Конспект урока М.Ю. Лермонтов "Бородино". Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.

  • Иллюстрации
  • docx
  • 19.10.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по литературе в 5 классе. Михаил Юрьевич Лермонтов "Бородино". Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Тип урока: урок получения новых знаний. Обычный и в то же время интересный урок, в котором анализируется стихотворение "Бородино". Урок рассчитан на класс среднего уровня.
Иконка файла материала 27 М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос.docx
Урок №27. Долгополова М.В. М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос  стихотворения. Тип урока: урок получения новых знаний. Ход урока. I II Опрос по домашнему заданию. Актуализация опорных знаний.  Кто такой М.Ю. Лермонтов?  Что вы знаете об этом поэте?  В каких жанрах он писал?  Какие роды лит­ры вы знаете? (эпос, лирика, драма)  Что такое рифма, ритм?  Какие стихи Лермонтова вы читали? III IV Постановка цели и задач урока. Работа над темой урока. 1 Краткий обзор жизни и творчества писателя. М. Лермонтов с юного возраста обладал пылким поэтическим воображением, любил  мечтать и фантазировать. Детство своё он провёл в родовом поместье Тарханы. Рано  мальчик остался без матери, и воспитанием его занялась бабушка. Он получил  превосходное домашнее образование: владел иностранными языками, хорошо рисовал. М.  Лермонтов с детства сочинял стихи, не научившись ещё читать и писать. В доме сущ­ло  предание о легендарном основоположнике его рода – шотландском поэте Т. Лермонте.  К моменту выхода в свет его знаменитого произведения «Бородино» он имел много  поэтических набросков. Это произведение, наряду со стих­ем «Смерть поэта»,  посвящённым А.С. Пушкину, сделало его знаменитым.  2 Историческая справка с элементами беседы. Стих­е «Бородино» появилось к 25 годовщине Бородинского сражения 1812г., в котором  русская армия благодаря своему героизму спасла независимость родины. В 1812 году Наполеон Бонапарт, император Франции, завоевавший почти всю Европу,  пошёл войною на Россию. Решающим был бой под Бородино. Русские войска стояли  насмерть, чтобы преградить французам продвижение к Москве. Главнокомандующий  русской армии Кутузов в донесении императору Александру I писал: «Баталия, 24 числа  бывшая, была самая  кровопролитная из всех, которые в новейшее время известны». Одним из прославленных героев Отечественной войны 1812 г. Был Денис Давыдов. Он  сражался в рядах русской армии, затем поднял партизанское движение,  чтобы крушить  врага в тылу. Рассмотрите  репродукцию картины О.А. Кипренского «Портрет  Давыдова». Во что одет Давыдов?  Каково выражение его лица?  Какие качества характера подчёркнуты художником? Героический подвиг, совершённый нашими предками в Отечественной войне того времени,  и описывает Лермонтов, предлагая читателям летопись сражения, увиденного глазами  старого воина, участника той битвы.  А сколько сейчас солдаты в нашей стране служат в армии?  А кто скажет, сколько служили в то время? (25 лет)  Кем же являются герои этого стих­я? 3 Словарная работа.  4 Комментированное чтение стих­я «Бородино». 5 Анализ произведения с выяснением роли рассказчика и диалога.  Кто такой рассказчик?  Кто является в этом произведении рассказчиком?  Для чего он введён в произведение?  Почему автор не дал ему имени? Слово учителя. Мы в начале урока повторили понятие «Роды лит­ры». Однако  встречаются произведения, которые нельзя отнести к определённому роду лит­ры, п.ч.  там присутствуют черты разных родов. Так и  стих­е Лермонтова «Бородино»  относится к лиро­эпическому роду – балладе.  Что такое баллада? Баллада – это лиро-эпический жанр литературы, повествовательная песня с драматическим развитием сюжета, основой которого являются необычный случай. 6 Теория литературы.   Какие худож. средства вам уже знакомы? (эпитет, гипербола)  Найдите их примеры в тексте, выпишите в тетрадь.  Эпитеты – спалённая Москва, схватки боевые, плохая доля, большое поле. Гипербола – все (французы) побывали тут, земля тряслась. Сравнение – образное выражение, в котором одно явление или понятие   проясняется путём сопоставления  его с другим явлением.  При этом  используются слова будто, как будто, словно, точно, подобно, как бы, при  помощи творительного падежа.  (французы двинулись как тучи; носились  знамёна, как тени).  Каким образом сравнения помогают  в восприятии произведения? V Рефлексия.  Чем поразила вас баллада «Бородино»? Домашнее задание: Стр. 164­170. Выучить наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова. Индивидуальное задание: рассказать о Бородинской битве на основе исторических  документов.