Музейный урок по теме «Секреты бабушкиного сундука» 6-й класс
Оценка 4.8

Музейный урок по теме «Секреты бабушкиного сундука» 6-й класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
26.11.2017
Музейный урок по теме «Секреты бабушкиного сундука»  6-й класс
Музеи как центры хранения историко-культурного наследия обладают большим образовательным потенциалом. Музейная педагогика решает проблему приобщения школьников к историко-культурному наследию, она закладывает основы нравственного воспитания личности. Самое главное на таких занятиях дети активно взаимодействуют друг с другом, с учителем, с музейной образовательной средой. Очень важно учитывать возрастные различия и особенности учащихся. Этот урок рассчитан на 5-6 классы, главной целью которого является изучение быта, сохранение уникальных культурных ценностей и традиций народа. Данный урок требует длительной подготовки к нему: в течении летних каникул дети занимаются посадкой, наблюдением за ростом льна, пробуют несколько способов изготовления волокон, работают на ткацком станке, находящемся в музее МОБУ СОШ с. Ишпарсово. Юные посетители сами превращаются в серьёзных исследователей, изучая памятники прошлого, которые хранят память о предках, олицетворяют «связь времён». И возможно здесь в музее, ребята открывают впервые для себя, что многое из того, чем мы пользуемся, и что существует в нашей современной жизни, - получено в дар от прошлого. Современным детям, доставляют такие уроки большое удовольствие. Данное занятие может быть проведено, и как внеклассное мероприятие, и как интегрированный музейный урок по русскому языку и истории, и в праздник Дня пожилого человека.doxc
Конспект урока Секреты бабушкиного сундука.docx
Музейный урок по теме «Секреты бабушкиного сундука»  6­й класс Афанасьева Оксана Анатольевна,   учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ с. Ишпарсово   Разделы: внеклассная работа  Тип урока:  комбинированный Список используемого программного обеспечения и ЭОР: Microsoft Word 2010, Microsoft Power Point, Nero video. Межпредметне связи: изобразительное искусство, русский язык, история. Методы ведения занятия: беседа, рассказ­объяснение, показ наглядностей, демонстрация   экспонатов   музея,   трудовой   приём,   самостоятельная   работа учащихся. Ключевые   слова: лён,   устаревшие   слова,   полотно,   ткачество,   ткацкий станок, национальный костюм, детали чувашского национального костюма. Оформление   доски: высказывание  из   книги   “Домострой   ХVI   век”: “Хорошие жены – рукодельные – доход и сбереженье всему…   Что скроит – остатки и обрезки – сберечь” Цель урока: Образовательная: наблюдать   за   словами,   вышедшими   из   употребления, устанавливать причины, по которым слова выходят из употребления (исчезновение предметов, явлений), ввести понятие устаревшие слова, наблюдать за значением устаревших   слов   разных   культур;  познакомить   учащихся   с   традиционным народным промыслом и с технологией производства полотна; Развивающая: развивать   логическое   мышление,  творческие,  образное восприятие  истории,   нашего   прошлого,  развивать   речь   воспитанников,   умение работать в группах, развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса не только   русского,   но   и   родного   (чувашского),  активизировать   познавательный интерес, нравственное отношение к истории и культуре родного края, к живому наследию своих предков; Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку,  уважение к нашим предкам, их труду и быту, к народным ценностям, к родной земле. Задачи:   обобщить и конкретизировать знания детей о национальном костюме.  