Разработка урока музыки "Музыкальный образ войны", 7 класс
Оценка 4.9

Разработка урока музыки "Музыкальный образ войны", 7 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
музыка
7 кл
18.01.2017
Разработка урока музыки "Музыкальный образ войны", 7 класс
В уроке показана многогранность музыкального образа войны, его многообразие и контрастность. В ходе урока решались такие задачи: развивать осознанное восприятие учащимися принципов музыкальной драматургии на примере сопоставления различных по характеру музыкальных произведений; направить деятельность учащихся на развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения в процессе создания музыкального образа Великой Отечественной войны; вызвать эмоциональный отклик ребят на музыку, звучащую на уроке в процессе слушания и исполнения, воспитание патриотических чувств.
урок по музыке.docx
7 класс, 2 четверть   Тема урока: Музыкальный образ войны. Эпиграф: «Музыка ­ одно из самых удивительных чудес, созданных человеком. Разве  не чудо, что небольшая песня способна в огромной массе людей вызвать  большую радость или повергнуть в состояние большой скорби, поднять  боевой дух воинов и удесятерить силы людей! С музыкой объединяются и  литература, и живопись, и хореография, и актерское мастерство… Разве это не чудо – прекрасное и удивительное?» Д.Б. Кабалевский. Цель: показать многогранность музыкального образа войны, его многообразие и контрастность.  Задачи :    развивать осознанное восприятие учащимися принципов музыкальной  драматургии на примере сопоставления различных по характеру  музыкальных произведений;  направить деятельность учащихся на развитие образного и  ассоциативного мышления, творческого воображения в процессе  создания музыкального образа Великой Отечественной войны;  вызвать эмоциональный отклик ребят на музыку, звучащую на уроке в  процессе слушания и исполнения, воспитание патриотических чувств.          Оформление урока:  Презентация к уроку  запись эпиграфа на доске Раздаточный материал:  таблица – характеристика музыкального образа войны тексты частушек.                Музыкальный ряд Песня А.Александрова «Священная война»; Песня А.Новикова «Дороги» в исполнении хора. Вальс №7 Ф.Шопена              Использование видеохроники: Фрагмент из документального фильма о Прохоровском сражении              Литературный ряд: Фрагменты поэмы Н.Твардовского «Василий Теркин»                                          ХОД УРОКА: Добрый день, дорогие ребята. Наш сегодняшний урок я хотела бы начать с  высказывания замечательного педагога, композитора, Дмитрия Борисовича  Кабалевского: «Музыка ­ одно из самых удивительных чудес, созданных человеком. Разве не  чудо, что небольшая песня способна в огромной массе людей вызвать  большую радость или повергнуть в состояние большой скорби, поднять  боевой дух воинов и удесятерить силы людей! С музыкой объединяются и  литература, и живопись, и хореография, и актерское мастерство… Разве это не чудо – прекрасное и удивительное?» ­ Действительно, возможности музыки безграничны. И мы сегодня еще раз в  этом будем убеждаться. Напомните пожалуйста тему нашей четверти (Музыкальный образ)(слайд №1) Что мы называем музыкальным образом?(слайд№2) С помощью каких средств музыкальной выразительности создается  музыкальный образ?(слайд №3) Именно с определения характера мелодии начинается понимание  музыкального образа. Давайте послушаем фрагмент песни  А.Александрова и В.Лебедева­Кумача  “Священная война”. Звучит фрагмент песни А.Александрова и В.Лебедева­Кумача “Священная война”. (слайд№4) Учитель. Почему авторы песни называют войну “священной”? ^ Дети. Потому что Великая Отечественная война 1941–1945 гг. была для  нашей Родины освободительной, справедливой. Учитель. Эта песня, как и плакат художника И.Тоидзе “Родина­мать зовет”,  была создана в первые дни войны. Песня звучала на Белорусском вокзале для  бойцов, уезжавших первыми эшелонами из Москвы на фронт, защищать  Родину­мать. Ребята, пусть эти два произведения искусства станут эпиграфом к нашему  уроку Как вы думаете, о каком музыкальном образе пойдет сегодня речь?  Музыкальный образ войны. Посвятим  этот урок 70 – летию Победы в Курской битве, которое мы  отмечаем в этом году. Послушайте воспоминания ветеранов, участников Танкового сражения под  Прохоровкой(видео) Вернемся снова к песне “Священная война”. Какие чувства испытали вы,  слушая эту песню? Дети. Это были и чувство страха, и чувство тревоги и чувство гордости. Учитель. Какая музыка способна передать такие чувства? Дети. Музыка  ГЕРОИЧЕСКАЯ, МУЖЕСТВЕННАЯ (на экране  появляются сказанные детьми эпитеты) Учитель. Только ли героическая и мужественная музыка способна создать  музыкальный образ войны? Какими еще интонациями более полно, более  широко можно дополнить этот образ? Поможет нам ответить на эти вопросы  песня композитора Анатолия Новикова и поэта Льва Ошанина “Дороги”.  