Конспект урока М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России.
Оценка 4.8

Конспект урока М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России.

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
7 кл
11.11.2018
Конспект урока М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России.
Конспект урока М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России разработан для первичного ознакомления с "Песней..." и знакомит учащихся с историей России в литературе, показывает связь произведения с устным народный творчеством
Лермонтов 19.doc
Урок №  19.                             7­А, 7­Б   12.11.18  М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» ­ поэма об историческом прошлом России. ЦЕЛИ:  формировать   познавательные,   регулятивные   УУД,   умения   ориентироваться   в   тексте   и,   отвечая   на   вопросы, анализировать его; отметить связь «Песни..» с народным творчеством. Планируемые результаты обучения: Предметные:  познакомятся с произведением М.Ю.Лермонтова, главными героями, их речью, поступками, отношением к людям. Метапредметные:  познавательные:  ориентироваться в учебнике, в тексте художественного произведения, отвечать на вопросы учителя, обобщать, делать выводы, находить нужную  информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;  регулятивные:  организовывать своё рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;  коммуникативные:  проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; владеть монологической речью. Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики  Если захочу вдаться в поэзию народную, то,верно,  нигде  больше не буду ее искать.                                                                                                  М.Ю.Лермонтов                                                         ХОД УРОКА I .ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА. II.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.    III.   ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. 1. Пересказ статьи учебника. – Какими талантами одарила природа поэта, и как они проявились в жизни и творчестве? ­ В чём особенность  поэмы Лермонтова? 2. Разминка на знание поэмы М.Лермонтова. 1. В каком году была написана «Песня…»? (1837г) 2. Определите жанр «Песни…» 3. С каким фольклорным персонажем перекликается образ Калашникова? 4. Как звали жену Калашникова? 5. Кто и кому говорит: «Не боюсь я смерти лютой, не боюсь я людской молвы боюсь я твоей немилости…»? 6. Кому кланяется Калашников, выйдя на бой? 7. Кто в «Песне…» представляет власть? 8. Какой показана власть в этом произведении? 9. Как бы вы определили авторское отношение к власти? VI. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ. ­ Почтите эпиграф к нашему уроку. Вы согласны, что эта поэма близка к былинному эпосу? ­ Кто исполняет поэму? ­Удалось ли М.Ю.Лермонтову вдаться в поэзию народную?          ­ По жанру «Песня …про купца Калашникова» ­ это эпическая поэма, по духу  переносит нас в далекий 16 век.             ­ Какие события произошли в русской истории в XYI веке?             ­ Чем знаменит был царь Иван Грозный?            1. Сообщение учащихся.         близкая   былинному   эпосу,           Эпоха Ивана Грозного – 1533­1584 годы. Царём Иван стал в трёхлетнем возрасте. Фактически государством правила сначала его мать, после её внезапной смерти за власть боролись знатные бояре из разных семей. Много жестокости, злобы и коварства видел Иван ещё ребёнком. Но он рано созрел для   царствования. В 13 лет он велел отрубить голову знатному боярину – к ужасу всех окружающих. Историк В.Соловьёв рассказывает нам о случаях казни людей, которые верой и правдой исполняли царскую волю, о награждении одних бояр поместьями, отнятыми у других. Присланного из Персии слона он велел изрубить за то, что измученное долгой дорогой животное не подчинилось приказу и не встало перед ним на колени.    В 1858 г. царь начал войну за прибалтийские земли. В начавшихся после побед неудачах Иван Грозный стал обвинять изменников­бояр. В 1564 году он покинул Москву и объявил об отречении от престола. В январе 1565 года он возвращается на царство, вытребовав себе особые полномочия. Вся страна была разделена на две части: земщина и опричнина.  В земщине продолжали существовать государственные учреждения, мешавшие, по мнению царя, ему править. В опричнине     власть Ивана Грозного была безраздельна, так как земские учреждения не действовали. Отошла в опричнину и находившаяся к западу от Кремля часть Москвы. Преданные царю опричники получали земли, неугодные были переселены в земщину. Царь создал себе войско из преданных ему опричников. Они безнаказанно совершали грабежи и убийства по земщине. Со   своими   опричниками   царь   провёл   множество   казней.   Жестокому   разгрому подвергались   многие   города.   Ему   удалось   стать   полным   самодержцем   в   своём   государстве.   Кто   ему   оказывал сопротивление, он или истреблял, или запугивал.  