Конспект урока на тему "Праздники в религиях мира" (4 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока на тему "Праздники в религиях мира" (4 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
религиоведение
4 кл
10.02.2017
Конспект урока на тему "Праздники в религиях мира" (4 класс)
Урок по ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религий") для 4 класса. На уроке рассматриваются праздники буддизма и христианства, относящиеся к зимнему времени года: Крещение, Рождество, Сагаалган. Основным на уроке является цель донести до детей важность этих праздников, их роль в жизни людей.
ОРКСЭ урок.doc
ОРКСЭ Тема: Праздники в религиях мира. Цель: осознать  ценность   праздников в христианстве и буддизме и уважительного отношения  к традициям религиозных праздников. Задачи:  ­   познакомить детей     с праздниками в разных религиях мира (христианство, буддизм), которые отмечаются в зимнее время года: Рождество, Крещенье, Саагалган и обычаями, связанными с этими праздниками (как проводятся, поздравления, подарки, значение) ­ расширить представление о многообразии праздников в религиях мира; ­ способствовать воспитанию доброжелательности, уважения к традициям представителей различных религий Метапредметные целевые ориентиры: ­ способствовать формированию умений смыслового чтения; ­ способствовать работа с информацией, представленной в разном виде (текстовая, графическая, в табличном виде); ­ совершенствовать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; ­способствовать становлению коммуникативных навыков и культуры выражения мысли; Планируемые результаты:  Личностные: – настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими; – как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры; ­ формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; Метапредметные: ­ развитие коммуникативных умений работы с учителем и одноклассниками; ­ развитие умения строить монологический рассказ и культуры выражения мысли; ­ способность принимать и сохранять учебные цели и задачи. Предметные: ­ формирование представлений о религиозных праздниках, поздравлениях, подарках. – приобщение к духовно­нравственным ценностям своего народа. Основные термины и понятия: Рождество, Сочельник,  Крещение, Сагаалган.  Оборудование: мультимедийная презентация, учебное пособие, дидактические карточки. Форма работы: фронтальная, парная. Методы: беседа, наглядные (демонстрация и работа с иллюстративным материалом), эвристический,  творческая мастерская. Деятельность учащихся участвуют в игре: делают движения пальцами рук  Примечание учитель с  одним учеником Этап 1.Орг. момент (эмоц. настрой) Ход урока: Деятельность учителя 1)Добрый день, ребята!   Я   рада вас видеть и очень хочу провести  интересный  урок.  2) Вначале   я бы хотела с вами поздороваться. Но   я не хочу просто сказать вам – здравствуйте. Давайте вместе   в   Вами   сыграем   в   игру   «Здравствуйте». Повернитесь   друг   к   другу,   улыбнитесь,     поднимите вверх ладошки и повторяйте вслед за нами: ­ большой палец­ желаю ­  указательный – успеха ­ средний – большого ­ безымянный – во всём ­ мизинец – и везде ­ всей ладонью прикоснуться – здравствуй.    Желаю вам всего хорошего и получить новые знания!   Вводно­ 2. мотив. этап ­ определение т/у 1. Ребята, обратите внимание на слайд. Помогите мне определить тему нашего урока. Что вы можете сказать? Что видите? Можете ли вы сказать, о чём сегодня на уроке мы с вами будем беседовать? дети отвечают – о праздниках 3. Актуализация знаний ­ что такое праздник? ­  что вы знаете о праздниках? ­ какие праздники знаете? дети объясняют   1 слайд – метод кроссенса (ассоциативный ряд с иллюстрациями праздников) 2   слайд­   из словаря Ожегова: «Праздник   — день торжества, установленный в   честь   или   в память   кого, либо, чего­   нибудь». 4. Постановка задач урока (постановка проблемы урока) 1) Очень интересно узнать, а что вы точно знаете о праздника? У вас для работы в парах имеется таблица, обсудите с одноклассником  и заполните её. 2) И что же у вас получилось? 5.   Основной этап 3)   А   вы   хотите   узнать   больше   о   религиозных праздниках? Что же нам для этого нужно сделать? 4)   Я,   также   как   и   вы,   не   очень   много   знаю   о религиозных праздниках. И очень хочу вас помочь мне и и себе узнать о них побольше.  1)   А   откуда   мы   можем   узнать   информацию   о религиозных   праздниках?   Тогда   предлагаю   вам сначала   провести   «мозговой   штурм»   при   работе   с учебником. У каждой пары есть описание праздников, прочитайте тексты и ответьте, о каком празднике идёт речь. Молодцы! 