Песня написана после войны, воспоминания о которой не дают покоя людям.  Послушайте эту песню. Прослушивание. Учитель. Какая по характеру музыка помогает раскрыть поэтическое  содержание? Дети. Музыка ТРЕВОЖНАЯ, ВЗВОЛНОВАННАЯ,  ДРАМАТИЧЕСКАЯ (на экране появляются эпитеты) Разучиваем песню. Обращаем внимание на мелодическую линию,  ритмический рисунок.( Текст на экране.) В соответствии с текстом используем в пении смену нюансов, темпа.  Создаем драматический характер песни. Всегда помним, что при  равнодушном исполнении песни, мы теряем образ. А этого допустить  нельзя! Учитель. А есть еще письмо­ воспоминание о Великой Отечественной войне  ветерана Сталинградской битвы В.П.Бабанова. Автор рассказывает о  необычном концерте, звучавшем прямо на улице сражающегося Сталинграда.  Когда в перерыве между боями, неизвестный русский солдат, увидев посреди  улицы чудом уцелевший после бомбежки рояль, играл Седьмой вальс  Ф.Шопена. И музыка, хотя бы на некоторое время, остановила выстрелы, остановила смерть.  Вальс № 7 Ф.Шопена. Кадры Сталинградской битвы(фото) Учитель. Какая музыка заставила замолчать пули? Дети. НЕЖНАЯ, МЕЧТАТЕЛЬНАЯ, ЛИРИЧЕСКАЯ (на экране  появляются эпитеты, сказанные учащимися) Учитель. Это страшное слово – война… Бомбежки, артобстрелы; смерть и  слезы. Человеческая жизнь обесценивается до предела, она просто “висит на  волоске”. Но даже в такие минуты человек был способен дружить и любить,  верить и надеяться, смеяться и шутить.  В годы войны художники Кукрыниксы (псевдоним по первым слогам  фамилий), творческий коллектив советских графиков и живописцев:  Куприянов Михаил Васильевич, Крылов Порфирий Никитич, Соколов  Николай Александрович. Они в своих плакатах обличали фашизм  значительное место отводя и теме героизма советских людей во время  Великой Отечественной войны. Слайд№12 Учитель. На войне одним из любимых жанров была ЧАСТУШКА. Вот как об этом говорится в поэме Твардовского «Василий Теркин»  Ученики зачитывают отрывок из поэмы(слайд№13) Раздаю ученикам тексты частушек ( в каждой из них 3 строчки, а четвертую  строчку нужно сочинить, посовещавшись в группах по 3–4 человека). Предоставив ребятам 2–3 минуты на подготовку,  помещаю на доске  небольшой плакат с текстом одной общей частушки. С исполнения этой  частушки начинается заключительный этап урока. 1. От Москвы и до Берлина  Дороженька узкая. Сколько, Гитлер, не воюй, А победа русская. (слайд№14) 2. Ночь полярная длинна, Но фашистам не до сна. Летом мы их били днем… 3. Я на бочке сижу,  А под бочкой мышка Скоро русские придут… 4. Под огнем, под кипяточком Немцам стало горячо. Это только лишь цветочки… 5. Налетели вражьи птицы На советские границы. Им от наших от ворот… 6. То не звездочка упала, Не костер вдали горит. Это, шлепнувшись на сопки…. Учитель. Какими интонациями дополнили музыкальный образ войны  частушки? Дети. Интонациями  ЖИЗНЕРАДОСТНЫМИ,  ОПТИМИСТИЧНЫМИ (слайд №15) Учитель. Как вы думаете, ребята, почему такая серьезная тема нашла  отражение в жанре частушки?  Дети. Шутка, юмор, смех помогали людям находить в себе силы для  дальнейшей борьбы с врагом. Учитель. Итак, мы можем подвести итог. Каким же получился музыкальный  образ войны? ( многоликим, контрастным, разнообразным.) Перечислите еще раз музыкальные характеристики произведений, звучавших  на уроке, обращаясь к своей таблице. Ребята перечисляют музыкальные характеристики произведений,  звучавших на уроке, при необходимости обращаясь к слайдам презентации.  Обобщают, дополняют, делают выводы. Домашнее задание: сочинение собственной частушки о войне.  слайд №16 Таблица для работы на уроке Музыкальный образ войны Автор и название  Характеристика  Музыкальный  Вывод музыки  образ произведения А. Александров,  В. Лебедев –  Кумач  «Священная  война» А. Новиков, Л.  Ошанин  «Эх,дороги» Ф. Шопен Вальс  №7 Частушки

Разработка урока музыки "Музыкальный образ войны", 7 класс

Разработка урока музыки "Музыкальный образ войны", 7 класс

Разработка урока музыки "Музыкальный образ войны", 7 класс

Разработка урока музыки "Музыкальный образ войны", 7 класс

Разработка урока музыки "Музыкальный образ войны", 7 класс

Разработка урока музыки "Музыкальный образ войны", 7 класс

Разработка урока музыки "Музыкальный образ войны", 7 класс

Разработка урока музыки "Музыкальный образ войны", 7 класс

Разработка урока музыки "Музыкальный образ войны", 7 класс

Разработка урока музыки "Музыкальный образ войны", 7 класс

Разработка урока музыки "Музыкальный образ войны", 7 класс

Разработка урока музыки "Музыкальный образ войны", 7 класс

Разработка урока музыки "Музыкальный образ войны", 7 класс

Разработка урока музыки "Музыкальный образ войны", 7 класс

Разработка урока музыки "Музыкальный образ войны", 7 класс

Разработка урока музыки "Музыкальный образ войны", 7 класс

Разработка урока музыки "Музыкальный образ войны", 7 класс

Разработка урока музыки "Музыкальный образ войны", 7 класс
Скачать файл