Программа элективного курса «Изложение с комплексным анализом текста» рассчитана на учащихся 9 класса, определивших для себя дальнейшее обучение в классах гуманитарного профиля, а также для подготовки учащихся к успешной итоговой аттестации.
Изложение – традиционная форма учебной деятельности, нашедшая широкое применение практически во всех классах средней школы и получившая закрепление в качестве аттестационной работы по русскому языку за курс девятилетнего обучения. Поэтому изложение должно занять значительно более важное место.Сжатое изложение – это всего лишь «сжатая» передача чужого текста. Преодоление этого негативного момента и может способствовать подбор таких заданий к тестам, которые были бы ориентированы на вскрытие идейно-художественного их своеобразия, на анализ их речевого строя, на их стилистическую оценку. Обязательная составляющая таких заданий – требование сжатого пересказа с максимально возможным сохранением особенностей авторского языка и стиля. В этом случае учащийся будет вынужден творчески перерабатывать текст, создав сокращенный вариант, в котором сохранились бы отличительные черты оригинального – исходного - текста.
прогр.эл.курса.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа п. Анисовский»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
413159 пос. Анисовский Энгельсского района Саратовской области
' 777618
_______________________________________________________________
Программа
элективного курса
по русскому языку
«Изложение с комплексным анализом текста».
Автор программы:
учитель русского языка и литературы
МБОУ «ООШ п.Анисовский»
Ребро Любовь Вячеславовна
(высшая категория) Энгельс 2016г.
Элективный курс «Изложение с комплексным анализом текста».
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Изложение с комплексным анализом текста»
рассчитана на учащихся 9 класса, определивших для себя дальнейшее обучение в
классах гуманитарного профиля, а также для подготовки учащихся к успешной
итоговой аттестации.
Изложение – традиционная форма учебной деятельности, нашедшая широкое
применение практически
во всех классах средней школы и получившая
закрепление в качестве аттестационной работы по русскому языку за курс
девятилетнего обучения. Поэтому изложение должно занять значительно более
важное место.
Сжатое изложение – это всего лишь «сжатая» передача чужого текста.
Преодоление этого негативного момента и может способствовать подбор таких
заданий к тестам, которые были бы ориентированы на вскрытие идейно
художественного их своеобразия, на анализ их речевого строя, на их
стилистическую оценку. Обязательная составляющая таких заданий – требование
сжатого пересказа с максимально возможным сохранением особенностей
авторского языка и стиля. В этом случае учащийся будет вынужден творчески
перерабатывать текст, создав сокращенный вариант, в котором сохранились бы
отличительные черты оригинального – исходного текста.
Прослушав текст, школьник должен «схватить» его специфику, обнаружить те
моменты, которые создают его неповторимость, наметить для себя языковые и
стилистические особенности, которые следует обязательно сохранить при
передаче. Именно на это направлена работа, связанная с комплексной
(филологической)
характеристикой текстов, предлагаемых учащимся для
написания изложений.
Тексты, предлагаемые учащимся, предназначены для обучающих изложений.
Предварительная работа учителя над текстом изложения представляет собой
анализ текста с целью определения его темы, проблематики, идеи, композиционных
особенностей и особенностей сюжетостоения, характера образной системы,
жанровой специфики и стилистического своеобразия, то есть всего того, что в ходе
филологического изучения предложенного произведения должны будут выявить
учащиеся. Существенное внимание учитель должен уделить языку текста, тому,
что составит основу лингвистического комментирования.
Для работы над изложением подобраны тексты О.М.Безымянной – притчи,
которые носят ярко выраженный назидательный, дидактический характер. Именно
эта сторона должна быть освещена наиболее подробно. Следует обратить внимание школьников на специфику жанра притчи, подчеркнуть её дидактико
аллегорический характер. Связь с устным народным творчеством, со сказовой
традицией и в особенности необходимость изложения весьма важных идей на
небольшом текстовом пространстве, учительный характер произведения
определяют стилистическое своеобразие притчи.
Изложение с комплексным анализом текста открывает перед учителем широкие
возможности контроля. Такая форма работы не только нацелена на проверку
навыков передачи чужого текста и написания собственного, но и наглядно
демонстрирует умения школьников в сфере интерпретации художественного
текста, а также дает представление о степени понимания ими его эстетической
природы.
