Конспект урока на тему "Жизнь древних славян" (4 класс окружающий мир)

  • Документация
  • docx
  • 30.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация к уроку "Жизнь древних славян"
Иконка файла материала урок древние словяне.docx
МОУ СОШ №3 г.Липецка имени К.А.Москаленко Урок окружающего мира в 4 классе. Курьянова Наталья Викторовна учитель начальных классов Тема урока: «Жизнь древних славян» Цели:  1.             2.              Обучающие: ­ познакомить детей с историей своего государства; ­ сформировать у учащихся представление о жизни древних славян; ­ познакомить с внешним видом, бытом, верованием славян; ­  учить работать с картой.  Развивающие:  развивать   внимание,   память,   умение   устанавливать     причинно­ следственные   связи,   активизировать   мыслительные     процессы,   развивать связную речь,     обогащать и активизировать   словарный запас, прививать интерес к географии, истории. 3.  Воспитывающие:   ­воспитывать   умение   слушать   товарищей,   умение   работать   в   группе; ­воспитывать интерес к истории своего  народа, уважительное отношение к нашим предкам. формировать умение выражать свои мысли, используя различные средства  формировать умение  читать и отвечать на вопросы к тексту; формирование умение строить речевое высказывание в устной форме. умение вести диалог.  Планируемый результат обучения, в т.ч. и формирование УУД: Сформировать у учащихся представление о жизни древних славян . Познавательные УУД:    Коммуникативные УУД:  общения в соответствии с конкретной ситуацией;  Личностные УУД:   Регулятивные УУД:  познавательную цель всего урока и отдельного задания;  деятельности, сотрудничестве с учителем и сверстниками. формировать чувство справедливости; формировать способность к самооценке. формировать   умение   контролировать   процесс   и   результаты   своей   включая   осуществление   предвосхищающего   контроля   в формировать   умения   самостоятельно   выделять   и   формулироватьМежпредметные связи: ИЗО, литература, русский язык. Ресурсы: учебник «Окружающий мир»    А.А. Плешаков 4 класс  Оборудование: интерактивная доска, презентация. На уроке использованы элементы методики работы  К.А.Москаленко  (жужжащее чтение, творческая работа, поурочный балл) Тип урока: изучение нового материала  Формы и методы работы: фронтальная, групповая, частично­поисковая Ход урока 1.      Организационный момент. (Формирование личностных УУД) Учитель. Звонок голосистою птицей Опять пролетел поутру. И мы начинаем учиться Труду, вдохновенью, добру. И мы начинаем учиться Всему, что узнал человек. Истории древней страницы Расскажут про каменный век. Раздвинутся мира границы,  Заманчив познания путь. И надо ещё умудриться В грядущее заглянуть. Путь этот цветами не выстлан, Тернисты его рубежи, Но в классе сидит любопытство, Которому в будущем жить. Учитель:  И в ваших глазах я тоже увидела любопытство, которое поможет   нам открыть много нового на уроке. 2.                Проверка домашнего задания    :3.       (Формирование коммуникативных, познавательных УУД) 1) Работа у доски в паре с консультантом: - соотнесите события с временными датами: телефон видеомагнитофон компьютер 1.Какое техническое изобретение не относится к периоду Новейшего времени? а) б) в) 2.Каким транспортом стали постоянно пользоваться в ХХ веке? а) б) в) 3. В каком году был совершён первый полёт человека в космос? а) б) в) пароходом паровозом самолётом в 1917 году в 1945 году в 1961 году 2)Фронтальная работа: ­ Какой раздел мы закончили изучать? (Страницы всемирной истории).   ­ Давайте вспомним, в каких эпохах мы побывали, выстроим цепочку времени,  историю развития человечества.  Первая эпоха ­ Первобытная история; вторая ­ Мир древности; третья ­ Средние века;  четвертая ­ Новое время;  пятая ­ Новейшее время.                 3.Актуализация знаний (Формирование   познавательных,   коммуникативных УУД)   регулятивных,   личностных,   Знаете ли вы, что есть на свете такая замечательная страна, где быль чудеснее  сказки? И находится она не за семью морями, далекими горами, а в учебнике  «Окружающий мир». Называется она Страной историей. Попасть туда нетрудно – стоит лишь перевернуть страничку.  Вы познакомились со «Страницами  всемирной истории».      Словно на машине времени вы перемещались из одной эпохи в другую. Увидели, какой сложный путь развития прошёл человек, прежде чем стал таким, как  сейчас.    