Урок внеклассного чтения по повести В. Богомолова "Иван" (6 - 7 класс, литература)
Оценка 4.8

Урок внеклассного чтения по повести В. Богомолова "Иван" (6 - 7 класс, литература)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
7 кл
18.02.2017
Урок внеклассного чтения по повести В. Богомолова "Иван" (6 - 7 класс, литература)
Цели: - осмысление содержания повести; - анализ эпизодов повести (по выбору учащихся); - развитие общих навыков работы с художественным текстом и навыки составления текстовой характеристики литературного героя; - воспитание у учащихся эмоциональной чуткости к художественному слову, высших моральных качеств. Планируемые результаты Предметные: - научиться навыкам устной монологической речи. Метапредметные УУД Познавательные: самостоятельно делать выводы. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев. Личностные УУД: формирование мотивации к самосовершенствованию.Цели: - осмысление содержания повести; - анализ эпизодов повести (по выбору учащихся); - развитие общих навыков работы с художественным текстом и навыки составления текстовой характеристики литературного героя; - воспитание у учащихся эмоциональной чуткости к художественному слову, высших моральных качеств. Планируемые результаты Предметные: - научиться навыкам устной монологической речи. Метапредметные УУД Познавательные: самостоятельно делать выводы. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев. Личностные УУД: формирование мотивации к самосовершенствованию.
Вн.чт. по повести Богомолова.doc
Макаренко Ф.Д., учитель русского языка и литературы  МБОУ «Овгортская школа­интернат среднего общего образования» Урок внеклассного чтения по повести В. Богомолова «Иван» Цели: ­ осмысление содержания повести; ­ анализ эпизодов повести (по выбору учащихся); ­ развитие общих навыков работы с художественным текстом и навыки составления текстовой характеристики литературного героя; ­ воспитание у учащихся эмоциональной чуткости к художественному слову, высших моральных качеств. Планируемые результаты Предметные: ­ научиться навыкам устной монологической речи. Метапредметные УУД Познавательные:  самостоятельно делать выводы. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные:   уметь   формулировать   и   высказывать   свою   точку   зрения   на   события   и поступки героев. Личностные УУД: формирование мотивации к самосовершенствованию. Оборудование: портрет В. Богомолова, текст повести В. Богомолова «Иван» I. Актуализация знаний 1. Вступительное слово учителя: Ход урока Стало доброй и обязывающей традицией: каждый год, в начале февраля и мая, остановить бег  своего детства и всмотреться в одну из самых трагических страниц нашей истории – в события  Великой Отечественной войны. 2. Беседа: ­ Какой была эта война? ­ Какова цена нашей победы? ­ Почему мы сумели одержать победу в этой жестокой войне? II. Активизация субъективного опыта учащихся в целях создания установки на восприятие и  дальнейшую интерпретацию повести. ­ Поделитесь своими впечатлениями о прочитанной книге. ­ Обратимся к первым страницам повести. Поговорим о главном герое – Иване. ­ Что можно сказать о нем, исходя из первого эпизода? Выразительное чтение в лицах сцены «Разговор Ивана с Гальцевым». ­ Поразмышляем: что сделало его таким?   \ответы учащихся\ ­ И вдруг мы видим Ивана играющим в землянке. Что хотел подчеркнуть автор в характере героя,  рисуя эту сцену? ­ Как относятся к мальчику взрослые? Прошу вас дать развернутый ответ. \ответы уч­ся\ ­ Расскажите, какие сведения добывает Иван в тылу врага. Как он это делает? ­ В чем особая тяжесть положения мальчика, когла он находится в тылу врага? ­ Почему взрослые все­таки посылают мальчика в разведку? Работа в группах. Сопоставление повести  В. Богомолова «Иван» и «Сын полка» В. Катаева. ­ Чем, на ваш взгляд, отличается изображение войны в той и другой повестях? Работа с последними страницами повести «Иван». Чтение 9 главы со слов:: «Берлин  капитулировал второго мая...». ­ Давайте поразмышляем, каким бы стал Иван, если бы остался жив. Как бы сложилась его судьба?  