Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2009г.).
На изучение курса отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
Рабочая программа по литературе 7 класс.doc
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для
общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования
Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М.
«Просвещение») и
учебника «Литература 7 класс. Учебникхрестоматия» 2 ч. для
общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. М.:
«Просвещение», 2009г.).
На изучение курса отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на
уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
составление планов;
краткие и подробные пересказы текста;
изложение с элементами сочинения;
устные и письменные сочиненияхарактеристики героев;
анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из
изучаемых произведений;
развитие художественной фантазии у детей;
прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;
придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.
Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными
произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной
литературой.
Программа призвана обеспечить:
приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;
развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной
литературы и воплощенных в ней явлений жизни;
воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейнонравственной позиции у
учащихся;
формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене,
занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
воспитание речевой культуры учащихся.
Задача курса литературы 7 класса:
развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
совершенствовать навыки выразительного чтения;
сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания
идейнохудожественной специфики изучаемых произведений;
использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
расширить кругозор учся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по
содержанию и тематике. Учебнотематический план
№п/
п
Наименование разделов и тем
Всего
часов
В том числе на:
уроки
уроки развития
речи
Контрольные
работы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Введение
Устное народное творчество
Древнерусская литература
Из русской литературы XVIII века
М.В.Ломоносов
Г.Р.Державин
Из русской литературы XIX века
А.С.Пушкин
М.Ю.Лермонтов
Н.В.Гоголь
И.С.Тургенев
Н.А.Некрасов
М.Е.Салтыков Щедрин
Л.Н.Толстой
А.П.Чехов
И.А.Бунин
Стихи русских поэтов о родной природе
Произведения русских писателей ХХ
века
М.Горький
Л.Андреев
В.В.Маяковский
А.П.Платонов
Ф.А.Абрамов
Е.И.Носов
А.Т.Твардовский
1
4
4
2
1
1
34
6
3
7
2
3
3
2
3
3
1
20
5
1
2
2
2
2
1
1
3
2
2
1
1
31
5
3
5
2
3
3
2
3
3
1
18
4
1
2
2
2
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
25
Поэзия о ВОв
26 Ю.П.Казаков
27
Д.С.Лихачев
28
Стихи русских поэтов о родной природе
Зарубежная литература
Р.Бернс; Дж.Г.Байрон;
Японские трехстишияхокку
О.Генри, Р. Бредбери
Итоговый урок
Итого:
30
31
29
1
1
1
1
2
1
1
1
68
1
1
1
1
2
1
1
1
59
4
4
Содержание тем учебного курса
Введение
Изображение человека как важнейшая идейнонравственная проблема литературы. Взаимосвязь
характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к
несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Киевский цикл былин. Воплощение в былине
нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших
человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта,
щедрость, физическая сила).
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое
различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание
былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа
народного языка Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость
и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и
различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Гипербола (развитие представлений). Былина. Героический эпос, афори
стические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений)
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного
отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра
Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни
Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем
русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо
Родины важнейшей чертой гражданина. Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...»,
«На птичку...», «Признание».
Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение
необходимости свободы творчества.
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»),
«Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении
Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к
Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям.
Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка.
Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней
Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского
писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге.
Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение
для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем
и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за
правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь
поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа.
Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».
Стихотворение «Ангел» как
воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души,
переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений.
«Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым
гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и
самоотверженность Тараса и его товарищейзапорожцев в борьбе за освобождение родной земли.
Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос
повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы:
эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным.
Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка.
Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача».
Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе. Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских
женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности
исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской
музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие
понятия).
Михаил Евграфович СалтыковЩедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества.
Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика.
Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для внеклассного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Саввишна», «Маман» и др. Взаимоотношения
детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных
поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие
понятия). Геройповествователь (развитие понятия).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и
взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия
рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для
чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый
край...», «Благовест».
Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского
настроения, миросозерцания.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни».
Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок,
Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления).
Портрет как средство характеристики героя. Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли
автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма,
словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и
гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о
ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления)
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический
пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная
щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с
большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку.
Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни.
Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для
внеклассного чтения).
На дорогах войны. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм,
патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях
поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н.
Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные
представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.
«О чем плачут лошади». Эстетические и нравственноэкологические проблемы, поднятые в рас
сказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест
против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе.
Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь
природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера
героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг
мальчика и радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина». Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии
окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и при
рода. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и
индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления
поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие
молодежи.
Теория литературы.
Публицистика (развитие
публицистический жанр (начальные представления).
представлений). Мемуары как
Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о спра
ведливости и честности. Народнопоэтический характер произведения.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за
свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их
нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная
однимдвумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и
возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».
Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и
опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс VII класса.
Учащиеся должны знать:
1. Текст художественного произведения.
2. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
3. Особенности композиции изученного произведения.
4. Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.
Учащиеся должны уметь:
1. Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
2. Определять в тексте идейнохудожественную роль элементов сюжета.
3. Определять в тексте идейнохудожественную роль изобразительновыразительных средств
языка.
4. Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского
отношения к ним.
5. Различать эпические и лирические произведения.
6. Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него. 7. Создавать устное и письменное сочинениерассуждение по изучаемому произведению:
развернутый ответ на вопрос и характеристику.
8. Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
9. Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
10. Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
11. Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.
Учебнометодическое обеспечение
1. «Литература 7 класс. Учебникхрестоматия» в 2 ч. для общеобразовательных учебных
заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. М.: «Просвещение», 2009 г.
2. Н.В.Золотарёва, С.М.Аникина, «Поурочные разработки по литературе. 7 класс»
3. В.Я.Коровина, «Методические советы по литературе. 7 класс»
4. Полухина В.Т. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 6 класс.
– М., 2000.
5. Литература. 6 класс: поурочные разработки. Изд. 2е. –Волгоград: Учитель,2007.
6. Липина Е.Ю. Литература. Тесты к учебникамхрестоматиям под ред. Т.Ф.
Курдюмовой.59 классы
7. Мультимедиа энциклопедия.
8. Козак О.Н. Литературные викторины. – СПб., 1998.
9.http://www.prosv.ru/metod/korovina7/42.html методические рекомендации Коровиной В.Я. Тематическое планирование
№
урока
1.
Тема урока
Тип урока
1. ВВОДНЫЙ УРОК.
Изображение человека как
важнейшая задача
литературы.
Урок изучения
нового
материала
Элементы содержания
или основные
понятия урока
Влияние литературы на
формирование в человеке
нравственного и эстетического
чувства; литература как
искусство слова
Виды
деятельности
Коллективная,
познавательная
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – 4 ЧАСА
2.
3.
4.
5.
1. Понятие о былине.
Былина «Вольга и Микула
Селянинович»
Урок изучения
нового
материала
Былины как героические песни
эпического характера.
Нравственные идеалы русского
народа в образе главного
героя.
Коллективная,
практическая
2. Прославление мирного
труда героя – труженика.
Микула Селянинович –
эпический герой.
Комбинирован
ный
Нравственные идеалы русского
народа в образе главного
героя. Прославление мирного
труда
Самостоятельная,
практическая
3. Французский и
карелофинский
мифологический эпос.
Урок изучения
нового
материала
Сюжет, система образов,
герои.
Коллективная,
практическая
4. Пословицы и поговорки
как выражение народной
мудрости.
Комбинирован
ный
Пословицы народов мира.
Сборники пословиц.
Собиратели пословиц.
Особенности смысла и языка
пословиц.
