Конспект урока« Музыка народов мира»
Музыка.7 класс
1.Тема урока:«Музыка народов мира»
2. Дидактическая цель: Создать условия для формирования представления о разнообразии, сходстве и значимости музыкального фольклора разных народов.
3. Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления новых знаний.
4. Планируемые результаты:
4.1. предметные -знать жанры народной музыки, народные инструменты; понимать значение терминов аутентичная «этномузыка», «обоработка»;
- различать интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов;
-понимать значение фольклора как части общей культуры народа; выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре; понимать связь народной и профессиональной музыки;
-уметь выражать свое отношение к искусству, высказываться на музыкальную тему;конспект
конспект.docx
Конспект урока« Музыка народов мира»
Музыка.7 класс
1.Тема урока:«Музыка народов мира»
2. Дидактическая цель: Создать условия для формирования представления о
разнообразии, сходстве и значимости музыкального фольклора разных
народов.
3. Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления новых
знаний.
4. Планируемые результаты:
4.1. предметные знать жанры народной музыки, народные инструменты;
понимать значение терминов аутентичная «этномузыка»,
«обоработка»;
различать интонационное своеобразие музыкального
фольклора разных народов;
понимать значение фольклора как части общей культуры
народа; выразительные возможности фольклора в
современной музыкальной культуре; понимать связь
народной и профессиональной музыки;
уметь выражать свое отношение к искусству,
высказываться на музыкальную тему;
знать известных исполнителей народной музыки.
4.2 метапредметные:
Познавательные:
осуществлять поиск необходимойинформации, уметь выделять
главную мысль при работе с текстом;
осуществлять запись выборочной информации
1 Коммуникативные:
владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать
свою точку зрения;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
высказывать свое суждение в процессе решения ситуативной задачи.
Регулятивные:
Ставить, принимать и сохранять учебную задачу;
уметь выполнять интеллектуальную работу в команде,уметь
контролировать и оценивать свои действия
4.3. личностные:
осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры
своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества;
уметь уважительно относиться к мнению одноклассников;
развивать эстетический вкус, художественное мышление, сопереживание.
5. Методы обучения: проблемное обучение, критического мышления при
работе с учебными текстами.
6. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная,
групповая, индивидуальная
7. Средства обучения: презентация, ПК, учебные тексты, музыкальный
материал: 1.попурри «танцы народов мира». 2.Песня Валенки в исполнении
Лидии Руслановой 3. «Валенки» в исполнении Пелагеи. 4. «Косторома»
группа « Иван Купала»
Ход урока.
Деятельность учителя
Структурные
компоненты
урока
Оргмомент
Приветствие.
Деятельность
учащихся
Настраиваются на
2 Актуализация
знаний и
умений.
Организация познавательной деятельности
учеников.
Послушайте попурри. Попурри это
соединение нескольких произведений на одну
тему. Определите, какая музыка прозвучала и
обозначьте тему попурри.
Тема нашего урока будет именно такой: «Музыка
разных народов»
А вы узнали музыка каких народов была использована? А
как вы думаете, это была народная или композиторская
музыка?
Были фрагменты народной, и были
композиторские произведения.
Учитель помогает в затруднительных ситуациях,
если не могут точно назвать какому именно
народу принадлежит данный музыкальный
фрагмент.
Какие задачи можем поставить на урок?
Целеполагание
и мотивация
Работа с текстами.
Тексты составлены с использованием статьи
«НАРОДНАЯ МУЗЫКА это: »
Энциклопедия Кольера
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/6100/%D0
%9D%D0%90%D0%A0%D0%9E
%D0%94%D0%9D%D0%90%D0%AF
Изучение нового
материала
урок, проверяют
готовность рабочего
места.
Слушают музыку
Ученики отвечают,
что прозвучала
танцевальная музыка
разных народов.
Называют свои
варианты.
Определяют цели и
задачи урока
узнать отличия и
похожесть музыки
разных народов
узнать о чем пели
и на каких
инструментах играли
как композиторы
могут сочинить
музыку настолько
похожую на
народную
3 Учитель раздает учебные тексты.
Найдите и выпишите информацию, связанную с
нашей темой.