III. Итог урока. ­ Как вы думаете, почему мы победили в Великой Отечественной войне? IV. Домашнее задание: написать сочинение по одной из тем (по выбору):  «Моя любимая книга о герое» «Они сражались за Родину» «Моя любимая книга о герое». Эссе  Приложения Я хочу рассказать о книге, которая мне запомнится надолго. Особенно ее герой – Иван Бондарев (Буслов). Повесть называется «Иван», ее автор – Владимир Богомолов. Он так же, как и его   герой,   прошел   войну   в   совсем   юном   возрасте.   В   начале   Великой   Отечественной   войны пятнадцатилетний Богомолов ушел на фронт, был воспитанником полка, а в октябре 1941 года уже побывал в боях. На войне Богомолов был десантником и разведчиком. Так что знал автор повести все о войне не понаслышке.  Рассказчик,   старший   лейтенант,   а   потом   капитан   Гальцев,   человек   обыкновенный, искренний, отзывчивый, добрый.   Поэтому ему доверяешь. Он говорит просто, естественно. Его пробирает дрожь при виде худенького мальчишки лет одиннадцати, всего посиневшего от холода и дрожавшего. Невольно это чувство передается и нам, читателям. Глазами рассказчика мы видим героя – Ивана. «Он был совсем еще ребенок, узкоплечий, с тонкими ногами и руками...», «...лицо у него было скуластое, темновато­серое от въевшейся в кожу грязи... В его взгляде, в выражении измученного, с плотно сжатыми,  посиневшими  губами  лица  чувствовалось  какое­то внутреннее напряжение и ...недоверие и неприязнь». Вместе с рассказчиком мы постепенно узнаем, кто этот мальчик,   как   он   оказался   холодной   октябрьской   ночью   в   воде   возле   берега   в   расположении батальона, которым командовал Гальцев.  Перед   нами   не   только   ребенок,   худенький,   измученный,   но   и   боец,   герой:   упорный, настойчивый, храбрый, немногословный. Мы узнаем, что Иван в первые же дни войны потерял мать, отца,   сестренку.   Он   успел   побывать   и   в   лагере   смерти,   и   в   партизанах.   И   вот   теперь   он   – «закордонник»,   на   каждом   шагу   рискуя   жизнью,   делает   больше,   чем   это   удается   взрослым разведчикам.  Гальцев понял, что Иван не первый раз возвращается с того берега, занятого фашистами. Рассказчик  проникся уважением  к этому мальчику с душой воина. А перед нами, читателями, предстает ненастная, темная, холодная октябрьская ночь 1943 года. Ночь, когда двенадцатилетний мальчишка в одиночку переплывал Днепр. А вот как немногословно, скупо рассказывает об этом Иван капитану Холину. «В Диковке немцев – к берегу не подойдешь, ­  сказал мальчик, виновато улыбаясь. – Я плыл из Сосновки. Знаешь, на середке выбился  да еще судорога прихватила – думал, конец... не  знаю,  как выплыл».   Читая  эти  строки,  просто в  ужас  приходишь.   И  мужественные суровые люди относятся к Ивану с любовью и нежностью.  На мой взгляд, повесть проникнута чувством вины взрослых перед Иваном. Мою мысль подтверждают слова капитана Холина, когда он разговаривает в землянке с Гальцевым:  « ­ Третий год воюешь?.. – спросил он. – И я третий... А в глаза смерти – как Иван! – мы, может,   и   не   заглядывали...   За   тобой   батальон,   полк,   целая   армия...   А   он   один!   –   внезапно раздражаясь, выкрикнул Холин. – Ребенок!...»  Но из книг, рассказов, фильмов мы знаем, что шла жестокая война, в огне которой погибали и старики, и дети. Иван погиб, но на Знамени великой Победы есть и его капелька крови. Прочитав повесть, я расплакалась. Сердце мое дрогнуло от жалости и боли за Ивана. Ведь он еще только начал жить.  Лонгортова Диана, 7а кл.  «Моя любимая книга о герое». Эссе    Совсем   недавно   прочитала     повесть   В.   Богомолова   «Иван»   о   юном   разведчике.   Была поражена, «увидев» на первых страницах книги   «худенького мальчишку лет одиннадцати, всего посиневшего от холода и дрожавшего; на нем были мокрые, прилипшие к телу рубашка и штаны; маленькие босые ноги по щиколотку были в грязи». «При виде его дрожь пробрала меня», ­ говорит рассказчик, старший лейтенант Гальцев. Дрожь пробрала и меня. Даже трудно представить нам, живущим в 21 веке, знающим о войне только по книгам и фильмам, как этот мальчишка, наш ровесник, выдержал такие испытания!  Оказывается,   Иван   подолгу   живет   на   оккупированной   территории.   Ходит   по   деревням, поселкам,   одетый   в   тряпье,   и   зорко   всматривается   в   любое   скопление   живой   силы   врага,   его вооружение. Сведения, добытые им, очень ценны: «То, что он делает, и взрослым редко удается. Он один дает больше, чем ... разведрота».  