Самостоятельная,
практическая
Формы контроля
Дата
01.09.16
Беседа
Индив. выступления
учащихся
Пересказ
06.09.16
08.09.16
13.09.16
15.09.16
Беседа
Работа с учебником
(чтение статьи,
составление плана,
запись тезисов)
Выразительное чтение
былины учителем
Рассказ учащихся
Чтение по ролям
Словарная работа
Беседа
Беседа
Работа с учебником
(чтение статьи,
составление плана,
запись тезисов)
Работа со статьей
учебника
Составление
рассказов по
пословицам ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА – 4 ЧАСА
Урок изучения
нового
материала
Комбинирован
ный
Урок развития
речи
Понятие о древнерусской
литературе. «Повесть
временных лет», «Поучение
Владимира Мономаха», их
актуальность в наши дни.
«Повесть о Петре и Февронии
Муромских». Темы любви,
верности слову, долгу,
святости поступков и желаний.
Нравственные облик человека
в древнерусской литературе
Коллективная,
познавательная
Игра викторина
Работа с учебником
Беседа
Работа с текстом
20.09.16
Самостоятельная,
практическая
Рассказ ученика
Беседа
Выразительное чтение
22.09.16
Самостоятельная,
творческая
Беседа
Словарная работа
Составление плана
сочинения
1. «Повесть временных
лет» как памятник
древнерусской литературы.
«Поучение Владимира
Мономаха»
2. «Повесть о Петре и
Февронии Муромских» как
образец житийного жанра
древнерусской литературы.
3. РР. Подготовка к
домашнему сочинению
«Нравственные облик
человека в древнерусской
литературе»
4. Контрольная работа по
УНТ и ДРЛ
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Урок контроля Проверить знания учащихся
Самостоятельная,
практическая
Тест
1. Личность и судьба М.В.
Ломоносова. Стихи М.В.
Ломоносова.
Урок изучения
нового
материала
2. Г.Р. Державин. Очерк
жизни и творчества. Стихи
Г.Р. Державина.
Урок изучения
нового
материала
ЛИТЕРАТУРА ХVIII ВЕКА – 2 ЧАСА
М.В. Ломоносов. Жизнь и
творчество. «К статуе Петра
Великого», «Ода на день
восшествия…».
Особенности поэтики,
патриотизм.
Жизнь и деятельность Г.Р.
Державина. «Птичка»,
«Признание», «Река времён…»
Особенности поэтики,
патриотизм.
Коллективная,
познавательная
Коллективная,
познавательная
Работа со статьей
учебника
Беседа
Комментированное
чтение
Словарная работа
Работа со статьей
учебника
Беседа
Комментированное
чтение
Словарная работа
12.
1. А.С.ПУШКИН и
русская история. Поэма
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА – 34 ЧАСА
Урок изучения
нового
Интерес Пушкина к истории
России. Мастерство в
Коллективная,
познавательная
Работа со статьей
Аналитическая беседа
27.09.16
29.09.16
04.10.16
06.10.16
11.10.16 «Полтава».
материала
13.
2. Поэма «Полтава».
Изображение Петра в поэме.
Комбинирован
ный
14.
3. «Медный всадник». Тема
Петра 1 в поэме.
Комбинирован
ный
15.
4. «Песнь о вещем Олеге».
Понятие о балладе.
Урок изучения
нового
материала
16.
5. Пушкин – драматург.
Трагедия «Борис Годунов»
Урок изучения
нового
материала
Выразительное чтение
Групповая,
исследовательская
Коллективная,
практическая
Чтение наизусть
Работа с текстом
Сравнительная
характеристика
героев
Выразительное чтение
Работа с текстом
Словарная работа
13.10.16
18.10.16
Коллективная,
познавательная
20.10.16
Выразительное чтение
Словарная работа
Работа с текстом
Беседа
Сравнение худ. текста
и источника
Коллективная,
познавательная
Беседа
Словарная работа
Чтение по ролям
25.10.16
изображении Полтавской
битвы, прославление мужества
и отваги русских солдат. Петр
1 и Карл ХII.
Мастерство в изображении
Полтавской битвы,
прославление мужества и
отваги русских солдат. Образ
Петра 1.
