Конспект урока литературы в 6 классе "Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева ".
Оценка 4.6

Конспект урока литературы в 6 классе "Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева ".

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
18.01.2018
Конспект урока литературы  в 6 классе "Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева ".
Разработка урока литературы для учащихся 6 класса по теме "Русские поэты о родной природе" на примере поэзии Ф.И. Тютчева. Конспект урока будет полезен учителям литературы, работающим по учебникам В. П. Полухиной. Соответствует требованиям к уроку ФГОС. Много в разработке дополнительного материала.
Урок литературы 6 класс Поэзия Ф И Тютчева.docx
Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева  Эпиграф урока: Не   то,   что   мните   вы,   природа... В   ней   есть   душа,   в   ней   есть свобода. Ф. И. Тютчев Цель  урока: развитие умения анализировать стихотворение,   применяя изученные изобразительно­выразительные средства. Развитие  творческих способностей учащихся. Освоение литературоведческой терминологии. Задачи:  обучающие:   научить   анализировать   художественный   текст,   научить применять   полученные   теоретические   выразительному чтению. знания;  развивающие:  развить   умение   аргументировать,   анализировать; развивать  навыки коллективной работы;  воспитательные:   прививать   любовь   к   родной   поэзии, способствовать   воспитанию   личностных   качеств,   обеспечивающих успешность индивидуалистической и творческой деятельности. Тип урока: урок ознакомления с новым материалом. Используемые учебники и учебные пособия: толковый словарь русского языка И.С.Ожегова,  листы с текстами (стихи Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза», «Неохотно и несмело…»), таблица «Линия сравнения». Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, презентация. Ход урока: 1. Организационный   – Здравствуйте, ребята, садитесь. Прозвенел уже звонок,      момент. Вступление. Начинаем наш урок. 2.Этап актуализации  опыта учащихся. Я хочу напомнить вам  китайскую пословицу? Скажи мне ­ и я забуду. Покажи мне ­ и я запомню. Вовлеки меня – и я  научусь. ­А кто вас научит?  Доверяете мне?  Тогда в путь! 2.1. Работа по включению ассоциативного мышления. 2.2. Прослушивание аудиозаписи. Просмотр  слайдов о природе. Ребята, а теперь послушайте аудиозапись. Посмотрите  слайды, (Приложение 1, слайды 2­11)обратите внимание на свои ощущения.   Расскажите о том,  что  вы почувствовали?  – Скажите,  а вы догадались, о чем будет идти речь на уроке? Сегодня на уроке мы будем говорить о природе. Откройте тетради,  запишите дату. ­ Ребята, а с чем у вас ассоциируется слово «Гроза»?  ( У меня  с тревогой. Гроза – явление природы.  Во время грозы мне страшно).  Вспомните,  попадали ли вы в грозу? И какие чувства вы испытывали в те  минуты?      Слово «гроза» в «Толковом словаре С.И. Ожегова» имеет следующее  значение: «Гроза – гром и молния, а также опасность, беда ибедствие».  (Приложение 1 , слайд 12.).Запишите  слово и его значение в тетрадь.        со страхом, бедой, тревогой. Скажите, совпадают ли ваши ассоциации с тем, что прочитали?  Вывод 1: Слово «гроза» у нас ассоциируется ­Вспомните, какое стихотворение о грозе мы читали в 5 классе.  ( Стихотворение«Весенняя гроза»). ­ А кто автор этого стихотворения? ( Ф.И. Тютчев) (Приложение 1 , слайд 13. ).  : 3. Объявление темы и постановка целей урока   Ф.И.Тютчев вошел в русскую литературу, прежде всего как певец  природы.Сегодня мы познакомимся с ещё одним стихотворением Ф.И.  Тютчева – стихотворением «Неохотно и несмело …». Постараемся  мысленно «увидеть» и «услышать», «ощутить» то, что описывал автор. Но сначала обратимся к эпиграфу урока. ( Приложение 1, слайд 14). Не то, что мните вы, природа…                         В ней есть душа, в ней есть свобода. ­ Какие ключевые слова можно выделить? ( мните, природа, душа, свобода). 4. Словарная работа  . (       Приложение 1, слайд 15).  ­ В словаре С. И. Ожегова выделенные слова имеют следующее значение: Мните ( устаревш.) – думаете, полагаете. Душа – внутренний психический мир человека. Свобода – отсутствие ограничений, стеснений в чём ­нибудь. (Запись в  тетрадь.)   ­ Какая же основная мысль эпиграфа?  (Природа – живое существо, она  свободна, у нее есть душа).Автор хотел донести мысль о том, человек  часто забывает о том, что природа жива, у неё есть своё настроение,  душевное состояние.) Тютчев пытается понять душу природы, услышать её голос. Природа у поэта живая. В это мы с вами убедимся, сравнив два стихотворения  Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза» и « Неохотно и несмело…».    