Конспект урока литературы в 6 классе "Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева ".
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
18.01.2018
Разработка урока литературы для учащихся 6 класса по теме "Русские поэты о родной природе" на примере поэзии Ф.И. Тютчева. Конспект урока будет полезен учителям литературы, работающим по учебникам В. П. Полухиной. Соответствует требованиям к уроку ФГОС. Много в разработке дополнительного материала.
Урок литературы 6 класс Поэзия Ф И Тютчева.docx
Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева
Эпиграф урока:
Не то, что мните вы, природа...
В ней есть душа, в ней есть
свобода.
Ф. И. Тютчев
Цель урока: развитие умения анализировать стихотворение, применяя
изученные изобразительновыразительные средства. Развитие творческих
способностей учащихся. Освоение литературоведческой терминологии.
Задачи:
обучающие: научить анализировать художественный текст,
научить
применять полученные теоретические
выразительному чтению.
знания;
развивающие: развить умение аргументировать, анализировать;
развивать навыки коллективной работы;
воспитательные:
прививать любовь к родной поэзии,
способствовать воспитанию личностных качеств, обеспечивающих
успешность индивидуалистической и творческой деятельности.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Используемые учебники и учебные пособия: толковый словарь русского
языка И.С.Ожегова, листы с текстами (стихи Ф. И. Тютчева «Весенняя
гроза», «Неохотно и несмело…»), таблица «Линия сравнения».
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока:
1. Организационный
– Здравствуйте, ребята, садитесь.
Прозвенел уже звонок,
момент. Вступление.
Начинаем наш урок.
2.Этап актуализации опыта учащихся.
Я хочу напомнить вам китайскую пословицу?
Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь.
А кто вас научит?
Доверяете мне?
Тогда в путь!
2.1. Работа по включению ассоциативного мышления.
2.2. Прослушивание аудиозаписи. Просмотр слайдов о природе.
Ребята, а теперь послушайте аудиозапись. Посмотрите слайды,
(Приложение 1, слайды 211)обратите внимание на свои ощущения.
Расскажите о том, что вы почувствовали?
– Скажите, а вы догадались, о чем будет идти речь на уроке?
Сегодня на уроке мы будем говорить о природе. Откройте тетради,
запишите дату.
Ребята, а с чем у вас ассоциируется слово «Гроза»? ( У меня с тревогой.
Гроза – явление природы. Во время грозы мне страшно).
Вспомните, попадали ли вы в грозу? И какие чувства вы испытывали в те
минуты?
Слово «гроза» в «Толковом словаре С.И. Ожегова» имеет следующее
значение: «Гроза – гром и молния, а также опасность, беда ибедствие».
(Приложение 1 , слайд 12.).Запишите слово и его значение в тетрадь.
со страхом, бедой, тревогой.
Скажите, совпадают ли ваши ассоциации с тем, что прочитали?
Вывод 1: Слово «гроза» у нас ассоциируется
Вспомните, какое стихотворение о грозе мы читали в 5 классе.
( Стихотворение«Весенняя гроза»).
А кто автор этого стихотворения? ( Ф.И. Тютчев)
(Приложение 1 , слайд 13. ).
:
3. Объявление темы и постановка целей урока
Ф.И.Тютчев вошел в русскую литературу, прежде всего как певец
природы.Сегодня мы познакомимся с ещё одним стихотворением Ф.И.
Тютчева – стихотворением «Неохотно и несмело …». Постараемся
мысленно «увидеть» и «услышать», «ощутить» то, что описывал автор. Но сначала обратимся к эпиграфу урока. ( Приложение 1, слайд 14).
Не то, что мните вы, природа…
В ней есть душа, в ней есть свобода.
Какие ключевые слова можно выделить? ( мните, природа, душа, свобода).
4. Словарная работа
. (
Приложение 1, слайд 15).
В словаре С. И. Ожегова выделенные слова имеют следующее значение:
Мните ( устаревш.) – думаете, полагаете.
Душа – внутренний психический мир человека.
Свобода – отсутствие ограничений, стеснений в чём нибудь. (Запись в
тетрадь.)