Текст 1.
Народная музыка не записывается. Ей обучаются
по памяти, слушая игру или пение других
музыкантов. Носителями ее являются не
музыканты – профессионалы, а самоучки.
Переходя от исполнителя к исполнителю в
процессе коллективного сотворчества, народная
песня подвергается изменениям. Появляются ее
варианты .
Народную музыку можно также определять через
связь с определенной этнической общностью, в кот
орой она бытует. Ее отличает не городской,
сельский характер и примитивные методы
исполнения.
В конце 20 в. технический прогресс и СМИ
Совершенно изменили способ, которым народная
музыка создается, познается, распространяется и
используется как музыкантами, так и публикой. Се
годня народную музыку можно встретить и в город
ских, и в
сельских регионах, в печатных сборниках и в памя
ти народных музыкантов, она исполняется как
образованными музыкантами, так и крестьянами и
любителями, звучит на дисках и в Интернете, а так
же в живом исполнении.
Текст 2.
Исследования музыкального фольклора до 19
века носили теоретический характер, а во
второй половине 19 в. ученые стали собирать
народные
песни, используя нотную, а позднее фонографичес
кую и магнитофонную запись.
Наибольшее значение имели музыкально
этнографические исследования, вдали от города в
глухих деревнях.
Индивидуально
работают с текстом.
Выделяют маркером
главную мысль.
Обсуждают в
группах. Готовятся
озвучить результатов
своей работы.
Зачитывают
выделенные
фрагменты
Выполняют задания.
Выстраивают
доступные связи
между понятиями.
4 Наибольшее значение в осмыслении
народной музыки имели музыкально
этнографические исследования, проведенные под
руководством
американского филолога Френсиса Джеймса Чайл
да (18251896) в Великобритании и венгерским
композитором и фольклористом Белой Бартоком (
18251945) в странах Восточной Европы.
В России фольклор изучали
собиратели русских песен Ю.Н.Мельгунов и
Н.Е.Пальчиков композиторы А.Н. Серов, Н.А.
РимскийКорсаков, М. Балакирев, А. Лядов.
Первый сборник русских народных песен был опуб
ликован в1776 (второе издание в 1782) В.Ф.Трутов
ским музыкантом, служившим при дворе Екатери
ны Великой". Его публикация
содержит 60 песен и озаглавлена
«Собрание русских простых песен с нотами»
В 20 в. музыкальный фольклор стал рассматривать
ся
советской музыкальной теорией как один из важне
йших источников композиторского творчества. Од
ним из
самых значительных советских теоретиков был Б.
В.Асафьев (18841949).
Текст 3.
Великобритания и кельтский пояс (Шотландия,
Ирландия)
Шотландский национальный инструмент –
волынка.
наибольшую популярность получила исполняемая
шотландскими волынщиками. Популярна музыка
движения, включая танцевальные жанры (хорнпай
п, рил, жига, а также стретспей) и военные марши в
исполнении различных духовых оркестров. Больш
инство
5 волынщиковкельтов самоучки
любители, однако появляется все больше
профессиональных музыкантов, делающих записи
и выступающих с концертами. Помимо инструмент
альной
музыки, в Шотландии распространены и различные
жанры вокальной народной музыки.
гаэльские певцы изобрели "инструментальное" пен
ие
для аккомпанемента танцам. Распространены такж
е трудовые песни. Гаэльские т.н. валяльные песни
исполняются в процессе обработки шерсти (ее тол
кут в длинных деревянных лотках), часто группам
и женщин по 1216 человек. Эти песни
обычно посвящены
местным событиям, историям из жизни; запевает п
есню солистка, которой отвечает хор остальных
работниц.
Ирландская музыка связана с языком и танцем так
же, как и шотландская, но в ней меньше
чувствуется различие между фольклором и попул
ярной музыкой. В Ирландии используется множест
во
народных инструментов: местные виды волынок, д
еревянных флейт, скрипок и свистков, а также ирл
андский
бубен (бодран). Немалую роль в ирландской музы
ке играет арфа,
являющаяся национальным инструментом и гераль
дической эмблемой.
Текст 4.
Германия.