Творческая работа с текстом  «Весенняя гроза» 5.     .  (Приложение 1, слайд 16) 5.1. Чтение стихотворения наизусть учеником.  (Крашенинникова Алёна). ­ Какое  настроение испытывает лирический герой этого стихотворения?( Радость).  В каких словах выражена основная мысль стихотворения? ( Люблю грозу в начале мая…). Заполняем таблицу сравнения.№1. ТЕМА СТИХОТВОРЕНИЯ­Весенняя гроза.   5.2. Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза». Для этого удивительного поэта нет секретов, он свободно разбирался в тайнах природы. Попытаемся и мы, вслед за Тютчевым, увидеть неповторимость окружающего мира. Сейчас мы проанализируем это стихотворение. Таблица №2. (Напротив   каждой   строфы   стихотворения   дети   рисуют   смайлики настроения). Чтение  стихотворения  1 строфа(читает ученик).                 Люблю грозу в начале мая,                  Когда весенний первый гром,                  Как бы резвяся и играя,                  Грохочет в небе голубом…  Работаем с таблицей №1. Записываем.Находим средства выразительности. ­   Какие   эпитеты   использует   автор?(«В   небе   голубом»,   «весенний», «первый»...). ­ Какие сравнения увидели? («Как бы, резвяся и играя»). ­При помощи каких слов Тютчев олицетворяет грозу? ( резвяся и играя). ­   Какой   характер   грозы   передают   эти   слова?   (  Передают   весёлый характер грозы). ­   А   какое   настроение   у   лирического   героя?   (Чувство   радости, наслаждения от наступившей весны). В этих строках столько  жизни; движения, что мы с легкостью  представляем себе картину и события : небо, которое несколько минут  назад было голубым, затянулось темными облачками ; подул ветер,  прохладный и приятный ; в наступившей тишине — ожидание грозы;  воздух наэлектризован; вдруг громкий стук раздался отовсюду; крупные  капли дождя застучали по крышам и окнам домов, по улицам; вода смыла со всего пыль; листья деревьев стали ярко­зеленого цвета. По первым словам чувствуется, что речь идет не о скучном осеннем  дожде, а о майском веселом дождике, которому все рады.  –  образное   определение, Вспомним, какие средства выразительности нам известны.? (Приложение 1, слайд 17) Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.   Эпитет    дающее   дополнительную художественную характеристику предмета. Олицетворение  –  придание   неживому   предмету   свойств   живого существа.   Метафора  –   переносное   значение   слова,   основанное   на   сходстве   и противопоставлении   одного   предмета   или   явления   другому,   скрытое  сравнение. Аллитерация – повторение согласных звуков. Чтение 2  строфы(смайлик) ­ Прочитаем 2­ю  строфу стихотворения. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые,   И солнце нити золотит. Раскаты   грома   передаются   с   помощью   употребления   звука  Р  почти   в каждом слове строки. Такой приём называется аллитерацией. . Гремят раскаты. ­ Назовите метафору( скрытое сравнение). Метафоры:  капли  –   «повисли  перлы дождевые»;  струи дождя – « солнце нити золотит».  Чтение 3  строфы: (смайлик) Сгорыбежитпотокпроворный.  В лесу не молкнет птичий  гам,  И гам лесной, и шум нагорный –  Все вторит весело громам. ­ Какое настроение в природе рисует автор? С помощью какого приёма? ( Всеобщая радость.Олицетворения: «бежит поток», «шум вторит».) Чтение 4  строфы: (смайлик) Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила. (Приложение 1, слайд 18 с иллюстрацией богини ГЕБЫ). ­ Вы знаете, кто такая богиня Геба? ( Богиня юности, символ продолжения жизни). ­ Почему Тютчев упомянул именно эту богиню? Подумайте. Геба­   символ   весны,   возрождения,   радуясь,   смеясь,   проливает   на Землю благодатный напиток жизни – «перлы дождевые», и земля воскресает,   – Олимпийские боги бессмертны, а, значит, Геба будет вечно лить свой «громокипящий кубок». Вечно будет приходить весна и радовать мир своей красотой.      ­   Какую   грозу   вы   мысленно   видите   в   этом   стихотворении?   Словесное описание. ­ Посчитайте,   каких смайликов веселых или грустных у вас преобладает в этомстихотворении?  ­ Какой можем сделать вывод о весенней грозе? обновляется.   Вывод:  Весенняя   гроза   не   страшит   и   не   пугает.   В   природе чувствуется радость. Богиня Геба и громокипящий кубок (первая гроза) –   символобновления   жизни.   Художественные   средства, использованные поэтом, одушевляют природу, передают миг гармонии между землей и небом. Физминутка: «Достань звезду».