Конспект урока по литературе на тему: "Комплексный анализ текста И. С. Тургенева "Нищий"".
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
7 кл
04.03.2018
На уроке продолжается знакомство с личностью писателя, с творчеством. Дети знакомятся с жанровым понятием, учащиеся анализируют произведение, находят поэтические фигуры, воспитывают чувство милосердия. Проходит беседа с классом. Раздаются тексты, проходит беседа по тексту, анализируют стихотворение "Нищий". В конце урока дети приходят к выводу, что тема-сострадание, милосердие.
Комплексный анализ текста.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №4»
Открытый урок по теме: «Комплексный анализ текста
И.С. Тургенева «Нищий» Касимов 2014 г.
Цели урока: продолжить знакомство с личностью писателя, его творчеством;
познакомиться с жанровым понятием цикли и определением
стихотворение в прозе учиться анализировать произведение находить поэтические
фигуры, языковые средства создания образа; воспитывать в детях чувство
сострадания, милосердия.
Оборудование : портрет писателя, на каждой парте распечатанные тексты новеллы,
материалы о И.С.Тургеневе, на доске схема написания синквейна.
На доске записаны определения верлибра, афоризма, цикла.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя о теме урока, его целях.
Сообщение ученика о биографии писателя;
Сообщение об истории создания цикла «Стихотворения в прозе»
2. Беседа с классом.
Итак, когда написаны «Стихотворения в прозе».
В чем особенность тематики этого произведения?
Чем выражено стремление написать их?
Как вы понимаете жанр стихотворения в прозе? В чем его особенность?
На что похожи стихи в прозе? (верлибр, афоризм)
В чем их сходство с прозой? В чем отличие?
Как первоначально назывался цикл?
Вспомните, какие стихотворения из этого цикла мы уже анализировали? Что
их объединяет?
Какие стихотворения вы еще читали? Что их объединяет? Как вы понимаете
термин цикл? (запись в тетрадь)
3. Сегодня мы будем анализировать стихотворение «Нищий». (Текст у каждого на парте)
Чтение текста учителем.
4. Беседа по тексту.
Какова композиция произведения? Из скольких частей оно состоит?
О чем говорится в 1ой части? Во 2ой?
Кто герои? (нищий и лирический герой).
Найдите в тексте синонимы к слову нищий.
Какова функция эпитетов нищий, дряхлый? (номинативная)
Почему в 1м предложении автор называет нищего дряхлым, а в последнем –
несчастным существом? Какое имеет большую нагрузку?
Почему появляется «существо»?
Какие эпитеты из 1го абзаца характеризуют старика? (слезливые, воспаленные,
шершавые)
Почему глаза слезливые, воспаленные, губы шершавые?
Почему нет указания на возраст героя?
Что вы ощущает, читая «нечистые раны», «шершавые губы»? (мы это ощущаем).
Итак, для создания образа героя автор использует эпитет.
Какая поэтическая фигура встречается в тексте? (фигура умолчания)
О чем она?
Что мы слышим в возгласе «О, как….» Что нем звучит?
Найдите слово, которое перетягивает на себя все? какой это троп? (метафора)
2 абзац. Какие художественные приемы использует здесь автор для создания образа
нищего? (эпитеты, фигура умолчания, однородные определения). Какая часть речи
превалирует в 1ом предложении? (имя прилагательное). Какова его функция? А во
2м предложении?
(глагол). Почему?
С какой целью автор использует глаголы мычит, стонет?
Лирический герой называет себя Я. Описание нищего дается
Натуралистично. А есть ли описание лирического героя? Какой он?
Почему нет описания его внешности?
Л.Г. «стал шарить» у себя в карманах. Зачем? Почему автор использует слово
разговорного стиля, не свойственное человеку светскому?
И опять фигура умолчания. Какова ее цель?
У Л.Г. не оказалось ни кошелька, ни часов, ни платка – ничего. Это… градация .
Почему даже платка? (Важно просто оказать внимание)
А нищий ждал. (Антитеза)….Автор создает временное пространство.
Нищий протягивает Л.Г. грязную руку. Л.Г. смущен. Чем? Что в нем побеждает?
Что такое сострадание, милосердие?
И снова: почему нет описания внешности Л.Г.?
«Я крепко пожал…» Что это значит? В какое слово оно обратится? (брат)
Почему автор дважды использует слово брат в таком маленьком отрывке?
Нищий усмехнулся. Что за этим скрывается? (разочарование)
Он стиснул руку Л.Г.и сказал , что это тоже подаяние. Вы согласны? Какое
подаяние получил Л.Г? Что он извлек из этой встречи?
Вывод: тема стихотворения – сострадание, милосердие.
А идея? (Всегда оставайся человеком…)…
Почему произведение называется «Нищий»?
Домашнее задание: сделать письменный анализ стихотворения «Нищий»
Конспект урока по литературе на тему: "Комплексный анализ текста И. С. Тургенева "Нищий"".
Конспект урока по литературе на тему: "Комплексный анализ текста И. С. Тургенева "Нищий"".
Конспект урока по литературе на тему: "Комплексный анализ текста И. С. Тургенева "Нищий"".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.