Цель курса:
• научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно
создавать сжатые тексты и на основе этого научить видеть художественную
ценность слова в процессе обучения.
• Добиться существенного повышения интереса к изучению русского языка.
Задачи курса:
•
Систематизировать знания учащихся о приемах лингвистического анализа
текста;
• Научить видеть
языковые и стилистические особенности текста,
изобразительную и выразительную стороны языка;
• Прививать любовь к красоте родного слова;
• Воспитание речевой культуры.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения и
навыки:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Умение адекватно понимать информацию устного сообщения (цель,
тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую
информацию).
Умение сжато излагать содержание прослушанных текстов различных
функциональносмысловых типов речи.
Умение обрабатывать информацию звучащего текста.
Умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном
тексте проблеме.
Умение интерпретировать информацию прочитанного текста.
Умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном
тексте, в качестве аргумента.
Умение создавать текст в соответствии с заданной темой и
функциональносмысловым типом речи.
Умение последовательно излагать собственные мысли.
Умение осуществлять комплексный стилистический анализ текста.
Умение использовать в собственной речи разнообразные
грамматические конструкции и лексическое богатство языка. 11.
Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими,
грамматическими,
пунктуационными и речевыми нормами
литературного языка.
Форма контроля усвоенных знаний и приобретенных умений –
контрольное сжатое изложение, нацеленное на составляющие комплексного
анализа текста.
лингвостилистическим анализом текста.
Программа
текста».
Текущая проверка усвоения материала
элективного курса «Изложение с комплексным анализом
изложения с
1.Вводное занятие. Цели и задачи курса.
Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения
письменного экзамена в 9 классе. (1ч)
2.Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения. (1ч)
3.Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор
текста. (1ч)
4. Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное
членение. (1ч.)
5.Сжатое изложение. Особенности сжатого изложения. (1ч)
6. Практическая работа. (2ч)
7. Итоги учебного курса. Оценка уровня речевого развития учащихся на
конец обучения.(1ч)
Итого 8 часов
Содержание программы учебного курса
1.Вводное занятие. Цели и задачи курса. Знакомство с образцами
КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9
классе. (1ч. Рекомендации по психологической подготовке к экзамену
выпускников и их родителей «Экзамены: как к ним подготовиться и как их
пережить». Понятия «текст», «главная мысль текста». Устный пересказ
текстов. Выделение главной мысли.
Особенности экзаменационной работы за курс основной школы. Знакомство с
образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9
классе. Практикум по выполнению тестовых заданий. Минисочинение «Скоро
экзамен. Мои первые впечатления». Оценка уровня подготовки учащихся к
итоговой аттестации на начало обучения.
2.Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения. (1ч)
Понятие об изложении. Виды изложений. Алгоритм написания изложения
(Приложение1) . Упражнения для подготовки учащихся к изложению.
Упражнения на сравнение исходного текста с его письменным изложением.
Анализ ученического изложения. Работа над ошибками. 3.Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста.
Разбор текста. (1ч).
Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста:
определить тему текста,
пересказать его содержание,
ответить на вопросы: кто действующее лицо, что произошло (или
описывается, или доказывается), почему, где, когда и т. д.,
восстановить последовательность эпизодов;
определить общий смысл текста: что хотел сказать автор,
какова главная мысль текста,
каково отношение автора к проблеме, поставленной в тексте.
Понятие «авторский стиль изложения». Упражнения для подготовки
учащихся к изложению
4. Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное
членение. (1ч.)
Искусство слушать текст. Как составить план текста. Основные пункты
плана. Последовательность событий. Выделение микротем.
Упражнения в абзацном членении текста. Коллективная работа –
составление плана текста. Пересказ содержания текста по составленному
плану. Упражнения для подготовки учащихся к изложению
5.Сжатое изложение. Особенности сжатого изложения. (1ч)
Понятие «сжатое изложение». Особенности сжатого изложения.
Сравнение текста полного изложения с текстом сжатого изложения,
написанному по одному исходному тексту. Практикум по сокращению
текста.