Несмотря  на свою  жестокость,  он так  и не смог выиграть  войну  за прибалтийские   земли  Страна   к  концу   его  правления     настолько   была   обескровлена,   что   местами  просто   обезлюдела, приходилось крестьянам запрещать покидать своих помещиков, чтобы те не остались без рабочих рук. Грозный в 1584 году. После него осталась разорённая и взбаламученная страна      Умер   Иван 2.    Физминутка. 3. Беседа по вопросам. ­ Кто ведёт рассказ «Песни…»? ­Зачитайте описание царского пира, назовите отрицательные сравнения. ­ Кто остался равнодушным к угощению царя? ­ Как царь отреагировал на его отказ? ­ Какова причина грусти опричника? ­ Что предлагает ему царь? ­ В последней строфе гусляры проявляют сочувствие герою. Прочтите эти строчки. ­ Всю ли правду сказал Кирибеевич царю? ­ Какой можно сделать вывод? ( Любовь – замечательное чувство, она должна дарить радость и не приносить горе. Настоящая любовь неподкупна)        4. Работа над композицией и сюжетом произведения.   Глава 1. – Любовь опричника к красавице замужней женщине. ­Что представляет собой Кирибеевич ? (Гусляры поют о нем как о «добром молодце» из песни «удалой боец, молодой боец…) ­ Лукавый раб (во 2 главе гусляры передают свой рассказ Алене Дмитриевне, для нее он – разбойник – лукавый раб, нарушает божеские законы, законы чести, разрушает семью).       Глава 2. – Оскорбление Алены Дмитриевны и решение купца Калашникова отомстить  обидчику.        ­ Каким мы видим купца Калашникова? (В нем нет сложностей и противоречий.    Честный, сильный, мужественный)    ­ Для него позор жены – это и его позор, а позор – хуже смерти.    ­ Подняв руку на любимого опричника царя, Калашников совершает подвиг. Своей жизнью и смертью он утверждает, что нет ничего выше человеческого достоинства, что лучше погибнуть, чем смириться с бесчестием.            ГЛАВА 3. – Трагически разрешается столкновение двух героев: одного постигает справедливое возмездие, другой гибнет по воле царя. ­ Какой приём с точки зрения композиционной использует М.Ю.Лермонтов?  – А что такое антитеза?                                                                                 ОПРИЧНИК КИРИБЕЕВИЧ                           В   3   главе   он   –   удалой   боец,   но отталкивающееся   слышится   в   его речах:   насмешка,   пренебрежение   к слабым. Он привык быть первым                                                                               КУПЕЦ КАЛАШНИКОВ В нем нет противоречий.   Он   честный,   мужественный,   отстаивает честь семьи    КУЛАЧНЫЙ БОЙ ­Посмотрим   на   обоих молодцов (читаем начало 3 главы, описание боя). ­ Кому кланяется Кирибеевич, выходя  на круг? (Царю).   ­Кому  кланяется Калашников? (Церквам, народу русскому, царю).   ­С какой целью вышел на кулачный бой Кирибеевич? (Потешить царя, но тут же нарушает волю царя, говорит, что оставит в живых, кто с ним будет драться)    ­Что стало причиной искажения добрых оснований характера Кирибеевича?    ­ А какова же задача Калашникова? (Отстаивает честь семьи) ­ Так только ли за честь семьи выступает Калашников?   ­ Мы снова видим ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ.   ­ Образ царя, каков он?              Вывод: Царь казнит Калашникова без расследования, казнит только за то, что купец в честном бою убил верного опричника, но в награду победителю – царская милость: не оставит жену и сиротушек – детей.    5. Работа над  иллюстрацией художника Билибина к поэме Лермонтова.    ­Как выглядит в начале боя Калашников, как Кирибеевич? Кто считает себя хозяином положения? В каких словах это отражается?   ­Как Калашников представляется Кирибеевичу? Почему он не скрыл своего имени?  ­Как меняется Кирибеевич? Можно ли уже сейчас предсказать исход боя? Почему?  ­В чём черпает силы  Калашников? (Прочитать его слова о правде). Вывод: М.Ю.Лермонтов   размышляет   о   чести   и   достоинстве   человека,   и   в   очень   трудную   пору   своей   жизни   не   боится выступить в своей поэме против произвола и насилия власти. Симпатии автора отданы Степану Калашникову.   Исследователь   творчества   Лермонтова,   Ираклий   Андроников,   сказал   следующее   о   значении   поэмы: "Она   заставляла задуматься о судьбе и правах человеческой личности". Y.ИТОГ УРОКА ­ Ребята, итак, мы рассмотрели всех героев поэмы «Песня про ... купца Калашникова».  ­ Что  нового узнали сегодня? (время правления Ивана Грозного, что такое опричнина) YI.  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Написать сочинение – миниатюру на одну из тем: «Почему царь Иван Васильевич казнил купца Калашникова?» «Настоящий герой «Песни…» кто он?»

Конспект урока М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России.

Конспект урока М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России.

Конспект урока М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России.

Конспект урока М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России.

Конспект урока М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России.

Конспект урока М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018