Поэма «Медный всадник».
Историческое прошлое страны.
Тема
«маленького человека».
Выражение чувства любви к
Родине. Прославление деяний
Петра 1. Образ автора в
отрывке из поэмы.
А.С. Пушкин «Песнь о вещем
Олеге». Композиция, связь с
древнерусской литературой,
фольклорные традиции.
Нравственная проблематика
стихотворения: тема судьбы и
пророчества
А.С. Пушкин «Борис Годунов»
Историческое прошлое страны.
Тема
«маленького человека». Образ
летописца Пимена. Значение
труда летописца в истории
культуры.
17.
6. РР. Сочинение по
произведениям А.С.
Пушкина.
Урок развития
речи
Самостоятельная,
практическая
Сочинение
27.10.16 18.
19.
1. М.Ю. ЛЕРМОНТОВ.
Личность поэта. «Песня про
…купца Калашникова»
поэма об историческом
прошлом России
2. Степан Калашников –
носитель лучших качеств
русского национального
характера.
Урок изучения
нового
материала
М.Ю. Лермонтов Жизнь и
творчество. Образ Ивана
Грозного и тема власти.
Коллективная,
познавательная
Комбинирован
ный
Калашников и Кирибеевич:
сила и цельность характеров
героев. Нравственная
проблематика поэмы.
Групповая,
практическая
20.
3. Основные мотивы лирики
М.Ю. Лермонтова
Урок изучения
нового
материала
«Молитва», «Ангел», «Когда
волнуется желтеющая нива…».
Мотивы лирики. Состояние
души поэта.
Групповая,
практическая
21.
1. Н. В. ГОГОЛЬ. История
создания повести «Тарас
Бульба». Тарас Бульба и его
сыновья.
Урок изучения
нового
материала
22.
2. Образ Запорожской Сечи
в повести. Тарас Бульба и
его сыновья в Сечи.
комбинированн
ый
Обзор жизни и творчества Н.
В. Гоголя.
«Тарас Бульба». Героико
патриотический пафос
повести. Сюжет и герои
повести, быт казаков, их
взгляд на жизнь. Остап и
Андрий, Тарас Бульба.
Запорожская Сечь и ее
нравы. Остап и Андрий,
принцип контраста в
изображении героев.
Коллективная,
познавательная
Групповая,
практическая
23.
3. Осада польского города
Дубно.
комбинированн
ый
Героикопатриотический
пафос повести. Взгляд на
Коллективная,
практическая
08.11.16
10.11.16
15.11.16
17.11.16
Выразительное чтение,
аналитическая беседа,
устное словесное
рисование
Анализ эпизода
Выразительное чтение
по ролям
Сравнительная
характеристика
героев
Работа с худ.
деталями текста
Составление плана
Выразительное чтение
по ролям Анализ
стихов, устное
словесное рисование
Инд. выступления
учащихся
комментированное
Чтение и анализ 1
главы текста
Аналитическая беседа
Выразительное чтение
Составление плана
Сравнительная
характеристика
Выразительное чтение
аналитическая беседа,
22.11.16
24.11.16 24.
4. Трагедия Тараса Бульбы.
25.
26.
27.
28.
5. Обобщающий урок по
повести «Тарас Бульба».
6. РР. Сочинение по повести
«Тарас Бульба».
7. Контрольная работа по
творчеству А.С. Пушкина,
М.Ю. Лермонтова, Н.В.
Гоголя
1. И.С. ТУРГЕНЕВ.
Сборник «Записки
охотника». Рассказ
«Бирюк»
комбинированн
ый
Урок
обобщения и
систематизаци
и знаний
Урок развития
речи
жизнь казаков.
Трагизм конфликта отца и
сына. Столкновение любви и
долга в душах героев. Образ
Тараса Бульбы.
Нравственная проблематика
повести
Самостоятельная,
практическая
Работа с тексом
Составление плана
Выразительное чтение
Работа с текстом
Составление плана
Самостоятельная,
практическая
Аналитическая
беседа, проблемные
вопросы, тест.