2)  Мы сегодня рассмотрим с вами праздники, которые отмечают   в   христианстве   и   буддизме   зимой. Подскажите, что это за праздники? (просмотр ролика,   рассказ учителя с демонстрацией слайдов) 3) Я сегодня готовилась к встрече  с вами и задумалась вот   над   таким   вопросом:   зачем   человеку   нужны праздники. Вы как думаете? 4) Праздник должен быть у каждого. В какой бы  ситуации не находился человек для праздника, всегда  должны найтись время, место, возможности. Да, да —  именно должны, потому, что без праздников это будет  не жизнь человека, а существование робота. Праздники появились вместе с появлением самого человека, и ни  войны, ни засуха, ни что не могло отменить праздника. Тот, кто думает, что праздники не нужны – скучный  человек, который, как в болоте, погряз в серых буднях дети заполняют таблицу в парах личные религиозные светски е христианство буддизм ­дети   зачитывают   свои   работы,   дополняют друг друга ­ дети озвучивают шаги­ задачи работа в паре над текстами описание праздника его название ­ дети озвучивают свои ответы ответы детей предположения детей фиксировать задачи на доске взяты праздники: Рождество, Сагаалган, Пасха, Сочельник, Троица, Рождение Будды, Крещение 3 слайд – зачем человеку праздники? (шары) ­   фиксировать ответы на доске и своих проблемах. Такого человека нужно срочно  спасать и подарить просто так большой букет цветов  или что­то столь же приятное. Праздники – это всегда  надежда, радость, положительные эмоции. Все люди  всегда ждут хорошего.  5) А теперь, ребята, ещё раз прошу обратить внимание на слайд.  Что вы можете сказать? Конечно, это всё подарки.   А   можете   эти   подарки   разделить   по религиям – христианство и буддизм. (или вопрос – в какой   религии   дарят   такие   подарки,   а   буддизме   ­ кому)     На   любой   праздник   мы   стараемся   дарить   подарки. Несмотря на свою веру. Ведь может  буддист подарить подарок в свой праздник христианину, а христианин – буддисту? Конечно, да.  Да и подарки не должны быть дорогими. 6) А зачем  мы дарим подарки?         Самое   главное     назначение   подарков   в   разных религиях мира – оказать внимание родным, друзьям, взрослым   и   детям,   у   которых   беда     или   грусть. Подарить   им   праздничное   настроение   и   веру   в будущее. 4 слайд –  дети   отвечают   –   на   всех   иллюстрациях   – подарки. ­ дети распределяют подарки по религиям на доске : христианство рождественские ели рождеств. звезда рождеств. пирог сладости  ангелочки рождеств.венки колокольчики свечи буддизм платок чай полотенца отрез ткани хадак сладости ­ ответы детей Рефлексия 1)   В   начале   урока   мы   с   вами   определили   задачи. Давайте посмотрим, удалось ли нам их решить. дети   участвуют в оценивании решения задач урока 2)   Я   думаю,   что   сегодняшний   урок   мне   пошёл   на дети раскрашивают пальчики на ладошках по открываем часть   доски   и ставим   плюсы, если   задача решена пользу.   Я   узнала   много   интересного.   А   какие впечатления   у   Вас,   давайте   узнаем   по   вашим ладошкам, которые есть у каждого из вас.  Итог урока И  вам и нашим гостям сегодня со Светой Калининой хотим  подарить  просто так, для настроения и чтобы у вас было всё хорошо бумажных ангелочков с нашими пожеланиями   и   рождественские   звёзды   для   наших гостей инструкции по слайду большой­   подарю   праздник   своим   родным   и друзьям  ­ указательный – узнал много интересного ­средний – ещё хочу что­нибудь узнать  ­ безымянный – расскажу своим родителям об уроке ­ мизинец – ничего нового не узнал  5   слайд   –   с оценкой   под звон колоколов   или ролик о   рождестве короткий Рождество Приложение (для рассказа учителя)     Отмечается у нас в России 7 января. С 28 ноября  начинается рождественский пост – своеобразная подготовка к Великому торжеству.  В это время рекомендуется воздержаться от тяжелой, жирной пищи, выпивки. одной из традиций Рождества в России является  генеральная уборка: перестирывают занавески, вытирают пыль из труднодоступных мест, выметают грязь из углов, таким образом, очищая дом перед приходом нового и светлого. В старину и для мужской половины находилось вдоволь работы: починить воз, санки, подлатать  крышу. На сегодняшний день мужчины вполне могут отремонтировать капающий кран или подклеить отвалившуюся плитку в ванной, а  если и это не по силам – позвонить сантехнику.           В рождественскую подготовку входит и поездка на ярмарку (сейчас для этих целей подойдет обычный магазин одежды). Ведь для  всех членов семьи надо приобрести обновки. Обновить следует и посуду, так как перед началом празднования, по обычаю, следует  выбросить все треснутую и надколотую посуду. В подготовке к празднику должна принимать участие вся семья. «Кто перед Рождеством  хлопочет сплоченно, тот весь следующий год будет жить в мире и согласии» ­ говорит народное поверье.     