Конспект урока литературы "Запечатлённая память.ВОВ в творчестве поэтов- фронтовиков"7 класс УМК под ред И.Н.Сухих
Оценка 5

Конспект урока литературы "Запечатлённая память.ВОВ в творчестве поэтов- фронтовиков"7 класс УМК под ред И.Н.Сухих

Оценка 5
Разработки уроков
doc
история +1
7 кл
26.02.2017
Конспект урока литературы "Запечатлённая память.ВОВ в творчестве поэтов- фронтовиков"7 класс УМК под ред И.Н.Сухих
Конспект урока литературы для 7 класса по теме "Запечатлённая память. Великая Отечественная война в творчестве поэтов- фронтовиков". Разработка содержит материал для проведения урока по УМК под редакцией И.Н. Сухих (или любому другому УМК по литературе для основной школы), а также может быть использован для проведения внеклассного мероприятия к памятным датам, связанным с историей ВОВ.
Запечатлённая память конспект урока.doc
Конспект урока литературы. Класс 7. УМК по редакцией И.Н.Сухих  Тема.  Запечатлённая память. Велика Отечественная война в творчестве поэтов­  фронтовиков. Цель. Познакомить обзорно с творчеством и биографией поэтов военного поколения.  Задачи.2. Дать учащимся представление о жанровом разнообразии поэзии о ВОВ. 3.Вызхвать читательский интерес к художественным произведениям о ВОВ:  прозе, поэзии, кинематографическим работам. 4.Продолжить формирование навыка анализа лирического произведения (в ходе  индивидуальной подготовки учащихся к открытому уроку). 5.Развивать коммуникативные навыки учащихся: выразительное чтение, устные  монологические высказывания, выступление. 6.Развивать эмоциональную сферу через восприятие лирических произведений. 7. Воспитывать чувство патриотизма. 8.Формировать интерес к истории своей страны. Оборудование. 1. Аудиозаписи песен и музыки:  В.Лебедев­ Кумач «Священная война»  Б Окуджава «До свидания, мальчики!»  А.Фатьянов «Где же вы теперь, друзья­ однополчане…»  С.Рахманинов «Вокализ»  А Сурков «Землянка»  2. Выставка книг о ВОВ. Сборники стихов и песен о войне;     Отдельные издания стихотворений К. Симонова, А.Твардовского, Ю. Друниной. 3. Портреты поэтов. 4. Мультимедийная презентация. Организационный момент. Постановка цели. Вступительное слово учителя.                                     Ход урока. I. II. ВОВ оказала огромное воздействие как на дальнейший ход истории , так и на развитие  мировой и ­особенно­ русской литературы. На великую народную беду­ войну, длившуюся 3 года, 10 месяцев и 18 дней, наряду с  воинами, рабочими, инженерами, крестьянами, студентами сразу откликнулись  представители творческой интеллигенции. Поэты, писатели, художники, артисты своим стремлением поддержать патриотический подъём на фронте и в тылу уверенность в  победе, опровергли знаменитое высказывание древних (латинское изречение) «Когда  говорят пушки, музы молчат». Нет! Музы не молчали!    Сегодня наш урок посвящен творчеству поэтов, в жизнь которых ворвалась  война,  поэтам фронтового поколения. Многие из них встретили войну отчаянно молодыми,  некоторые – вчерашними школьниками. Многие погибли, но, как Николай Майоров  (1919­1942) успели оставить пронзительные стихи о России, о войне, о себе.  В стихотворении «Мы» (1940), рисуя портрет своего творчески активного поколения,  20­летний поэт говорит:        Мы были высоки, русоволосы.        Вы в книгах прочитаете, как миф        О людях, что ушли не долюбив, 1 Не докурив последней папиросы. Те же, кто пережил войну, вспоминали и писали о ней всю жизнь. ­ Имена каких поэтов­ фронтовиков вы можете назвать?                 (Ответы учеников) Одни из них пришли в армию фронтовыми корреспондентами, другие служили  рядовыми бойцами. Но все  произведения этих писателей, поэтов мы по праву можем  назвать «запечатлённой памятью о войне».  В поэзии уже с первых дней войны (да и накануне, пророчески предчувствуя беду)  прежде всего, проявила себя лирика. Почему?             ( В лирических жанрах выражаются чувства, переживания) ­ В военное время она стала явлением уникальным. Её невозможно было разделить на  гражданскую, интимную, философскую и др. Все мотивы сочетались в ней. Можно  выделить. 3 основные группы жанров: лирические (элегия, ода, песня) сатирические (высмеивающие врага) лироэпические (баллада, поэма) (А.Т. Твардовский «Василий Теркин»)     III. Основная часть. Творчество поэтов – фронтовиков. 1.Песня на стихи В.Лебедева –Кумача «Священная война». ­ Уже в первые часы(!) войны, 22 июня 1941 года поэт Василий Иванович Лебедев­ Кумач  (1898 ­1949) написал стихотворение «Священная война». Он не принимал участия в боях, на  начало войны он был уже известным поэтом, внёсшим много нового в песенный жанр:  массовость адресата; прямые обращения к слушателю; разговорный язык; ораторские  интонации.  Через день после начала войны газета «Известия» опубликовала стихотворение В.Лебедева  –Кумача. В этот же день композитор А.В. Александров написал музыку к этим строкам. Эту песню нельзя обойти вниманием. Песня  «Священная война» сразу же стала заглавной  песней Великой Отечественной войны.                                        (звучит фонограмма песни) «В поэзии ещё не было примера , чтобы поэт так властно обращался ко всей «огромной  стране» с призывом подняться на величайший подвиг. Создание песни «Священная война» ­ великий гражданский подвиг её авторов. 2. Давид Самойлов (1920­1990) . «Сороковые»  (Ученик читает биографическую справку о поэте)  Ключевым, заглавным стихотворением поэта, его художественным паролем стало стих­ е   «Сороковые», написанное в 1961 году, спустя 20 лет после начала войны.      (ученик читает стихотворение наизусть)  Поэт не идет по горячим следам событий, ему необходим временной промежуток между  впечатлением и его поэтическим воплощением. Панорама трагических «сороковых дана » Самойловым в движении, ход которого слышится  в рокочущем перестуке вагонных колёс, выразительно преданным поэтом при помощи  звукописи.  Сороковые, роковые , Военные и фронтовые, Где извещенья похоронные  2 И перестуки эшелонные.  Три безличных предложения «Просторно. Холодно. Высоко.» говорят о том, что  происходящее трагическое событие относится к числу высоких трагедий. Это великая война. По контрасту с высоким , трагическим, поэт рисует себя просто, с бытовыми, будничными  подробностями.  