Конспект урока "Масленица" 5 класс
Оценка 5

Конспект урока "Масленица" 5 класс

Оценка 5
Культурные мероприятия
doc
классное руководство
5 кл
13.05.2019
Конспект урока "Масленица" 5 класс
Разработка внеурочной формы занятия по краеведению к празднованию Масленицы широкой. Масленица - древний славянский праздник, который праздновали и празднуют во всех деревнях и городах. Масленицу празднуют неделю, каждый день. В 16 веке Масленица была принята Церковью взамен древней славянской Комоедицы и православный праздник стал называться сырной или мясопустной неделей.
масленица урок.doc
Тема урока: «Масленица» Форма урока: получение новых знаний; тип урока ­ комбинированный  развития   –  создавать   условия   для   активизации   учащихся   в   поиске Цели:   а)   обучения   –  ознакомить   учащихся   с   народными   традициями   русской культуры; способствовать развитию интереса к своей истории путём знакомства с народными обрядами. б) индивидуальных вариантов композиции «Широкая масленица». в)  воспитания   –  прививать   уважение   к   укладу   жизни,   быту,   обычаям   предков, чувству общности со своими истоками и гордости за них. Оформление   доски:  репродукция   Б.   М.   Кустодиева   «Масленица»,   рисунки учащихся, новые слова. Ход урока: 1. Орг. Момент (1­2 мин.) Отметить отсутствующих на уроке. Здравствуйте   ребята   и   уважаемые   гости!   Сегодня   мы   с   вами   поговорим   о замечательном   празднике.  А   о   каком   вы     узнаете,  когда   послушаете   такие строки: Как на этой на неделе из печи блины летели.                           С пылу, с жару, из печи! Все румяны, горячи!                           Угощайся, угощай! Всем блиночков подавай!                           С пылу с жару – разбирайте! Похвалить не забывайте! Так какой же это праздник, который широко праздновали на Руси. Правильно Масленица. 2. Новая тема (10­15 мин.) Тема   нашего   урока:   «Масленица».   Посмотрите,   какими   яркими   красками изобразил   художник   М.   Б.   кустодиев   «Масленицу»   на   своей   картине   как весело отмечали праздник.    Масленица­ древний славянский праздник, который пришёл из языческой культуры.   До   16   века   этот   праздник   называли   «Комоедица»,   что   означает многодневный праздник торжественной «встречи Весны», которым отмечался переход   к   весенним   земледельческим   работам   после   дня   весеннего равноденствия   (20или   21   марта),   когда   день   начинал   становиться   длиннее ночи,   когда   пробуждается   природа   и   Ярило­солнце   растапливает   снега. Открываем словари запишем новые слова: В этот день почитали славянского Медвежьего бога, которого называли Ком и приносили ему блины (отсюда и выражение «первый блин комам т. е. медведям. А в 16 веке Масленица была принята   Церковью   взамен   древней   славянской   Комоедицы   и   православный праздник   стал   называться   сырной   или   мясопустной   неделей. презентации «традиции масленичной недели). А эту неделю называли по особому, и сейчас я вам предлагаю отгадать как. Посмотрите, на партах у вас есть чайнворд, который нужно разгадывать слова, записывая их только по горизонтали. А также у вас есть подсказки.  (Показ 7 3 с в 4 р 1 п о н е д е 2 5 6 с в т п я у б о т б р н о о С ч Е к р т в е е с е н ь е р г и к с л е н и ц а е Д а Ь л н 8 М а н И к и Ц а т А Понедельник – встреча ­ делали куклу Масленицу наряжали её, усаживали в сани и везли на горку. Встречали её песнями дети. Начиная с этого дня,  дети каждый день катались с гор. Вторник – заигрыш – дети и взрослые ходили от дома к дому поздравляли с праздником  и выпрашивали  блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. Среда – лакомка – в этот день тёщи приглашали зятьёв на блины. С этого дня катались на тройках с бубенцами. Родственники навещали друг друга целыми семьями. Четверг – широкий, разгуляй – четверток – в этот день было больше всего развлечений.   