Конспект урока на тему Белки 10 класс Рудзитис
Оценка 4.7

Конспект урока на тему Белки 10 класс Рудзитис

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
химия
10 кл
16.03.2018
Конспект урока на тему Белки 10 класс Рудзитис
конспект урока на тему Белки для обучающихся 10 класса Органические соединения составляют в среднем 20-30% массы клетки живого организма. К ним относятся биологические полимеры – углеводы, нуклеиновые кислоты, белки, а также жиры и ряд небольших молекул – гормоны, пигменты, аминокислоты, простые сахара и т.д. Часть из этих веществ вы уже изучили, с другими еще предстоит познакомиться. На этом уроке мы повторим и систематизируем уже изученный вами в начале года на уроках биологии материал о строении и функциях молекул белка, познакомимся с качественными реакциями на белки. Запишите в тетрадь число и тему урока – «Белки». Эпиграфом урока будут слова Фридриха Энгельса «Жизнь – это способ существования белковых тел».
конспект урока белки.doc
БЕЛКИ 1.Класс: 10 класс 2. Продолжительность: 40 минут 3. Место проведения: 17 кабинет 4. Учебный предмет: химия 5. Тема: Белки 6. Тип урока: комбинированный 7. Цель: углубить знания о важнейших классах биологически значимых органических соединений ­ белках 8. Задачи: 8.1.Образовательные:    ­   сформировать представление о белках как непериодических линейных биополимерах, состоящих из различных аминокислотных остатков;  ­ охарактеризовать состав и химическое строение полипептидных молекул, а также первичную, вторичную, третичную и четвертичную структуру белка;  ­ ознакомить учащихся с важнейшими функциями белков;  ­ сформировать знания о качественных реакциях на молекулы белка. 8.2.Развивающие:   ­ способствовать развитию умения анализировать и обобщать ранее изученные факты   ­ совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием Универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные)  Формировать умение извлекать информацию из таблиц, схем (П)  Формировать умение выявлять сущность, особенности изучаемых веществ (П)  Формировать умение на основе анализа ранее изученных фактов  делать выводы (П)  Формировать умения отвечать на поставленный вопрос, аргументировать (К)  Формирование вербальных  и невербальных способов коммуникации (К)  Адекватно передавать информацию (К)  Уметь корректировать свои  действия и других (Р)  Давать оценку результатам работы и т.д. (Р) 8.3.Воспитательные:  ­воспитывать интерес к изучаемому предмету;  Универсальные учебные действия (личностные)  Воспитывать культуру диалога (Л)  Формировать позитивное отношение к себе и окружающему миру (Л)  Формировать личностную мотивацию учебной деятельности (Л) 9. Основной дидактический метод: словесный метод обучения 10. Частные методы:   побуждающий и подводящий диалоги, работа с текстом, метод иллюстрации, метапредметный подход,  11. Дидактические средства:  таблицы  «Функции белков», «Строение белковой  молекулы»; реактивы: раствор   куриного   белка,   растворы  NaOH,  CuS04,  HN03;   химическая   посуда,   спиртовка,   держатели; тестовые задания; карточки с текстовым материалом; презентация к уроку; компьютер; проектор; экран; учебник. 12.Список использованных источников:    ­ Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю. Химия: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. ­ М.: Дрофа, 2010.     ­ Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия 10 класс: Настольная книга. ­  М.: Дрофа, 2004.   ­ Химия в схемах и таблицах для 8­11 классов общеобразовательных школ/ авт­сост  ­ Э.М.Левина. В.В. Кириллов.– СПб.: Тригон, 2008.   ­ Щербатых Ю.В. Биология в схемах и таблицах: учебное пособие.­ 2­е изд.,испр. – М.:Эксмо, 2007 13. Оформление доски:  число, тема урока, таблицы, эпиграф  «Жизнь – это способ существования белковых тел» Ф. Энгельс. ПЛАН  УРОКА 1.