Конспект урока "Обобщающий урок по теме « Основы учения о клетке»". (9 класс, биология)

  • Контроль знаний
  • docx
  • 04.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока предназначен для повторения темы "Основы учения о клетке", для учащихся 9 классов, УМК О.С. Габриелян. Урок содержит как теоретическую часть, так и самостоятельную работу. Задачами урока являются: систематизация и обобщение знаний учащихся о строении и функциях основных частей и органоидов клетки, об их взаимосвязях как основе целостности клетки, об особенностях строения растительных и животных клеток, о взаимосвязях строения и функций частей и органоидов клетки, о разнообразии клеток прокариот и эукариот, об обмене веществ как основе жизнедеятельности клетки.
Иконка файла материала 9 кл к.р клетка.docx
Урок биологии в 9 классе.                                                 «____»_______________ 20___ г. Обобщающий урок по теме « Основы учения о клетке». Цель. Проконтролировать знания учащихся по теме «Основы учения о клетке». Задачи. Образовательные: систематизировать и обобщить знания учащихся о строении и функциях  основных частей и органоидов клетки, об их взаимосвязях как основе целостности клетки,  об особенностях строения растительных и животных клеток, о взаимосвязях строения и  функций частей и органоидов клетки, о разнообразии клеток прокариот и эукариот, об  обмене веществ как основе жизнедеятельности клетки. Развивающие: продолжить формирование у учащихся умений сравнивать, делать выводы,  обобщать; развивать умения применять свои знания в тестовой структуре, оценивать свои  знания, выбирать правильные решения. Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда. Ход урока. 1. Огр. момент. 2. Проверка дом.задания. «Сравнительная характеристика автотрофов и гетеротрофов» Автотрофы Гетеротрофы Группа организмов по  способу питания Механизм добывания орг. веществ Процесс обмена веществ,  участвующий при   добывание углерода Источник энергии Примеры организмов 3. Фронтальный опрос. 1. Почему живая клетка является основной единицей строения, жизнедеятельности и развития организмов. 2. В чем заключается сущность биосинтеза? Процесса расщепления? 3. Назовите органоиды клетки, с которыми связан биосинтез белков. Каковы их  функции? 4. Назовите органоиды клетки, с которыми связан фотосинтез, аэробное дыхание.  Каковы их функции? Задание. Исходя из определений, впишите соответствующие термины. 1. Универсальным источником энергии – является … 2. Антикодон т – РНК УУЦ соответствует коду ДНК … 3. В процессе фотосинтеза кислород образуется при расщеплении…. 4. Структурной единицей, ответственной за синтез одной молекулы белка,  является … 5. Процесс расщепления высокомолекулярных органических веществ до  низкомолекулярных … 6. Ядро характерно для клеток … 7. Темновые реакции фотосинтеза протекают… 8. Процесс сборки белка называется… Проверка ответов. 1. АТФ. 2. ТТЦ. 3. Воды.4. Ген. 5. Диссимиляция. 6. Эукариот. 7. В строме хлоропластов. 8. Трансляцией. 4. Самостоятельная работа.1 вариант. 1. Все живые организмы состоят из 1)клеток                                                               2)тканей 3)органов                                                             4)систем органов 2. Согласно теории Шванна и Шлейдена, каждая клетка образуется     1)из первичного бульона                                 2)от клетки прокариот 3)мейозом                                                              4)от другой клетки 3. В животной клетке органоид, вырабатывающий энергию, – это    1)ядро                                                               2)лизосома    3)митохондрия                                              4)рибосома 4. К организмам, в клетках которых имеется оформленное ядро, относят  1)сыроежку                                                    2)вирус кори 3)сенную палочку                                           4)возбудителя туберкулеза 5. Что из перечисленного входит в состав молекулы ДНК? Выберите три верных  ответа и запишите цифры, под которыми они указаны. 1)остаток фосфорной кислоты                2)аденин                                  3)рибоза                         4)урацил                                                    5)дезоксирибоза                     6)аланин 6. Все реакции синтеза органических веществ в клетке происходят с 1)освобождением энергии 2)использованием энергии 3)расщеплением веществ 4)образованием молекул АТФ 7. Установите соответствие между органоидом эукариотической клетки и  особенностью его строения. ОРГАНОИД А)хлоропласт Б)эндоплазматическая сеть В)лизосома Г)митохондрия Д)комплекс Гольджи ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ 1)одномембранный 2)двумембранный     а      б        в        г     д 8. Установите соответствие между характеристикой обмена веществ в клетке и его  видом.  