Замены:
замена однородных членов обобщающим наименованием;
замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
замена предложения или его части указательным местоимением;
замена предложения или его части определительным или отрицательным
местоимением с обобщающим значением;
замена сложноподчинённого предложения простым ;
Исключения:
исключение повторов;
исключение фрагмента предложения;
исключение одного или нескольких из синонимов.
Слияния:
слияние нескольких предложений в одно и т.д.
6.Практическая работа.(2 ч.) Словарная работа. Выделение микротем.
Составление плана. Компрессия текста. Изложение каждой микротемы на
черновике. Работа над ошибками с использованием памятки «Как работать над сжатым изложением» (Приложение1) ,(Памятки №2).
Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения.
7. Итоги учебного курса. Оценка уровня подготовки учащихся к итоговой
аттестации на конец обучения.(1ч)
Итого – 8 часов
Литература.
1.Аспектные и лингвистические словари.
2.Безымянная О.М., Лукьянов С.А. Методика работы над изложениями. М.,
"Глобус" 2006.
3.Горшков А.И. Русская стилистика. М., 2007.
4.Лукьянов С.А. Анализ художественного текста: Лингвистическое
толкование. Краснодар, 2008.
5.Шанский Н.М. Лингвистические детективы. М., 2002.
6.Шаховский В.И. Языковые стили и их конвергенция в художественном
произведении. Филологические науки.1994. №2.
Прилагаемый дидактический материал не традиционные тексты, а
произведения малой формы притчи, которые заключают в себе какоелибо
поучение морального плана. Для притчи
всегда характерен элемент
обобщения, подчёркивания типичности описываемого, происходящего, что как
бы оттеняет актуальность поднимаемой автором темы.
подготовки.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня
подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического
мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.
Данный курс рассчитан на 8 часов в условиях предпрофильной
Учебнотематический план.
№ Дат
а
Тема
1.
Вводное занятие. Цели и задачи
курса. Понятия «текст»,
«главная мысль текста».
Особенности экзаменационной
работы за курс основной школы.
Знакомство с образцами
КИМов, предназначенных для
проведения письменного
экзамена в 9 классе. Практикум
по выполнению тестовых
Кол
во час
1
Вид
деятельности
Теоретический
практикум, словарная
работа
конспектирование;
знакомство с
образцами КИМов
тестирование
взаиморецензирование. 2
3
4
5
6
7
заданий
Понятие об изложении. Виды
изложений.
Практикум. Приемы работы,
направленные на первичное
восприятие текста.
Разбор
текста
Искусство слушать текст
изложение.
сжатого
Сжатое
Особенности
изложения.
Практическая
Выделение
Составление
Компрессия текста.
Итоги учебного курса. Оценка
уровня подготовки учащихся к
итоговой аттестации на конец
обучения
работа.
микротем.
плана.
работа
Алгоритм написания
изложения,
составление алгоритма
написания изложения.
Упражнения,
групповая
информационная
переработка
письменного текста
Анализ
текста.
Пересказ
содержания текста по
составленному плану.
Упражнения
для
подготовки учащихся к
изложению.
Комплексный анализ
текста.
1
1
1
1
Выделение микротем.
Составление
плана.
Компрессия текста.
2 ч
Дискуссия, подведение
итогов деятельности
1ч
Итого:8 часов
Возможный образовательный продукт – презентации.
Тексты для работы:
Притча о лицедее.
Один человек мечтал дарить людям праздники, делать их счастливыми,
весёлыми, радостными, преображать их суровые лица. И стал актером.
Бродил по городам и устраивал на площадях для народа свои представления.
Имел крохи, которых с трудом хватало на жизнь. Но не это поддерживало его,
а огонь, который гор5ел в глазах людей и оживлял их лица на какоето время,
делая красивыми, светлыми, одухотворёнными. Но это преображение длилось
недолго. Как только актер заканчивал представление, люди опускали головы и
шли по делам, озабоченные своими трудностями. Жизнь становилась всё тяжелее и тяжелее: одни безмерно богатели,
другие бесконечно беднели, и ни те, ни другие не стали счастливее; в глазах и
тех, и других было одно и то же: забота о хлебе насущном или о богатстве
беспредельном. И как бы ни старался актер, чего только ни придумывал, как
ни ухищрялся, ничего не получалось. Лица людей становились всё суровее,
глаза тусклее, а сами люди злее. Но он не унимался, он всё творил чудеса,
призывая на помощь и ум, и талант, и смекалку.
