Конспект урока музыки и презентация по теме "Царица музыкиЙ
Оценка 5 (более 1000 оценок)

Конспект урока музыки и презентация по теме "Царица музыкиЙ

Оценка 5 (более 1000 оценок)
Презентации учебные
docx
музыка
4 кл
11.01.2017
Слайд

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Публикация является частью публикации:
конспект урока.docx
МБОУ средняя школа № 9 г. Сургут, 2017 г. Учитель музыки Барская Ника Львовна. Предмет «Музыка» Тема: «Царица музыки».  Класс 4 Жанр урока: урок­презентация. Деятелъностная цель: учить детей словесно выражать свои  представления о содержании музыки. Содержательная цель: формировать знания о музыкальном инструменте  – скрипке, её особенностях, значении, звучании. Задачи: Образовательная: формировать навыки художественного анализа музыки. Воспитательная:  Личностные ­ ориентация в нравственном содержании музыкального  произведения; развитие чувство прекрасного и эстетические чувства на  основе знакомства с произведением Н. Паганини «Кампанелла»; понимание  чувств других людей и сопереживание им. Развивающая:   Познавательные: развитие  представлений о роли музыки в жизни человека,   умение оценивать произведения разных видов искусства, размышлять  о  музыке как способе выражения духовных переживаний человека; развитие  художественного вкуса, устойчивого интереса к музыкальному искусству и  различным видам музыкально­творческой деятельности; Коммуникативные: ­ допускать возможность существования различных  точек зрения; формулировать собственное мнение и позицию;  задавать  вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения  коммуникативных задач. Регулятивные: планировать свое действие; учитывать правило в  планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимать оценку  учителя; оценивать правильность выполнения действия. Оборудование: Музыкальная аппаратура, фортепиано, синтезатор, словарь  эстетических терминов, ноутбук, интерактивная доска, записи музыкальных  произведений Никколо Паганини  , Никколо Паганини «Кампанелла», ,   видеофрагмент, презентация. Ход урока    ( СЛАЙД  2) 1.Орг. момент. Музыкальное приветствие. Этап мотивации  к учебной  деятельности. ( 1 минуты) 2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. ( 2 минуты) Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла, всё кипит; В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит. Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна… А.С. Пушкин отрывок из поэмы «Евгений Онегин» Какой музыкальный инструмент будет главным действующим лицом нашего  урока,  инструмент, который называют "царицей музыки"? Э это  …Скрипка.  (Изображение музыкального инструмента.)    (СЛАЙД  3) А сейчас, ребята, посмотрите видеоролик и скажите, какие музыкальные  инструменты вы увидели и услышали? (Показ видеоролика) У: Итак, ребята, какие музыкальные инструменты вы увидели и услышали? Д: Скрипку и арфу. Какая это группа инструментов? И в чем их отличие? У: А какие еще струнные музыкальные инструменты симфонического  оркестра вы знаете? Д: Контрабас, виолончель, альт... У: Правильно, но сегодня мы с вами поговорим о музыкальном инструменте  — скрипка.  Ребята, а кто знает, почему эти музыкальные инструменты называются  струнными? 1. : Струнными инструменты называются из­за жильных, проволочных или  нейлоновых струн, натянутых на инструмент. Если вы ударяете по  струнам, проводите по ним смычком, защипываете или просто бренчите, инструмент издает звук, который аккустически  усиливается. (Слайд 4) Скрипка — королева оркестра. Скрипки делали во многих странах мира, но  лучшие скрипичные мастера жили в Италии, такие как Аматти, Гварнери,  Страдивари. Они свято хранили секреты своего мастерства. (Слайд 5) 2. Скрипка состоит из грифа, верхнего овала, талии, завитка, нижнего овала,  обечайки, корпуса и струны. (Слайд 6)  Казалось, нехитрое дело:  смычок, струны, корпус неброский —  умелец из дерева сделал  его грубовато и просто.  Простой инструмент деревянный, а как зазвучал он чудесно!  