29.11.16
01.12.16
Художественное своеобразие
повести, особенности языка Н.
В. Гоголя
Самостоятельная,
творческая
Сочинение
06.12.16
Урок контроля Проверка знаний учащихся
Самостоятельная,
практическая
тест
08.12.16
13.12.16
Урок изучения
нового
материала
Коллективная,
познавательная
Инд. выступления
учащихся
Аналитическая беседа
Пересказ
Слово о писателе. Цикл
рассказов «Записки охотника»
и их гуманистический пафос.
«Бирюк» как произведение о
бесправных и обездоленных.
Лесник и его дочь.
Нравственные проблемы
рассказа. Сюжет, композиция,
основной конфликт.
И.С. Тургенев. Стихотворения
в прозе. «Русский язык», «Два
богача», «Близнецы».
Особенности жанра,
художественные особенности,
темы.
Н.А. Некрасов «Русские
женщины». Декабристы, их
29.
2. Стихотворения в прозе.
Урок изучения
нового
материала
30.
1. Н.А. НЕКРАСОВ – поэт
народной боли. Поэма
Урок изучения
нового
Коллективная,
познавательная
Чтение по ролям
Аналитическая беседа
Выразительное чтение
15.12.16
Коллективная,
познавательная
аналитическая беседа,
чтение наизусть,
20.12.16 «Русские женщины»
материала
2 .Тема подвига русских
женщин в поэме Некрасова
комбинированн
ый
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
3. Своеобразие лирики Н.А.
Некрасова
1. М.Е. САЛТЫКОВ –
ЩЕДРИН. Образ писателя.
«Повесть о том, как один
мужик двух генералов
прокормил» как
сатирическая сказка.
2. Паразитизм генералов.
Трудолюбие и сметливость
мужика, осуждение его
покорности
3. Сказка М.Е. Салтыкова –
Щедрина «Дикий помещик»
1. Л.Н. ТОЛСТОЙ.
Детство писателя.
Автобиографический
характер повести
«Детство». Главы «Maman»,
«Что за человек был мой
отец?», «Классы»
2. Глава «Наталья
Саввишна». Мастерство
писателя в раскрытии
роль в жизни страны. Верность
жён декабристов.
«Княгиня Трубецкая».
Величие духа русских женщин.
Стихотворения «Тройка»,
«Размышления у парадного
подъезда». Народные
характеры и судьбы в сти
хотворениях Некрасова.
М.Е. СалтыковЩедрин
Особенности сюжетов и
проблематики «сказок для
детей изрядного возраста».
«Повесть о том, как один
мужик …». Эзопов язык.
Сказка. Сатира.
Обличение нравственных
пороков общества, сатира на
барскую Русь. Критика
покорности русского мужика.
М.Е. СалтыковЩедрин
«Дикий помещик» Сатира.
Тема и идея сказки.
Обзор жизни и творчества Л.
Н. Толстого. Понятие
трилогии.
Автобиографический характер
повести
Самостоятельная,
практическая
Самостоятельная,
практическая
Коллективная,
познавательная
выразительное чтение,
чтение по ролям
Аналитическая беседа
Проблемные вопросы,
тест
Анализ лирического
произведения
Беседа
Выразительное чтение
Инд. выступления
учащихся
Аналитическая беседа
Словарная работа
22.12.16
27.12.16
10.01.17
Групповая,
практическая
Работа с текстом
Словарная работа
12.01.17
Групповая,
практическая
Коллективная,
познавательная
Беседа
Работа с текстом
Заполнение таблицы
Аналитическая беседа
Словарная работа
Пересказ
17.01.17
19.01.17
Урок изучения
нового
материала
Урок изучения
нового
материала
Комбинирован
ный
Урок
внеклассного
чтения
Урок изучения
нового
материала
Комбинирован
ный
Детское неприятие пороков,
желание исправиться самому;
сочувствие чужому горю,
Групповая,
практическая
Пересказ
Работа с текстом
Анализ эпизода
24.01.17 духовного роста.