Но однажды после представления из толпы вместо монет ктото бросил
сначала злую шутку. Потом раздались крики недовольства, язвительный смех
и в завершение полетели в актера гнилые овощи и тухлые яйца. По лицу
отчаявшегося лицедея вместе с гнилым бурым соком текли светлые чистые
слёзы.
Люди! произнес мим. Поднимите глаза к небу!
Толпа стихла, и все как по команде подняли глаза на небо в надежде увидеть
чудо.
Посмотрите в чистую лазурь его, продолжал лицедей, вы увидите там
необозримый простор, зовущую светлую даль, глубину чистоты, ясный свет и
преобразитесь. Вы забудете свои тяготы, оставите непосильные ноши,
устремитесь к счастью на крыльях духовной устремленности и постигнете
торжество той жизни, которая существует только в чистых и светлых душах!
Но люди не увидели чуда в небе и не поняли, о чём говорил лицедей; они
решили, что он призывает их к безвременной смерти, чтобы подняться к
призрачным высотам. В диком безумстве они схватили камни и стали бросать
их в бедного актера.
Умри сначала ты, кричали они, а мы посмотрим, каким счастливым ты
будешь на том свете!
И обезумевшая толпа забросала лицедея камнями.
Прошло время, всё забылось, но скука, воцарившаяся в городе, червоточила
души людей. Росли злоба, зависть, ненависть, которые привели сначала к
вражде, а потом и к войне. Люди стали убивать друг друга. И некому было
остановить их...
Не будет войны там, где умеют ценить искусство человеческой души,
мастерство ума и талант сердца. Не будет её и там, где царит духовность.
Вопросы для предварительной беседы.
1.Как толкуется слово "лицедей! в словаре С.И.Ожегова? А что сообщает о
его происхождении этимологический словарь?
2.Что говорят словари о слове "мим"?
3.Почему мим заговорил?
4.Как вы думаете, в чём назначение искусства?
5.Война следствие бездуховности. Поразмышляйте над этим. Примерный план.
1.Актер и зрители.
2.Толпа забрасывает лицедея гнилыми овощами и тухлыми яйцами.
3.Мим заговорил.
4.Гибель лицедея.
5.Размышления автора о духовности.
Задания.
I вариант.
1. Перескажите текст подробно.
2.Напишите рассуждение на тему "Душевное и духовное: сходства и
различия".
II вариант.
1.Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важнейшие жанровые,
композиционные и стилистические особенности.
2.Выполните миниисследование: « Языковые средства создания образа
лицедея».
Притча о сыне, предавшем мать.
Одну женщину обвинили в сатанинстве и собирались сжечь её на костре
как колдунью. Но по существовавшему в то время обычаю все должны были
подтвердить, что она ведьма. Огромная толпа, словно камни, бросала
возгласы "ведьма", только её сын безмолвствовал среди толпы.
Сжечь и сына, крикнул ктото, он сын ведьмы, значит и он сатана.
Опасаясь за жизнь сына, крикнула несчастная женщина в толпу:
Это не мой сын!
И тогда возмущённый сын заорал вместе с безумствующей толпой:
Ведьма! Ведьма!
И в тот же миг запылало пламя у ног невинной. Языки огня лизали уже
тело, но не эта боль жгла сердце матери. Вспомнила несчастная, как впервые
шевельнулся под сердцем ребёнок, словно цветок распустил свои лепестки.
Вспомнила, как в муках родила она долгожданное дитя, как услышала его
первый крик, возвестивший о появлении нового существа на свет Божий.
Вспомнила, как сын произнес слово "мама", как сделал первый шаг...
Вглядывалась женщина в родное лицо, искажённое безумством, и жгучие
слёзы заливали опаленные огнём щёки.