ХАРАКТЕРИСТИКА ВИД ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ1)энергетический 2)пластический А)происходит в лизосомах, митохондриях,  цитоплазме Б)происходит на рибосомах, в хлоропластах В)органические вещества расщепляются Г)органические вещества синтезируются Д)используется энергия, заключенная в  молекулах АТФ Е)освобождается энергия и запасается в  молекулах АТФ а б в г д е 9.Вставьте в текст «ДНК» пропущенные термины из предложенного перечня,  используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных  ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в  приведённую ниже таблицу. ДНК Молекула ДНК – биополимер, мономерами которого служат __________(А). В состав  мономера входят остаток фосфорной кислоты, пятиуглеродный сахар – __________(Б) и  азотистое основание. Азотистых оснований всего четыре: аденин, гуанин, цитозин и  __________(В). Бóльшая часть ДНК сосредоточена в ядре, а небольшие её количества  находятся  в митохондриях и __________(Г).    ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ: 1)  рибоза 2)  аминокислота 3)  рибосома 4)  урацил 5)  нуклеотид 6)  дезоксирибоза 7)  пластида 8)  тимин 10.Цитоплазма выполняет в клетке ряд функций: 1)является внутренней средой клетки 2)осуществляет связь между ядром и органоидами 3)выполняет роль матрицы для синтеза углеводов 4)служит местом расположения ядра и органоидов 5)осуществляет передачу наследственной информации 6)служит местом расположения хромосом в клетках эукариот2 вариант. 1. Как формулируется одно из положений клеточной теории? 1)клетки организма выполняют сходные функции 2)клетки организмов отличаются друг от друга размерами 3)клетки разных организмов сходны по своему строению   4)клетки одноклеточных и многоклеточных организмов имеют разный состав химических 2. Любая живая клетка организма обладает способностью к 1)самостоятельному движению                            2)образованию гамет 3)проведению нервного импульса                        4)обмену веществ 3. И растительная клетка, и животная клетка имеют 1)хлоропласты                                                     2)митохондрии 3)клеточную стенку                                            4) центральную вакуоль 4. Наибольшее количество энергии освобождается при расщеплении молекул 1)белков2)жиров 3)углеводов4)нуклеиновых кислот 5. Определенной последовательностью трех нуклеотидов в ДНК зашифрована в  клетке каждая молекула 1)аминокислоты 2)глюкозы 3)крахмала 4)глицерина 6. Формулу какого вещества следует вписать на месте пропуска в схеме химической  реакции? … + 6Н2О = С6Н12О6 + 6О2 1)кислорода                                           2)углекислого газа 3)глюкозы                                              4)хлорофилла 7.Установите соответствие между характеристикой и видом органоида клетки, к  которому она относится. ВИД ОРГАНОИДА А)наличие ДНК и рибосом Б)образование пищеварительных вакуолей ВИД ОРГАНОИДА 1)хлоропласт 2)лизосомаВ)гидролиз органических полимеров Г)первичный синтез органических веществ Д)наличие одной мембраны Е)образование из аппарата Гольджи а б в г д е 8.Установите соответствие между характеристикой и процессом жизнедеятельности  растения, к которому её относят. ХАРАКТЕРИСТИКА А)синтезируется глюкоза Б)окисляются органические вещества  В)выделяется кислород Г)образуется углекислый газ Д)происходит в митохондриях Е)сопровождается поглощением энергии ПРОЦЕСС ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1)фотосинтез 2)дыхание а б в г д е 9.В темновой фазе фотосинтеза, в отличие от световой, происходит… Выберите три  верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны. 1)использование в биохимических процессах молекул углекислого газа 2)поглощение энергии света молекулами хлорофилла 3)образование молекул глюкозы 4)синтез молекул АТФ 5)расщепление молекул воды 6)использование молекул АТФ 10.Вставьте в текст «Белки» пропущенные термины из предложенного перечня,  используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных  ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в  приведённую ниже таблицу. БЕЛКИ Молекулы белков состоят из большого числа молекул __________(А), соединённых в  длинные цепи за счёт образования множества __________(Б) связей. Большинство  белковых нитей закручиваются в спираль, которая может принять форму __________(В)Под действием температуры или химических веществ такие пространственные структуры  могут разрушаться. Данное явление получило название __________(Г).    ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ: 1)  глобула 2)  глюкоза 3)  аминокислота 4)  водородная 5)  пептидная 6)  хромосома 7)  диссоциация 8)  денатурация