Урок математики во 2 классе
Учитель: Чибова О. В.
Тема: Уравнение. Решение уравнений способом подбора.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цель: познакомить детей с новым математическим понятием: «уравнение».
Задачи:
Образовательные:
ü Сформировать представление об уравнении, решение уравнений
ü Совершенствовать умения решать текстовые задачи.
Развивающие:
ü Формировать умение самостоятельно применять имеющиеся знания.
ü Развивать память, внимание, логическое мышление, математическую речь.
ü Продолжить работу с учащимися по формированию организации своей деятельности, самопроверки и самоконтроля.
Воспитательные:
ü Способствовать формированию коммуникативных умений (культура общения в классном коллективе; дружелюбие, взаимопомощь), работы в паре.
ü Воспитывать интерес к предмету.
Формирование компетенций:
ü учебно-познавательных: умение анализировать и обобщать;
ü информационных: умение работать с учебным материалом;
ü коммуникативных: умение работать в микрогруппах (парах).
Методы обучения: проблемно-диалогическая и личностно - ориентированная технология обучения.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
ü фронтальная;
ü работа в парах;
ü индивидуальная.
Оборудование:
ü Учебник «Математика» 2 класс, 1 часть М.И. Моро и др.
ü Проектор, компьютер, интерактивная приставка mimio, презентация, наглядность (алгоритм, карточки для парной работы)
Ход урока
Слайд 2. Приложение 1.
- Откройте рабочие тетради и подпишите число. Сегодня 11 декабря. Классная работа.
1. Самоопределение к учебной деятельности
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
-Ребята, сегодня как обычно меня разбудил мой старенький будильник. Ему уже много лет, но он ещё ни разу не подвел меня. Время не останавливалось и не забегало вперёд. Часы идут точно и правильно.
Как вы думаете, почему? (в часах хороший механизм)
Да. Часы состоят из деталей, каждая из которых отвечает за свою работу и помогает другим.
А что произойдёт, если убрать хотя бы одну деталь? (часы остановятся)
Так и ваши знания состоят из маленьких деталей. Каждый урок вы узнаете все больше и больше, и процесс познания не остановится до тех пор, пока у вас есть желание учиться. Я желаю вам работать на уроке так же слаженно, дружно как детали в моём будильнике.
2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания и выявление затруднений в индивидуальной деятельности
Раз мы завели разговор о часах…
ü Знаете ли вы, что уже в древнем Китае были будильники, это были палочки из смеси смолы и опилок, к которым ниткой привязывался грузик. Палочка поджигалась, и когда она догорала до нитки, груз падал на металлическую подставку.
ü А первый механический будильник построил американец Леви Хатчинс в конце 18 века. Устройство звонило только в 4:00. Ни раньше, ни позже. Лишь спустя 60 лет другой, уже французский изобретатель усовершенствовал прибор и позволил настраивать произвольное время пробудки.
Слайд 3.
1) А вот кто это, вы узнаете, подставив римской цифре соответствующую русскую букву.
Работа в парах.
I |
IV |
VI |
IX |
I |
IV |
|
V |
I |
II |
X |
III |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I – А
II- Д
III - Е
IV - Н
V - Р
VI - Т
IX - У
X - Ь
Проверка по эталону. Правильно, это французский изобретатель Антуан Радье.
2) Проверим домашнее задание. Что выполняли? (№ 3, с. 79. Примеры с «окошком»)
12+1 =13 3+8=11 |
16-7=9 12-3=9 |
19-12=7 12-8=4 |
Слайд 4.
Проверьте свою работу и оцените себя. (учитель открывает закрытые в примерах числа, ученики проверяют свои результаты, оценивая себя знаками «-» и «+»)
– Кто нашёл у себя ошибку? В каком примере? Объясните причину ошибки. Что необходимо сделать, чтобы избежать дальнейших ошибок?
– А кто не ошибся? Поднимите руку.
Слайд 5. (далее - по мере необходимости…)
3) Скажите, что перед вами… (Буквенные выражения).
Как думаете, какое будет задание? Сравним их, объясняя выбор знака сравнения.
а + 3 и а – 3
7- с и 70 – с
17 + в и в + 17
(учащиеся выполняют сравнение устно, спрашивают подтверждение своего ответа у одноклассников)
3. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.
Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
Слайд 6.
Выполним устно следующее задание. Обсудите с соседом. Разбейте записи на две группы. Прокомментируйте свои действия.
19 + * = 21
в – 4
* – 5 = 20
11 + с
х + 6 = 14
(дети распределяют на группы «Примеры с окошком» и «Буквенные выражения»)
Слайд 7.