Не зря полюбили славяне  его задушевную песню. (Слайд 7)   3. Рождённый в любви и надежде,  смеялся, и пел он, и плакал:  в избе — грубоватый, как прежде,  и в замке — сверкающий лаком.  ...А мастер трудился, и стружка ложилась на пол завитком,  и струны звенели послушно  под тонким изящным смычком. 4.  Простые, умелые руки  вложили в скрипичное соло  живые, поющие звуки —  почти человеческий голос,  В нём — все интонации речи,  и слёзы, и грусть, и улыбка...  И мир в восхищении шепчет:  «Ваше Величество Скрипка!» (Слайд 8)  5. У: Очень многое в звучании скрипки зависит от смычка. На трость  натянутые конские волосы. (Слайд 9) Смычок скрипач плавно и непрерывно ведет по струнам в течение долгого  времени и звук получается протяжным и певучим. Не зря говорят — скрипка  поет. Тембр скрипки похож на человеческий голос и часто, когда звучит  скрипка, кажется, что скрипка что­то рассказывает. 6. У нас тоже есть множество великих скрипачей, которых считают  волшебниками: итальянский композитор и скрипач Арканджело Корелли,  Антонио Вивальди — известный знаменитым композитор, дирижер и скрипач,  итальянский скрипач Джузеппе Тартини, Джованни Баттиста Виотти,  композитор и скрипач Анри Вьетана, Эжен Изан, Николо Паганини и многие  другие. Но нам бы хотелось остановиться на итальянском скрипаче  Николо  Паганини. (Слайд 10)                   7. Он был вторым ребенком в семье. Родился очень маленьким и в  детстве много болел. Во сне его мать увидела ангела, который сообщил ей,  что ее сына ждет великое будущее, что он станет известнейшим музыкантом.  С самого раннего детства отец заставляет Николо по много часов подряд  играть на скрипке. Он даже запирал ребенка в темном сарае, чтобы тот не  сбежал от занятий. (Слайд 11) 8. От частых и долгих занятий Николо очень сильно заболел.  Отец  Николо хотел зарабатывать на таланте сына деньги. Как только Николо  подрос, к нему стали приглашать учителей. Слава о необычайно одаренном  мальчике разносилась по городу. В 8 лет Николо Паганини сочиняет свое  первое музыкальное произведение – скрипичную сонату. Его учителя  заставляли сочинять музыку без инструмента, руководствуясь лишь  внутренним слухом.  9. Зависимость от сурового отца начинает все более тяготить  подросшего сына, и он использует первую же возможность, чтобы избавиться  от нее. В городе Лукке ему предлагают место первого скрипача, и он тут же  соглашается. Никколо был настолько великим композитором, что перед  концертом завистники Паганини подрезали на его скрипке все струны, кроме  одной, однако Паганини не испугался трудностей и, как обычно, сыграл  блестяще. (Слайд 12) 10. Узнав об этом, восторженные поклонники поинтересовались, сможет ли он сыграть совсем без струн? (Слайд 13) На что он ответил: пара пустяков, ­ усмехнулся Паганини и с присущей  только ему виртуозностью исполнения исполнил пиццикато на барабане. Его  произведения были настолько трудны, что кроме него самого, никто не мог их исполнить. (Слайд 14) Учитель. Давайте послушаем одно из его произведений ­ «Кампанеллу».  (Слайд 15) У: Какое  настроение у этой музыки? Д: Веселое, энергичное .Настойчивое, утверждающее, игривое, легкое,  воздушное. У: Какие инструменты вы услышали в данном фрагменте? Д: Скрипку У: Молодцы ребята. При жизни Паганини почти не публиковал свои  сочинения, но он оставил потомкам солидный архив музыки для скрипки,  гитары и альта. Однако, когда заходит речь о Никколо Пагании, в памяти  публики в первую очередь мгновенно возникают две музыкальные темы:  Двадцать четвертый каприс для скрипки соло и знаменитая «Кампанелла»,  финал второго концерта для скрипки с оркестром. (Слайд 15)       11. Во Втором концерте нет свойственного Паганини героического пафоса, романтической «демоничности». В музыке господствуют лирические и  радостно­ликующие чувства, светлые и праздничные звуковые образы. (Слайд  16,17) Пожалуй, в этом концерте – кульминация творчества Паганини. После он не  