Категорически запрещается на Рождество  стирать, готовить, убирать, колоть дрова и заниматься другой тяжелой работой. Все это стоит делать заранее, а сам праздник  должен оставаться чистым и светлым, не омраченным никакими заботами. Почему нельзя выносить мусор? Потому что считалось, что в  углах и закоулках, где и скапливается в основном вся грязь, собираются души почивших родственников, которые пришли отпраздновать  Рождество со своей семьей. После Крещения, они возвращались к себе, на небо – тогда и можно было убрать и вынести мусор.     Крещенье     В переводе с греческого слово «крещение» означает погружение. Именно так проводят очистительное омовение человека, решившего  принять христианскую веру. Истинный смысл ритуала с водой состоит в духовном очищении. Согласно христианской традиции, 19 января принял крещение Иисус Христос. . Традиции празднования Крещение – праздник, традиции которого связаны с необыкновенной  способностью воды исцелять, причем ее можно взять из самого обычного водоема. Даже та, которая подается в квартиры наших домов, наделена этим свойством. Для исцеления необходимо принимать освященную крещенскую воду на голодный желудок в очень маленьком  объеме (чайной ложки вполне достаточно). После приема нужно выждать время перед тем, как принимать пищу.  Крещенские купания  традиционно 19 января, в праздник Крещения Господня, вода из любого источника обладает чудодейственными свойствами и  способностью исцелять, поэтому в этот день все православные христиане набирают ее в различные емкости и бережно хранят, добавляя  по необходимости небольшими капельками, например, в стакан с водой. Как вы помните, даже небольшая порция способна освятить  огромные объемы. Однако наиболее широко известен праздник Крещения массовыми купаниями. Погружения проводятся в вырезанной в  форме креста проруби, которая называется Иорданью. Окунувшись в холодную воду 19 января в Крещение, православный праздник,  верующий человек, как гласит поверье, избавляется от грехов и всех хворей на целый год.      Сагаалган           К торжествам готовились заранее, резали впрок скот, поскольку непосредственно в дни праздника это делать запрещалось. В канун праздника необходимо провести уборку в доме. В старину в эти дни доставалась и перетряхивалась вся одежда, готовились  особые наряды из самого дорогого шелка и парчи всем — от мала до велика. Готовили подарки, чистили и обновляли трубки, чтобы  поднести старшим зажженную трубку в праздник. Начинали готовить праздничные угощения. Празднование происходило в каждом доме.  Развешивали на веревке новые наряды. Варили мясо — баранину, говядину или конину, готовили буузы. В канун нового года верующие встречают великую защитницу Учения Будды — Палден Лхамо — Небесную Богиню. Покровительница всех живых существ в ночь перед этим днем обходит вселенную с особой ревизией. В этот день (бутуу удэр) желательно всем находиться дома, среди своей семьи.      В это день проводятся обряды поклонения домашним божествам и хозяину огня. В доме у божницы зажигаются лампады (зула),  воскуриваются благовония, преподносятся разные угощения. Следующий день — день Нового года. Верующие отмечают его присутсвием  молебна (хурала) в честь наступившего нового года.      В день прихода нового года глава семьи должен первым поприветствовать восход солнца дарами от семьи, обязательно  преподносились дары и духу местности, с просьбой о благополучии для всех близких.       В первый день Сагаалгана нужно вставать очень рано – в 4­5 часов утра.  Согласно поверьям ранним утром, до восхода солнца, в каждый дом заходит божество Палдэн Лхамо, которое подсчитывает всех людей. Проспавшие её заход, считается, упускают своё счастье на целый год. А те, кто в это время бодрствовал, наоборот, приобретут защиту буддийской богини Лхамо, и им будут сопутствовать удача и успех на протяжении всего года.            После утреннего туалета, необходимо зажечь зула, воскурить благовоние, преподнести подношение трём драгоценностям (Будде, Дхарме и Сангхе), а на улице поднести сэржэм (напиток в виде чая, молока или водки) божествам и хозяевам местности, разбрызгивая по всем сторонам со словами: «Ом А Хум», что означает очищение тела, речи и ума. После этого буддисты отбывают в дацан, где и встречают праздник Белого Месяца вместе со священнослужителями.     