А это я на полустанке В своей замурзанной ушанке,  Где звёздочка не уставная, А вырезанная из банки. Герой противостоит смерти своей физической молодостью, своим юношеским жизнелюбием.  Такое мировосприятие в общих чертах сохраняется и в последующем творчестве поэта. 3. Булат Окуджава (1924­ 1997) «До свидания, мальчики!» ­ «Война гуляет по России, а мы такие молодые!»,­ писал Самойлов. И к этим словам могут  присоединиться многие поэты, пришедшие на фронт со школьной парты.21 июня во всех  школах прошли выпускные вечера, а 22­го вчерашние школьники, мальчики и девочки,  пришли в военкоматы…  Им нужно было выстоять, вернуться живыми, чтобы жить, любить, работать, растить детей.  (биографическая справка о Б.Окуджаве) Чтение стихотворения «До свидания, мальчики!» Прослушивание одноименной песни в исполнении автора.) 4.К.М.Симонов (1915­1979) стихотворение «Жди меня» ­ Поэт, прозаик, драматург, публицист всю войну прошёл военным корреспондентом газеты  «Красная звезда», куда посылал свои стихи, очерки, статьи. Современники вспоминают:  «Симонов мог писать в походе, на машине, между боёв, в ходе случайного ночлега, под  обгорелым деревом»     Есть у Симонова стихи, которые солдаты и офицеры носят у себя на груди. Это факт, а не  преувеличение. Носят, потому что строки эти отвечают тому, что у них на сердце. Стихотворение «Жди меня» не предназначалось для печати, его Константин Михайлович  посвятил любимой женщине, актрисе Валентине Серовой. Но неожиданно оно становится  молитвой­обращением, заклинанием ко всем, кто ждёт, от всех, кого нужно дождаться.                       (Чтение стихотворения) Стихотворение написанное в 1941 году, приобрело оглушительную популярность. И в 1943  Симонов пишет одноименную пьесу, по которой был снят  художественный фильм. А  главную героиню сыграла, конечно же, В.Серова, ставшая и прототипом. 5. Ю. Друнина. Стихотворения «В школе», «Юлька» и творческий путь. Любимые женщины, жёны, матери жили в тылу, работали, отдавая «всё для фронта, всё для  победы». Есть такой афоризм: у войны не женское лицо. Но сколько женских судеб прошло  через военное лихолетье. Сколько боевых заслуг у женщин, девушек, работавших  санитарками на передовой, в госпиталях, стоявших у станков. Сколько испытаний, горя,  ужасов они вынесли на своих плечах.  Война глазами женщины­ это особый взгляд.  Я только раз видала рукопашный, Раз наяву. И тысячу во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне. Пережитое на войне становится отправной точкой в развитии поэтического мировосприятия  Друниной и сквозной темой её лирики. 3 (Слово О Друниной, выступление подготовленного ученика) ­ В 17 лет, десятиклассницей начала свой путь по дорогам войны Юлия Владимировна  Друнина. Хрупкая красивая женщина, трагически ушедшая из жизни в неспокойные, но  мирные 90­е годы. Я ушла из детства в грязную теплушку, / В эшелон пехоты, в санитарный полк.                                 (ученик читает стихотворение «В школе») Лирическая героиня Друниной­ сама Друнина. Потому что в её лирических переживаниях  нет ничего придуманного и условно­ обобщенного. Другая «высокая точка отсчета» для Друниной­ это рождённое на войне чувство солдатской  дружбы, которое постоянно дает о себе знать в её стихах и о фронтовых подругах и  ровесницах. («Зинка», «Однополчанке», «Званый обед» и др.)                                     (чтение стихотворения «Юлька») 6. В.Шефнер (1915­2002). «Зеркало» Вадим Сергеевич Шефнер родился. Как он сам вспоминает, по дороге из Кронштадта в  Ораниенбаум, проложенной по льду Финского залива. Жил и работал  в Ленинграде. В 1940  году выпустил первую книгу стихов. Во время ВОВ служил рядовым в батальоне  аэродромного обслуживания вблизи Ленинграда. Во время лечения в госпитале опубликовал  в газете «Красное знамя» немало стихов агитационного характера за подписью «боец Вадим  Шефнер».Завершил войну в звании старшего лейтенанта.                                    (ученицы читают стихотворение «Зеркало») Зеркало­ деталь, предмет из мирной жизни. Через эту деталь мы видим ужас, лишения войны. Секунда ­ и обрывается чья­ то жизнь, мечты, планы. 7. А.Я.Яшин. «Назови меня именем светлым», «Его зарыли в шар земной» Александр Яковлевич Яшин (1913­1968) вологодский поэт. Школьником стал писать стихи и получил от товарищей прозвище  «Рыжий Пушкин». На фронт ушёл добровольцем. Был  корреспондентом газеты «Боевой залп». В качеств военно­ морского журналиста и  политработника участвовал в обороне Сталинграда, в освобождении Крыма.  Тема ожидания, верности, звучат в очень тонком, лирическом стихотворении Яшина  «Назови меня именем светлым».                                     (ученица читает стихотворение «Назови меня…») Двадцать шесть миллионов шестьсот тысяч жизней унесла война. Это шестая часть населения нашей страны. Как увековечить память о погибших, отдавших свою жизнь за победу. Когда будет  похоронен последний солдат этой великой войны? Светлой памяти всех погибших простых солдат посвящается.                                     (ученик читает стихотворение «Его зарыли в шар земной») 8. А.И. Фатьянов (1919­ 1959) «Где же вы теперь, друзья­ однополчане…» Алексей Иванович Фатьянов­ поэт, поэт­ песенник. Всего написал около 200 песен. В 1940  году в ансамбле красноармейской песни и пляски Орловского военного округа ведущий  концертной программы и чтец ансамбля. За двадцать пять первых дней войны ансамбль дал 54 концерта. В содружестве с композитором Соловьёвым ­Седовым в 1942 году написаны «Соловьи», «На солнечной поляночке». После войны рождаются такие замечательные песни, как «В  городском саду», «Путевая­ дорожная», «Где же вы теперь, друзья­ однополчане»                   (чтение стихотворения) 4 Отгремели последние взрывы, прогремели залпы салюта победы. Закончена война, надо  возвращаться к мирной жизни, но разве можно хоть на минуту забыть о том, что было.  Пережившие войну помнят о ней всю жизнь, хоть и не любят о ней вспоминать…  Встреча боевых друзей, друзей­ однополчан. Это особая встреча. IV. Итог урока. Какое впечатление оставили у вас прозвучавшие стихи. Почему нельзя забывать о той  войне? V. Домашнее задание. Составить фильмографию о ВОВ; кроссворд «Победа» (по группам 5

