Данный материал - рабочая программа по родной литературе в 9 класссе, 2 часа в неделю
Учебник: Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018
к программе прилагаются темы творческих проектов
рабочая программа родная литература 2018.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мирновская средняя школа имени Сергея Юрьевича Пядышева
(МБОУ Мирновская СШ)
«Рассмотрена»
на заседании ШМО
учителей гуманитарного цикла
Руководитель ШМО
________________________ Пядышева
О.Н.
Протокол № ______ от ______________
2018
«Рассмотрена»
на заседании педагогического совета
протокол № 9 от 30.08.2018
«Согласована»
Заместитель директора
работе
по учебной
«Утверждена»
Директор школы
Огнева А. Ю.
«______»_____________________2018
____________________ Т.Н.Барашкова
Приказ № 245
От «30» августа 2018
Рабочая программа
по родной литературе 9 класса
20182019 учебный год
Рабочая программа составлена на основе:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897 – http: //standart. edu. ru/ ( с изменениями приказ от 31 декабря 2015 г. N 1577)
2. Авторской Программы «Русская словесность. От слова к словесности» для обучающихся 5 – 9 классов под редакцией Р.И. Альбетковой, . – М.: Дрофа, 2017г
Учебник: Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – 5е изд., тереотип. – М.: Дрофа,
2018 год
Количество часов: всего__68__ часов в неделю___2_ часа
Учитель: Чекаева Татьяна Михайловна
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»
1
Пояснительная записка декабря 2010 г. №1897 – http: //standart. edu. ru/ ( с изменениями приказ от 31 декабря 2015 г. N 1577)
2. Авторской Программы «Русская словесность. От слова к словесности» для обучающихся 5 – 9 классов под редакцией Р.И. Альбетковой, . – М.: Дрофа, 2017г
3. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Мирновской СШ
4. Учебного плана МБОУ Мирновской СШ на 20182019 учебный год
5. Учебного календарного графика на текущий на 20182019 учебный год
информация об учебнометодическом комплекте для реализации рабочей программы
Учебник: Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – 5е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018
Личностные, метапредметные и предметнче результаты освоения учебного предмета «Родная литература»
Личностные результаты
у обучающихся будут сформированы:
собственная учебная деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
готовность к самообразованию, гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества. необходимость ответственности и долга перед
Родиной.
ценность жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к ней.
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи. –
эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, через творческую деятельность эстетического характера.
у об
учающихся могут быть сформированы:
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи. –
эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, через творческую деятельность эстетического характера.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
обучающиеся научатся:
Основам прогонозирования.
обучающиеся получат возможность научиться
Основам саморегуляции эмоциональных состояний.
Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные
обучающиеся научатся:
взаимодействовать с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2 осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в
этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
воспринимать родную литературу как одну из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; осознавать коммуникативноэстетические
возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
обучающиеся получат возможность научиться
использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в речи грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и
стилю общения;
ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего
характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
овладеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового,
публицистического и т.п.,
уметь воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на
уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Познавательные универсальные учебные действия
обучающиеся научатся:
проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении); обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены; подлежащее,
сказуемое);
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. использовать знаковосимволические средства, в т.ч. схемы (включая концептуальные) для решения учебных
задач;
обучающиеся получат возможность научиться
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; записывать, фиксировать информацию с
помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять синтез как составление целого из частей,
самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям
(критериям); строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Предметные результаты обучения
обучающиеся научатся:
:
осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать
прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора
читателю, современнику и потомку;
определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; выявлять и интерпретировать
авторскую позицию, определяя своѐ к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; анализировать и истолковывать произведения разной жанровой
природы, аргументировано формулируя своѐ отношение к прочитанному;
3 создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; работать с разными источниками информации и владеть основными способами еѐ обработки и
презентации.
