Конспект урока "Обобщение Тип Членистоногие"

  • Контроль знаний
  • doc
  • 09.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока "Обобщение по теме "Тип Членистоногие" включает в себя задания на проверку и закрепление знаний учащихся по таким разделам, как "Систематическое положение", "Особенности морфологического строения", "Практическое значение", "Классификация", "Умение работать с литературным материалом - необычные стихи". задания включают в себя самопроверку.конспект урока
Иконка файла материала урок членистоногие.doc
МОУ Заворовская средняя общеобразовательная школа Конспект урока Тема: «Обобщение по теме  «Тип Членистоногие» с использованием информационно­коммуникативных технологий в образовании Предмет: биология. Тип урока: обобщение.  Продолжительность: 1 урок – 45 минут. Класс:  7. Технологии:   Microsoft PowerPoint Учитель: Нестерова  Лариса Анатольевна,  высшая квалификационная  категория2009 – 2010 учебный год Ход урока: Задачи:  1. Обобщить и конкретизировать знания о членистоногих, их  практическом значении. 2. Развивать знания и умения по определению животных. 3. Воспитывать бережное отношение к животным. 4. Формировать умение самооценки. 5. Продолжить формирование биологической грамотности. Оборудование: таблицы классов «Ракообразные», «Паукообразные»,  «Насекомые». Ход урока: I. Мотивация деятельности учащихся. Приветствие. Введение в тему урока. II. Воспроизведение и коррекция знаний, умений учащихся. Деятельность учителя Деятельность учащихся 1. Устный опрос учащихся. Тип Членистоногие – самый  многочисленный. Включает в  себя 1,5 млн видов. 1. Почему этот тип получил  такое название? 2. Какие классы включает этот тип? Назовите  представителей. Тело и конечности имеют  членистое строение. Класс ракообразные (краб  камчатский, речной рак,  дафния) Номер слайда 1 3Класс паукообразные ( паук­ крестовик, паук­серебрянка,  клещ таежный) Класс насекомые (муха, пчела,  бабочка крапивница). Устно дают характеристику  классам типа членистоногие. Выполняют работу в тетрадях  для самостоятельных работ. По окончании выполнения  работы учащиеся сами  проверяют и ставят себе оценку. Ответы:  I В – 2, 3, 6, 9, 12. II В – 4, 5, 7, 11, 14. III В – 1, 2, 8, 10, 13. 4 5 6 3. Назовите основные  признаки классов по плану: А) образ жизни; Б) отделы тела; В) количество ходильных ног;  Г) количество усиков; Д) особенности строения глаз. 2. Биологический диктант. I В – класс ракообразные II В – класс паукообразные III В – класс насекомые Из приведенных признаков  выберите те, которые  соответствуют животным  данного класса. 1. 3 пары ходильных ног. 2. 1 пара сложных фасеточных глаз. 3. 5 пар ходильных ног. 4. Все представители –  хищники. 5. 4 пары ходильных ног. 6. Дышат жабрами.7. Органы дыхания – трахеи. 8. Органы дыхания – дыхальца и трахеи. 9. Имеют две пары усиков. 10. Есть одна пара усиков. 11. Нет усиков. 12. Обитают в водной среде. 13. Обитают в почвенной,  водной, наземно­воздушной  среде. 14. Обитают в основном в  наземно­воздушной среде. Но  некоторые представители  обитают и в водной среде. Критерии оценок ко всем  заданиям: «+»                              оценка  5                                      5  4                                      4  3                                      3  2                                      2 3. Устная беседа. Что изучает систематика? Что является основным  критерием систематики? 4. Самостоятельная работа – 7 8 Систематика – это наука о  классификации организмов. Основным критерием  систематики является вид. В тетрадях для  самостоятельных работ  выполняют задание.Выполняют задание. 1. Дайте систематическое  положение: I В – краб дальневосточный. II В – тутовый шелкопряд. III В – скорпион азиатский. 5. Задания на применение  знаний в различных  ситуациях. Ребята, давайте немного  отдохнем. Послушайте  внимательно смешные стихи и  скажите, что в них верно, а  что нет. А) Смешные стихи на  внимание. 1. Птичкам маленький сачок Сплел умелый паучок.          (мухам) 2. Пчелка мчится пулей В дом родимый улей. (верно) 3. Дочерей и сыновей  Учит хрюкать муравей. (не муравей, а свинья) Б) Найдите спрятавшихся  животных внутри  9 10 1112 13 14 стихотворных строчек. 1. Притих камыш, мелькнула  птица, Все спит, ничто не  шевелится. (шмель) Выполняют в тетрадях для  самостоятельных работ. I В – насекомые: муравей, муха,  вошь, оса, шмель. 2. Знакома рыбам тень моя, Над гладью рек танцую я. II В – ракообразные: рак,  дафния, циклоп, креветка, краб. (комар) 3. Внутри снопа, укрыт от  III В – паукообразные: скорпион, каракурт, тарантул, паук­ глаз, серебрянка, паук­крестовик. Спокойно спал я целый час. (паук) 6. Самостоятельная работа – 2. Распределите животных по  классам. I В – насекомые II В – ракообразные III В – паукообразные Скорпион, рак, муравей, муха, шмель, вошь, дафния, циклоп,  оса, каракурт, креветка,  тарантул, краб, паук­ серебрянка, паук­крестовик. Самопроверка. 8. Устная беседа. Какие вы знаете типы  С полным и с неполным  превращением. С полным превращением: яйцо – личинка – куколка – взрослое  насекомое. С неполным превращением: яйцо – личинка – взрослое насекомое. I В – с неполным превращением:  В, Г, Д, З, К. II В – с полным превращением:  А, Б, Е, Ж, И.развития у насекомых? 9. Самостоятельная работа – 3. Распределите животных по  типу развития: I В – с неполным  Голова муравья, хоботок  превращением. II В – с полным превращением. бабочки, ноги комара, передние  крылья кузнечика, задние  крылья бабочки махаона. Выполняют в тетрадях для  самостоятельных работ. 1) Человек употребляет в пищу. 2)  Распространители  заболеваний. 3) Человек использует в  хозяйстве. 4) Кровососы. 5) Опылители. 6) Звено в цепи питания. А) Капустная белянка Б) Муха В) Кузнечик Г) Саранча Д) Клоп Е) Жук­носорог Ж) Пчела З) Медведка И) божья коровка К) таракан. Устная проверка и самооценка учащимися.   10. Зоошутка. Ребята, посмотрите,  внимательно на рисунок и  скажите, у каких насекомых  художник позаимствовал  части тела. Проверка. 11. Самостоятельная работа  15 16 17 18 19 20– 4. Все насекомые играют  различную роль в природе и  жизни человека. Укажите практическое  значение животных в природе  и жизни человека: 1) Краб, рак. 2) Малярийный комар,  таежный клещ, вошь, блоха. 3) Пчела, тутовый шелкопряд. 4) Муха, комар. 5) Бабочки, шмели. 6) Все членистоногие. Самопроверка. 12. Задания на применение  знаний в различных  ситуациях. А) Насекомоядные слова. Отгадайте насекомое,  залетевшее в каждое из слов  группы. П ­ ­ ­ ­ (руль для лошади). Д ­ ­ ­ ­ (аргумент) Пр ­ ­ ­ ­ (проволока для  передачи тока) Пр ­ ­ ­ ­ ник (директор  вагона) 2122 Сад ­ ­ ­ ­ (человек,  разводящий сад) Счет ­ ­ ­ ­ (бухгалтер в  старину) Хор ­ ­ ­ ­ (поющее и  танцующее кольцо людей) Диск ­ ­ ­ ­ (компьютерное  устройство) (ОВОД) С ­ ­ ­ ­ (чернота) ­ ­ ­ ­ ер (псевдоним Жана  Батиста Поклеена) ­ ­ ­ ­ берт (подставка  художника для холста,  картона) (МОЛЬ) Б) Стихи­загадки 1. Хоть летает, но не птица, Тонкой талией гордится. Собирает сладкий мед, Но вот в улье не живет. (Оса) 2. Во фраке зеленом маэстро Взлетает над лугом в цвету, Он – гордость лесного  оркестра И лучший прыгун в высоту. (Кузнечик) 3. Когда черен –23 и 24 25 Кусач и задорен, А покраснеет –  Сейчас же присмиреет. (Рак) 4. Пледы ест и одеяла, И шарфы и все ей мало! Вот обжора! Чтоб ей  лопнуть! Нет! Пора ее прихлопнуть! (Моль) 5. На большой цветной ковер Села эскадрилья – То раскроет, то закроет Расписные крылья. (Бабочка) 6. Кто они? Откуда? Чьи? Льются черные ручьи: Дружно маленькие точки Строят дом себе на кочке. (Муравьи) 7. Он на дне морском живет. Боком движется вперед. Клешни режут, словно нож, С пауком большим он  схож. (Краб) 8. Ходит над нами Вверх ногами, С нами обедает –Всего отведает, Станешь гнать –  Начнет жужжать. (Муха) В) Картинки­загадки  Задание:   Дайте название  животным и укажите к  какому классу они  относятся: Самопроверка. 13. Подведение итогов  урока. Рефлексия.