Жестокий костёр погас, безжалостное пламя исчезло, оставив на площади
серый пепел, который разносил во все стороны равнодушный ветер. Толпа,
получив наслаждение, разошлась, а сын безвинной женщины так и стоял на
площади. Не было у него никого, и некуда ему было идти. С площади его
вскоре прогнали, и он побрел в поисках другой жизни. И где бы он ни
останавливался, куда бы ни прибивался, отовсюду был гоним, везде был обруган, оскорблен и нередко избит. И чем больше ему доставалось, тем чаще
он вспоминал мать: её теплые мягкие руки, её милый сердцу голос, её родной
образ, её нежность и любовь.
Мир жесток, твердил несчастный. Он отнял у меня то, что было всего
дороже.
Нет, это не мир отнял у тебя самое дорогое , услышал он голос внутри
себя. Это ты отрёкся от него, чтобы сохранить себе жизнь.
И стал жить сын с вечным укором совести, как с клеймом.
Пришло время, женщину оправдали, вернули честь доброму имени, а сын
её так и остался вечно прокажённым, отовсюду гонимым. И спокойной жизни
у него не было, и спокойной смерти не получил.
Отречение ради собственного спасения есть обречение себя на гибель.
Отрекшемуся отлученным от жизни быть, лишённым судьбы человеческой и
имени честного.
Вопросы для предварительной беседы/
1.Какие средства использует автор для изображения переживаний матери? А
какие для передачи психологического состояния сына?
2.Жизнь, честь, совесть… Как соотносятся эти понятия?
3.Почему после смерти матери нет у сына спокойной жизни и спокойной
смерти он тоже не получает?
4.Как вы понимаете мораль: «Отречение ради собственного спасения есть
обречение себя на гибель»?
Примерный план.
I.Мать и сын.
1.Женщина на костре.
2.Мать спасает сына.
3.Сын отрекается от матери.
II.Мать: переживания и смерть.
III.Сын: одиночество и муки совести.
IV.Мораль: «Отречение ради собственного спасения есть обречение себя на
гибель».
Задания.
Задания.
I вариант.
1. Перескажите текст подробно.
2.Выполните миниисследование: « Средства изображения психологического
состояния матери»
II вариант.
1.Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важнейшие жанровые,
композиционные и стилистические особенности.
2.Выполните миниисследование: « Средства изображения психологического
состояния сына». Притча об учениках.
Один учитель долго учил учеников своих и наконец спросил:
Вы постигли те знания, которые я дал вам?
И ученики передали учителю учение слово в слово.
Вы поняли смысл, сказал учитель, но я не уверен, что вы усвоили суть.
И возмутились ученики:
мы ведь изложили твоё учение твоими же словами. Как ты можешь не верить
нам?!
Я поверю, когда вы на деле докажите это.
И ученики ушли в жизнь, чтобы доказать учителю своё совершенство.
Один ученик попал к владыке дворца, у которого не было наследника, и тот
пообещал ему своё богатство взамен знаний, которые будут переданы только
ему, правителю этой страны.
Я должен открыть знания всем, кто пожелает принять их, а потому
никакие богатства не удержат меня в стенах твоих душных чертогов, сказал
ученик.
Народ нищ и глуп, ты будешь обречён на вечную нищету рядом с ним,
возразил владыка.
Меня не пугает нищета, ответил ученик, но я не сомневаюсь в том, где
скрыта истинная глупость.
И он с легкостью покинул дворец.
Второй ученик попал в богатые земли и стал владельцем богатств. Он ходил
в народ, сеял знания, делился хлебом, но богатства, которыми владел, считал
своим личным достоянием. Когда в дом его пришли сотоварищиученики,
живущие среди народа и не имеющие собственной обители. Он сказал,
приветствуя их:
Я рад вам, дорогие гости. Этот дом открыт для гостей, и вы можете гостить
в нем столько, сколько пожелаете. А когда покинете его, эти стены будут
долго помнить вас.
Соученики его поняли, что их будут помнить тем дольше, чем быстрее они
покинут этот дом:
Мы благодарны тебе, брат наш, за гостеприимство, но не можем долго
задерживаться, потому что нас ждут в других местах.
Мне жаль, ответил хозяин, скрывая с трудом радость, я от всего сердца
предлагал вам кров. Я готов был поделиться всем, что имею, но если вы
отказываетесь – я буду только огорчён.