Организация начала урока     1.1 Приветствие  учащихся и гостей     1.2  Подготовка учащихся к работе 2. Актуализация ЗУН       Самостоятельная работа по теме «Аминокислоты» (дифференцированная) 3. Мотивация учебной деятельности     2.1 Вступительная беседа     2.2 Постановка целей урока     2.3 Сообщение темы урока 4. Объяснение нового материала     3.1 Строение белковых молекулы     3.2 Физические свойства белков     3.3 Функции белков     3.4 Качественные реакции на белки (демонстрация) 5. Закрепление      Решение задачи 6.Подведение итогов урока    6.1 Оценивание работы на уроке    6.2 Рефлексия 7. Домашнее задание      7.1 Пояснение домашнего задания      7.2 1. Организация начала урока   Приветствие Подготовка учащихся к работе      2.         Самостоятельная работа по теме «Аминокислоты» (дифференцированная) Актуализация ЗУН 3. Мотивация учебной деятельности    Органические соединения  составляют  в среднем 20­30% массы клетки живого организма. К ним относятся   биологические   полимеры   –   углеводы,   нуклеиновые   кислоты,   белки,   а   также   жиры   и   ряд небольших молекул – гормоны, пигменты, аминокислоты, простые сахара и т.д.  Часть из этих веществ вы уже изучили, с другими еще предстоит познакомиться. На этом уроке мы повторим и систематизируем уже изученный вами в начале года на уроках биологии материал о строении и функциях молекул белка, познакомимся с качественными реакциями на белки.  Запишите в тетрадь число и тему урока – «Белки». Эпиграфом   урока   будут   слова   Фридриха   Энгельса  «Жизнь   –   это   способ   существования белковых тел». 4. Объяснение нового материала Среди органических веществ  клетки белки занимают первое место как по количеству, так и по значению.  Белки – это  непериодические полимеры, мономерами которых являются аминокислоты. В организме человека встречается 5 млн типов белковых молекул, отличающихся не только друг от друга, но и от белков других организмов. Такое разнообразие обеспечивается сочетанием всего лишь 20 разных аминокислот, составляющих несколько сотен, а иногда и тысяч комбинаций. Порядок их чередования может быть самым разнообразным; благодаря этому возможно существование огромного числа молекул белка, отличающихся друг от друга. Например, из 20 остатков аминокислот теоретически можно составить около 2 • 1018  вариантов белковых молекул, различающихся порядком чередования аминокислот, а значит, и формой, и свойствами. Белки  делятся на протеины, содержащие только остатки аминокислот, и протеоды, содержащие еще и небелковую часть ( липо­, хромо­, глико­, фосфопротеиды)                                             Белки (по составу) Протеины                                                           Протеиды (простые)                                                            (сложные)   макромолекулы состоят только                       кроме остатков    из остатков                                                             ά ­ аминокислот.                          содержат другие группы атомов. ά ­ аминокислот макромолекулы СТРОЕНИЕ БЕЛКОВЫХ МОЛЕКУЛ  Что вы можете сказать о структуре белка, исходя из знаний биологии? Молекула   белка   напоминает   нитку,   унизанную   разноцветными   бусинами   и   скрученную   в   виде спирали.   «Бусины»  ­   это    аминокислотами.  Белки   разного   размера   включают   в   себя   от   нескольких десятков   до   нескольких   сотен   и   даже   тысяч   аминокислот.   В   среднем   длина   белка   ­   около   300 аминокислот.  Последовательность           соединения  аминокислотных   остатков   в   полипептидной   цепи получила название пер   вичной структурой белка    .  Углерод карбонильной группы, азот и связанные с ними четыре атома лежат в одной плоскости.  Валентные углы при sp2­гибридном атоме углерода близки к 1200, при sp3­гибридном атоме углерода ­ 1100. Группа  атомов  –СО  – NH ­  ,  с  помощью которой  связаны две   ά ­  аминокислоты,   называется пептидной связью.   На листочке написаны формулы трех аминокислот. Используя их получите трипептид.              H2N­CH2­COOH                C6H5­CH2­CH –COOH                   HO­CH2­CH­COOH                                                                            NH2                                                                        NH2 Первичная структура белковой молекулы играет чрезвычайно важную роль. Изменение только одной аминокислоты  на другую может привести либо  к гибели  всего организма, либо к появлению совершенно   нового   вида.   