Какая же основная мысль эпиграфа? (Природа – живое существо, она
свободна, у нее есть душа).Автор хотел донести мысль о том, человек
часто забывает о том, что природа жива, у неё есть своё настроение,
душевное состояние.)
Тютчев пытается понять душу природы, услышать её голос. Природа у
поэта живая. В это мы с вами убедимся, сравнив два стихотворения
Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза» и « Неохотно и несмело…».
Творческая работа с текстом «Весенняя гроза»
5.
.
(Приложение 1, слайд 16)
5.1. Чтение стихотворения наизусть учеником. (Крашенинникова Алёна).
Какое настроение испытывает лирический герой этого стихотворения?(
Радость). В каких словах выражена основная мысль стихотворения?
( Люблю грозу в начале мая…). Заполняем таблицу сравнения.№1. ТЕМА
СТИХОТВОРЕНИЯВесенняя гроза.
5.2. Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза». Для этого удивительного поэта нет секретов, он свободно разбирался
в тайнах природы. Попытаемся и мы, вслед за Тютчевым, увидеть
неповторимость окружающего мира. Сейчас мы проанализируем это
стихотворение.
Таблица №2.
(Напротив каждой строфы стихотворения дети рисуют смайлики
настроения).
Чтение стихотворения 1 строфа(читает ученик).
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом…
Работаем с таблицей №1. Записываем.Находим средства выразительности.
Какие эпитеты использует автор?(«В небе голубом», «весенний»,
«первый»...).
Какие сравнения увидели? («Как бы, резвяся и играя»).
При помощи каких слов Тютчев олицетворяет грозу? ( резвяся и играя).
Какой характер грозы передают эти слова? ( Передают весёлый
характер грозы).
А какое настроение у лирического героя? (Чувство радости,
наслаждения от наступившей весны).
В этих строках столько жизни; движения, что мы с легкостью
представляем себе картину и события : небо, которое несколько минут
назад было голубым, затянулось темными облачками ; подул ветер,
прохладный и приятный ; в наступившей тишине — ожидание грозы;
воздух наэлектризован; вдруг громкий стук раздался отовсюду; крупные
капли дождя застучали по крышам и окнам домов, по улицам; вода смыла
со всего пыль; листья деревьев стали яркозеленого цвета. По первым словам чувствуется, что речь идет не о скучном осеннем
дожде, а о майском веселом дождике, которому все рады.
–
образное определение,
Вспомним, какие средства выразительности нам известны.?
(Приложение 1, слайд 17)
Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с
другим.
Эпитет
дающее дополнительную
художественную характеристику предмета.
Олицетворение – придание неживому предмету свойств живого
существа.
Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве и
противопоставлении одного предмета или явления другому, скрытое
сравнение.
Аллитерация – повторение согласных звуков.
Чтение 2 строфы(смайлик)
Прочитаем 2ю строфу стихотворения.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
Раскаты грома передаются с помощью употребления звука Р почти в
каждом слове строки. Такой приём называется аллитерацией.
. Гремят раскаты.
Назовите метафору( скрытое сравнение).
Метафоры: капли – «повисли перлы дождевые»; струи дождя – «
солнце нити золотит».
Чтение 3 строфы: (смайлик)
Сгорыбежитпотокпроворный.
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный –
Все вторит весело громам.
Какое настроение в природе рисует автор? С помощью какого приёма? ( Всеобщая радость.Олицетворения: «бежит поток», «шум вторит».)
Чтение 4 строфы: (смайлик)
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
(Приложение 1, слайд 18 с иллюстрацией богини ГЕБЫ).
Вы знаете, кто такая богиня Геба? ( Богиня юности, символ продолжения
жизни).
Почему Тютчев упомянул именно эту богиню? Подумайте.
Геба символ весны, возрождения, радуясь, смеясь, проливает на
Землю благодатный напиток жизни – «перлы дождевые», и земля
воскресает,
– Олимпийские боги бессмертны, а, значит, Геба будет вечно лить
свой «громокипящий кубок». Вечно будет приходить весна и радовать
мир своей красотой.
Какую грозу вы мысленно видите в этом стихотворении? Словесное
описание.