В день Сагаалгана принято начинать день с обхода округи с поздравления родителей, преподносить им хадак, подарки. Встречаясь со старшими, необходимо быть опрятно одетым, застёгнутым на все пуговицы. Преподносить хадак нужно ладонями вверх, поддерживая снизу руки старшего по возрасту. В этом случае обращённые кверху ладони символизируют чистоту помыслов, а поддерживание за локти — уважение к старости и мудрости. Если встречаются родственники, то одна рука остаётся наверху, а второй поддерживают снизу за локоть. После приветствия отходят в сторону, стараясь при этом не показывать спину. Мужчины по правую сторону дома, женщины – по левую, по возрастному порядку. После этого усаживаются за стол. В праздничный день навещают своих родных, друзей и знакомых, тем самым, укрепляя отношения и приучая младших с раннего возраста соблюдать традиции и обычаи. Заходя в гости, обязательно нужно подойти к алтарю и помолиться, после чего по приглашению хозяев пройти за праздничный стол. На второй день Сагаалгана совершается обряд «запуска коня ветров»: изображение «коня ветров», освящённое у ламы. «Хий морин» привязывают к дереву или помещают на крыше дома таким образом, чтобы обязательно развевалось на ветру. Считается, что «конь ветров» служит мощной защитой от несчастий и болезней, привлекая внимание высших существ и призывая помощь божеств. Его изображение также символизирует пожелание здоровья, счастья и достатка в новом году всем живым существам. Приложение ­ пожелания Пожелание детям­ одноклассникам Чтоб ты рос на радость маме, Чтоб учился хорошо, И чтоб добрыми делами Украшал бы  мир большой. Чтоб ты рос на радость маме, Чтоб учился хорошо, И чтоб добрыми делами Украшал бы  мир большой Чтоб ты рос на радость маме, Чтоб учился хорошо, И чтоб добрыми делами Украшал бы  мир большой Чтоб ты рос на радость маме, Чтоб учился хорошо, И чтоб добрыми делами Украшал бы  мир большой Чтоб ты рос на радость маме, Чтоб учился хорошо, И чтоб добрыми делами Украшал бы  мир большой. Чтоб ты рос на радость маме, Чтоб учился хорошо, И чтоб добрыми делами Украшал бы  мир большой Чтоб ты рос на радость маме, Чтоб учился хорошо, И чтоб добрыми делами Украшал бы  мир большой Чтоб ты рос на радость маме, Чтоб учился хорошо, И чтоб добрыми делами Украшал бы  мир большой Чтоб ты рос на радость маме, Чтоб учился хорошо, И чтоб добрыми делами Украшал бы  мир большой. Чтоб ты рос на радость маме, Чтоб учился хорошо, И чтоб добрыми делами Украшал бы  мир большой Чтоб ты рос на радость маме, Чтоб учился хорошо, И чтоб добрыми делами Украшал бы  мир большой Чтоб ты рос на радость маме, Чтоб учился хорошо, И чтоб добрыми делами Украшал бы  мир большой Чтоб ты рос на радость маме, Чтоб ты рос на радость маме, Чтоб ты рос на радость маме, Чтоб ты рос на радость маме, Чтоб учился хорошо, И чтоб добрыми делами Украшал бы  мир большой. Чтоб учился хорошо, И чтоб добрыми делами Украшал бы  мир большой Чтоб учился хорошо, И чтоб добрыми делами Украшал бы  мир большой Чтоб учился хорошо, И чтоб добрыми делами Украшал бы  мир большой Чтоб ты рос на радость маме, Чтоб учился хорошо, И чтоб добрыми делами Украшал бы  мир большой. Чтоб ты рос на радость маме, Чтоб учился хорошо, И чтоб добрыми делами Украшал бы  мир большой Чтоб ты рос на радость маме, Чтоб учился хорошо, И чтоб добрыми делами Украшал бы  мир большой Чтоб ты рос на радость маме, Чтоб учился хорошо, И чтоб добрыми делами Украшал бы  мир большой Чтоб ты рос на радость маме, Чтоб учился хорошо, И чтоб добрыми делами Украшал бы  мир большой. Чтоб ты рос на радость маме, Чтоб учился хорошо, И чтоб добрыми делами Украшал бы  мир большой Чтоб ты рос на радость маме, Чтоб учился хорошо, И чтоб добрыми делами Украшал бы  мир большой Чтоб ты рос на радость маме, Чтоб учился хорошо, И чтоб добрыми делами Украшал бы  мир большой Пожелание гостям – учителям Хотите, чтобы хорошее настроение не покидало вас? 1.Ешьте бананы. В их мякоти содержатся вещества, благодаря которым возникает чувство радости и спокойствия. 2.Ешьте апельсины. Они стабилизируют настроение, устраняют депрессию, печаль, тревогу.   И, конечно, шоколад. Он улучшает настроение и успокаивает «исстрадавшуюся» нервную систему. 3.Можно покатать на ладони грецкий орех или любой предмет с гранями (ручку, карандаш). Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Учеными доказано, что таланты каждого человека   находятся   на   кончиках   пальцев.   Давайте   развивать   наши   таланты   (и   таланты   детей)   с   помощью пальчиковой гимнастики. 4.Старайтесь смотреть на вещи оптимистично. УЛЫБАЙТЕСЬ! Учителя, которые улыбаются и которым улыбаются, живут  дольше! 5.Учитель не имеет права беспечно относиться к своему здоровью, ведь он – пример для подражания! Если плохо себя чувствуете,   разрешите   себе   выйти   на   больничный.   Оставьте   чувство   долга   –   ничего   со   школой   и   с   учениками   не произойдет! Приложение – ангелы и рождественская звезда