38.
39.
40.
1. А.П. ЧЕХОВ – мастер
жанра короткого рассказа.
«Хамелеон»
Урок изучения
нового
материала
2. Хамелеонство как
социальное явление. Язык
рассказа «Хамелеон»
Комбинирован
ный
3. Рассказы А.П. Чехова
«Злоумышленник»,
«Размазня»
Урок
внеклассного
чтения
41.
1. И.А. БУНИН. Судьба и
творчество. «Цифры»
Урок изучения
нового
материала
42.
43.
44.
2. Сложность
взаимоотношений взрослых
и детей в семье. Обретение
доброты и гармонии.
3. Рассказ «Лапти».
Самоотверженная любовь
Нефеда к больному
ребенку.
1. «Край ты мой, родимый
край». Стихи о родной
природе
Комбинирован
ный
Урок изучения
нового
материала
Урок изучения
нового
материала
сострадание; мастерство
писателя в описании
внешности.
Обзор жизни и творчества А.
П, Чехова. Рассказ «Хамеле
он». Сатирический пафос про
изведения.
Чехов А.П. «Хамелеон».
Сатира. Красота, точность
языка. Главный герой – смех
над пороками.
Рассказы «Злоумышленник»,
«Размазня». Авторская
позиция. Юмор в рассказе.
Средства создания
комического.
И.А. Бунин. Жизнь и
творчество. Рассказ «Цифры».
Сложность взаимоотношений
взрослых и детей в семье.
Сложность взаимоотношений
взрослых и детей в семье.
Художественное мастерство
Бунинапрозаика.
Рассказ «Лапти».
Нравственный смысл произве
дения.
Стихотворения о природе А.К.
Толстой «Край ты мой,
родимый край…»,
«Благовест», «Замолкнул
Словарная работа
Коллективная,
познавательная
Беседа
Работа с текстом
Пересказ
Самостоятельная,
практическая
Чтение по ролям
Пересказ
Словарная работа
Коллективная,
познавательная
Аналитическая беседа
Характеристика
персонажей
Написание отзыва
26.01.17
31.01.17
02.02.17
Коллективная,
познавательная
Составление плана
Аналитическая беседа
07.02.17
Коллективная,
практическая
Коллективная,
познавательная
Самостоятельная,
творческая
Беседа
Пересказ – анализ
Словарная работа
09.02.17
Аналитическая беседа
Проблемные вопросы
Словарная работа
14.02.17
16.02.17
Чтение наизусть
Выразительное чтение
и анализ стихов
Устное словесное рисование
гром», И.А. Бунин
«Родина»,В.А. Жуковский
«Приход весны». Любовь
поэтов к Родине, к народу, к
русской природе. Поэтичность
языка. Эпитеты,
олицетворение, метафора,
сравнение.
1. Обобщающий урок по
русской литературе XIX
века.
Урок контроля Произведения литературы 19
века.
Проверить уровень знаний.
Самостоятельная,
творческая
Игра «Литературный
ринг»
21.02.17
1. М. ГОРЬКИЙ. О
писателе.
Автобиографический
характер повести «Детство»
(1 глава)
2. «Свинцовые мерзости
жизни», изображенные в
повести «Детство»
3. «Яркое, здоровое,
творческое в русской
жизни» на страницах
повести «Детство»
4. РР. Сочинение –
характеристика
литературного героя
Комбинирован
ный
Комбинирован
ный
Урок развития
речи
5. «Легенда о Данко»
(отрывок из рассказа
«Старуха Изергиль»)
Комбинирован
ный
Урок изучения
нового
материала
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ ВЕКА – 20 ЧАСОВ
Коллективная,
познавательная
Жизнь и творчество писателя.
«Детство». Герои повести.
Влияние окружающей среды на
характеры и поступки детей.
