Тема урока:
«Онегин и Ленский. Сравнительная характеристика героев»
Тип урока: Открытия новых знаний
Характеристика класса:
показателем качества знаний
Общеобразовательный класс со средним
Методы и приёмы: проблемнопоисковый, исследовательский, наглядно
практический, приёмы «Полилог», «Диаграмма Венна», « Синквейн»
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая работа
Цель деятельности учителя: создать условия для продолжения знакомства с
романом и его героями, в ходе сравнительной характеристики показать
своеобразие характеров Онегина и Ленского, сходство и различие двух типов
дворян пушкинской поры, связь обоих образов с лирическим миром автора;
развить навыки анализа лирического произведения; развивать логичность,
осмысленность и склонность к исследовательской деятельности при
коллективной форме обучения, развить критическое мышление учащихся на
основе чтения; развить познавательные и созидательные способности
учащихся;
способствовать воспитанию правильного отношения к жизненным ценностям.
Планируемые результаты изучения темы:
умения:
знать содержание
Предметные
прочитанного
произведения; уметь воспринимать и анализировать текст,
давать
характеристику герою, давать сравнительную характеристику героям,
совершенствовать навыки работы с цитатами.
Метапредметные УУД:
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом,
созидательном процессе;
развивает умения давать адекватную оценку
собственной деятельности;
осознает себя как индивидуальность и
одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; формулирует цели
урока, планирует собственные действия; Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает,
извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в
произведении.
Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками,
участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.
ХОД УРОКА:
I Организационный
II.Этап мотивации учебной деятельности
Как вы думаете, какие отношения можно назвать дружбой?
Что характерно для дружбы?
Есть у вас примеры настоящей дружбы?
Именно в лицее у Пушкина появляются настоящие друзья.
Слайд 2 Ближайшими на всю жизнь стали Иван Пущин, Антон Дельвиг,
Вильгельм Кюхельбекер. Они вместе с ним пришли в Лицей в октябре тысяча
восемьсот одиннадцатого года и остались для него навсегда верными
друзьями.
Я вам, ребята, желаю, чтобы вам повезло и в вашей жизни случилась такая
дружба.
Слайд 3 Перед вами изображения стихий. Что это за стихии? (вода, камень,
стихи, проза, лёд, пламя)
Что можете сказать о каждой паре слов?
Противоположное значение
III. Целеполагание
Приведите цитату из текста, соответствующую этому слайду.
Предполагаемые ответы учеников.
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Какие ассоциации вызывают эти сравнения?
О ком?
Об Онегине и Ленском. Они герои антиподы.
Предположения по теме урока? Слайд 4Тема урока: «Онегин и Ленский. Сравнительная характеристика
героев»
Эти слова можно взять в качестве эпиграфа
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень.
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой.
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.
А.С. Пушкин
Итак, тема урока сформулирована. Запишите в тетрадь.
Подумайте, каковы будут цели нашего урока сегодня.
Выступаем в роли Читателя, Исследователя и Человека со своим мнением.
Цели?
1. Выявить линии сравнения Онегина и Ленского
2.Собрать материал из романа для сравнения героев
3. Ответить на вопрос: «Почему они стали друзьями при такой разнице во
взглядах ?» Слайд 5
IV Актуализация имеющихся знаний
Узнай героя романа
1.…Острижен по последней моде,
Как денди лондонский одет –
И, наконец, увидел свет.
Приём «Полилог»
V «Открытие» обучающимися новых знаний
3.Он из Германии туманной
Привёз учёности плоды, Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий…
Да, это Владимир Ленский. О нём мы пока не располагаем большой
информацией. Поговорим подробней и сравним с Онегиным.
Работа в парах.
Я попрошу вас поработать в парах, выявляя категории, по которым автор
сравнивает героев. Запишите в тетради.
Объединим, добавим и сравним образы героев по следующим категориям:
1. Социальное происхождение
1. Воспитание и образование героев;
2. Отношение к свету, жизни, устремления героев;
3. Отношение к любви и женщинам;
4. Отношение к дружбе;
5. Их занятия, увлечения (поэзия)
6. Отношение к поместному дворянству
7. Взаимоотношения героев.
Слайд 6 Работа в группах. Приём «Двучастный дневник»
1группа. Образ Е.Онегина
2группа. Образ В. Ленского.
Представление группами своих персонажей
Слушайте друг друга внимательно. Материал пригодится для дальнейшей
работы. По возможности конспектируйте.
Слайд 7 Работа в группах. Приём «Диаграмма Венна»
На основании цитатного материала, нашей беседы, обобщив всё, заполните
круги диаграммы Венна: «Онегин», «Ленский»
При выявлении сходства героев, подумайте и о том, каковы причины
сближения Онегина и Ленского? Какие качества выделяют их из поместной
среды?