обучающиеся получат возможность научиться
выбирать путь анализа произведения, адекватный жанровородовой природе художественного текста;
дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера,
аргументировано оценивать их;
оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством
учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; вести самостоятельную проектно исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в
разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Содержание учебного предмета
РАЗДЕЛ 1. МАТЕРИАЛ СЛОВЕСНОСТИ
Тема 1. Средства художественной изобразительности (18ч)
Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка. Семантика различных средств языка. Употребление их в разговорном языке
и в художественном произведении. Индивидуальноавторские особенности применения средств художественной изобразительности.
Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя. Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении. Олицетворение. Олицетворение и
стиль писателя. Аллегория и символ. Употребление в произведении этих средств художественной изобразительности. Гипербола. Гипербола в
разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведениях. Значение гиперболы. Парадокс и алогизм, их роль в произведении.
Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.
Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка. «Макароническая» речь. Значение употребления этого средства в произведении словесности.
Этимологизация и внутренняя форма слова. Ложная этимология. Игра слов.
Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации.
Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.
Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся научится:
Анализировать идейнохудожественное значение средств художественной изобразительности.
Обучающийся
получит возможность:
выражать понимание идеи произведения, в котором употреблены средства художественной изобразительности, в чтении
произведения и в рассуждении о нем; использовать средства художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных
высказываниях.
Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ, проверочная практическая работа (зачёт по теории и создание коммуникативного текста).
Тема 2. Жизненный факт и поэтическое слово (9)
Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект. Предмет изображения, тема и идея
произведения. Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и литературный герой. Способы выражения точки зрения
автора в эпическом и лирическом произведении. Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение.
Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся научится:
Видеть поэтическое значение словесного выражения.
4 Обучающийся
получит возможность:
определять тему и идею произведения, исходя из внимания к поэтическому слову; сопоставлять документальные сведения
о реальных событиях и лицах с их изображением в художественном произведении с целью понимания специфики искусства слова; сопоставить
изображение реального факта в произведениях разных родов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора; воспринимать
художественную правду в произведениях, написанных как в правдоподобной, так и в условной манере; создавать произведения, основанные
на жизненных впечатлениях.
Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ, проверочная практическая работа (зачёт по теории и создание коммуникативного текста).
Тема 3. Историческая жизнь поэтического слова (16)
Принципы изображения действительности и поэтическое слово.
Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе. Принципы отбора явлений жизни, их изображения и оценки. Значение этикета и канона. Старославянский,
древнерусский и церковнославянский языки. Своеобразие средств художественной изобразительности.
Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII века. Повести петровского времени. Теория трех штилей М. В. Ломоносова и ее
применение в произведениях поэта. Новое отношение к поэтическому слову в творчестве Г. Р. Державина.
Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтизма. Поэтические открытия В. А. Жуковского.
Романтический стиль А. С. Пушкина.
Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лироэпическом.
Субъект речи. Полифония.
Авторская индивидуальность. Проявление художественной одаренности, мировоззрения, жизненного опыта, личности писателя в произведении. Стиль писателя как единство всех элементов
художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя.
Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся научится:
Анализировать произведения древнерусской литературы и произведения литературы XVIII и XIX вв.; способы выражения авторской позиции в произведениях разных эпох и литературных
направлений, разных родов и жанров словесности.
Обучающийся
видеть и передавать в выразительном чтении художественные достоинства произведений прошлого, исходя из понимания своеобразия языка этих произведений; писать сочинениярассуждения,
получит возможность:
посвященные раскрытию своеобразия стиля произведения, а также сопоставлению произведений; определять авторскую позицию в произведении.
Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ, проверочная практическая работа (зачёт по теории и создание коммуникативного текста).
РАЗДЕЛ 2. ПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОВЕСНОСТИ
Тема 4. Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения (14ч)
Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.
Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа: наличие «внутренней формы» и авторской
эстетической оценки, результат творчества.
Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание.
Словесная форма выражения художественного содержания. «Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного материала. Общая образность
языка в произведении. Эстетическая функция языка.
Художественное время и художественное пространство (хронотоп) как один из видов художественного образа. Хронотоп в произведениях разных родов
словесности как средство выражения художественного содержания.
Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания. Своеобразие изображения человека в эпическом, лирическом и
драматическом произведениях.
Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся научится:
Воспринимать произведения словесности как целостное явление, как формы эстетического освоения действительности; художественное
5 получит возможность научиться
содержание, выраженное в словесной форме произведения; значение художественного образа: героя произведения, художественного пространства и
художественного времени.
Обучающийся
При чтении произведения идти от слова к идее, воспринимать личностный смысл произведения и передавать его в
выразительном чтении, пересказе, в сочинении о произведении; создавать собственные произведения по жизненным впечатлениям; писать сочинения,
посвящённые целостному анализу произведения.
Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ, проверочная практическая работа (зачёт по теории и создание коммуникативного текста).
Тема 5. Произведения словесности в истории культуры (8ч)
Взаимосвязь национальных культур. Развитие словесности. Новая жизнь художественных образов. Онегин, Чичиков в произведениях авторов более
позднего времени.
Роль словесности в развитии общества и жизни личности. Главное значение искусства слова
Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся научится:
видеть единство в развитии национальных культур; понимать закономерность развития словесности; роль словесности в жизни общества.
Обучающийся
видеть взаимосвязь национальных культур и произведений словесности; писать сочинения, посвящённые взаимосвязи произведений словесности.
получит возможность:
Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ, проверочная практическая работа (зачёт по теории и создание коммуникативного текста).
Познание мира средствами искусства слова.
Язык как материал словесности.
Заключительный урок ( 2 ч)
Таблица тематического распределения часов на уровень обучения:
№
Основные разделы
1
2
3
4
5
6
7
Вводный курс. Своеобразие материала словесности.
Средства художественной изобразительности
Жизненный факт и поэтическое слово
Историческая жизнь поэтического слова
Произведение искусства слова как единство
художественного содержания и его словесного
выражения
Произведение словесности в истории культуры
Заключительный урок
итого
8
2
68
Колво
часов по
примерной
программе
1
18
9
16
14
Количество часов
по рабочей
программе
Количество контрольных работ
диктантов
Тестов
( Практические
РАБОТЫ)
сочинений
изложений
1
18
9
16
14
8
2
68
1
1
1
1
4
1
1
6 №
1
23
45
67
8
910
11
1213
14
15
1617
Тематическое планирование по родной литературе
Тема урока
Колво
часов
Тип урок
Дата проведения
План
Факт
Своеобразие материала словесности.
Средства художественной изобразительности. Эпитет в произведении
Аллегория и символ в художественном произведении словесности.
Сравнение и параллелизм. Развёрнутое сравнение, их роль в художественном
произведении.
Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя.
Аллегория и символ в художественном произведении. Употребление этих
средств в художественном произведении
Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и
лирическом произведении. Значение. гиперболы.
Парадокс и аналогизм, их роль в произведении.
Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска
гротеска.
Бурлеск как жанр и как изобразительное средство выразительности.
«Макароническая речь» Значение употребления этого средства в произведении
словесности. .
Этимологизация и внутренняя форма слова.
Ложная этимология. Игра слов.
1
2
2
2
1
2
1
2
1
1
2
Урок общеметодической направленности
04.09
Урок общеметодической направленности
06.0911.09
Урок общеметодической направленности
13.0918.09
Урок общеметодической направленности
20.0925.09
Урок общеметодической направленности
27.09
Урок общеметодической направленности
02.1004.10
Урок общеметодической направленности
09.10
Урок общеметодической направленности
11.1016.10
Урок общеметодической направленности
Урок «открытия» нового знания
18.10
23.10
Урок «открытия» нового знания
25.1006.11
7 18
19
2021
2223
24
25
2627
Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации.
Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.
Контрольный тест по теме «Средства художественной изобразительности»
Жизненный факт и поэтическое слово. Прямое и поэтическое значение
словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект.
Предмет изображения. Тема и идея произведения. Прототип и литературный
герой.
Способы выражения точки зрения автора в эпическом произведении.
Способы выражения точки зрения автора в лирическом произведении.
Художественная правда.
Правдоподобное и условное изображение.
