Конспект урока на тему: "Культура Древней Руси. Преданья старины глубокой" (6 класс, история)
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
6 кл
02.04.2017
Замысел урока: урок – путешествие, «погружение в прошлое» с элементами беседы.
Эта тема занимает большое место в курсе истории России 11-12 веков, расширяет знания учащихся по разделу, связана с предыдущими уроками (знания о князьях, их внутренней и внешней политики, о Крещении Руси) и опирается на знания детей по этим вопросам.
Урок влияет на достижение цели и последующего урока: «Быт и нравы Древней Руси.Конспект урока по истории 6 классе.
Конспект урока.docx
Автор: Шульженко Виктория Васильевна, учитель истории, МБОУ «Средняя школа
города Багратионовска», Калининградской область
Авторский медиапродукт – конспект урока, презентация (среда PowerPoint)
Тема: Культура Древней Руси. Преданья старины глубокой.
Предмет: история
Программа: общего основного и среднего (полного) общего образования базового
уровня.
Класс: 6
Учебник: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина «История России с древнейших времен до
конца 16 века».
Форма проведения: комбинированный урок
Цель: Повторить знания учащихся по истории Древней Руси 1112 веков.
Задачи: Познакомить учащихся с особенностями и направлениями древнерусской
культуры, с лучшими ее произведениями.
Развивать интерес к истории Руси, ее культуре, любознательность, речь детей в
форме устных ответов, обогащать словарный запас детей;
Воспитывать патриотическое отношение к своей Родине и гордость за нее,
уважительное отношение к национальному наследию.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Работа над пройденным материалом
III. Работа над новой темой
IV. Закрепление изученного материала
V. Итог урока
I. Организационный момент: (ученикам раздаются бланки опорного конспекта,
который дети заполняют на уроке)
II. Работа над пройденным материалом:
Вопросы к классу (Слайд 2)
– В каком веке образовалось Древнерусское государство? (IX век)
– Как в то время называлось Черное море? (Русское море)
– Народное собрание у славян? (Вече)
– Важнейший торговый путь Древней Руси? («из варяг в греки»)
– Третий по счету русский князь? (Игорь)
– Как называли раба в Древнерусском государстве? (холоп)
– Правитель в русских землях (князь)
– Женщинакнягиня? (Ольга)
– Первый письменный свод законов? («Русская правда») III.
Работа над новой темой:
На доске записан эпиграф к уроку:
«От древних лет давно минувших,
С седых времен родимой стороны,
Во мгле веков, бесследно потонувших,
Хранятся древние преданья старины».
звучит мелодия гуслей, учитель читает эпиграф.
Вступительное слово: (Слайд 3) Сегодня наш урок посвящен изучению культуры
Древней Руси. Мы познакомимся с произведениями древнерусской культуры, с ее
особенностями.
(Слайд 5)
(на слайде высвечивается картина Васнецова «Богатыри») Давайте перенесемся в
эпоху древнерусских героев и выясним особенности и тонкости нашей культуры.
(Слайд 6)
Вопрос к классу: Что вы понимаете под словом «Культура»?
В словаре Ожегова дается такое определение: Культура – совокупность достижений
человечества в производственной, общественной и духовной сферах. Давайте
запишем более легкое определение (в опорном конспекте) вся человеческая
деятельность и ее результаты.
Культура бывает духовная и материальная. Вопрос к классу:
Что относится к духовной культуре? (идеи, обычаи, открытия, произведения
литературы, музыка)
Что относится к материальной культуре? (средства труда, умения и навыки
людей, вещи, здания и т.п.)
(Слайд 7) На формирование древнерусской культуры большое влияние оказывали
культура восточных славян, финноугорских, тюркских племен и византийская
культура.
(Слайд 8) Главным мотивом древнерусского искусства был призыв к объединению
народных сил против внешних врагов.
Вопросы к классу:
– Что такое патриотизм?
– Кого мы можем назвать патриотом?
(Слайд 9) С незапамятных времен развивалось на Руси устное народное творчество. В
героический период истории Руси – период возникновения государства, борьбы с
кочевниками, появилось много произведений устного народного творчества, местных
сказаний, «рыцарских» песен дружинников о походах и былин о богатырях.