Для этой страны характерны два типа народной му
зыки: вокальная и танцевальная. Большие,
хорошо организованные мужские хоры поют на раз
6 личных общественных
празднествах по всей Германии. Обширный реперт
уар таких ансамблей и хоров
включал духовные песнопения, популярные песни
, традиционные народные песни,
вокальную танцевальную музыку и романсы. В
Южной Германии популярна короткая песня, назы
ваемая шнадерхюпферль (Schnaderhpferl). Такие п
есни
побуждают публику начать танцы, воодушевляют
музыкантов и танцоров. Их задорные, насмешливы
е
тексты, состоящие из четырех строк, являются им
провизацией на какуюлибо актуальную тему, от л
юбви до политики
Испания.
Испанское фламенко демонстрирует чертымногоч
исленных культурных традиций, стоявших у его ис
токов, индо
пакистанских, мусульманских,еврейских и греческ
их. Возможно, благодаря усиленной иммиграции е
вреев, мусульман и цыган в Испаниюво времена ис
панской инквизиции и возникло фламенко, когда н
ародные музыканты бежали из городскихцерковны
х центров в горы, где возник новый синкретически
й стиль (поарабски "феламенгу" "крестьянин
беженец"
слово, от которого, возможно, произошел термин
"фламенко"). Фламенко включает пение(канте), та
нец (байле), сольную гитарную музыку (тока), рит
м (халео) и речитацию. Для надлежащегоисполнен
ия необходимо, чтобы каждый элемент служил час
тью единого целого. Фламенко переживает
сегодня возрождение,
Группа3 и 4
презентует результат
свой групповой
работы
7 Закрепление и
первичное
применение
знаний
У нас не было текста об особенностях народной музыки
России. Давайте составим его.
Какие моменты надо озвучить?
Учитель корректирует правильность ответов.
Дополняет информацию
Подведение
итогов.
Рефлексия
Инструктаж о
домашнем
задании
Темы обсуждения:
Любители и профессионалы. Что лучше?
Зачем композиторы изучали народную
аутентичную музыку? что лучше народная
аутентичная музыка или сочиненная
композиторами сильно похожая на народную?
Что легче слушать?
Как влияют новые технических средств на
исполнение народной музыки.
Что лучше? современные обработки фольклорных
произведений или аутентичное традиционное
исполнение?
Слушание примеров. Сравнение
Песня Валенки в исполнении Лидии
Руслановой и в исполнении Пелагеи.
Предлагают темы
Жанры русских
народных песен
(колыбельные,
трудовые, плясовые,
былины, частушки,
обрядовые и т.д.)
Особенности
исполнения
(многоголосие,
распевания, много
коротких куплетов и
т.п.).
Народные
инструменты
(балалайка, гармонь,
рожок, свирель,
жалейка, ложки и
др.)
Группа 1 и 2
презентуют
результат своей
работы.
Конструируют
вопросы по теме
текстов 1 и 2 для
групповой дискуссии
Высказывают свои
суждения по темам
8 Пример соединениния аутентичного и
«Косторома» группа
современного:
«Иван Купала»
Каких еще исполнителей народной музыки
знаете?
Кто из них сохраняет аутентичный стиль
исполнения?
Учитель корректирует правильность ответов.
Дополняет информацию
Называют певцов,
ансамбли, хоры,
оркестры.
Высказывают свои
суждения по
результативности
работы учащихся в
группах
Запишите свои впечатления о работе на уроке,
продолжив предложения
1. Сегодня я …
2. Урок мне запомнился, потому что…
3. Я хочу сказать спасибо
Домашнее задание на выбор:
1.Составить афишу концерта «Голоса народов
мира»
2. Сделать презентацию или буклет «Народные
инструменты разных народов» или «танцы разных
народов»
9
Конспект урока "Музыка народов мира" 7 класс
Конспект урока "Музыка народов мира" 7 класс
Конспект урока "Музыка народов мира" 7 класс
Конспект урока "Музыка народов мира" 7 класс
Конспект урока "Музыка народов мира" 7 класс
Конспект урока "Музыка народов мира" 7 класс
Конспект урока "Музыка народов мира" 7 класс
Конспект урока "Музыка народов мира" 7 класс
Конспект урока "Музыка народов мира" 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.