Ребята, встали за спинки стульев,  представим, что над нами звездное небо. Посмотрите вверх, выберите  себе звезду. Закройте глаза и медленно тяните руки вверх медленно, глаза открывать нельзя, загадывайте желание и берите звездочку, бережно  кладите ее па парту. Открыли глаза. Улыбнулись друг другу. Сели.  (Приложение 1, слайд 19). Продолжаем дальше. 5.3.Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Неохотно и несмело…» Ф.И. Тютчев обладал уникальной способностью изображать природу как часть души человека. После    южной природы Германии и Италии, где он прожил   22   года,   поэт   словно   по­новому   увидел   свои   родные   места   и постарался передать их красоту и прелесть. Стихотворение «Неохотно и несмело...» написано   6 июня 1849 года по дороге в   село Овстуг, имение, куда   он   иногда   приезжал.Поэта   застала   гроза,   свои   впечатления   он записал на листе бумаги. 5.4. несмело»учеником. ( Тарасова Настя).(Приложение 1, слайд 20)   Выразительное   чтение   стихотворения   «Неохотно   и Учащиеся заполняют таблицу  №1«Линия сравнения».ТЕМА ­  Приближение грозы летом. – Какие чувства испытывает поэт, наблюдая поединок в природе? ( Волнения, ожидания). 5.5. Словарная  работа (толкование слов, написанных на доске).Запись. –   Как   вы   понимаете   значение   следующих   слов:   «нива»,   «окаймить», «смятение», «сиянье». (Приложение 1, слайд 21) Толковый словарь С.И. Ожегова: Нива­обработанное поле, пашня, посевы. Окаймить­очертить.   Смятенье  –   смущение,   переход   в   беспорядочное   состояние,   тревога… Сияние  –   ярко   блистать,   светить   лучами,   радоваться,   веселиться, праздновать. 5.6. Беседа с классом.(Приложение 1, слайд 22) (Напротив   каждой   строфы   стихотворения   дети   рисуют   смайлики настроения).  Какую   картину   рисует   поэт?  – грозы). –  Как Ф. И. Тютчев   изображает   в стихотворении   приближение   грозы? (Приближение (Принахмурилась   земля,   потускнело   солнце,   теплые   порывы   ветра, дальний гром). – В какое время года мы застаём мир тютчевского стихотворения? ( это начало лета). ––  Что   помогает   нам   понять   это?  (летит   пыль,   зелёные   нивы). – Какие картины можно нарисовать к каждому четверостишию? В первой строфе плывут тучи и прячут за собой солнце, поэтому земля принахмурилась.   Теплый   ветер   несет   с   собой   запах   дождя.   –  Во   второй   строфе  яркая   молния   освещает   своим   блеском   поля. – В третьей строфе мы уже слышим не далекие раскаты грома, а уже здесь. –  В последней строфе  слова солнце и сияние поднимают настроение. И страх перед грозой уже не чувствуется. ­ Назовите основные образы стихотворения?  (Основные образы: солнце, туча, Земля, гроза).     ­ Какими словами передаёт поэт изменения в природе? (Принахмурилась, прогремело,   порывы ветра, тучи, гроза, струя молнии, раскаты.) – Какие  средства выразительности позволяет зримо представить эту картину?( Изобразительно­ выразительные средства).  Запишите в таблицу №1. (Олицетворения:«принахмурилась   земля»,   «солнце   смотрит»,   «пыль летит».) Метафоры:«молния   пробилась»,   «молнии   струя»,   «земля   потонула». Эпитеты: «зеленеющие нивы», «пламень белый и летучий». – В   каких   строках   поэт   использует  аллитерацию  для   передачи   своих впечатлений от наблюдения за грозой? Отметим наиболее показательные в этом отношении строки.                   Ветра тёплого порывы,                  Дальний дождь и гром порой…                   И раскаты громовые                  Всё сердитей и смелей. Обратимся ко  2 строфе стихотворения: –  Слова, какой части речи в ней отсутствуют? Что помогают ощутить?  ( Глаголы.Они создают ощущение ожидания.)   – Как вы понимаете строки: «И в смятенье потонула вся смятённая земля»? Что значит «смятённая»? Подберите к этому слову синонимы. ( Смущённая).     Что   их   роднит?   Чем   они   отличаются   друг   от   друга?   –   Какие   смайлики   были   у   вас   вначале   стихотворения,   а   какие   в   конце?   (В   начале   стихотворения   были   грустные,   а   в   конце   –   веселые.) – Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? ( грустное, печальное). – Как передается в стихотворении  настроение? ( От неуверенности, смятения до радости).   Вывод: –  Похожи   ли   эти   стихотворения,   описывающие   одно   природное явление? –  Нет,   в   1   стихотворении   весна   веселая,   молодая,   во   втором   –   летняя, взрослая,серьёзная. ­ Какой изображается природа в них? ( Живой, одухотворённой). –Мы рассмотрели  две грозы Тютчева. Как связан с ними эпиграф нашего   урока? (  В   стихотворениях   гроза   одушевленная,   т.