложилась трагично.  В 1929 приговорена к ссылке на три года в Северный край. После возвращения из ссылки последовал повторный арест в июле 1937 года.  Была приговорена к десяти годам исправительно­трудовых лагерей, где и скончалась. Родственникам до сих пор не известно место ее захоронения.  Но   ее   произведения   до   сих   пор   живы   и   мы   можем   ими   любоваться.(слайды   с изображениями работ М. Серафимы.) Слово учителя: спасибо тебе Кирилл за содержательный рассказ.  Давайте проверим как же внимательно тебя слушали ребята или нет? (проверяем выполненные задания). Слово учителя:  ­ Ребята Каменский Успенский монастырь на протяжении всей своей истории переживал многое: и хорошее и плохое. И вот в неоднозначный период нашей истории  монастырь был закрыт (1928 г.) Закрыт и о нем постарались забыть, существующие постройки разобрать и строительный материал использовать в своих   целях.     Но   ведь   невозможно   закрыть   или   выгнать   благодать   Божию, поэтому   по   истечению   продолжительного   периода   времени   были   даны знамения, а именно проявление чудотворной фрески «Всех Скорбящих Радость» и обретение списка чудотворной иконы Новодворской Богоматери. 8 Ребята выполните задание № 6 Ответ на вопрос: «Что удивительного или может быть устрашающего мы с вами видели на этой фреске на нашей последней экскурсии?» (ответы детей, выколотые глаза, почему?) А   сейчас   я   предоставляю   слово   нашему   сельскому   библиотекарю   Моховой Светлане Ивановне, которая расскажет нам историю обретения списка иконы. (3­4 мин.) Задание №  7  в путевых листочках  Проверяем задание.  Рефлексия. Итак, ребята наше путешествие подошло к концу.  Давайте с вами  ­ достиг ли или нет мы с вами поставленной цели? (ответы детей) ­ а задачи? Реализовали мы их или нет? (ответы детей) ­ пригодился ли нам с вами тот багаж который мы с вами брали ? (Да!!!  ­ можем ли мы пополнить свой багаж еще чем­то? (да, чем же … идет  подумаем:  Хором) перечисление) ­ скажите, а может кому­то было тяжело путешествовать по родному  краю? (ответы детей) ­ ребята, скажите пожалуйста, а мы с вами можем помочь нашему  монастырю в его нелегком деле восстановления? (ответы детей) Если буду не успевать значит рефлексия будет (Рефлексия «Кузовок впечатлений» 5 мин Заканчивая   наше   занятие,   я   предлагаю   вам   заполнить   «Кузовок   впечатлений». Положите в кузовок то, что вы получили сегодня от нашего занятия.   Поделитесь своими впечатлениями, передавая, его друг другу.) Совершенно верно!!!  Ребята, а теперь возьмите наши  проспекты, которые вы уже начали  делать на уроках информатики, давайте добавим небольшой штрих и  преподнесем нашим гостям. (Вклеивают содержимое и дарят гостям.) Наше   занятие   подошло   к   концу,  в   завершение   нашего   занятия     я   хочу пожелать вам добра и терпения, счастья и здоровья, мира и покоя  вам и вашим семьям.  9 Спасибо вам за внимание!!! 10

Бытовой жанр в русской живописи

Бытовой жанр в русской живописи

Бытовой жанр в русской живописи

Бытовой жанр в русской живописи

Бытовой жанр в русской живописи

Бытовой жанр в русской живописи

Бытовой жанр в русской живописи

Бытовой жанр в русской живописи

Бытовой жанр в русской живописи

Бытовой жанр в русской живописи

Бытовой жанр в русской живописи

Бытовой жанр в русской живописи

Бытовой жанр в русской живописи

Бытовой жанр в русской живописи

Бытовой жанр в русской живописи

Бытовой жанр в русской живописи

Бытовой жанр в русской живописи

Бытовой жанр в русской живописи

Бытовой жанр в русской живописи

Бытовой жанр в русской живописи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.10.2018