формировать   понимание   взаимосвязи   исторических   эпох   и   своей причастности   к   иному   времени,   другой   культуре   посредством   общения   с памятниками истории и культуры;    формировать устойчивую потребность и навыки общения с музеем; развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию; формировать   уважение   к   другим   культурам,   готовность   понимать   и принимать систему ценностей; Оборудование:   музейные   экспонаты:   прялка,   ткацкий   станок,   сундук,   детали национального костюма, одежда из льна, лён льняное волокно;  компьютер, проектор; словари, карточки с заданием.   Урок проводится в школьном  музее МОБУ СОШ с. Ишпарсово. Ход урока I. Организационный момент Презентация Что хранится у нашей бабушки в сундуке? Очень много интересных вещей: и сказки, и рукоделие, и вкусные пирожки, и народные средства лечения простуды, и мудрость народная и многое другое (слайд 1­2). II. Актуализация знаний, введение в проблему. Приготовление к восприятию нового. ­ Ребята, сейчас мы перекинемся с вами на много лет назад. ­ Представьте себя в старинном доме (слайд 3­6 ). ­ Нас встречают люди, чем они занимаются, какие предметы на здесь вам незнакомы?     (ткацкий   станок,   прялка,   веретено,   лен,   кудель,   челнок,   названия некоторых элементов национального костюма) (слайд 7­8).  Учитель   помогает   при   затруднениях.   Называет   предметы,   которые   детям знакомы, но не могут воспроизвести. ­ Какие непонятные слова услышали? ­ Почему мы их не понимаем? ­ А почему мы не используем эти слова в речи? ­ Куда они исчезли? ­ Как узнать значение этих слов? (в толковом словаре) ­   Откройте   словари   и   найдите     толкование   устаревших   слов.   (Чтение сопровождается показом иллюстраций (слайды 6­7).  Итак, почему эти слова устарели? (Исчезли эти предметы). ­ Запишите толкование любого слова в тетрадь.  III. Постановка темы и цели урока. ­ Как же мы назовём такие слова, которые устарели? ­   Да,   ребята,   жизнь   людей   постоянно   меняется.   Со   временем   уходят   из обихода   какие­то   предметы,   явления.   А   слова,   которые   они   обозначали, постепенно   забываются,   которые   перестали употребляться в современном языке, называют устаревшими (слайд 9).   устаревают.   слова,   Итак, ­ Назовите тему нашего урока. Давайте посмотрим, какие задачи поставлены перед вами сегодня, на этом уроке (слайд 10). ­   Сегодня   на   уроке   мы   откроем   старинный   бабушкин   сундук,   в   котором хранится много устаревших слов и узнаем с вами многое о национальном костюме: из чего он изготавливается и как называются отдельные детали женского костюма (слайд 11). IV. Объяснение темы: 1. Слово учителя:  «С конца 18 века получили широкое распространение крестьянские ремесла и промыслы, достигшие  своего пика в начале 20 века. Часть продукции домашних промыслов   удовлетворяли   собственные   нужды   крестьян.   Секреты,   приёмы бережно   сохранялись   в   семье   и   передавались   по   наследству.   В   регионах,   где больше было леса, были развиты ткацкий промысел и кустарное машиностроение. Наше   село   отличалось     среди   других   сел   ткачеством.   Подтверждением   этому является то, что во многих домах и сейчас  сохранены вот такие домашние ткацкие станки. Вот об этом промысле мы и поговорим. Заглянем в бабушкин сундучок и узнаем из чего и как в него попали рубахи, сарафаны, рушники, скатерти и т.