Конспект урока на тему "Праздники в религиях мира" (4 класс)

Конспект урока на тему "Праздники в религиях мира" (4 класс)

Конспект урока на тему "Праздники в религиях мира" (4 класс)

Конспект урока на тему "Праздники в религиях мира" (4 класс)

Конспект урока на тему "Праздники в религиях мира" (4 класс)

Конспект урока на тему "Праздники в религиях мира" (4 класс)

Конспект урока на тему "Праздники в религиях мира" (4 класс)

Конспект урока на тему "Праздники в религиях мира" (4 класс)

Конспект урока на тему "Праздники в религиях мира" (4 класс)

Конспект урока на тему "Праздники в религиях мира" (4 класс)

Конспект урока на тему "Праздники в религиях мира" (4 класс)

Конспект урока на тему "Праздники в религиях мира" (4 класс)

Конспект урока на тему "Праздники в религиях мира" (4 класс)

Конспект урока на тему "Праздники в религиях мира" (4 класс)

Конспект урока на тему "Праздники в религиях мира" (4 класс)

Конспект урока на тему "Праздники в религиях мира" (4 класс)

Конспект урока на тему "Праздники в религиях мира" (4 класс)

Конспект урока на тему "Праздники в религиях мира" (4 класс)

Конспект урока на тему "Праздники в религиях мира" (4 класс)

Конспект урока на тему "Праздники в религиях мира" (4 класс)

Конспект урока на тему "Праздники в религиях мира" (4 класс)

Конспект урока на тему "Праздники в религиях мира" (4 класс)

Конспект урока на тему "Праздники в религиях мира" (4 класс)

Конспект урока на тему "Праздники в религиях мира" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017