Но об этом узнаем позже.  А пока перед Гальцевым стоял мальчик, «совсем еще ребенок, с тонкими руками и ногами», «поглядывая исподлобья настороженно и отчужденно, тихо шмыгая носом, и весь дрожал». «Лицо у него было скуластое, темновато­серое от въевшейся в кожу грязи. Мокрые неопределенного цвета волосы висели клочьями». Особенно поразили глаза, большие, необычно широко расставленные. В его взгляде «чувствовалось какое­то внутреннее напряжение ... недоверие и неприязнь».     Он не отвечает на вопросы лейтенанта, молчит, «отвернув лицо в сторону», держится независимо, говорит уверенно и даже властно.   «Вы будете отвечать!» ­ с явной угрозой заявил Иван. «Он парень с норовом», ­ говорит о нем подполковник Грязнов, начальник разведотдела армии.  Что   же   сделало   Ивана     таким?   Задаем   этот   вопрос   вместе   с   рассказчиком,   старшим лейтенантом Гальцевым. И узнаем, что маленький Бондарев (Буслов) из Гомеля, что перед войной жил с родителями на заставе в Прибалтике. Его отец, пограничник, погиб в первый же день войны. Сестренка полутора лет была убита на руках у мальчика во время отступления. Он и в партизанах был, и в лагере смерти... «Ему столько довелось пережить, что нам и не снилось, ­ говорит  Холин. –   У   него   на   уме   одно:   мстить   до   последнего!»   Так   вот   откуда   его   серьезность   и   угрюмость, настороженность. Он принял решение – мстить врагу, стать полезным нашей армии – добывать сведения о вражеских войсках для штаба.  И вдруг мы видим его играющим в землянке. И перед нами мальчишка. Играет, как его сверстники, собирает ножички, вооружается биноклем, как настоящий командир... Он хотел бы гонять голубей, радоваться первому снегу, а он каждый день смотрит в глаза смерти...   Гальцев  утверждается  во  мнении,  что Ивана  на этот берег доставила  лодка.  Он даже  в мыслях не допускает, что мальчик переплыл 500­метровый днепровский  плес при температуре воды +5 градусов. И лишь по приезде Холина Гальцев узнает, что Иван действительно переплыл сам.  Вот как скупо, заново все переживая, рассказывает об этом капитану сам Иван. «В Диковке немцев – к берегу не подойдешь, ­   сказал мальчик, виновато улыбаясь. – Я плыл из Сосновки. Знаешь, на середке выбился  да еще судорога прихватила – думал, конец... не знаю, как выплыл». «Было просто чудо, что ненастной ночью, в холодной октябрьской воде, такой слабый и маленький, он все же выплыл...» Не только у Гальцева и Холина после этих слов, и у меня слезы сжали горло.  Я понимаю состояние Ивана в фашистском застенке. Он и в логове врага так же тверд и собран, как и в ночь знакомства с Гальцевым. «Он смотрел исподлобья, сбычась, как тогда... На меня   смотрел   Иван   Буслов...   Я   узнал   его   сразу   по   скуластому   лицу   и   большим,   широко расставленным   глазам...»,   ­   признается   Гальцев,   которому   достается   тяжкая   доля   прочитать   в архивах фашистов о гибели юного разведчика.  Юный разведчик. Мальчик. Ребенок. Но почему у него такое строгое, взрослое имя – Иван? И повесть называется не «Ванюша», не «Ваня»  –  «Иван». Я думаю, что иначе этого мальчика не назовешь: так много на его долю выпало взрослых, мужских дел и обязанностей. И он сделал свой выбор в жизни – выбор защитника Отечества. Сибильская София, 7а кл.  Литература: 1. Богомолов, В.О. «Иван» ­ М.: Детская литература, 1985. 2. Журнал «Литература в школе», № 6, 2005, с.36 3. Журнал «Литература в школе», № 5, 2007, с.44

Урок внеклассного чтения по повести В. Богомолова "Иван" (6 - 7 класс, литература)

Урок внеклассного чтения по повести В. Богомолова "Иван" (6 - 7 класс, литература)

Урок внеклассного чтения по повести В. Богомолова "Иван" (6 - 7 класс, литература)

Урок внеклассного чтения по повести В. Богомолова "Иван" (6 - 7 класс, литература)

Урок внеклассного чтения по повести В. Богомолова "Иван" (6 - 7 класс, литература)

Урок внеклассного чтения по повести В. Богомолова "Иван" (6 - 7 класс, литература)

Урок внеклассного чтения по повести В. Богомолова "Иван" (6 - 7 класс, литература)

Урок внеклассного чтения по повести В. Богомолова "Иван" (6 - 7 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2017