д. (слайд  № 11)  На сегодняшнем занятии мы будем говорить о льне, о льняной одежде, и чем лён сегодня интересен? (слайд  № 12)   Ребята, одежда из льна является экологически чистой, приятна и удобна в носке. К тому же последние 2 – 3 года она стала очень модной. Не случайно все известные   кутюрье   и   модельеры   широко   используют   льняную   ткань   в   своих коллекциях.   И   вам,   наверное,   интересно   узнать,   как   из   такого   вот   растения получились   красивые,   нарядные   вещи   нашего   бабушкиного   сундучка.   С   этим растением нас познакомит наша 1 группа исследователей­ историки. 2. Выступление 1 группы исследователей­ историков: (слайд № 12­13) «Ещё в глубокой древности внимание человека привлекло тонкое стройное растение, сгибающееся при ветре до самой земли и снова выпрямляющееся. Изготовленные   из   него   ткани   в   Древнем   Египте   считались   лечебными,   в   них пеленали мумии. Знали это и древние славяне. Столетиями люди отбирали лучшие по своим качествам растения. Это растение легко было вырвать из земли с корнем, но   трудно   разорвать.   Что   придавало   крепость   и   удивительную   упругость тоненькому стеблю легкой былинки? Оказывается, у льна зеленый луб коры, как и у   липы,   очень   крепкий.   Поперек   стебель   не   разорвать,   тогда   как   вдоль   легко разделить   на  тонкие   нити.  Лен  –  наиболее   древнее   после   пшеницы  культурное растение. Его возделывают более 2000 лет. (слайд № 14) «…Кому   не   знакома   яркая,   сочная   зелень,   по   которой   еще   издали   можно узнать полосу, засеянную льном? Кто не видал его тонких стройных былинок с голубыми,   слегка   поникшими   цветками?   Кто   не   имел   в   руках   его   гладких, блестящих,   как   бы   отполированных   семян?»     ­   так   спрашивал   слушателей К.А.Тимирязев на своей лекции о льне (слайд №15). И если кто не видел льна, то непременно постарайтесь познакомиться с этим замечательным растением. 3. Выступление 2 группы­ исследователей – биологов.  В прошлое лето на опытном участке нашей школы мы посадили три сорта льна: «Рубрум», «Синий лён», и «Долгунец» (слайд 16­18). Мы узнали, что из стебля льна получают длинное волокно (приложение 1     – показ ролика «Лен. Посадка, наблюдение, использование льна»).    Прекрасное  волокно, вдвое  крепче  хлопкового, а по  красоте  не уступает шёлку. Тонкий прямой стебель только у самой вершинки имеет веточки с узкими листочками и голубыми цветками. Наблюдая за ростом  этого растения, мы узнали, что лен цветёт лишь полдня. Затем вместо цветков появляются зелёные коробочки с   семенами,   содержащими   до   40%   масла.   Проваренное   льняное   масло   быстро высыхает,   и   его   употребляют   для   приготовления   масляных   красок,   олифы. Насчитывают до 45 различных видов дикорастущего льна. Для роста льна особенно благоприятен влажный климат с умеренным освещением сквозь пелену облаков. Более того, длина и тонкость волокна зависят от бокового затенения. Лен сеют густо. Густой посев предотвращает ветвление стеблей льна». Учитель:    Лен   проходит   много   изменений   в   процессе   превращения   из зелёного растения в белое тяжёлое полотно или в лёгкий батист. Мы с вами сейчас проследим этот процесс по схеме.  Ваша   задача,   по   ходу   рассказа   следующих   исследователей,   этнографов,  ).    Давайте заполнить   схему   в   своих   карточках­   заданиях     (приложение     2 послушаем и запишем наши действия, как добыть льняное волокно.   4.  Выступление 3 группы – исследователи­этнографы. Вот перед вами засушенный лен (слайд №19).  А вот как только начнут слегка желтеть коробочки с семенами у льна, его вытаскивают с коротким корешком из земли.  