Конспект урока литературы "Запечатлённая память.ВОВ в творчестве поэтов- фронтовиков"7 класс УМК под ред И.Н.Сухих

Конспект урока литературы "Запечатлённая память.ВОВ в творчестве поэтов- фронтовиков"7 класс УМК под ред И.Н.Сухих

Конспект урока литературы "Запечатлённая память.ВОВ в творчестве поэтов- фронтовиков"7 класс УМК под ред И.Н.Сухих

Конспект урока литературы "Запечатлённая память.ВОВ в творчестве поэтов- фронтовиков"7 класс УМК под ред И.Н.Сухих

Конспект урока литературы "Запечатлённая память.ВОВ в творчестве поэтов- фронтовиков"7 класс УМК под ред И.Н.Сухих

Конспект урока литературы "Запечатлённая память.ВОВ в творчестве поэтов- фронтовиков"7 класс УМК под ред И.Н.Сухих

Конспект урока литературы "Запечатлённая память.ВОВ в творчестве поэтов- фронтовиков"7 класс УМК под ред И.Н.Сухих

Конспект урока литературы "Запечатлённая память.ВОВ в творчестве поэтов- фронтовиков"7 класс УМК под ред И.Н.Сухих

Конспект урока литературы "Запечатлённая память.ВОВ в творчестве поэтов- фронтовиков"7 класс УМК под ред И.Н.Сухих

Конспект урока литературы "Запечатлённая память.ВОВ в творчестве поэтов- фронтовиков"7 класс УМК под ред И.Н.Сухих
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2017