Замена   одного   остатка   аминокислоты   глутамина   на   валин   в   молекуле гемоглобина (содержащего 574 аминокислотные группы!) вызывает тяжелейшее заболевание — анемию, приводящую к смертельному исходу.  Какую еще структуру, кроме первичной вы знаете? (Вторичная структура белка)  Что она представляет? (спираль)  Как крепятся витки в молекуле? (за счет водородных связей между группами СО и NH) В пространстве полипептидная цепь белка может располагаться двумя способами. Она может быть закручена в спираль, на каждом витке которой располагается 3,6 звена аминокислот с обращенными наружу радикалами. Отдельные витки скреплены между собой водородными связями между группами NH и СО различных участков  цепи.  Такая  структура белка называется  примеру, у  ά ­кератина (шерсть, волосы, рога, ногти). ά ­спираль  и наблюдается, к Если боковые группы аминокислотных  остатков не очень велики (глицин, аланин, серии),  две полипептидных цепи могут быть расположены параллельно и скрепляться между собой водородными связями. При этом полоса получается не плоской, а складчатой. Это  β ­структура белка, характерная, например, для  фиброина шелка. Таким   образом,  вторичная   структура  ­   это   спираль,   которая   образуется   в   результате скручивания полипептидной цепи за счет водородных связей между группами СО и NH. Полипептидные цепочки с определенной вторичной структурой могут быть по­разному располо­ ά ­спирали или  ­структуры в пространстве. жены в пространстве. Это   пространственное   расположение  получило   название  третичной структуры.    поддерживается за счет гидрофобных взаимодействий, водородных, дисульфидных, ионных связей.     Т  ретичная структура ­ пространственная конфигурация спирали в пространстве. Эта структура По   характеру   «упаковки»   белковой   молекулы   различают  глобулярные,  или   шаровидные,   и β фибриллярные, или нитевидные, белки.                                                          Белки (по форме молекул)                     Глобулярные                                                              Фибриллярные                    (шаровидные)                                                                  (нитевидные) ά ­спиральная струк Для глобулярных белков более характерна  тура, спирали изогнуты, «сверну­ ты».   Макромолекула   имеет   сферическую   форму.   Они   растворяются   в   воде   и   солевых   растворах   с образованием   коллоидных   систем.   Большинство   белков   животных,   растений   и   микроорганизмов относится к глобулярным белкам.        Для   фибриллярных   белков   более   характерна   нитевидная   структура.   Они,   как   правило,   не растворяются   в   воде.   Фибриллярные   белки   обычно   выполняют   структурообразующие   функции.   Их свойства (прочность, способность растягиваться) зависят от способа упаковки полипептидных цепочек. Примером фибриллярных белков служат белки мускульной ткани (миозин), кератин (роговая ткань).  В   ряде   случаев   отдельные   субъединицы   белка   с   помощью   водородных   связей,   электро­ статического и других взаимодействий образуют более сложные структуры. Ч   етвертичная структура ­ способ совместной укладки нескольких глобул. Есть не у всех белков.     Биологическая активность белков определяется третичной и четвертичной структурами. ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА Физические   свойства   белков   определяются   тем,   к   какому   классу   они   относятся.   Молекулы фибриллярных белков вытянуты в длину, нитеобразны и склонны группироваться одна возле другой с образованием   волокон.   Это   основной   строительный   материал   тканей:   сухожилий,   мускульных   и покровных   тканей.   Такие   белки   в   воде   нерастворимы.   