Посчитайте, каких смайликов веселых или грустных у вас преобладает в
этомстихотворении?
Какой можем сделать вывод о весенней грозе?
обновляется.
Вывод: Весенняя гроза не страшит и не пугает. В природе
чувствуется радость. Богиня Геба и громокипящий кубок (первая гроза)
– символобновления жизни.
Художественные средства,
использованные поэтом, одушевляют природу, передают миг гармонии
между землей и небом.
Физминутка: «Достань звезду».Ребята, встали за спинки стульев,
представим, что над нами звездное небо. Посмотрите вверх, выберите
себе звезду. Закройте глаза и медленно тяните руки вверх медленно, глаза открывать нельзя, загадывайте желание и берите звездочку, бережно
кладите ее па парту. Открыли глаза. Улыбнулись друг другу. Сели.
(Приложение 1, слайд 19).
Продолжаем дальше.
5.3.Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Неохотно и несмело…»
Ф.И. Тютчев обладал уникальной способностью изображать природу как
часть души человека. После южной природы Германии и Италии, где он
прожил 22 года, поэт словно поновому увидел свои родные места и
постарался передать их красоту и прелесть. Стихотворение «Неохотно и
несмело...» написано 6 июня 1849 года по дороге в село Овстуг, имение,
куда он иногда приезжал.Поэта застала гроза, свои впечатления он
записал на листе бумаги.
5.4.
несмело»учеником. ( Тарасова Настя).(Приложение 1, слайд 20)
Выразительное чтение стихотворения «Неохотно и
Учащиеся заполняют таблицу №1«Линия сравнения».ТЕМА
Приближение грозы летом.
– Какие чувства испытывает поэт, наблюдая поединок в природе? ( Волнения,
ожидания).
5.5. Словарная работа (толкование слов, написанных на доске).Запись.
– Как вы понимаете значение следующих слов: «нива», «окаймить»,
«смятение», «сиянье». (Приложение 1, слайд 21)
Толковый словарь С.И. Ожегова:
Ниваобработанное поле, пашня, посевы.
Окаймитьочертить.
Смятенье – смущение, переход в беспорядочное состояние, тревога…
Сияние – ярко блистать, светить лучами, радоваться, веселиться,
праздновать.
5.6. Беседа с классом.(Приложение 1, слайд 22)
(Напротив каждой строфы стихотворения дети рисуют смайлики
настроения).
Какую картину рисует поэт?
–
грозы).
– Как Ф. И. Тютчев изображает в стихотворении приближение грозы?
(Приближение (Принахмурилась земля, потускнело солнце, теплые порывы ветра,
дальний
гром).
– В какое время года мы застаём мир тютчевского стихотворения?
( это начало лета).
–– Что помогает нам понять это? (летит пыль, зелёные нивы).
– Какие картины можно нарисовать к каждому четверостишию?
В первой строфе плывут тучи и прячут за собой солнце, поэтому земля
принахмурилась. Теплый ветер несет с собой запах дождя.
– Во второй строфе яркая молния освещает своим блеском поля.
– В третьей строфе мы уже слышим не далекие раскаты грома, а уже
здесь.
– В последней строфе слова солнце и сияние поднимают настроение. И
страх перед грозой уже не чувствуется.
Назовите основные образы стихотворения?
(Основные образы: солнце, туча, Земля, гроза).
Какими словами передаёт поэт изменения в природе?
(Принахмурилась, прогремело, порывы ветра, тучи, гроза, струя молнии,
раскаты.)
– Какие средства выразительности позволяет зримо представить эту
картину?( Изобразительно выразительные средства).
Запишите в таблицу №1.
(Олицетворения:«принахмурилась земля», «солнце смотрит», «пыль
летит».)
Метафоры:«молния пробилась», «молнии струя», «земля потонула».
Эпитеты: «зеленеющие нивы», «пламень белый и летучий».
– В каких строках поэт использует аллитерацию для передачи своих
впечатлений от наблюдения за грозой? Отметим наиболее показательные
в этом отношении строки.