Раньше лен теребили руками, что было очень тяжёлым трудом. В настоящее время такую работу производят теребильными машинами.  Плоды – коробочки счёсывают со стеблей особыми гребнями. Чтобы отделить лубяные волокна от древесины, лен мочат. Раньше лен расстилали на лугах или опускали в водоёмы, теперь на льнозаводах производят мочку льна в специальных бетонированных мочилах с тёплой водой. В стеблях, смоченных росой на лугу или опущенных   в   воду,   начинают   размножаться   бактерии,   которые   разрушают вещества,  склеивающие  волокна  льна. На  стеблях  льна, вытащенных  из  воды и высушенных,  тонкие   волокна   легко   отделяются   от   древесины.   Стебли   мнут   на машинах   между   ребристыми   вальцами   и   получают   волокно   с   кусочками переломанной древесины. Затем треплют лен машинами с деревянными лопастями, напоминающими   крылья   ветряной   мельницы,   отделяя   от   волокон   кусочки древесины   (костру).   Волокно   очёсывают   на   гребнях   с   железными   иглами   в несколько рядов, получая длинное волокно и кудель. Учитель:    Проверим,   какие   стадии   производства   полотна   из   льна   у   вас получились на карточках. Посмотрите на схему и сравните всё ли у вас получилось верно. (Сравнивают схемы, делают исправления и запоминают)  Учитель:      Ребята,   а   каких   мастериц   нашего   села   вы   можете   назвать. Вероятно, это ваши бабушки и мамы. Учащиеся:   Бормисова Нина Васильевна, Бормисова Христиния Васильевна, Борисова Лариса Александровна, Егорова Ольга Петровна. (слайды 20­23) Учитель:      Мы   пригласили   сегодня   к   нам   в   гости   Нину   Васильевну Бормисову, жительницу нашего села, мастерицу и рукодельницу со стажем 70 лет. Давайте прослушаем рассказ Н.В. Бормисовой, из чего и как получали полотно в с. Ишпарсово (демонстрация картинки с коноплёй.)  5. Воспоминания Н.В. Бормисовой. У нас в Ишпарсово полотно изготовляли из следующей технической культуры – конопли  (приложение3­ демонстрирует учитель картинку). Рассказ о конопле «Конопля занимает четвертое место среди прядильных культур. Растение это двудомное, а волокно получают из мужских стеблей.   Они   тоньше,   обладают   лучшими   качествами   и   быстрее   созревают.   В семенах конопли содержится до 40 % жиров, из которых получают технические масла. Учитель:   Ребята, из рассказа Нины Васильевны   вы убедились, какой это тяжелый труд. И как тяжело было в домашних условиях получать полотно. Но чуть ли не в каждом доме были и прялки, и ткацкие станки. Именно на таких прялках, вот из таких волокон пряли нити (приложение 4­демонстриция кудели). На таких вот  ткацких станках ткали полотно. (Демонстрация экспонатов музея и объяснение их принципа работы) Учитель:  Наши   исследователи   –   этнографы   подготовили   ещё   материал   о чувашском     национальном   костюме.     (Рассказ   исследователей   о   национальном костюме, его деталях, демонстрация элементов национального костюма из льна) V. Рефлексия. 1.  О чем мы говорили сегодня на уроке вы можете узнать из кроссворда. (приложение 5­ ребята быстро отгадывают кроссворд).   2.  А  как  получали  ткань  для  рубахи, я  думаю  вы  все  запомнили.  Чтобы узнать, кто из вас лучше усвоил процесс изготовления рубахи, вот вам набор  предложений. (Каждому  дается  карточка   с  предложениями.)  Расположите  их  в правильном порядке (слайд №24). 1.Ткали холст. 2.Пряли нитки. 3.Выдернули лен с корнем. 4.Отмочили в речке.  5.Шили рубаху. 6.Вытрепали лен. 7.Посеяли льняное семя. 8. Высушили на лугу. 9. Отбеливали нити. 10.Сушили полотно. 11. Красили нити. 12. Вышивали орнамент. Правильный ответ: 7­3­4­8­6­2­1­9­10­11­5­12 3.  