Прочность   белковых   молекул   просто поразительна! Человеческий волос прочнее меди и может соперничать со специальными видами стали. Пучок волос площадью 1 см2 выдерживает вес в 5 тонн, а на женской косе в 200 тыс. волосинок можно поднять груженый КамАЗ весом 20 т. Глобулярные   белки  свернуты   в   клубочки.   В   организме   они   выполняют   ряд   биологических функций, требующих их подвижности и, следовательно, растворимости. Поэтому глобулярные белки растворимы   в   воде   либо   растворах   солей,   кислот   или   оснований.   Из­за   большого   размера   молекул образующиеся растворы являются коллоидными ФУНКЦИИ БЕЛКОВ  Какие функции белков вы проходили на уроках биологии? Функции белков в клетке чрезвычайно многообразны.  Одна из важнейших — строительная (структурная) функция: белки участвуют в образовании всех клеточных мембран и органоидов клетки, а также внеклеточных структур.  Белки, выполняющие структурные функции, занимают по количеству первое место среди других белков тела человека. Среди них   важнейшую   роль   играет  коллаген  в   соединительной   ткани,  кератин  в   волосах,   ногтях,  коже, эластин  в   сосудистой   стенке   и   др.   Большое   значение   имеют  комплексы   белков   с   углеводами   в формировании   ряда   секретов   ­   мукоидов,   муцина   и   т.   д.   В   комплексе   с   липидами   (в   частности фосфолипидами) белки участвуют в образовании биомембран клеток. Исключительно важное значение имеет каталитическая (ферментативная) роль белков. Все ферменты — вещества белковой природы, они ускоряют химические реакции, протекающие в клетке, в десятки и сотни тысяч раз. Многочисленные биохимические реакции в живых организмах протекают в мягких условиях, при температурах, близких  к 40°С, и значениях рН, близких к нейтральным. В этих условиях   скорость   протекания   большинства   реакций   ничтожно   мала,   поэтому  для   их   приемлемого осуществления   необходимы   специальные   биологические   катализаторы   ­   ферменты.   Как   правило, ферменты ­ это  либо белки, либо комплексы белков с каким­либо кофактором ­ ионом металла или специальной органической молекулой. Многие белки ускоряют химические реакции в сотни раз. Двигательная   функция  живых   организмов   обеспечивается   специальными   сократительными белками.  Эти белки  участвуют  во всех видах движения,  к которым способны клетки  и организмы: образование псевдоподий, мерцание ресничек и биение жгутиков у простейших, сокращение мышц у многоклеточных животных, движение листьев у растений и др. В акте  мышечного сокращения  и расслабления  участвует множество белковых веществ. Однако главную роль в этих жизненно важных процессах играют  актин  и  миозин  ­ специфические белки мышечной  ткани.   Сократительная   функция   присуща   не   только   мышечным   белкам,   но   и   белкам цитоскелета, что обеспечивает тончайшие процессы жизнедеятельности клеток (расхождение хромосом в процессе митоза). Транспортная функция белков заключается в присоединении химических элементов (например, кислорода)   или   биологически   активных   веществ   (гормонов)   и   переносе   их   к   различным   тканям   и органам тела. Дыхательная  функция   крови,   в   частности   перенос   кислорода,   осуществляется   молекулами гемоглобина  ­ белка эритроцитов. В транспорте липидов  принимают участие  альбумины  сыворотки крови. Ряд других сывороточных белков образует комплексы с жирами, медью, железом,  тироксином, витамином А и другими соединениями, обеспечивая их доставку в соответствующие органы­мишени. Защитная функция. При поступлении в организм чужеродных белков или микроорганизмов в белых кровяных тельцах — лейкоцитах — образуются особые белки — антитела. Они связывают и обез­ вреживают несвойственные организму вещества (антигены).   Высокая  специфичность взаимодействия антител с антигенами (чужеродными веществами) по типу «белок ­ белок» способствует узнаванию и нейтрализации биологического действия антигенов. Защитная   функция   белков   проявляется   и   в   способности   ряда   белков   крови   к   свертыванию. Свертывание   белка   плазмы   крови  фибриногена  приводит   к   образованию   сгустка   крови,   что предохраняет от потери крови при ранениях.   