Когда через время снова собрались ученики перед учителем, он сказал им:
по мыслям вашим я вижу, как проявилась суть моего учения в вашем
сердце. И пусть не покинет благодать тех, кто заслуживает её.
Ученики вышли от учителя. Вдруг свет благодати опустился на тех, чьи
дела не расходились с учением. Учитель, – обратился к Наставнику тот, кто попрал учение ради личного
благополучия и спокойствия, я сеял знания среди людей так же, как мои
братья. Я раздавал милостыню и предлагал кров тому, кто в нем нуждался.
Почему же свет благости твоей не сошёл на меня?
Ты имеешь много и хочешь иметь ещё больше, – ответил учитель, – но так
не бывает, ибо Божественный Свет может войти только в то сердце, которое
не захламлено. Ты сам сделал выбор, думая, что искренность твоя только в
словах твоих, а мысли при этом скрыты под пологом тайны. Не по словам
твоим, а по мыслям и поступкам удостоен ты награды.
Не по словам ценен ученик, а по делам своим.
Вопросы для предварительной беседы.
1. Как диалогическая структура текста «работает» на воплощение его
замысла?
2. Контраст как композиционный приём. Как он используется в тексте?
3. Можно ли сказать, что образ учителя является идейным и
композиционными центрами произведения?
4. Что такое «захламленность сердца»?
5. Мысли – слова – дела… Что вы думаете о взаимосвязи этих понятий?
Примерный план.
I.Завязка. «Ученики уходят в жизнь».
II.Развитие действия. Ученики и жизнь.
1.путь от богатства.
2.Путь к богатству:
а) жизнь богатого ученика;
б) богатый ученик и его гости.
III.Кульминация и развязка. Нисхождение благодати.
IV.Мораль.
1.Слова наставника.
2.Авторский итог.
Задания.
I вариант.
1. Перескажите текст подробно.
2. Выполните миниисследование:
сюжетостоения притчи».
II вариант.
«Особенности композиции и
1.Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важнейшие жанровые,
композиционные и стилистические особенности.
2. Выполните миниисследование: «Диалогическая природа текста притчи». Притча о птицах.
Стаями живут птицы, стаями летают. Летают над землёй, но живут на
земле. И появились в стае птица, которая решила полететь высоко в небо,
чтобы увидеть, что там, облаками, у самого светила. И позвала она за собой
других птиц. Но не все вызвались совершить такой трудный перелёт, одни
сразу же сослались на дела земные, другие на слабость крыльев, но нашлись
и такие, которые вспорхнули с устремившейся ввысь птицей и полетели.
Всё выше и выше поднимались птицы, всё труднее и жарче становилось под
палящими лучами солнца, но они поднимались в крутом полете ввысь. И вот
они вырвались на бесконечный простор неба, который был выше туч и
облаков. И солнце ослепило их так, что потемнело в глазах, закружилась
голова и был потерян ориентир. И повернули некоторые птицы назад. И
полетели к земле, но устремление их было так сильно, что камнем упали они
на землю и разбились.
А птица летела и летела ввысь. И почувствовали летевшие за ней птицы
запах паленых перьев, и испугались они и тоже повернули назад, но, пока
летели к земле, крылья их обгорели, и упали голые, обезображенные тушки
наземь.
А птица летела и летела, и вдруг раскрылся перед ней удивительный мир.
Неописуемая красота царила кругом, и невиданной красоты птицы были
повсюду. Этот мир, в котором попала птица, был настолько чист и лучезарен,
что казался прозрачным. Взлетела она в это мир и словно растворилась в нем.
Почувствовала чистый, свежий воздух и словно вздохнула его небывало
большой грудью. Ощутила она Вселенную и словно приняла её в своё
огромное сердце. Оглянулась она, а за ней никого нет. И захотелось ей
рассказать своим сородичам, что удивительный мир существует и при
сильном желании его можно достичь. И полетела она назад, через опаляющие,
ослепляющие лучи солнца, через густые облака и грозовые тучи, превозмогая
все трудности, только для того, чтобы поведать о прекрасном, которое
существует и которое недоступно лишь тем, кто полон страза перед
неизвестным, кто привязан к тихому родному болоту.