Изображение внутреннего
мира подростка. «Свинцовые
мерзости жизни» и живая душа
русского человека.
Бабушка, Цыганок, Хорошее
дело. Вера в творческие силы
народа.
Герои повести.
Характеристика героя.
Нравственная проблематика
повести, мастерство М.
Горького.
М. Горький «Старуха
Изергиль». Легенда о Данко.
Образ Данко, готовность героя
на самопожертвование.
Коллективная,
практическая
Групповая,
практическая
Самостоятельная,
творческая
Коллективная,
познавательная
Аналитическая беседа
Чтение по ролям
Пересказ
28.02.17
02.03.17
07.03.17
09.03.17
14.03.17
Аналитическая беседа
Чтение по ролям
Словарная работа
Аналитическая беседа
Работа с текстом
Составление плана
Характеристика
героев, подбор цитат,
сочинение.
Выразительное
чтение, аналитическая
беседа, пересказ,
характеристика
45.
46.
47.
48.
49.
50. 51.
1. Л. АНДРЕЕВ Личность
писателя. Рассказ «Кусака»
Урок изучения
нового
материала
52.
1. В.В. МАЯКОВСКИЙ.
Ранние стихотворения как
отражение души поэта
Урок изучения
нового
материала
53.
54.
55.
2. Личность поэта.
«Необычайное
приключение…»
Комбинирован
ный
1. А.П. ПЛАТОНОВ.
Личность писателя. Рассказ
«Юшка»
Урок изучения
нового
материала
2. А.П. ПЛАТОНОВ «В
прекрасном и яростном
мире». Своеобразие языка
прозы Платонова
Урок
внеклассного
чтения
56.
57.
1. Ф. АБРАМОВ и его
рассказ «О чем плачут
лошади»
2. Проблематика рассказа
Урок изучения
нового
материала
Комбинирован Нравственные проблемы
Л.Н. Андреев «Кусака». Общее
представление о творчестве
писателя, мастерство Л.Н.
Андреева. Герои рассказа.
Авторское сочувствие к
обездоленным.
Общее представление о
творчестве поэта, мастерство
В.В. Маяковского.
Стихотворения. Особенности
поэтического языка,
представления поэта о
сущности творчества
В. В. Маяковский
«Необычайное
приключение…» Особенности
анализа стихотворения,
художественные средства в
стихотворении.
А. П. Платонов. «Юшка».
Осознание необходимости
сострадания, милосердия,
недопустимости жестокости.
Труд как нравственное
содержание человеческой
жизни. Идеи доброты,
взаимопонимания, жизни для
других. Своеобразие языка
прозы Платонова
Ф.Абрамов. «О чем плачут
лошади». Деревенская тема.
Коллективная,
познавательная
героев.
Составление
цитатного плана
Аналитическая беседа
Пересказ
16.03.17
Коллективная,
познавательная
21.03.17
Аналитическая беседа
Лексический анализ
стихотворения
Выразительное чтение
Самостоятельная,
практическая
04.04.17
Беседа
Лексический анализ
стихотворения
Выразительное чтение
Коллективная,
познавательная
Беседа
Чтение рассказа
Аналитическая беседа
06.04.17
Самостоятельная,
практическая
Аналитическая беседа
Пересказ
11.04.17
Коллективная,
познавательная
Коллективная,
Аналитическая беседа
Проблемные вопросы
Пересказ
Аналитическая беседа
13.04.17
18.04.17 Ф. Абрамова
ный
рассказа.
58.
59.
60.
61.
1. Е. НОСОВ. Рассказ
«Кукла». Нравственная
проблематика рассказа
2. Е. Носов «Живое пламя»
1. ТВАРДОВСКИЙ –
«художник с мудрым
сердцем и чистой
совестью». Стихотворения
Урок изучения
нового
материала
Комбинирован
ный
Урок изучения
нового
материала
1.