е.   у   нее   есть   душа).   –   Чем   вы   объясните,   что   поэт   так   часто   обращается   к   этой   стихии? (В   своих   стихах   он   выражает   восторг,   восхищение   грозой). –   Что   хотел   сказать   своими   стихотворениями   поэт   читателю? ( Порой человек любуется ею, порой страшится. Но важно то, что поэт не считает человека «царём природы».) СтихотворенияФ.И.Тютчева говорят о его способности тонко воспринимать красоту   природы,   которую   некоторые   не   замечают,   об   умении   поэта рассказать о своем восхищении прекрасными мгновениями жизни. 6.Расширение кругозора учащихся по теме: У современных поэтов тоже есть стихотворения о грозе.   ­ Послушайте стихотворение нашего саратовского поэта Н. Е.Палькина « В грозу»: ( Читает Крюкова Юля).(Приложение 1, слайд 23)          В ночную тень от молний синих          Камыш щетинился вокруг,          Пугливо ёжился осинник,          И клён листву ронял из рук.           Притихли тонкие берёзы У придорожной полосы,  Лишь дуб, спокойный и серьёзный,           Один не замечал грозы.            Гремели вспышки огневые.            А дуб среди огня и тьмы            Молчал: мол, это не впервые,            Немало гроз видали мы. 7. Рефлексия. ­ Что интересное вы узнали сегодня на уроке? ­ Стала ли вам понятнее, ближе поэзия Тютчева? (Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему. Словно живое мыслящее существо, она  чувствует, дышит, радуется и грустит. Она разговаривает с человеком, но не  каждый способен ее услышать. Тютчев, как никто, умел понимать язык  природы). Анкета для рефлексии.Сейчас в анкете вы выделите те слова, которые  характеризуют ваше состояние на  данный момент. 7.  Оценки. Домашнее задание.       Домашнее задание:  (  Приложение 1, слайд 24) 1. Составить синквейн к слову ГРОЗА. 1.1.Выучить стихотворение «Неохотно и несмело…» 2.Нарисовать иллюстрацию к одному из стихотворений. ­ Всем спасибо за работу на уроке, за ту единственную настоящую роскошь, которую мы друг другу сегодня подарили – роскошь человеческого общения (по А.Экзюпери). (  Приложение 1, слайд 25) («ЕДИНСТВЕННАЯ   НАСТОЯЩАЯ   РОСКОШЬ   –   ЭТО   РОСКОШЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ» (Антуан де Сент Экзюпери).

Конспект урока литературы в 6 классе "Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева ".

Конспект урока литературы  в 6 классе "Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева ".

Конспект урока литературы в 6 классе "Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева ".

Конспект урока литературы  в 6 классе "Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева ".

Конспект урока литературы в 6 классе "Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева ".

Конспект урока литературы  в 6 классе "Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева ".

Конспект урока литературы в 6 классе "Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева ".

Конспект урока литературы  в 6 классе "Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева ".

Конспект урока литературы в 6 классе "Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева ".

Конспект урока литературы  в 6 классе "Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева ".

Конспект урока литературы в 6 классе "Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева ".

Конспект урока литературы  в 6 классе "Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева ".

Конспект урока литературы в 6 классе "Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева ".

Конспект урока литературы  в 6 классе "Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева ".

Конспект урока литературы в 6 классе "Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева ".

Конспект урока литературы  в 6 классе "Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева ".

Конспект урока литературы в 6 классе "Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева ".

Конспект урока литературы  в 6 классе "Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева ".

Конспект урока литературы в 6 классе "Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева ".

Конспект урока литературы  в 6 классе "Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева ".

Конспект урока литературы в 6 классе "Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева ".

Конспект урока литературы  в 6 классе "Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева ".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2018