А теперь загадки. 1.   «Топили,   колотили,   мяли,   трепали,   рвали,   крушили,   ткали,   на   стол постлали?» (лен, конопля, полотенце, рушник) 2.Деревянные ноги, На лето убирают, На зиму достают. (ткацкий станок) (слайд 25). 3.Голубым всё поле стало, Словно поле вниз упало. (поле льна в цвету) (слайд 26). 4.Зазвенел бубенец – Не зевай, молодец: Добывай рубашку Да маслица на кашку. (созревание льна) (слайд 27). 5.Был – тростинкой, Стал – простынкой. (льняное полотно) (слайд 28). 6. Паренёк синеглаз, Нам рубашки припас. (семена льна) (слайд 29). ­  Ребята,   о   чем   мы   с   вами   говорили   в   начале   урока?   Какие   правила   по русскому   языку   вы   можете   вспомнить?     (Устаревшие   слова,   историзмы   и архаизмы) ­Молодцы!   А   повторим   и   подробнее   изучим   мы   эти   термины   на   уроках русского языка.  ­ А какие предметы мы с вами рассматривали? Знакомы ли они вам теперь?  VI. Заключительное слово учителя:  Как раньше Всяк мастер свою науку Передавал с годами внуку,  Сохраняясь в каждом роде Мастерство живёт в народе. Вам спасибо, ребята, (слайд 30) За игры, знанья на уроке. Хоть не хочется прощаться, Но пора нам расставаться. Урок наш закрывается.   Со всеми вами прощается. 7 Литература: 1. 2. Ашмарин Н.И. Словарь чувашского языка. Вып. 1. Казань, 1928. С. 133. Белянкова,   Возможности   музейной   педагогики   в   организации исследовательской работы младших школьников /Н.М. Белянкова //Начальная школа.­ 2011.­ №9.­С.62­64   Н.М. Гурьева А.Х. Конец сурбана середины XIX в. Собственность ЧГХМ. Ед. хр. 16775. Иванов В.П. Чуваши. Этнографическое исследование. Ч. П. С. 301. Лукашева, Т. Я. Музейная педагогика ­ средство формирования духовных ценностей учащихся / Т. Я. Лукашева // Начальная школа. ­ 2007. ­ № 9. ­ С. 29­31 Лунд­Иверсен Б. Ткацкие переплетения. М., 1987. С. 62. Никитин   Г.А.,   Крюкова   Т.А.  Чувашское   народное   изобразительное   искусство. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Альбом. Ч., 1960. С. 52. Газпромпечать, 2004. С. 400 Николаев   В.В.   Чувашский   костюм.   От   древности   до   современности//   Оренберг: Сергеева Н.В.. Бабушкин сундук. Казань,1985 г. Скобликова,   Т.   Музейные   технологии   приобщения   к   национальной   культуре   /   Т. Скобликова // Искусство в школе. ­ 2007. ­ № 2. ­ С. 30­31 9. 10. 11.   Харитонова,А.А. Формирование музейной культуры у старших дошкольников /А.А. Харитонова //Начальная школа плюс до и после.­ 2011.­№3.­С.73­77 8

Музейный урок по теме «Секреты бабушкиного сундука» 6-й класс

Музейный урок по теме «Секреты бабушкиного сундука»  6-й класс

Музейный урок по теме «Секреты бабушкиного сундука» 6-й класс

Музейный урок по теме «Секреты бабушкиного сундука»  6-й класс

Музейный урок по теме «Секреты бабушкиного сундука» 6-й класс

Музейный урок по теме «Секреты бабушкиного сундука»  6-й класс

Музейный урок по теме «Секреты бабушкиного сундука» 6-й класс

Музейный урок по теме «Секреты бабушкиного сундука»  6-й класс

Музейный урок по теме «Секреты бабушкиного сундука» 6-й класс

Музейный урок по теме «Секреты бабушкиного сундука»  6-й класс

Музейный урок по теме «Секреты бабушкиного сундука» 6-й класс

Музейный урок по теме «Секреты бабушкиного сундука»  6-й класс

Музейный урок по теме «Секреты бабушкиного сундука» 6-й класс

Музейный урок по теме «Секреты бабушкиного сундука»  6-й класс

Музейный урок по теме «Секреты бабушкиного сундука» 6-й класс

Музейный урок по теме «Секреты бабушкиного сундука»  6-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2017