Презентация диаграмм
Выводы
Возвращаемся к вопросу: Слайд 8 «Почему они стали друзьями при такой разнице во взглядах?»
Онегин не испытывал необходимости в какомлибо дружеском общении, не
видя вокруг человека, с которым ему было бы интересно, от которого бы он
узнал чтото новое для себя. Но приехавший в свое имение Ленский не мог не
привлечь внимания Онегина своей романтичностью, непохожестью на других.
Ленский, очевидно, был инициатором сближения. Онегин не видел причины
отказываться от общения с ним, хотя и не искал его.
Романтичному, эмоциональному Ленскому не хватало в сельском уединении
общения с умным, образованным человеком. Онегин показался ему фигурой
интересной, выделяющейся среди остального окружения.
«С Онегиным желал сердечно
Знакомство покороче свесть».
Ленский – романтик, Онегин – реалист, трезво оценивающий жизнь.
И Онегин, и Ленский на голову выше окружающих, резко выделяются как в
светском обществе, так и среди поместного дворянства. Недаром соседи
помещики называли Онегина «фармазоном» ( мошенник, занимающийся
сбытом фальшивых драгоценностей; вольнодумец, нигилист), осуждали
вызывающие, с их точки зрения, его манеры и поведение, и Ленский «столь же
строгому разбору в соседстве повод подавал». Высокий интеллект, широкий
кругозор выделяют героев из обычной помещичьей среды.
Возвращаемся к нашим критериям дружбы. Давайте применим их к нашим
героям.
В романе есть герой, о котором мы не должны забывать.
Кто это?
Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма.
Автор. Он сопровождает и героев, и читателей повсюду. Где мы его можем
увидеть?
Лирические отступления. Именно в лир. отст. Автор так или иначе
показывает своё отношение и к происходящему, и к героям. Гдето разделяя
их взгляды, гдето полемизируя с ними. Слайд 9 Что ближе Пушкину: скептицизм Онегина или романтизм
Ленского?
Скептик 1. Последователь скептицизма (в 1 знач.).
2. Человек, который ко всему относится скептически, недоверчиво.
Романтик1. Последователь романтизма. 2.Человек, склонный к романтизму.
3. Человек, проникнутый романтикой, высокими чувствами.
Ленский дорог Пушкину как человек особенного душевного склада,
обладающий поэтическим вдохновением, той возвышенной мечтательностью,
которую дано испытать только в юности. При этом автор в равной мере
замечает и наивность Ленского, его незнание жизни и людей: поэт рассуждает
о высокой любви, а полюбил пустую кокетку, он полон вдохновенья, но пишет
«темно и вяло». Но и сам Пушкин в юности пережил увлечение романтизмом,
поэтому Ленский вызывает в нем не только ироническую, но и добрую
улыбку.
Различие автора с Онегиным мы увидели в полной мере: и отношение к
дружбе, любви, Пушкина нельзя назвать скучающим и равнодушным. Но тем
не менее он называет Онегина своим приятелем(«Онегин, добрый мой
приятель»).
Он тоже недоволен обществом, и это сближает автора с
Онегиным. Его скептицизм, разочарование – общий «недуг новейших
россиян», которым охвачена в начале XIX в. значительная и, пожалуй, самая
лучшая часть дворянской интеллигенции.
История Онегина – это история смерти и возрождения души. Пушкин
останавливает роман на той точке, когда герой стал излечиваться от «недуга»
– от разочарования, от скептицизма, когда он стал жить чувствами, когда его
душа пробудилась и перед ним открылась трагедия собственной жизни
Таким образом, автор отстаивает равноправие различных взглядов на
жизнь, у каждого из героев за плечами не только ошибки и слабости, но и
бесценный жизненный опыт, попытка осмысления мира и себя в нем.
VI Рефлексия
Слайд 10 Какой вопрос вы задали бы герою романа и почему именно этот
вопрос?
Или Синквейн
Урок подходит к концу, и нам надо оценить нашу деятельность с помощью
листа самооценки.
VII Домашнее задание
Слайд 11 Перечитайте 34 главы,
подготовьте материал (цитаты) для сравнения сестер Лариных
Конспект урока литературы в 9 классе "Онегин и Ленский" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")
Конспект урока литературы в 9 классе "Онегин и Ленский" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")
Конспект урока литературы в 9 классе "Онегин и Ленский" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")
Конспект урока литературы в 9 классе "Онегин и Ленский" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")
Конспект урока литературы в 9 классе "Онегин и Ленский" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")
Конспект урока литературы в 9 классе "Онегин и Ленский" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")
Конспект урока литературы в 9 классе "Онегин и Ленский" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.