Конспект урока по литературе в 5 классе. Михаил Юрьевич Лермонтов "Бородино". Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Тип урока: урок получения новых знаний. Обычный и в то же время интересный урок, в котором анализируется стихотворение "Бородино". Урок рассчитан на класс среднего уровня.
Урок №27.
Долгополова М.В.
М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос
стихотворения.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Ход урока.
I
II
Опрос по домашнему заданию.
Актуализация опорных знаний.
Кто такой М.Ю. Лермонтов?
Что вы знаете об этом поэте?
В каких жанрах он писал?
Какие роды литры вы знаете? (эпос, лирика, драма)
Что такое рифма, ритм?
Какие стихи Лермонтова вы читали?
III
IV
Постановка цели и задач урока.
Работа над темой урока.
1 Краткий обзор жизни и творчества писателя.
М. Лермонтов с юного возраста обладал пылким поэтическим воображением, любил
мечтать и фантазировать. Детство своё он провёл в родовом поместье Тарханы. Рано
мальчик остался без матери, и воспитанием его занялась бабушка. Он получил
превосходное домашнее образование: владел иностранными языками, хорошо рисовал. М.
Лермонтов с детства сочинял стихи, не научившись ещё читать и писать. В доме сущло
предание о легендарном основоположнике его рода – шотландском поэте Т. Лермонте.
К моменту выхода в свет его знаменитого произведения «Бородино» он имел много
поэтических набросков. Это произведение, наряду со стихем «Смерть поэта»,
посвящённым А.С. Пушкину, сделало его знаменитым.
2 Историческая справка с элементами беседы.
Стихе «Бородино» появилось к 25 годовщине Бородинского сражения 1812г., в котором
русская армия благодаря своему героизму спасла независимость родины.
В 1812 году Наполеон Бонапарт, император Франции, завоевавший почти всю Европу,
пошёл войною на Россию. Решающим был бой под Бородино. Русские войска стояли
насмерть, чтобы преградить французам продвижение к Москве. Главнокомандующий
русской армии Кутузов в донесении императору Александру I писал: «Баталия, 24 числа
бывшая, была самая кровопролитная из всех, которые в новейшее время известны».
Одним из прославленных героев Отечественной войны 1812 г. Был Денис Давыдов. Он
сражался в рядах русской армии, затем поднял партизанское движение, чтобы крушить
врага в тылу. Рассмотрите репродукцию картины О.А. Кипренского «Портрет
Давыдова». Во что одет Давыдов?
Каково выражение его лица?
Какие качества характера подчёркнуты художником?
Героический подвиг, совершённый нашими предками в Отечественной войне того времени,
и описывает Лермонтов, предлагая читателям летопись сражения, увиденного глазами
старого воина, участника той битвы.
А сколько сейчас солдаты в нашей стране служат в армии?
А кто скажет, сколько служили в то время? (25 лет)
Кем же являются герои этого стихя?
3 Словарная работа.
4 Комментированное чтение стихя «Бородино».
5 Анализ произведения с выяснением роли рассказчика и диалога.
Кто такой рассказчик?
Кто является в этом произведении рассказчиком?
Для чего он введён в произведение?
Почему автор не дал ему имени?
Слово учителя. Мы в начале урока повторили понятие «Роды литры». Однако
встречаются произведения, которые нельзя отнести к определённому роду литры, п.ч.
там присутствуют черты разных родов. Так и стихе Лермонтова «Бородино»
относится к лироэпическому роду – балладе.
Что такое баллада? Баллада – это лиро-эпический жанр литературы,
повествовательная песня с драматическим развитием сюжета, основой которого
являются необычный случай.
6 Теория литературы.
Какие худож. средства вам уже знакомы? (эпитет, гипербола)
Найдите их примеры в тексте, выпишите в тетрадь.
Эпитеты – спалённая Москва, схватки боевые, плохая доля, большое поле.
Гипербола – все (французы) побывали тут, земля тряслась.
Сравнение – образное выражение, в котором одно явление или понятие
проясняется путём сопоставления его с другим явлением. При этом
используются слова будто, как будто, словно, точно, подобно, как бы, при
помощи творительного падежа. (французы двинулись как тучи; носились
знамёна, как тени).
Каким образом сравнения помогают в восприятии произведения?
V
Рефлексия. Чем поразила вас баллада «Бородино»?
Домашнее задание: Стр. 164170. Выучить наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова.
Индивидуальное задание: рассказать о Бородинской битве на основе исторических
документов.