Ритмы и образы
военной лирики. Интервью
с поэтом — участником
Великой Отечественной
войны.
Комбинирован
ный
62.
1. Ю.П. КАЗАКОВ и его
рассказ «Тихое утро»
Урок изучения
нового
материала
Е.И. Носов «Кукла». Сила
внутренней, духовной красоты
человека.
Е.И. Носов «Живое пламя»
Тема бережного отношения к
природе.
А.Т. Твардовский. Темы
стихотворений поэта.
«Братья», «Снега потемнеют
синие…», «Июль – макушка
лета…», «Отыграли по
дымным оврагам…», «На дне
моей жизни…» Великая
Отечественная война в
стихотворениях А.Т.
Твардовского.
Героизм, патриотизм,
самоотверженность,
трудности и радости грозных
лет войны в стихотворениях
поэтов — участников войны:
А. Ахматовой, К. Симонова,
А. Твардовского, А. Суркова,
Н. Тихонова и др.
Стихотворения поэтов –
костромичей о ВОв. Тема ВОв.
Ю.П. Казаков «Тихое утро».
Изображение природы. Умение
заглянуть в душу человека.
Поведение мальчиков в минуту
опасности. Яшка – верный
товарищ.
практическая
Коллективная,
познавательная
Самостоятельная,
практическая
Групповая,
практическая
Работа с планом
Словарная работа
Работа с учебником
Аналитическая беседа
Работа с текстом
Беседа
Анализ эпизода
Чтение статьи
учебника
Выразительное чтение
Беседа
Частичный анализ
20.04.17
25.04.17
27.04.17
Самостоятельная,
практическая
Выразительное чтение
Беседа
Частичный анализ
02.05.17
Коллективная,
познавательная
04.05.17
Работа со статьей
учебника
Чтение произведения
Беседа
Составление плана Урок изучения
нового
материала
Комбинирован
ный
1. «Земля родная». Статьи
Д.С. Лихачева
«Тихая моя Родина»
Стихотворения о Родине,
родной природе, собствен
ном
восприятии
окружающего (В. Брюсов,
Ф. Сологуб, С. Есенин, Н.
Заболоцкий, Н. Рубцов).
Д.С. Лихачёв Главы из книги
«Земля родная». Духовное
напутствие молодежи.
Человек и природа. Выражение
душевных настроений,
состояний человека через
описание картин природы.
Общее и индивидуальное в
восприятии родной природы
русскими поэтами.
Коллективная,
познавательная
Групповая,
творческая
Выразительное чтение
Анализ стихотворений
Беседа
Выразительное чтение
Анализ стихотворений
Беседа
11.05.17
16.05.17
1. Обобщающий урок по
русской литературе
Урок контроля Произведения литературы 20
века. Проверка уровня знаний.
Самостоятельная,
творческая
Викторина
18.05.17
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА – 2 часа
63.
64.
65.
66.
Роберт Бернс. «Честная
бедность». Представление
народа о справедливости и
честности.
Джордж Гордон Байрон. «Ты
кончил жизни путь, герой!..».
Гимн славы герою, павшему в
борьбе за свободу родины.
Японские хокку. Особенности
жанра.
О.Генри. «Дары волхвов».
Преданность и жертвенность
во имя любви.
Р.Д.Бредбери. «Каникулы».
Фантастический рассказ –
предупреждение.
Подведение итогов.
Рекомендации книг для
летнего чтения
Коллективная,
познавательная
23.05.17
Инд. выступления
учащихся
Работа со статьей
учебника
Беседа
Коллективная,
познавательная
Коллективная,
практическая
Инд. выступления
учащихся
Работа со статьей
учебника
Беседа
25.05.17
30.05.17
1. Японские хокку.
Творчество Р. Бернса, Дж.
Байрона
Комбинирован
ный
67.
2. О.Генри. «Дары волхвов».
Р.Д.Бредбери. «Каникулы».
Комбинирован
ный
68.
Итоговый урок.
Итоговый
урок.
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.