28
Р.Р.Творческая работа – анализ стихотворения.
2930
31
Историческая жизнь поэтического слова.
Принципы изображения действительности и поэтическое слово.
Значение этикета и канона.
3233
Своеобразие средств художественной выразительности.
34
35
36
37
38
Изображение действительности поэтическое слово в литературе ХУIII века.
Повести петровского времени.
Новое отношение к поэтическому слову Г. Р. Державина.
Поэтические открытия В. А, Жуковского.
Романтический стиль А. С. Пушкина.
1
1
2
2
1
1
2
1
2
1
2
1
1
1
1
1
Урок «открытия» нового знания
Урок общеметодической направленности
08.11
13.11
Урок «открытия» нового знания
15.1120.11
Урок общеметодической направленности
22.1127.11
Урок общеметодической направленности
Урок «открытия» нового знания
29.11
04.12
Урок общеметодической направленности
06.1211.12
Урок развития речи
13.12
Урок «открытия» нового знания
18.1220.12
Урок «открытия» нового знания
25.12
Урок общеметодической направленности
27.1215.01
Урок «открытия» нового знания
Урок «открытия» нового знания
Урок общеметодической направленности
Урок «открытия» нового знания
Урок «открытия» нового знания
17.01
22.01
24.01
29.01
31.01
8 39
40
41
42
43
44
45 46
47
4849
50
5152
5354
55
5657
58
59
60
61
Изображение действительности в искусстве реализма.
Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом,
лироэпическом..
Субъект речи. Полифония.
Авторская индивидуальность.
Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы
произведений, своеобразие творчества писателя.
Проверочная практическая работа
Произведение искусства слова как единство художественного содержания и
его словесного выражения.
Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический
идеал.
Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства
художественного образа.
Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней.
Художественное содержание.
Словесная форма выражения художественного содержания. Эстетическая
функция языка.
Художественное время и художественное пространство (хронотроп). Как один
из видов художественного образа.
Хронотроп в произведениях разных родов словесности.
Герой произведения словесности как средство выражения художественного
содержания.
Р.Р.«Сочиним произведение любого жанра»
Произведение словесности в истории культуры. Значение перевода
произведения словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика.
Взаимосвязь разных национальных культур.
.Развитие словесности . Традиции и новаторство , использование традиций в
произведениях словесности. Пародия как средство литературной борьбы
.Обращение к «вечным» образам и мотивам, новая жизнь типических героев,
созданных в прошедшую эпоху.
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
2
2
1
2
1
1
1
1
Урок общеметодической направленности
Урок общеметодической направленности
Урок «открытия» нового знания
Урок «открытия» нового знания
Урок общеметодической направленности
работа
Проверочная
(представлениепроектов, результатов
исследовательской работы)
Урок «открытия» нового знания
Урок «открытия» нового знания
05.02
07.02
12.02
14.02
19.02
21.02
26.0228.02
05.03
Урок общеметодической направленности
07.0312.03
Урок развития речи
Урок «открытия» нового знания
Урок «открытия» нового знания
Урок «открытия» нового знания
14.03
19.0321.03
02.0404.04
09.04
Урок общеметодической направленности
11.0416.04
Урок развития речи
Урок «открытия» нового знания
Урок общеметодической направленности
Урок «открытия» нового знания
18.04
23.04
25.04
30.04
9 62
63
64
65
Роль словесности в развитии общества и в жизни личности..
Нравственные проблемы в произведениях словесности
Главное назначение искусства – помочь совершенствованию мира и человека
Познание мира средствами искусства слова.
66
Язык как материал словесности.
67
68
Практическая работа «Сочиним произведение любого жанра»
Повторение изученного за курс 9 класса.
1
1
1
1
1
1
1
Урок общеметодической направленности
Урок общеметодической направленности
Урок общеметодической направленности
Урок общеметодической направленности
Урок общеметодической направленности
Проверочная работа(представление проектов,
результатов исследовательской работы)
Урок повторения
02.05
07.05
14.05
16.05
21.05
23.05
28.05
10 Лист коррекции
11 Темы творческих проектов по родной литературе в 9 классе:
Приложение 1
Роль крылатых выражений в речи
Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпических и лирических произведениях.
Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации.
Хронотроп в произведениях разных родов словесности.
Повести петровского времени.
Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтизма.
Пародия как средство литературной борьбы.
Нравственные проблемы в произведениях словесности
12 Приложение 2
Контрольный тест №1 «Средства художественной изобразительности»
Вопрос 1. Назовите средство выразительности, которое использовал автор.
Под ним струя светлей лазури. (М. Лермонтов)
Эпитет
Метафора
Гипербола
Сравнение
Олицетворение
Вопрос 2. Назовите средство выразительности, которое использовал автор.
Богатырский конь через лес перепрыгивает. (Былина)
Эпитет
Метафора
Гипербола
Сравнение
Олицетворение
Вопрос 3. Назовите средство выразительности, которое использовал автор.
Задремали звёзды золотые. (С. Есенин)
Эпитет
Метафора
Гипербола
13 Сравнение
Олицетворение
Вопрос № 4
Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: "Он телом сильный, как бык, и храбрый, как лев, а душою слабый, как вода" (Л.Толстой)
Метафора
Олицетворение
Эпитет
Сравнение
Вопрос № 5
Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: "Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу" (А.Н.Майков)
Сравнение
Олицетворение
Метафора
Эпитет
Вопрос № 6
Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении "Забормотал спросонок гром" (К.Г.Паустовский)
Эпитет
Метафора
Сравнение
Олицетворение
Вопрос № 7
Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении "Хорошо и тепло, как зимой у печки, и берёзы стоят, как большие свечки" (С.Есенин)
Эпитет
Сравнение
Метафора
Олицетворение
Вопрос № 8
Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: "Я эту страсть во тьме ночной вскормил слезами и тоской" (М.Ю.Лермонтов)
Олицетворение
Метафора
Эпитет
Сравнение
Вопрос № 9
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФОРА
Сквозь кусты глядит вечерний луч (М.Ю.Лермонтов).
Видишь, полозьев чернеются швы, мёрзлый нарыв мостовых расковырян (Б.Пастернак).
Неожиданное оскорбление и боль переполнили чашу терпения в душе… (В.Г.Короленко).
На седых уральских кручах вороны кричат… (А.А.Сурков).
Вопрос № 10
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
14 И жёлтые листы шумят под робкими шагами (М.Лермонтов).
Возле глаз собрав морщинкитрещины, смотрит в синий мрак седая женщина (Э.Асадов).
В пряже солнечных дней время выткало нить… (С.А.Есенин).
Дыхну с ладони скатишься, чихну в огонь укатишься, щелкну мертва покатишься (Н.А.Некрасов).
Вопрос № 11
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ЭПИТЕТ
Заголовок книги несколько уколол меня, но первая же страница вызвала в душе улыбку восторга (М.Горький).
Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта? (А.С.Пушкин).
Изредка ветер трепал гроздья звёзд (К.Г.Паустовский).
Солнце золотило верхушки деревьев (СоколовМикитов).
Вопрос № 12
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СРАВНЕНИЕ
Солнце горело на каплях чернил, как в кистях запылённой смородины (Б.Пастернак).
Весна на голубом картоне цветные пробует карандаши (В.Шефнер).
Раскинув луч шаги, шагает солнце… (В.Маяковский).
Осень, в шубу жёлтую одета, по лесам с метёлкою прошлась (Д.Кедрин).
Вопрос № 13
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ГИПЕРБОЛА
Заря из сада обдавала стёкла кровавыми слезами сентября (Б.Пастернак).
Обида колючею, злой метелью любое тепло обращает в лёд (Э.Асадов).
Народу в селе туча (В.Солоухин).
По зеркальной воде, по кудрям лозняка от зари алый свет разливается. (И.З.Суриков).
Вопрос № 14
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕОЛОГИЗМ
Тихо льётся с клёнов листьев медь (С.А.Есенин).