Но не успела птица достичь земли, как налетели на неё хищные собратья и
разорвали в небе на куски.
Зачем вы растерзали невинную птичку, парившую в небе? – спросил вожак
стаи.
Мы знаем, что она полетела высоко в небо, все, кто полетел с ней, умерли,
значит, мертва и она, только тело её долетело к земле позже остальных,
видимо, задержалось в облаках, объяснили стервятники. – Каждая птица
знает: если попасть в грозовые тучи. Вернуться живым уже невозможно, этому
мы и склевали её в небе. Мы первые увидели её, значит, она наша добыча.
И все согласились с хищными птицами, ибо знали, что «оттуда» никто
живым не возвращается. Суровы законы стаи. И часто они убивают тех, кто поднялся над этими
законами.
Вопросы для предварительной беседы.
1. Как вы думаете, в чем смысл аллегорического образа « удивительного
мира»?
2. Пессимистичен или оптимистичен пафос притчи?
3. «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». Как
соотносится эта «мысль» чеховского героя с тем, что изложено в
притче?
4. А что вы думаете о законах стаи?
5. Птицы повернули, когда ослепило их солнце. Как вы истолкуете эту
сюжетную ситуацию?
Примерный план.
1. «…Птица, которая решила полететь высоко в небо…»
2. И солнце ослепило их… И повернули некоторые птицы назад…»
3. «А птица летела и летела, и вдруг раскрылся перед ней
удивительный мир».
4. « И полетели она назад….чтобы поведать о прекрасном…»
5. «…Налетели на неё хищные собратья и разорвали…на куски…»
6. «Каждая птица знает: если попасть в грозовые тучи, вернуться
живым уже невозможно».
7. «Суровы законы стаи».
Задания.
1 вариант.
1.Перескажите текст подробно.
2.Выполните миниисследование: «стилистические функции союза в тексте».
2 вариант.
1.Перескажите текст сжато, сохранив при этом важнейшие жанровые,
композиционные и стилистические особенности.
2.Выполните миниисследование: «Роль лексических и синтаксических
средств в создании образа «удивительного мира».
Притча о властолюбце.
Один человек очень любил власть. Главным смыслом его жизни, единственной
целью было достижение всемогущества. И шёл он к нему, пренебрегая всем и
убирая всё, мешающее ему на его пути. Но впереди него всё время оказывался
незаметный, невзрачный, маленький человечишка, который портил своим
появлением настроение властолюбцу.
Деспоту и так приходилось нелегко: только он преодолеет одну трудность,
как возникнет впереди другая, а тут ещё человеческая сущность, мешающая ему на пути. Снова и снова появлялся впереди тот, кого обойти невозможно,
кто вставал немым укором и бесстрастным стражем справедливости. Они, два
человеческих существа, словно оба шли по одной дороге и оба поднимались к
одной высоте, и властолюбец очень боялся, что этот ничтожный человеческий
червь займёт его высоту.
Многое и многое было уничтожено устремлённым к власти, но наконец цель
была достигнута: земля завоёвана, люди покорены, самая высокая вершина
земли была у его ног. И властолюбец приказал срубить пик вершины и сделать
плато для его трона. Прислужники выполнили его приказ, и царский трон
стоял на самой высокой вершине земли.
Взобрался на него властолюбец и с недосягаемой высоты стал обозревать
свои владения. И представилась его взору сладостная картина: ничтожным и
крохотным было всё! Но не мог в полной мере возрадоваться тиран, потому
что среди покорённых и покорившихся он не увидел того, кто поднимался с
ним к высотам. Не было его внизу, не было его и рядом. Тогда поднял деспот
голову вверх, к небесам, и жаром обдало его корыстолюбивое тело — на
необозримых небесных высотах, в ярком, чистом свечении стоял тот, кто
поднимался по трудной дороге вверх.
Сколько раз сбрасывали непокорного вниз верноподданные властолюбца,
сколько раз наносили побои и увечья, чтобы он не обгонял будущего земного
властелина, но все усилия уничтожить стремящегося к выси были тщетны.
Несмотря ни на что, он оказался выше, и более этого — излучал сияние, от
которого сверкали земля и люди.