«Вы постойтека за веру, за Отечество, Вы постойтека за славный Киевград..»
(Слайд 10) Вопросы к классу:
– На уроках литературы вы изучали былины? (да)
– Какие былины вы знаете?
– Кто являлся главным героем былин? (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня
Никитич, князья – Владимир Красное солнышко, Владимир Мономах…)
Восхваляли так же в былинах и труд пахаряземледельца, который воплотился в
образе Микулы Селяниновича.
Былины, песни, сказки, пословицы, поговорки – это фольклор.
(Слайд 11) Киев был большим богатым городом, недаром в летописи сказано «Киев –
слава, и честь, и мать, и слава всей Русской земли»
По размерам, количеству каменных зданий он превосходил многие европейские
столицы.
(Слайд 12) До X века строили из дерева. Русское зодчество имело свои традиции:
резьба по дереву непременно украшала деревянные строения. Затем начали строить из
камня. Строили из известняка и кирпича. С принятием христианства начался расцвет
церковной архитектуры. Храмы стали украшением городов. Училась Русь возведению
храмов у Византии. Строить любили на Руси. Сначала сооружали греческие, затем
появились русские мастера. В византийском стиле появились русские традиции.
(Слайд 13) звучит колокольный звон учитель читает стихи:
«О Русь, благословенная моя!
Познать тебя не хватит целой жизни,
Твоих церквей златые купола,
И многоликий звон колоколов Отчизны!»
(Слайд 14) Давайте войдем в храм:
Убранство храма поражало воображение, на стенах были фрески, мозаика,
изображавшие библейские сюжеты, в центре храма – Иконостас…
(дети записывают название различных украшений в опорный конспект) учитель
включает слайд 15 с иконами.
(Слайд 16) Развивалась на Руси и письменность. При церквях и монастырях
создавались школы.
вопрос к классу: Какой факт свидетельствует о существовании грамотности на Руси?
(берестяные грамоты) (Слайд 17) (Слайд 18) Переписывать и переводить книги на Руси стали при Владимире Святом.
Его сын Ярослав поднял это на высоту государственного дела. В построенном в его
время Софийском соборе в Киеве в 1037 г. завели мастерскую по созданию книг и
книгохранилище при ней. Книгописание существовало и в Новгороде. Писцымонахи
копировали Библию. Самая древняя книга – Остромирово Евангелие (10561057гг.)
Она была заказана новгородским посадником Остромиром. Ученые полагают, что
заказ был выполнен в Киеве.
Переводили книги светского содержания: византийские хроники, жизнеописания А.
Македонского и др. Украшали книги небольшими рисунками – миниатюрами.
(Слайд 19) Обложки книг были из дерева и кости, окованные драгоценными
металлами, украшенные самоцветами – настоящее произведение искусства.
Физминутка:
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Встаньте на носок, на пятку!
Пошагайте, пошагайте!
Приседайте, приседайте!
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните
И работать вновь начните!
(Слайд 20) В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах,
О земле, о древнерусской
Быль записывал монах…
Выдающимися памятниками письменности стали летописи. В 12 веке монах Киево
Печерского монастыря Нестор создал знаменитую летопись – «Повесть временных
лет», о возникновении славянских племен и народов, «Откуда есть и пошла русская
земля?…»
(Слайд 21) Первыми литературными произведениями Руси стали: «Слово о законе и
благодати» митрополита Иллариона, и
«Слово о полку Игореве». Давайте
прослушаем фрагмент из оперы Бородина «Князь Игорь» (плачь Ярославны)
(Слайд 23) Русь славилась своими искуссными ремесленниками:
– Мастераоружейники
– Русские ювелиры и др. Работа с учебником
Стр 62. Какую сложную технику использовали ювелиры?
(Зернь, скань)
IV. Закрепление изученного
Итак, мы познакомились с эпохой былинных героев.
Вопросы:
Каковы особенности Древнерусской Культуры?
Из каких компонентов состоит культура?
Задание №9: «Найди лишнее»
1. Софийский собор, спортивный комплекс, храм Покрова на
Нерли.
