Конспект урока по литературе на тему: "Комплексный анализ текста И. С. Тургенева "Нищий"".
Оценка 4.6

Конспект урока по литературе на тему: "Комплексный анализ текста И. С. Тургенева "Нищий"".

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
7 кл
04.03.2018
Конспект урока по литературе на тему: "Комплексный анализ текста И. С. Тургенева "Нищий"".
На уроке продолжается знакомство с личностью писателя, с творчеством. Дети знакомятся с жанровым понятием, учащиеся анализируют произведение, находят поэтические фигуры, воспитывают чувство милосердия. Проходит беседа с классом. Раздаются тексты, проходит беседа по тексту, анализируют стихотворение "Нищий". В конце урока дети приходят к выводу, что тема-сострадание, милосердие.
Комплексный анализ текста.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №4» Открытый урок по теме:  «Комплексный анализ текста И.С. Тургенева «Нищий» Касимов 2014 г. Цели урока: продолжить знакомство с личностью писателя, его творчеством; познакомиться с жанровым понятием цикли и определением стихотворение в прозе  учиться  анализировать  произведение находить поэтические фигуры,    языковые средства создания образа; воспитывать в     детях чувство сострадания, милосердия.   Оборудование  :   портрет   писателя,   на   каждой   парте   распечатанные   тексты   новеллы, материалы о И.С.Тургеневе, на доске схема написания синквейна.   На доске записаны определения верлибра, афоризма, цикла. Ход урока 1. Вступительное слово учителя о теме урока, его целях.  Сообщение ученика о биографии писателя;  Сообщение об истории создания цикла «Стихотворения в прозе»  2. Беседа с классом.  Итак, когда написаны «Стихотворения в прозе».  В чем особенность тематики этого произведения?  Чем выражено стремление написать их?  Как вы понимаете жанр стихотворения в прозе?  В чем его особенность?  На что похожи стихи в прозе? (верлибр, афоризм)  В чем их сходство с прозой? В чем отличие?  Как первоначально назывался цикл?  Вспомните, какие стихотворения из этого цикла мы уже анализировали? Что  их объединяет?  Какие стихотворения вы еще читали? Что их объединяет? Как вы понимаете  термин цикл? (запись в тетрадь) 3. Сегодня мы будем анализировать стихотворение «Нищий». (Текст у каждого на парте)       Чтение текста учителем. 4. Беседа по тексту.  Какова композиция произведения? Из скольких частей оно состоит?      О чем говорится  в 1­ой части? Во 2­ой?  Кто герои? (нищий и лирический герой).  Найдите в тексте синонимы к слову нищий.  Какова функция эпитетов нищий, дряхлый? (номинативная)  Почему в 1­м предложении автор называет нищего дряхлым, а в последнем –  несчастным существом? Какое имеет большую нагрузку?   Почему появляется «существо»?  Какие эпитеты из 1­го абзаца характеризуют старика? (слезливые, воспаленные,  шершавые)  Почему глаза слезливые, воспаленные, губы шершавые?  Почему нет указания на возраст героя?  Что вы ощущает, читая «нечистые раны», «шершавые губы»? (мы это ощущаем).  Итак, для создания образа героя автор использует эпитет.  Какая поэтическая фигура встречается в тексте? (фигура умолчания)  О чем она?  Что мы слышим в возгласе «О, как….» Что нем звучит?  Найдите слово, которое перетягивает на себя все? какой это троп? (метафора)  2 абзац. Какие художественные приемы использует здесь автор для создания образа  нищего? (эпитеты, фигура умолчания, однородные определения). Какая часть речи  превалирует в 1­ом предложении? (имя прилагательное). Какова его функция?  А во 2­м предложении?     (глагол). Почему?  С какой целью автор использует глаголы  мычит, стонет?  Лирический герой называет себя  Я. Описание нищего дается      Натуралистично. А есть ли описание лирического героя? Какой он?                                     Почему нет описания  его внешности? Л.Г. «стал шарить» у себя в карманах. Зачем? Почему автор использует слово  разговорного стиля, не свойственное  человеку светскому? И опять фигура умолчания. Какова ее цель? У Л.Г. не оказалось ни  кошелька, ни часов, ни платка – ничего. Это… градация . Почему даже платка? (Важно просто оказать внимание) А нищий ждал.  (Антитеза)….Автор создает временное пространство.  Нищий протягивает Л.Г. грязную руку. Л.Г. смущен. Чем? Что в нем побеждает?   Что такое  сострадание, милосердие?  И снова: почему нет описания внешности Л.Г.?  «Я крепко пожал…» Что это значит? В какое слово оно обратится? (брат)  Почему автор дважды использует слово брат в таком маленьком отрывке?  Нищий усмехнулся. Что за этим скрывается? (разочарование)  Он стиснул руку Л.Г.и сказал , что это тоже подаяние. Вы согласны? Какое  подаяние получил Л.Г? Что он извлек из этой встречи?  Вывод: тема стихотворения – сострадание, милосердие. А идея? (Всегда оставайся человеком…)… Почему произведение называется «Нищий»? Домашнее задание: сделать письменный анализ стихотворения «Нищий»

Конспект урока по литературе на тему: "Комплексный анализ текста И. С. Тургенева "Нищий"".

Конспект урока по литературе на тему: "Комплексный анализ текста И. С. Тургенева "Нищий"".

Конспект урока по литературе на тему: "Комплексный анализ текста И. С. Тургенева "Нищий"".

Конспект урока по литературе на тему: "Комплексный анализ текста И. С. Тургенева "Нищий"".

Конспект урока по литературе на тему: "Комплексный анализ текста И. С. Тургенева "Нищий"".

Конспект урока по литературе на тему: "Комплексный анализ текста И. С. Тургенева "Нищий"".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018