Конспект урока "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"
Оценка 4.7
Работа в классе +1
doc
русский язык
5 кл
01.04.2018
Данная методическая разработка урока, построена в соответствии с требованиями школьной программы, адекватно структуре учебника «Русский язык. 5 класс» авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибабы (М., 1999 и последующие издания).
Данная разработка — результат изучения положительного опыта работы учителей-словесников, попытка осмысления достижений практики и внедрения в учебный процесс эффективных форм и приемов обучения, в первую очередь Богдановой Г.А. Данные конспекты – это «переделки» в большей или меньшей степени конспектов Богдановой Г.А.
В основу каждого плана положен принцип: ход содержание каждого урока должны быть ориентированы на достижение конкретного результата, то есть на овладение определенными умениями и навыками и УУД.
Уроки планировались с учетом тех знаний, умений и навыков, которыми должны были овладеть пятиклассники в процессе изучения русского языка в начальной школе. Опора на них позволяет избежать дублирования уже известного учащимся материала.
5 кл ря.doc
Урок 67. Обозначение мягкости согласных
с помощью мягкого знака
Знать: об использовании мягкого знака для обозначения мягкости предыдущего
согласного; о написании сочетаний букв чк, чн, нч, нщ, рщ.
Уметь: выбирать орфограмму для обозначения мягкости согласного на письме.
I. Устная синтаксическая пятиминутка. Составьте и запишите предложение по
схеме:
II. Один из учащихся выполняет работу по карточке: располагает по алфавиту
слова стеречь, спартакиада, состязаться, слева, стадион, сдуть.
III. Запись в столбик под диктовку слов; справа от них — звуки, которыми
отличаются эти слова.
Образец: быть — быт ([т’] — [т]).
Угол — уголь, даль — дал, ков — конь, банка — банька.
— Охарактеризуйте записанные звуки. Какова роль мягкого знака в данных
словах?
Делается вывод о том, что в русском языке на конце слова и в середине перед
согласными мягкость согласных может обозначаться ь.
Запись под диктовку: брошь, ложь.
— Обозначает ли ь в данных словах мягкость согласных? (Нет, здесь ь
употребляется не для обозначения мягкости предшествующего согласного — звуки [ж],
[ш] всегда твердые, а как показатель принадлежности существительного к третьему
склонению.)
Запись в столбик под диктовку слов; справа от них — звуки, которыми они
отличаются.
Образец: мыл — мил ([м] — [м’]).
Вал — вол, выл — вил, лов — лев, мол — мел, лук — люк, мял — мал.
Делается вывод о том, что мягкость согласных может обозначаться не только ь, но
и гласными е, ё, ю, я.
Учащимся сообщается, что не обозначается обычно мягкость согласных (кроме л),
стоящих перед другими мягкими согласными (кости, песня), а также мягкость согласных
ч, щ, так как эти непарные согласные всегда мягкие.
IV. Закрепление материала.
1. Чтение § 59.
2. Упр. 296. В тетрадях записываются сочетания, в которых не пишется ь: чк, чн,
щн, нч, нщ, рщ.
(Необходимо избегать ошибок, когда учащиеся при фонетическом разборе слова
говорят, например, что в слове мять буква я смягчает звук [м], а ь смягчает звук [т].
Названные буквы только указывают на мягкость согласных, а не смягчают их, так как эти
звуки сами по себе мягкие.)
Домашнее задание: § 59; упр. 297.
1
Конспект урока "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.