Конспект урока литературы в 9 классе "Онегин и Ленский" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")
Оценка 4.9

Конспект урока литературы в 9 классе "Онегин и Ленский" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")

Оценка 4.9
Разработки курсов
docx
русская литература
9 кл
26.03.2019
Конспект урока литературы в 9 классе  "Онегин и Ленский" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")
Маслова ТВ Онегин и Ленский.docx
Тема урока:  «Онегин и Ленский. Сравнительная характеристика героев» Тип урока: Открытия новых знаний Характеристика   класса: показателем качества знаний  Общеобразовательный   класс   со   средним Методы   и   приёмы:  проблемно­поисковый,   исследовательский,   наглядно­ практический, приёмы «Полилог», «Диаграмма Венна», « Синквейн» Формы работы:  фронтальная, индивидуальная, групповая работа Цель деятельности учителя: создать условия для продолжения знакомства с романом   и   его   героями,   в   ходе   сравнительной   характеристики   показать своеобразие характеров Онегина и  Ленского, сходство и различие двух типов дворян пушкинской поры, связь обоих образов с лирическим миром автора; развить   навыки   анализа   лирического   произведения;   развивать   логичность, осмысленность   и   склонность   к   исследовательской   деятельности   при коллективной форме  обучения, развить критическое мышление учащихся на основе   чтения;   развить   познавательные   и   созидательные   способности учащихся; способствовать воспитанию правильного отношения к жизненным ценностям. Планируемые результаты изучения темы:   умения:     знать содержание Предметные прочитанного произведения; уметь воспринимать   и   анализировать   текст,   давать характеристику   герою,   давать   сравнительную   характеристику   героям, совершенствовать навыки работы с цитатами. Метапредметные УУД: Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном   процессе;    развивает   умения   давать   адекватную   оценку собственной   деятельности;    осознает   себя   как   индивидуальность   и одновременно как член общества. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; формулирует   цели урока, планирует  собственные действия; Познавательные: осознает   познавательную   задачу;   читает и   слушает, извлекает   нужную   информацию,   а   также   самостоятельно   находит   ее   в произведении. Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.                                        ХОД УРОКА: I Организационный II.Этап мотивации  учебной деятельности ­Как вы думаете, какие отношения можно назвать дружбой? ­Что характерно для дружбы? ­Есть у вас примеры настоящей дружбы?  Именно в лицее у Пушкина появляются настоящие друзья. Слайд   2   Ближайшими   на   всю   жизнь   стали   Иван   Пущин,   Антон   Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер. Они вместе с ним пришли в Лицей в октябре тысяча восемьсот   одиннадцатого   года   и   остались   для   него   навсегда   верными друзьями. Я вам, ребята, желаю, чтобы вам повезло и в вашей жизни случилась такая дружба. Слайд 3 Перед вами  изображения  стихий. Что это за стихии? (вода, камень, стихи, проза, лёд, пламя) ­Что можете сказать о каждой паре слов? Противоположное значение III. Целеполагание ­ Приведите цитату из текста, соответствующую этому слайду. Предполагаемые ответы учеников. Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень ­Какие ассоциации вызывают эти сравнения? ­О ком? Об Онегине и Ленском. Они герои­ антиподы. ­Предположения по теме урока? Слайд   4Тема   урока:   «Онегин   и   Ленский.   Сравнительная   характеристика героев» ­Эти слова можно взять в качестве эпиграфа Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень. Не столь различны меж собой. Сперва взаимной разнотой. Они друг другу были скучны; Потом понравились; потом Съезжались каждый день верхом И скоро стали неразлучны.                                                                    А.С. Пушкин Итак, тема урока сформулирована. Запишите в тетрадь. Подумайте, каковы будут цели нашего урока сегодня. Выступаем в роли Читателя, Исследователя и Человека со своим мнением. ­Цели? 1. Выявить линии сравнения Онегина и Ленского 2.Собрать материал из романа для сравнения героев 3.  Ответить на вопрос: «Почему они стали друзьями при такой разнице во взглядах ?» Слайд 5 IV Актуализация имеющихся знаний  Узнай  героя романа 1.…Острижен по последней моде, Как  денди лондонский одет –  И, наконец, увидел свет. Приём «Полилог» V  «Открытие» обучающимися новых знаний   3.Он из Германии  туманной Привёз учёности плоды, Вольнолюбивые мечты, Дух пылкий… Да,   это   Владимир   Ленский.   О   нём   мы   пока   не   располагаем   большой информацией. Поговорим подробней и сравним с Онегиным. Работа в парах.  ­Я попрошу вас поработать в парах, выявляя категории, по которым автор сравнивает героев. Запишите в тетради. Объединим, добавим и сравним образы героев по следующим категориям: 1. Социальное происхождение 1. Воспитание и образование героев; 2. Отношение к свету, жизни, устремления героев; 3. Отношение к любви и женщинам; 4. Отношение к дружбе; 5. Их занятия, увлечения (поэзия) 6. Отношение к поместному дворянству 7. Взаимоотношения героев. Слайд 6 Работа в группах. Приём «Двучастный дневник» 1группа. Образ Е.Онегина 2группа. Образ В. Ленского. Представление группами своих персонажей ­Слушайте  друг  друга  внимательно.  