2. мозаика, фреска, молитва
3. летопись, былины, сказки
Задание№10: В каких словах спряталось слово «Русь»?
р
р
р
р
р
у
у
у
у
у
ь
б
т
г
х
а
с
с
с
с
с
к
р
р
р
р
р
у
у
у
у
у
с
с
с
с
с
ь
о
т
т
е
ь
ь
я
с
ь
а
л
ь
ь
ь
ь
т
л
ь
1.
2.
3.
4.
5.
Вопросы к заданию:
1. Гимнастический снаряд.
2. Робость, боязливость.
3. Невеселое чувство.
4. Стекло высокого сорта.
5. Детский аттракцион.
V. Итог урока.
Древнерусское государство отличалось высоким для своего времени уровнем
развития культуры. При этом Русь творчески переработала культурные достижения
Византии и соседних народов, формируя свои самобытные культурные традиции.
Древнерусская культура стала неотъемлемой частью мировой культуры. И закончить наш славный урок хочется стихотворением «Святая Русь»
Молитвой православной величавой
Святую Русь мою боготворю,
Отчизна милая, овеянная славой,
Тебе молюсь, тебя благодарю.
Твои поля, простор небес без края,
Твоих племен великая семья
Живи и здравствуй, Русь моя святая,
Земля славян и Родина моя.
Нет и не будет на планете малой,
Такой России, как моя страна.
Ее знамена цвета крови алой
Переживут любые времена.
России голос был всегда набатом,
Служил славянам вечным маяком,
Пусть каждый славянин мне будет братом
Нас всех вскормила мать славянским молоком.
Святая Русь, надежда и опора
Храни святыни мира и добра,
Отчизна милая, не знавшая позора
Врага громила с криками «Ура!».
Вывод: (Слайд 24)
«Гордиться славою предков не только нужно, но и должно!»
Домашнее задание: § 7.
Технические средства обучения:
Мультимедиа или интерактивная доска, карта «Русь в IXXII вв.», словарь Ожегова,
атласы, опорный конспект для каждого ученика, аудиозапись «плачь Ярославны» из
оперы Бородина «Князь Игорь», колокольный звон, гусляры.
Методическая литература:
Скрынников Р.Г. История Российская IXXVII вв. М., 1997 История России с древнейших времен до конца XVII века/под ред. Милова Л.В.
М.,2006.
Древняя Русь. Быт и культура/ под ред. Б.А. Рыбакова. М. 1997
Волков В.А. Русская рать: богатыри, витязи и воеводы. М. 2005
Интернетресурсы, ссылки:
http
:// s 43.
radikal
. ru / i 101/0903/
d 4/077
a 5 ba 34 d 3 c . jpg варяги
http://www.birzula.info/uploads/news/Rus10151113.png карта «Русь в 11 веке»
http://vivovoco.astronet.ru/VV/BOOKS/DANGER/BOOK_4.JPG древнерусская книга
fd 7 d _9 baba
2 b 4_ XL 3
Vasnetsov
/ d /6/1/3/
. jpg рыцарь на распутье
e / d 613
90 bd 2
e 16 a 3 b 47 dabf
/ oneday
fotki
. yandex
b 7 JSfSdEGz
. com /02/10/043.
. jpg золотые
. ru / pic
?
. php
2 zmYs
8 b 411
_ dVNN
htm золотые ворота
nadezhdmorozova
.32/0_1
/3202/
. ru / get
Crossroads
. org
/ Knight
/ gallery
. ru / imagez
/ novgorod
gif берестяная грамота
http
:// img
богатыря
. russiablog
:// www
http
12.
nnm
:// img
http
1 ecfebbf
4 e 0. jpg гусляры
http
. landmarkers
:// www
002/
image
f =/ images
ворота фото
h http
:// www . emc . komi
картинка
t http
:// www . visit
spb . com / excursions
оборонительные укрепления Новгородского кремля
/795.
. novgorod
tp :// www
. ru / images
. rambler
http
:// foto
. ru / public
/ nameste
/11/148/1
jpg добрыня никитич
93.