создал ничего равного по удивительной легкости воплощения захватывающих, радостных образов. Блеск, огненная динамика, полнозвучность,  многоцветность выражения сближают её с каприсом № 24, но «Кампанелла»  превосходит его и красочностью, и цельностью образа, и симфоническим  размахом мышления. ( Слайд 18) 12. Для своего времени Второй концерт стал ошеломляюще  новаторском произведением, о котором Берлиоз говорил: «Пришлось бы  написать целую книгу, если бы я захотел рассказать обо всех тех новых  эффектах, остроумных приeмах, о благородной и величественной структуре и оркестровых комбинациях, о которых и не подозревали до Паганини».        13. Название всему концерту дал яркий и искристый финал. За переливы мелодии, напоминающие звуки колокольчиков, Паганини назвал  «кампанеллой» («колокольчик»). Звуки колокольчиков не смолкают в финале  ни на минуту: насмешливые колокольчики появляются в оркестре, нежным  колокольчиком звенит скрипка солиста... 14. Легенда музыкальной истории, Никколо Паганини стал одной из  самых ярких и таинственных ее страниц. «Ничьей славе не сравниться с его  славой, не сравниться и чьему­нибудь имени с его именем… Никогда  ничьим следам не совпасть с его гигантскими следами… И я решительно  утверждаю: второго Паганини не будет. Такое сочетание колоссального  таланта и особых обстоятельств жизни, которые вознесли его на самую  вершину славы, – это единственный случай в истории искусства… Он был  велик…» (Ференц Лист) 15: Современные музыканты тоже великолепно владеют скрипкой. Наш  современник – Владимир Спиваков – прекрасный скрипач. Создал камерный  оркестр «Виртуозы Москвы» и этот оркестр стал известен своим мастерством по всему миру. Он играет не только серьезную классическую музыку, но и  легкую. Послушайте в исполнении «Виртуозов Москвы» пьесу «Пустячок». (Слушание) Какое настроение в этой пьесе? Д: Веселое, шутливое, задорное.... У: Какое настроение она вызывает у вас? Д: Веселое, радостное.... У: Как вы думаете, если сыграть эту пьесу на трубе, будет ли она такой же  легкой и шутливой? Д: Нет. 6. Творческое задание «Волшебный смычок» Раздаточный материал «Кроссворд» (Слушаем) У:Сейчас мы выполним творческое задание. Так как вы уже взрослые дети, я  предлагаю вам разгадать кроссворд. 1. Королева оркестра? 2 Где жили лучшие скрипичные мастера? 3. Какой великий композитор смог сыграть на скрипке с одной струной? 4. Во сколько лет Паганини написал первое свое произведение? 5. На что похож тембр скрипки? ( 1.Скрипка 2. Италия 3.Паганини 4.Восемь  5. Голос ) Еще один струнный инструмент …помогает людям, исполнять песни.  Гитара ­­ один из самых распространенных инструментов.Любой вокально­ инструментальный ансамбль начинается с гитары. Туристы, отправляясь в пох од, незабывают захватить гитару: под нее так хорошо поется вечером у костра ! Гитара звучит дома и на эстраде, влесу и в концертном зале. Из других стран  приезжают к нам гитаристы показать свое искусство, познакомить смелодиям и родного края.  Этап актуализации и пробного учебного действия.  Мы исполним песню. «По небу плывут облака» под аккомпанемент гитары. Вокально­хоровая работа:  а) чистота интонирования б) дыхание; в) посадка; г) дикция, артикуляция; д) музыкальный образ. Итог урока. Закрепить знания детей. У: Итак, ребята, что нового вы сегодня узнали? У: О каком композиторе говорили? У: Какую песню разучивали? 8. Домашнее задание. Оформить задание в тетради. У: Ребята, дома прочитайте рассказ К Паустовского  «Струна». В сборник вошли известные рассказы К. Паустовского о музыке. Писатель  тонко расскрывает внутреннюю духовную жизнь людей искусства ­  композиторов В. А. Моцарта, Э. Грига, П. И. Чайковского, гуманистический  пафос их творчества, рассказывает о роли музыки в жизни человека в мирное  время и в тяжелые годы войны. Рассчитан на детей среднего и старшего  школьного возраста, широкий круг читателей. 9. Выход из класса под музыку «Волшебный смычок».
скачать по прямой ссылке