На горах весь день лежали, зацепившись за вершины, одни и те же облака из серой сухой ваты (К.Г.Паустовский).
Демидов… проезжал по пустынным, безмолвным улицам города. Давно ли здесь все шумело и жизнь била ключом! (Е. Федоров).
Сосны подняли в небо свои золотистые свечи (М.Горький).
Вопрос № 15
Какого из перечисленных средств выразительности нет в предложении: "Ночевала тучка золотая / На груди утёсавеликана. / Утром в путь она умчалась рано, / По лазури весело играя" (М.Лермонтов)
Олицетворение
Сравнение
Метафора
Эпитет
Вопрос № 16
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФОРА
Ветер жуёт сиреневый куст, словно губастенький жеребёнок (Э.Асадов).
Я вижу печальные очи, я слышу весёлую речь (А.К.Толстой).
Проник ордою вражьей в поля кочевниксуховей (С.Маршак).
Тутто мы с горы видели, как ты стречка задавал через лужито, сказал есаул, суживая свои блестящие глаза (Л.Н.Толстой).
15 Вопрос № 17
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
Чёрный ворон в сумраке нежном, чёрный бархат на смуглых плечах… (А.Блок).
Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег (С.А.Есенин).
Мне мало звёзд десятков, сотен, тысяч (В.Тушнова).
Отплясал и отрыдал вокзал (В.Жуков).
Вопрос № 18
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ЭПИТЕТ
Напрасно кулак Европы задран. Кроем их грохотом. Назад! Не сметь! (В.Маяковский).
Я просто растерялся. Говорить с этим Уордом как об стенку горохом (Ю.Герман).
На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн (А.С.Пушкин).
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике,
Нормы оценок по родной литературе
привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 12 ошибки, которые сам же исправляет, и 12 недочета в последовательности и
языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их
смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму
ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять
знания на практике.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид
работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
16
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 12 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 34 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается:
1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения;
3) объем работы;
4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной
из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе,
превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
Оценка устного ответа
знание текста и понимание идейнохудожественного содержания изученного произведения;
умение объяснять взаимосвязь событий, характеров и поступков героев;
понимание роли художественных средств в раскрытии идейноэстетического содержания изученного произведения;
знание теоретиколитературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе или прочитанных самостоятельно;
речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.
В соответствии с этим отметкой "5" оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки
героев, роль художественных средств в раскрытии идейноэстетического содержания произведения, умение пользоваться теоретиколитературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного
произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной речью.
17 отметкой "4" оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и
роль основных художественных средств в раскрытии идейноэстетического содержания произведения, умение пользоваться основными теоретиколитературными знаниями и навыками разбора при анализе
прочитанных произведений, умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа могут быть допущены
неточности.
отметкой "3" оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения, об умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеров и поступков главных героев и роль
важнейших художественных средств в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения, о знании основных вопросов теории, но о недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе
произведения; об ограниченных навыках разбора и о недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двухтрёх ошибок в содержании ответа или
иных недостатков в композиции и языке ответа.
отметкой "2" оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии
идейноэстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретиколитературных понятий и слабое владение литературной речью.
отметкой "1" оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой.
18
Рабочая программа по родной литературе 9 класс
Рабочая программа по родной литературе 9 класс
Рабочая программа по родной литературе 9 класс
Рабочая программа по родной литературе 9 класс
Рабочая программа по родной литературе 9 класс
Рабочая программа по родной литературе 9 класс
Рабочая программа по родной литературе 9 класс
Рабочая программа по родной литературе 9 класс
Рабочая программа по родной литературе 9 класс
Рабочая программа по родной литературе 9 класс
Рабочая программа по родной литературе 9 класс
Рабочая программа по родной литературе 9 класс
Рабочая программа по родной литературе 9 класс
Рабочая программа по родной литературе 9 класс
Рабочая программа по родной литературе 9 класс
Рабочая программа по родной литературе 9 класс
Рабочая программа по родной литературе 9 класс
Рабочая программа по родной литературе 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.