И возмутился тиран, вскричал от негодования. Неустойчивый трон
дрогнул и опрокинулся вместе с властолюбцем вниз, в страшную глубокую
пропасть. Сердце отсчитывало последние удары, дыхание — последние
ритмы, а в груди безумной лавой кипела злоба, и никак не мог понять деспот,
какая сила помогла ничтожному человеку подняться до таких Божественных
высот и засиять в Божественном свете. Он вспомнил глаза покоренных людей:
чистотой взгляда они были обращены к освещённому высшим Светом
Существу, чистотой устремлений были направлены к этому лучезарному
образу.
В дикой злобе рванулся тиран, чтобы очернить грязным словом
Возвышавшегося над землёй, но страшная боль прервала дыхание на
полувздохе, а биение сердца — на полуударе. И досталось тело властолюбца
не Высшему Свету, не памяти человеческой, а земным червям.
Разные стремления ведут к разным высотам.
Разные желания приводят к разным достижениям.
Разные цели приносят разные победы.
А человек рождён, чтобы стать либо Серафимом крылатым, либо гадом
ползучим. Он сам хозяин своей судьбы, ваятель жизни, создатель памяти о
себе. Вопросы для предварительной беседы
1. Как власть уродует человеческую душу?
2. Кто же был тот неизвестный, что оказывался все время впереди
властолюбца?
3. Власть — это цель или средство?
4. А для чего, повашему, рождается человек?
5. Согласны ли вы с тем, что человек — «сам хозяин своей судьбы»?
Примерный план
I. Властолюбец и «человечишка».
II. Достижение властолюбцем заветной цели.
III. Разочарование властолюбца и его гибель.
IV. Мораль: человек — «сам хозяин своей судьбы, ваятель жизни, создатель
памяти о себе».
Задания
I вариант
1. Перескажите текст подробно.
2. Выполните миниисследование: «Притча о властолюбце» как произведение
учительного красноречия».
II вариант
1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важнейшие жанровые,
композиционные и стилистические особенности.
2. Выполните миниисследование: «Изобразительновыразительные средства,
использованные в тексте».
Притча о цветке.
Расцвёл удивительной красоты цветок, и все, кто видел его, восхищались
необыкновенной красотой этого чудного творения.
Долго ждал цветок, когда отдадут дань тем, кто помог ему, и однажды
заговорил: «Моя красота ослепила вас, и вы не увидели главного. Вы не
отдали дань земле, которая дала мне возможность родиться, вырасти и
расцвести. Вы не признали силу воды, которая разбудила жизнь в семени и
напитала меня мощью своей. Не отнеслись с благодарностью к солнцу, тепло и
свет которого были чудотворны. И преклоняться нужно не перед моей
красотой, а перед живительной силой тех, кто породил её».
Но никто не услышал этого, и по бестолковости своей люди продолжали петь
хвалебные оды цветку.
За именем великим нужно уметь разглядеть тех, кто был животворящей
почвой, питательной влагой и чудодейственным светом, без которых не было
бы ни имени, ни славы.
Задание.
1.Составить план текста притчи.
2.Выделить мораль притчи. I вариант.
3.
4.
сюжетостоения притчи».
Перескажите текст подробно.
Выполните миниисследование:
«Особенности композиции и
II вариант.
1.Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важнейшие жанровые,
композиционные и стилистические особенности.
2. Выполните миниисследование: «Изобразительновыразительные средства,
использованные в тексте».
«Изложение с комплексным анализом текста».
«Изложение с комплексным анализом текста».
«Изложение с комплексным анализом текста».
«Изложение с комплексным анализом текста».
«Изложение с комплексным анализом текста».
«Изложение с комплексным анализом текста».
«Изложение с комплексным анализом текста».
«Изложение с комплексным анализом текста».
«Изложение с комплексным анализом текста».
«Изложение с комплексным анализом текста».
«Изложение с комплексным анализом текста».
«Изложение с комплексным анализом текста».
«Изложение с комплексным анализом текста».
«Изложение с комплексным анализом текста».
«Изложение с комплексным анализом текста».
«Изложение с комплексным анализом текста».
«Изложение с комплексным анализом текста».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.