3  .Вхождение в тему урока(Формирование   познавательных,   регулятивных,   личностных,                 коммуникативных УУД)      Ребята, с сегодняшнего урока мы начинаем изучение большого и сложного  раздела курса истории – «Страницы истории Отечества». Для того чтобы узнать,  о каком времени, о ком мы будем говорить на этом уроке,  необходимо выяснить  значение ключевого слова, входящего в это название. С этой целью давайте  выполним ряд заданий.  Найдите корень в следующих словах и сделайте предположение о  1) лексическом значении этих слов: а) предки  б) современники  в) потомки  2)На линии времени обозначьте год, в котором живем мы и наши современники;  ­дугой выделите части схемы, которые соответствуют времени жизни наших  предков и потомков. Подпишите их.(СЛАЙД 2) В результате получится следующее: предкипотомки2012 2. Прочитайте три высказывания, найдите среди них ложные (неправильные): a. Наши предки живут в далеком будущем. b. Наши потомки жили в далеком прошлом. c. Наши предки жили в далёком прошлом. ­Действительно, истинным (правильным) является только последнее  высказывание. Сегодня на уроке мы поговорим о наших предках.  ­   Молодцы!   Вы   замечательно   справились   с   этой   работой,   показав   хорошие знания . ­Как вы думаете, зачем мы изучаем историю наших предков? Нам интересно знать, как жили русские люди раньше. Хотим понять, чем они интересовались, что любили наши предки и что отвергали, чем занимались,  какую одежду носили, каким богам поклонялись.(СЛАЙД 3) Молодцы, ребята!   Не случайно эпиграфом нашего урока стали  слова великого русского поэта А.  С. Пушкина. Прочитайте их:    «…Клянусь честью, что   ни за что    на свете я  не хотел бы переменить  Отечество или иметь другую историю,   кроме  истории наших предков».(СЛАЙД 4)История России уходит корнями в глубокую древность. Она вмещает в себя  много славных страниц. Изучая историю родной страны, мы находим в ней  примеры, достойные восхищения и подражания, и предупреждения о том, как не  надо себя вести в настоящем и будущем. Поэтому историю называют  коллективной памятью народа.  4.Постановка темы и задач урока     (Формирование познавательных УУД)          ­ Тема сегодняшнего урока «Жизнь древних славян» (СЛАЙД 5) 5.   Работа над новой темой урока.                           коммуникативных УУД)  (Формирование познавательных, регулятивных, личностных,    Итак,  ребята! Отправляемся в Древнюю Русь.  В далёкие времена былинных русских богатырей Ильи Муромца, Добрыни  Никитича и Алёши Поповича,  на огромных пространствах Восточной Европы  по  берегам рек жили  наши предки ­ славяне.  (СЛАЙД 6) О происхождении славянского народа  имеются разные предположения Одно из них: название славяне образовано от слова слава и означает славный,  хвалимый.  Полторы тысячи лет прошло с тех пор, как по берегам рек Днепр, Волхов, Ока,  Западная Двина на большой лесной равнине поселились славяне.   Изначально древние славяне селились племенами. 1. Работа на карточках: ­ Перед вами КАРТОЧКА  с отрывком из Повести временных лет, в котором  говорится о расселении славянских племён. Подчеркните названия племен в  тексте. (Каждому ученику карточка). ­ Подчеркните названия племен в тексте. Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами,  потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и  назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке,  которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около  озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали  его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались  северянами. ­ Название, каких племён вы встретили в тексте? (поляне, древляне, дреговичи,  полчане, словени, северяне) 2. Работа с картой. (СЛАЙД 7) ­ Рассмотрите карту (с. 35 учебника)  Посмотрите на условные обозначения и скажите: ­ На какие 3 объединения делятся славяне? (восточные славяне, западные  славяне, южные славяне). ­ К какой из этих объединений относятся племена, которые вы нашли в тексте. (К восточ­ным славянам).Позднее от восточных славян произошли русские, украинцы и белорусы. (слайд 8 ) 3. Работа в тетради. (Контурная карта с. 13) Практическая часть: У вас на столе лежит Рабочая тетрадь № 2 ,откройте контурную карту на стр.13. Раскрасьте на ней различными цветами территории,  на которых жили восточные, западные, южные славяне.     ­ А дома подпишите названия рек, морей, племён восточных славян.   ­ Почему именно на этих территориях поселились древние славяне? Выслушиваются ответы детей.  На уроках окружающего мира вам уже говорили о том, что люди селились возле водоемов, потому что легко передвигаться, дают воду для питья и земледелия.  Древние славяне – не исключение. В поисках мест, удобных для земледелия,  богатых зверями и птицей, рек и озер, богатых рыбой, люди поднимались по  Днепру. Они заселили обширные земли по берегам рек. Места были водные,  медовые, охотничьи. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту. (СЛАЙД 9) 4.Занятия славян. (СЛАЙД 10) ­Чем занимались древние славяне? (Рыболовство, охота, разведение скота,  земледелие, бортничество – добыча меда.)  Но не только это привлекало первых поселенцев. Время тогда было беспокойное: очень много воевали. Поэтому древние славяне селились в труднодоступных  местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами, водой, густым  лесом, непроходимыми болотами. 5.Жилье древних славян. ­ Накануне некоторые из вас  получили задание . ­Как выглядело жильё древних славян расскажет нам    Черемисина Марина  (СЛАЙД 11) Жильем служили землянки, выкопанные в земле. В домах древних славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тон­ких слоев деревьев­жердей, очищенных от веток. Крыша тоже была из  жердей, а на ней толстые слои соломы. Внутри такого дома всегда было  прохладно, темно и сыро. Окна, прорубленные в стенах на ночь и в холода, закрывали досками или  соломой ­ ведь стекол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камняпечь ­ она обогревала дом, на ней же готовили еду.  Печь топилась по­черному, это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогло сохранить  тепло в помещении, но от этого все стены были в копоти и саже. В доме свободное место занимали стол и две­три деревянные лавки. В углу  лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами ­ это постели. Как ни просто устроено жилье, в нем можно укрыться от непогоды и дикого  зверя, согреться у печи и сварить еду. Жили славяне племенами, как правило, это были родственники, которые вели  совместное хозяйство. 6. Как выглядели славяне? ­ Как выглядели славяне и во что одевались? Чтобы ответить на эти вопросы, прочитайте статью на с. 36­37 учебника. (жужжащее чтение) Славяне, по описанию, были круглолицыми, с русыми волосами, с большими  голубыми глазами. Роста они были высокого, широки в плечах.(СЛАЙД 12) Одежда славян немного напоминала современную. Женщины носили длинные  рубашки, а мужчины – просторные рубахи, подпоясанные кожаными ремнями, и  штаны из грубого холста. На ногах носили лапти, сплетенные из лыка (коры липы) или туфли, сшитые из целого куска мягкой кожи. Ребята, а среди вас есть голубоглазые, русоволосые, добрые, честные? Так, значит, вы  и есть потомки славян! 7. Верования славян (боги). (СЛАЙД 13) Учитель: во что верили древние славяне?  ­ Лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер ­ всё казалось славянам живым,  одушев­лённым. Они считали, что всеми явлениями природы повелевают боги.  Так же, как и другие народы, славяне верили в богов. Они считали богов  похожими на людей. а) Каждый день выезжает из золотого дворца на огненных конях бог Солнца ­  Ярило. (Слайд 14). Но бывает так, что солнце сердиться на человека, и тогда  сохнут ручьи, реки, горят травы и посевы, голод губит людей и животных. б) Если черные тучи закрыли солнце, то разбушевался самый главный бог Перун.  Перун бог грома и молнии. (Слайд  15). Он бьет дубиной гремит гром; стрелами  молнии раскатывают тучи, поливает землю дождем.  Страшен в гневе Перун, он посылает на землю бури и ливни, выбивает градомхлеба, поджигает жилища, убивает скот и людей.  6. Славянские праздники. ­ Чтобы боги были к людям благосклонны, славяне устраивали в их честь  праздники.  Многие из них сохранились до наших дней. ­ Как вы думаете, какие это праздники?  Масленица. (слайд 16)  ­Кто помнит как на Руси встречали Масленицу? (Бычкова Юля) Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали  из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела  водили хороводы, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины символ  Солнца. ­Слышали праздник Иван­Купала? Кто может рассказать об этом празднике?  (Глотов Даниил). Иванов день. (Слайд 17)  Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и  девушки собирались у реки, надевали на голову венки, водили хороводы, пели  песни в честь Солнца. Ночью прыгали  через костры.Славяне верили, что огонь  очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и  купались. VI. Физкультминутка.(СЛАЙД 18) ­ Во время праздников славяне любили поиграть. Вот одна из таких игр: «Барашеньки крутороги». Барашеньки крутороги (дети изображают рожки на голове) По лесам ходили (ходьба с высоким подниманием стопы), По степям бродили (ходьба на носочках), На дудочке играли (ходьба на носках), Ваню потешали (улыбаются, строя рожицы друг другу). ­Троица. (Слайд 19)  Девичьим праздником назывался семик неделя перед Троицей. Этот праздник в древности посвящался богу Солнца Яриле и Ладе, богине семейного  согласия. В это время убирали лентами молодую березку священное дерево Лады  и украшали березовыми ветками дома. Девушки шли в лес плести венки из  цветов, водить хороводы и петь обрядовые песни.  Славяне умели не только трудиться, но и веселиться.­ Сохранялись ли эти праздники до наших дней? ­ Какие обычаи мы соблюдаем в своих семьях, которые пришли к нам от древних  славян? 6.                Самостоятельная работа: (Формирование   познавательных, коммуникативных УУД)   регулятивных,   личностных, Славяне   верили   в   духов.     Их   никто   не   видел,   а   только   слышал,   но представляли в образе, близком к человеческому. Духи бывают злые и добрые. Злых духов надо задабривать, склонять на свою сторону. Групповая работа  1 группа В старину его ласково называли «дедушкой» или  «хозяином». А представляли этот дух в облике маленького мужичка с седой  бородой, обросшего мягким пушком, с длинными когтями.   Как хорошие хозяева ублажали …?  И почему, переселяясь в новый дом, русские люди первой запускают  кошку? (Хорошие хозяева подкладывали домовому под печку горбушки хлеба,  немного вкусной еды, разноцветные ленточки. Славяне считали, что  домовой любит превращаться в собаку, в крысу, а чаще всего в кошку. В  кошачьем облике его и впускают в новый дом.)  2 группа  Его представляли лохматым бородатым стариком,  пузатым или горбатым. Он весь оброс шерстью, покрыт тиной или рыбной  чешуей, выпученные мутные глаза, как у рыбы, оттопыренные уши, нос без  ноздрей, тонкие длинные ноги, а между пальцами утиные перепонки. Иногда он принимал вид обычного человека и появлялся в деревне или городе. По  какому признаку можно было узнать, что это водяной? ( С левой полы его одежды постоянно капала вода.) 3 группа Вы заблудились в лесу. В старину в этом винили…  и  принимали меры, чтобы его обмануть. Какие это были меры? ( Заблудившийся должен был сесть на пенек, снять с себя одежду,  вывернуть её наизнанку и в таком виде надеть на себя. Обувь поменять с левой ноги на правую, произнести заговор: « Шел, нашел, потерял». А  выходить из леса нужно задом наперед, тогда следы ведут не из леса, а  в лес. Вот Леший и запутается.) 7. Закрепление, проверка полученных знаний. Подведение итогов урока. (Формирование   познавательных, коммуникативных УУД)   регулятивных,   личностных, 1. Книжная выставка, рекомендуемая литература. Более подробно о жизни славян вы можете узнать из книг на выставке или  в биб­лиотеке. 2.А полученные на уроке знания помогут ответить на вопросы теста. (СЛАЙД 20) ТЕСТ (У каждого на столе тест)  1.Русские, украинцы, белорусы произошли от: а) восточных славян; б) западных славян; в) южных славян. 2. Древние славяне жили: а) в одиночку; б) семьями; в) племенами. 3. Богом грома и молнии у древних славян был:  а) Зевс; б) Перун; в) Марс. 4. Свои дома славяне строили: а) из камня; б) кирпича; в) столбов деревьев. 5. Славяне носили одежду из: а) льна и шерсти;б) хлопка; в) шёлка. А теперь проверка. (Слайд 21). 3.Рефлексия.(СЛАЙД 22) И последнее задание: выберите тот смайлик, который отразит ваше настроение после  урока. 1. 2. На уроке было интересно! Все запомнил! Обычно! Запомнил частично! 3.       Трудно! Помогите! 8.Домашнее задание:  доделать задание № 3Р/Т Для ребят, которые хорошо поняли материал урока и  выбрали               выполнят творческую работу и напишут сочинение на тему: «Народное  братство дороже всякого богатства», Для ребят, которые затруднялись в усвоении материала и поднимали     прочитать текст на стр. 34­39. ­Задание в тетради стр. 13­14 № 1    Для ребят, которым требуется помощь учителя или консультанта –         С. 34–38. Выполнить задания 1–4.