Гормональная   функция.  Обмен   веществ  в   организме   регулируется   разнообразными механизмами.   В   этой  регуляции   важное   место   занимают   гормоны,   вырабатываемые  в   железах внутренней   секреции.   Ряд   гормонов   представлен   белками  или   полипептидами,   например   гормоны гипофиза, поджелудочной железы и др. Инсулин – регулирует содержание сахара в крови. Белки   служат   и   одним   из   источников   энергии   в   клетке,   т.   е.   выполняют  энергетическую функцию. При полном расщеплении 1 г белка выделяется 17,6 кДж энергии. КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ НА БЕЛКИ (цветные) Биуретовая реакция.     При действии на белки раствора  со   лей меди    (  II   )     в щелочной среде возникает сиреневое или фи  ­ олетовое   окрашивание.  К   равным   объемам   раствора   белка   (можно   использовать   мясной   бульон)   и гидроксида натрия учитель добавляет несколько капель раствора сульфата меди (II). Голубая окраска раствора соли меди изменяется на фиолетовую (или несколько иную в зависимости от природы белка) за счет образования комплексных соединений. Ксантопротеиновая реакция.  При   действии   на   белки  кон   центрированной   азотной   кислоты   образуется   желтая   окраска,  вующих   аминокислотах.   Если связанная   с   нитрованием   ароматических   колец   в   соответст   биуретовая реакция универсальна на все белки, то ксантопротеиновую дают только те полипептиды, которые содержат остатки фенилаланина, триптофана, тирозина. Таких аминокислот много в белках мышечных   тканей   (миозин),   но   почти   нет   в   соединительных   (желатин).   Если   на   скорлупу   вареного вкрутую   яйца   нанести   несколько   капель   концентрированной   азотной   кислоты,   происходит   бурное вспенивание. Скорлупа состоит главным образом из карбоната кальция. Разрушая скорлупу, кислота проходит до белка. После промывания яйца под струей воды освободите его от остатков скорлупы. В месте   попадания   азотной   кислоты   осталось   желтое   пятно.  Его   окраска   усилится   и   пе  рейдет   в оранжевую,   если   вырезанный   фрагмент   белка   с   пят  ном   опустить   в   раствор   щелочи   или   аммиака   (нитроарен пере    ходит в ацинитроформу).   Качественное определение серы в белках.  При горении белки издают характерный запах «жженого рога» (учащиеся говорят — горелых мух). В этом легко убедиться, если поджечь шерстяную нитку или пучок волос. В значительной степени этот запах определяется содержанием в белках атома серы (цистеин, метионин, цистин).   Наличие в белках этого элемента доказывают следующим образом. К раствору белка добавляют равный объем щелочи, нагревают до кипения и добавляют несколько капель раствора ацетата свинца. Выпадение черного осадка свидетельствует о присутствии в полученном растворе сульфид­аниона: (CH3COO)2Pb + S2­ > PbS  + 2↓ СН3СОО­ Закрепление 5. При щелочном гидролизе 32г дипептида образовалось только одно вещество – натриевая соль некоторой кислоты. Масса соли составила 44,4г. Установите строение дипептида. 6. Подведение итогов урока 7. Домашнее задание        конспект в тетради,   выполнить задание: Напишите   структурные   формулы   всех   возможных   трипептидов,   составленных   из   любой   возможной комбинации остатков двух аминокислот: фенилаланина и глицина.  (8 изомеров).

Конспект урока на тему Белки 10 класс Рудзитис

Конспект урока на тему Белки 10 класс Рудзитис

Конспект урока на тему Белки 10 класс Рудзитис

Конспект урока на тему Белки 10 класс Рудзитис

Конспект урока на тему Белки 10 класс Рудзитис

Конспект урока на тему Белки 10 класс Рудзитис

Конспект урока на тему Белки 10 класс Рудзитис

Конспект урока на тему Белки 10 класс Рудзитис

Конспект урока на тему Белки 10 класс Рудзитис

Конспект урока на тему Белки 10 класс Рудзитис

Конспект урока на тему Белки 10 класс Рудзитис

Конспект урока на тему Белки 10 класс Рудзитис
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2018