Материал   пригодится   для  дальнейшей работы. По возможности конспектируйте. Слайд 7 Работа в группах. Приём «Диаграмма Венна» ­На основании цитатного материала, нашей беседы, обобщив всё, заполните круги диаграммы Венна: «Онегин», «Ленский» ­При   выявлении   сходства   героев,   подумайте   и   о   том,   каковы   причины сближения Онегина и Ленского? Какие качества выделяют их из поместной среды? Презентация диаграмм Выводы Возвращаемся к вопросу: Слайд 8 «Почему они стали друзьями при такой разнице во взглядах?» Онегин не испытывал необходимости в каком­либо дружеском общении, не видя вокруг человека, с которым ему было бы интересно, от которого бы он узнал что­то новое для себя. Но приехавший в свое имение Ленский не мог не привлечь внимания Онегина своей романтичностью, непохожестью на других. Ленский, очевидно, был инициатором сближения. Онегин не видел причины отказываться от общения с ним, хотя и не искал его. Романтичному, эмоциональному Ленскому не хватало в сельском уединении общения с умным, образованным человеком. Онегин показался ему фигурой интересной, выделяющейся среди остального окружения. «С Онегиным желал сердечно Знакомство покороче свесть». Ленский – романтик, Онегин – реалист, трезво оценивающий жизнь. И Онегин, и Ленский на голову выше окружающих, резко выделяются как в светском   обществе,   так   и   среди   поместного   дворянства.   Недаром   соседи­ помещики   называли   Онегина   «фармазоном»   (   мошенник,   занимающийся сбытом   фальшивых   драгоценностей;   вольнодумец,   нигилист),   осуждали вызывающие, с их точки зрения, его манеры и поведение, и Ленский «столь же строгому разбору в соседстве повод подавал». Высокий интеллект, широкий кругозор выделяют героев из обычной помещичьей среды. Возвращаемся к нашим критериям дружбы. Давайте применим их к нашим героям. В романе есть герой, о котором мы не должны забывать.  ­Кто это?           Во дни веселий и желаний Я был от балов без ума: Верней нет места для признаний И для вручения письма. Автор. Он сопровождает и героев, и читателей повсюду. Где мы его можем увидеть? Лирические   отступления.   Именно   в   лир.   отст.   Автор   так   или   иначе показывает своё отношение и к происходящему, и к героям. Где­то разделяя их взгляды, где­то полемизируя с ними. Слайд   9  ­Что   ближе   Пушкину:   скептицизм   Онегина   или   романтизм Ленского? Скептик ­1. Последователь скептицизма (в 1 знач.). 2. Человек, который ко всему относится скептически, недоверчиво. Романтик­1. Последователь романтизма. 2.Человек, склонный к романтизму. 3. Человек, проникнутый романтикой, высокими чувствами. Ленский   дорог   Пушкину   как   человек   особенного   душевного   склада, обладающий поэтическим вдохновением, той возвышенной мечтательностью, которую   дано   испытать   только   в   юности.  При   этом   автор   в   равной   мере замечает и наивность Ленского, его незнание жизни и людей: поэт рассуждает о высокой любви, а полюбил пустую кокетку, он полон вдохновенья, но пишет «темно и вяло». Но и сам Пушкин в юности пережил увлечение романтизмом, поэтому   Ленский   вызывает   в   нем   не   только   ироническую,   но   и   добрую улыбку. Различие автора с Онегиным мы увидели в полной мере: и отношение к дружбе, любви, Пушкина нельзя назвать скучающим и  равнодушным. Но тем не   менее   он   называет   Онегина   своим   приятелем(«Онегин,   добрый   мой приятель»).  Он   тоже   недоволен   обществом,   и   это   сближает   автора   с Онегиным.     Его   скептицизм,   разочарование   –   общий   «недуг   новейших россиян», которым охвачена в начале XIX в. значительная и, пожалуй, самая лучшая часть дворянской интеллигенции. История   Онегина   –   это   история   смерти   и   возрождения   души.   Пушкин останавливает роман на той точке, когда герой стал излечиваться от «недуга» –  от разочарования, от скептицизма, когда он стал жить чувствами, когда его душа пробудилась и перед ним открылась трагедия собственной жизни Таким   образом,   автор   отстаивает   равноправие   различных   взглядов     на жизнь, у каждого из героев за плечами не только ошибки и слабости, но и бесценный жизненный опыт, попытка осмысления мира и себя в нем. VI Рефлексия Слайд 10 ­Какой вопрос вы задали бы герою романа и почему именно этот вопрос?         Или Синквейн Урок подходит к концу, и нам надо оценить нашу деятельность с помощью листа самооценки. VII Домашнее задание       Слайд 11   Перечитайте 3­4 главы,          подготовьте материал  (цитаты) для  сравнения сестер Лариных

Конспект урока литературы в 9 классе "Онегин и Ленский" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")

Конспект урока литературы в 9 классе  "Онегин и Ленский" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")

Конспект урока литературы в 9 классе "Онегин и Ленский" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")

Конспект урока литературы в 9 классе  "Онегин и Ленский" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")

Конспект урока литературы в 9 классе "Онегин и Ленский" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")

Конспект урока литературы в 9 классе  "Онегин и Ленский" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")

Конспект урока литературы в 9 классе "Онегин и Ленский" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")

Конспект урока литературы в 9 классе  "Онегин и Ленский" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")

Конспект урока литературы в 9 классе "Онегин и Ленский" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")

Конспект урока литературы в 9 классе  "Онегин и Ленский" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")

Конспект урока литературы в 9 классе "Онегин и Ленский" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")

Конспект урока литературы в 9 классе  "Онегин и Ленский" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")

Конспект урока литературы в 9 классе "Онегин и Ленский" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")

Конспект урока литературы в 9 классе  "Онегин и Ленский" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2019