Все ли записи вы распределили? Где возникло затруднение? Почему вы затрудняетесь?
На что похожа запись х + 6 = 14 ? Что вы можете о ней сказать? Как мы можем её назвать?
(В примерах «с окошком» мы подбираем число для составления верного равенства. В буквенных выражениях подставляем вместо буквы число и вычисляем значение выражения. Запись х + 6 = 14 похожа одновременно и на буквенное выражение и на пример с окошком. Эту запись можно назвать равенством, содержащим неизвестное число.)
Кто нам назовёт тему нашего урока математики? Кто знает, как называются такие равенства в математике? (ученики называют тему урока)
Тема нашего урока – уравнение. А в старших классах самые трудные задания вы будете решать с помощью уравнений. Ещё 4000 лет назад уравнения решали математики в Древнем Египте и в Вавилоне.
Сформулируйте задачи нашего сегодняшнего урока. (научиться решать уравнения)
А моя учительская задача – научить вас правильно работать с уравнениями.
4. «Открытие» детьми новых понятий.
Цель: решение устных задач, обсуждение проекта ее решения.
Давайте осуществлять поставленные задачи. Внимательно посмотрите на данное уравнение. Что надо сделать, чтобы решить его?
(Найти вместо х такое число, чтобы равенство было верным)
Методом подбора найдите это число. Докажите правильность ответа.
(Это число 8. так как 8+6 = 14)
Что же вы сейчас сделали? (Решили уравнение.)
Попробуем сделать вывод. Уравнение – это… (учитель показывает знак «=»), которое содержит …(учитель показывает х) (учащиеся формулируют вывод)
Что значит решить уравнение?
(Найти вместо х такое число, чтобы равенство было верным)
Слайд 8.
Сравним свой вывод с выводом учебника на странице 80.
(учащиеся читают вывод вслух)
Правильность выполнения уравнения надо доказывать. Для этого выполняется проверка. Сегодня мы комментируем проверку.
Слайд 9.
Алгоритм решения уравнений способом подбора:
1) Прочитать уравнение.
2) Подобрать вместо х число, чтобы равенство было
верным.
3) Сделать проверку, подставив вместо х найденное число.
Физкультминутка
Рада я за вас, ребята!
Нам сегодня повезло –
Знаем мы, кто маскирует неизвестное число.
Познакомьтесь, Мистер Х! (демонстрация перчаточной куклы)
(роль мистера Х выполняет учитель)
Встаньте с места. Руки вниз.
Ноги шире, три, четыре.
Руки вверх все поднимите –
И меня изобразите.
Покачайтесь влево, вправо.
Сколько иксов! Просто браво!
Вновь за парты сядем дружно,
Нам решать заданья нужно!
5. Первичное закрепление
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
Учебник, с. 80, № 1. Прочитайте.
Решим верхнюю строку.
1- Учитель
2- Сильный ученик на класс
3- Работа в паре
Решаются с объяснением и комментированием.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: каждый ученик для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
Самостоятельное выполнение последнего уравнения
7. Включение нового знания в систему знаний и повторения.
Слайд 10.
Учебник, с. 81, внизу под красной чертой. Прочитайте.
Запишите в тетради.
Оцените свою работу. Кому трудно было выполнить задание? Почему?
А кто выполнил все задания правильно? (ответы учащихся)
Слайд 11.
Найдите в данном столбике лишнее уравнение, решите его. Выбор уравнения обоснуйте.
Х + 10 =60
Х + 20 =60
40 + Х = 60
Х + 30 = 60
Х + 40 = 90
8. Рефлексия деятельности.
Цель: осознание учащимися УД, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
Ребята, вспомните, какую цель мы ставили с вами в начале урока (Узнать, что такое уравнение и как научиться его решать)
Достигли мы этой цели? (Да)
Что такое уравнение?
Что значит решить уравнение?
Что нужно делать тем ребятам, которые испытывали трудности при работе с уравнениями? (высказывания учащихся)
Слайд 12.
Я благодарю вас за работу на уроке.
Слайд 13.
9. Домашнее задание:
1. №1 (нижняя строка) с. 80 ( для тех, кто испытывал трудности на уроке)
2. Задание от Мистера Х (на карточках):
(учитель работает с перчаточной куклой)
Вновь к вам Мистер Х с заданьем,
Отнесёмся со вниманьем!
«Я привёл друзей с собою
Два знакомых вам числа (5, 15).
Вместе нас троих возьмите
Уравненья запишите.
Постарайтесь разные
Придумать уравнения.
Икс подбором
В них найдите –
Заслушаю все мнения!
(записать возможные уравнения с числами 5 и 15 и решить их)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.