Устраивали   конские   бега,   кулачные   бои   и   борьбу,   строили снежные городки, катались с гор на санях, лыжах, ряженые веселили народ, угощались блинами. Пятница – тёщины вечера – тёща приглашала на блины зятя со всей семьёй. А молодёжь всю ночь веселилась: пели песни и плясали. Суббота – проводы масленицы –  куклу Масленицы провозили под руки из одного   конца   деревни   в   другой.   Шла   большая   толпа   ряженых   все   пели. Шутили, плясали. Воскресенье   –  прощённый   день   –  это   были   проводы   масленицы.   В   поле раскладывали костёр из соломы и сжигали куклу с песнями. Многие думают, что сжигают чучело масленицы, но это не так, не Масленицу сжигают, а Зиму провожают!   А   пепел   развевали   над   полями   –   «богатый   урожай».   Просили прощения   и   прощали   друг   другу   все   обиды.   В   прощённое   воскресенье, просили прощения даже если никого не обидели и у незнакомых тоже. Так заканчивалась   масленичная   неделя.  Открываем   словари,   запишем   новые слова: Масленица, Комоедица, седьмица.  А чтобы она на следующий год пришла, пели песню:                  Масленица, прощай! А на тот год опять приезжай!         Масленица, воротись! В новый год покажись! Таким  образом, люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новую жизнь с лёгким сердцем.     Люди   издавна   воспринимали   весну,   как   начало   новой   жизни   и   почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. Древние считали блин символом солнца, он как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блинами они съедают частичку  его тепла и могущества для того чтобы было больше сил для работы на полях. 3. Практическая работа. (20 ­25 мин.) Итак, сейчас ребята вы должны составить композицию о праздновании этого праздника,   где   можете   показать   любой   сюжет,   который   вам   больше   всего понравился во всём праздновании Масленичной неделе. В помощь вам на партах лежат   изображения   различных   сюжетов,   вы   можете   их   использовать   в   своих эскизах.   Сегодня   вы   сделаете   карандашный   рисунок,   а   цветом   закончим   на следующий   урок.   Напоминаю   у   вас   должно   быть   два   плана   передний,   где главные герои вашей композиции и задний  ­ дальний, не забудьте на переднем плане предметы больше по размеру, а в дали меньше. Приступаем к работе. 4. Выставка готовых эскизов. Рефлексия.(1­2 мин.) А сейчас проверим какие вы были внимательные на уроке: 1. С   какими   новыми   словами   вы   познакомились?   (масленица,   Комоедица, седьмица) 2. Как называли понедельник­ встреча Вторник – заигрыш Среда – лакомства Четверг – широкий разгуляй Пятница – тёщины вечера Суббота – проводы Масленицы Воскресенье – прощёное воскресенье. Вы   сегодня   прекрасно   поработали,   а   сейчас   если   вам   сегодня  очень понравилось на уроке наклейте розовый цвет на лучи изображенного Солнца; Если понравилось – жёлтый цвет; А если понравилось  не всё – зелёный цвет. Теперь покажите мне и поверните друг к другу. Какое яркое Солнце у вас получилось, готовое встречать весну. 5. Итог урока ( 1 – 2 мин.) Оценки за урок. На следующий урок не забыть краски для работы цветом. Всем спасибо. Урок окончен. 7 4 7 4 7 4 3 3 3 8 8 8 2 5 2 5 6 6 1 1 1 2 5 2 5 6 6 1 7 4 3 8

Конспект урока "Масленица" 5 класс

Конспект урока "Масленица" 5 класс

Конспект урока "Масленица" 5 класс

Конспект урока "Масленица" 5 класс

Конспект урока "Масленица" 5 класс

Конспект урока "Масленица" 5 класс

Конспект урока "Масленица" 5 класс

Конспект урока "Масленица" 5 класс

Конспект урока "Масленица" 5 класс

Конспект урока "Масленица" 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2019