2/ vasneztov
:// smallbay
http
. jpg Алеша Попович
/ pic
0282/
big
/ pics
. smr
. centre
http
:// www
. ru / images
_ tverca
. jpg музей деревянного зодчества под Торжком
:// dgril
http
. chat
i 14.
/13/
/ singlestar
. ru / mail
:// content
. mail
http
jpg храм под Новгородом
abbey
. pafnuty
. ru / paper
http
:// www
/ num
/ num
2006/200634/2006340201.
нерукотворный
http
. ru / uploads
«Богоматерь Владимирская»
http
/ image
. ru / sas
http://www.bgunb.ru/bgunb/about/announ.asp кириллица
http
normal
_829_93.
/10002/
/ userpics
Мефодий
. jpg илья муромец
jpg икона 12 века
h . jpg глаголица
jpg Кирилл и
/ resize
_ of _ st _ wbig
. pravoslavie
fr 0282_03_
. ru / pgalery
/ albums
:// www
. pravmir
:// kotlovka
. htm
. ru / images
. ru / terem
:// www
_ vlad
_2.
web
/ a /184.
. foto
jpg Спас повесть
. openspace
:// www
. canvas
Остромирово
/ kushner
_ povest
. jpg
/ slov
_10.
/ referats
5. gif берестяная грамота
. tellur
. do . am
. com
. ua / galery
/231/14932_
s . JPG
jpg Слово о полку Игореве
c 38 b 6 e 95 d 77 b 77 a 2111
c 22 bc 4 d 44_
full
. jpg
_ b . jpg берестяные грамоты
. ru / files
:// ourboys
. vestnik
:// www
. rusland
:// www
. km
:// images
. ru / iso
. ru / education
. spb
:// www
:// gramoty
:// www
. lants
:// ruinvisible
. jpg Нестор
/ nestor
/ images
/2003/0219/
images
/ issues
. com
jpg Слово о законе и благодати
/ img
image
002.
/8023_
. ru / m / photo
/2008/12/24/
finds
/ thumbs
. ru / gramoty
/ bb 009.
jpg берестяная грамота
/ images
. ru / history
/ image
/ referat
/ c 671
http
http
http
http
евангелие
http
http
Временных лет
http
http
http://www.bgunb.ru/bgunb/about/announ.asp древнерусская книга
http
Игорь
http
http
Селянинович
http
рыцаря
http://arx.novosibdom.ru/story/ARX_HISTORY/OLD_Russ/Sofia_novgorod/sofia_novgor
od_07.jpg Софийский храм в Новгороде
http://www.pewter.su/images/product_images/popup_images/koltpodveskaizpjutera.jpg
колт украшение женщин древней Руси
http
http
http
собора
http
/04/
/10/
. com
ros
/ uploads
/667621_108244570.
content
. ru / wp
. html Древнерусские мечи
/505476/ Васнецов «Новгородский торг»
. ru /33/10175...
. tarefer
:// works
:// festival
.1 september
. varvar
. uer
:// www
dex
. ru / articles
. ru / sofia
:// www
. emc
. komi
homeland
:// love
jpg работа древнерусских ювелиров
Оружие и снаряжение древнерусского
ikona
. htm главный иконостас Софийского
эскиз костюма из оперы князь
. ru / ukrash
06.
jpg Шейная гривна
:// shkolazhizni
. ru / archive
/0...
n 20370/
:// nashrod
gimn
. narod
novgorod
img
/004.
jpg
Микула
Конспект урока на тему: "Культура Древней Руси. Преданья старины глубокой" (6 класс, история)
Конспект урока на тему: "Культура Древней Руси. Преданья старины глубокой" (6 класс, история)
Конспект урока на тему: "Культура Древней Руси. Преданья старины глубокой" (6 класс, история)
Конспект урока на тему: "Культура Древней Руси. Преданья старины глубокой" (6 класс, история)
Конспект урока на тему: "Культура Древней Руси. Преданья старины глубокой" (6 класс, история)
Конспект урока на тему: "Культура Древней Руси. Преданья старины глубокой" (6 класс, история)
Конспект урока на тему: "Культура Древней Руси. Преданья старины глубокой" (6 класс, история)
Конспект урока на тему: "Культура Древней Руси. Преданья старины глубокой" (6 класс, история)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.