Ветра тёплого порывы,
Дальний дождь и гром порой…
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей. Обратимся ко 2 строфе стихотворения:
– Слова, какой части речи в ней отсутствуют? Что помогают ощутить?
( Глаголы.Они создают ощущение ожидания.)
– Как вы понимаете строки: «И в смятенье потонула вся смятённая земля»?
Что значит «смятённая»? Подберите к этому слову синонимы. ( Смущённая).
Что их роднит? Чем они отличаются друг от друга?
– Какие смайлики были у вас вначале стихотворения, а какие в конце?
(В начале стихотворения были грустные, а в конце – веселые.)
– Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
( грустное, печальное).
– Как передается в стихотворении настроение?
( От неуверенности, смятения до радости).
Вывод:
– Похожи ли эти стихотворения, описывающие одно природное
явление?
– Нет, в 1 стихотворении весна веселая, молодая, во втором – летняя,
взрослая,серьёзная.
Какой изображается природа в них? ( Живой, одухотворённой).
–Мы рассмотрели две грозы Тютчева. Как связан с ними эпиграф нашего
урока?
( В стихотворениях гроза одушевленная, т.е. у нее есть душа).
– Чем вы объясните, что поэт так часто обращается к этой стихии?
(В своих стихах он выражает восторг,
восхищение грозой).
– Что хотел сказать своими стихотворениями поэт читателю?
( Порой человек любуется ею, порой страшится. Но важно то, что поэт не
считает человека «царём природы».)
СтихотворенияФ.И.Тютчева говорят о его способности тонко воспринимать
красоту природы, которую некоторые не замечают, об умении поэта
рассказать о своем восхищении прекрасными мгновениями жизни. 6.Расширение кругозора учащихся по теме:
У современных поэтов тоже есть стихотворения о грозе.
Послушайте стихотворение нашего саратовского поэта Н. Е.Палькина
« В грозу»: ( Читает Крюкова Юля).(Приложение 1, слайд 23)
В ночную тень от молний синих
Камыш щетинился вокруг,
Пугливо ёжился осинник,
И клён листву ронял из рук.
Притихли тонкие берёзы
У придорожной полосы,
Лишь дуб, спокойный и серьёзный,
Один не замечал грозы.
Гремели вспышки огневые.
А дуб среди огня и тьмы
Молчал: мол, это не впервые,
Немало гроз видали мы.
7. Рефлексия.
Что интересное вы узнали сегодня на уроке?
Стала ли вам понятнее, ближе поэзия Тютчева?
(Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Она внутренне близка
и понятна человеку, родственна ему. Словно живое мыслящее существо, она
чувствует, дышит, радуется и грустит. Она разговаривает с человеком, но не
каждый способен ее услышать. Тютчев, как никто, умел понимать язык
природы).
Анкета для рефлексии.Сейчас в анкете вы выделите те слова, которые
характеризуют ваше состояние на данный момент.
7. Оценки. Домашнее задание.
Домашнее задание:
( Приложение 1, слайд 24)
1. Составить синквейн к слову ГРОЗА.
1.1.Выучить стихотворение «Неохотно и несмело…»
2.Нарисовать иллюстрацию к одному из стихотворений. Всем спасибо за работу на уроке, за ту единственную настоящую роскошь,
которую мы друг другу сегодня подарили – роскошь человеческого общения
(по А.Экзюпери). ( Приложение 1, слайд 25)
(«ЕДИНСТВЕННАЯ НАСТОЯЩАЯ РОСКОШЬ – ЭТО РОСКОШЬ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ» (Антуан де Сент Экзюпери).
Конспект урока литературы в 6 классе "Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева ".
Конспект урока литературы в 6 классе "Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева ".
Конспект урока литературы в 6 классе "Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева ".
Конспект урока литературы в 6 классе "Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева ".
Конспект урока литературы в 6 классе "Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева ".
Конспект урока литературы в 6 классе "Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева ".
Конспект урока литературы в 6 классе "Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева ".
Конспект урока литературы в 6 классе "Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева ".
Конспект урока литературы в 6 классе "Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева ".
Конспект урока литературы в 6 классе "Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева ".
Конспект урока литературы в 6 классе "Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева ".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.