Конспект урока окружающего мира «Посмотри вокруг.» 2 класс. Цель: познакомить с новым разделом «Путешествия». Оборудование: учебник, карточки: Тест по разделу « Общение». Этапы урока соблюдены, физкультминутка и практическая работа присутствует, Удобный урок для учителей начальных классов и познавательный для учащихся 2 классов.Конспект урока окружающего мира «Посмотри вокруг.» 2 класс. Цель: познакомить с новым разделом «Путешествия». Оборудование: учебник, карточки: Тест по разделу « Общение». Этапы урока соблюдены, физкультминутка и практическая работа присутствует, Удобный урок для учителей начальных классов и познавательный для учащихся 2 классов.
Конспект урока окружающего мира «Посмотри вокруг.» 2 класс
Цель: познакомить с новым разделом «Путешествия»
Оборудование:
учебник, карточки: Тест по разделу « Общение»
1. Актуализация учебных знаний
Ход урока:
Ребята, как называется раздел, который мы начинаем изучать.
Как вы думаете, что нового нас ждёт в материалах этого раздела?
Слово учителя: Изучив этот раздел мы узнаем как выглядит Земля; научимся определять стороны горизонта с
помощью компаса; познакомимся с водоёмами нашего края; отправимся в гости к весне; совершим путешествие
по родной стране, познакомимся с природой России; узнаем что такое карта и как её читать; побываем на
Красной площади в Москве; отправимся в город на Неве – СанктПетербург; осуществим плавание по Оке;
обойдём вокруг света; познакомимся с новыми странами; Совершим путешествие в космос. Но сначала
проверим как вы изучили раздел « Общение». Заполните тест.
2. Проверка домашнего задания.
Тест по разделу «Общение»
1. Вспомни «волшебные» слова.
а) Напиши, какие ты знаешь слова приветствия:
_________________________________________________________
б) Напиши слова благодарности:
_________________________________________________________
в) Какие ты знаешь слова извинения? Напиши:
_________________________________________________________
2. Верные ли следующие утверждения? Исправь ошибки:
а) Выходя из автобуса, мальчик должен пропустить девочку вперед;
б) Если мальчик в дверях встретился с девочкой, он должен побыстрее пройти вперед, чтобы не мешать ей;
в) Если девочка несет тяжелую сумку не мешай, не отвлекай ее.
3. Вспомни, как нужно вести себя за столом. Допиши правила:
а) Не клади ________ на стол;
б) Не ______________ с полным ртом;
в) За едой не _______________;
г) Не вытирай губы ____________, пользуйся __________
(Словапомощники: руками, читай, салфеткой, локти, разговаривай.)
3. Работа по теме урока
«Посмотри вокруг» беседа о Земле. Что такое горизонт?
Ребята, мы с вами живем на планете Земля. Вспомните, что вы о ней знаете.
А задумывались ли вы о том, какую форму имеет Земля?
Уже в древности мудрецы размышляли об этом. Они думали, что Земля – плоский остров, окруженный
океаном, а над ним находится купол, по которому движутся Солнце и Луна.
Как вы думаете, правы были древние мудрецы?
Чтобы определить, кто прав, прочитаем рассказ В.Горькова и Ю.Авдеева «Как выглядит Земля?» (учебник,
стр. 7273).
Так какой же формы Земля?
В этом люди убедились еще задолго до того, как поднялись в космос. Когда люди научились строить парусные
корабли и стали плавать по морю, они заметили одну интересную особенность: когда мореплаватели встречали
другой корабль, то вначале далеко в море появлялась мачта корабля. Лишь при приближении становился виден
весь корабль.
Прошло много времени, и люди поняли, что так может быть только если Земля по форме напоминает
шар.
Почти пятьсот лет назад отважный капитан Фернан Магеллан, плывя в одном и том же направлении на
своем парусном корабле в течение нескольких лет, обогнул Землю и вернулся обратно. Это стало еще одним
доказательством шарообразной формы Земли.
Что такое горизонт? Стороны горизонта
Отправляясь в путешествия, люди узнавали всё больше и больше нового о нашей планете. Земную поверхность,
которую они видели вокруг себя, стали называть «горизонтом».
Горизонт – это земная поверхность, которую мы видим вокруг себя.
Назовите предметы видимые на горизонте? Итак, граница горизонта, где небо как бы сходится с землей или водной поверхностью, называют «линией
горизонта».
Как вы думаете, можно ли добраться до линии горизонта?
Это сделать невозможно, потому что при движении она будет удаляться, т.е. линия воображаемая.
4. Физкультминутка
Все чаще жители древних стран, надолго уплывая от своей родины, отправлялись в далекие путешествия по
Земле. Как же они находили дорогу домой? (Ответы детей.)
Оказывается, они были очень наблюдательны и умели ориентироваться.
Различали четыре основных направления, которые называли «сторонами света». Сейчас мы называем их
«сторонами горизонта».
То направление, где Солнце поднимается выше всего и сильнее греет, они назвали югом.. Оттуда ветер чаще
приносит теплый воздух. Противоположное направление, где Солнце никогда не появляется, и откуда дуют
холодные ветры, назвали севером. На востоке Солнце как нам кажется, всходит, на западе заходит. Всё это
объединили в схему
Принято на схемах и картах всегда север обозначать вверху, юг – внизу, запад – слева, восток – справа.
Стороны света определяют с помощью прибора компас. О нем подробно мы узнаем на следующем уроке.
5.Практическая работа
Итак, представьте, что мы с вами отправились в путешествие. Попробуем нарисовать маршрут нашего
путешествия. (Работа в тетрадях)
За один день мы проходим расстояние, равное одной клетке. В первый день, выйдя из точки О, мы пошли на
север. Во второй день на запад. В третий на запад. В третий на север. В четвертый, пятый и шестой шли на
восток. В седьмой – на юг. В восьмой день – на запад. В девятый – на юг. В десятый снова на запад.
Куда мы вернулись? (Вернулись обратно. Проверка по схеме на доске.)
6.Физкультминутка
(Называть стороны горизонта, а дети поворачиваются. Север впереди)
5. Как ориентироваться по местным признакам?
Представьте, что мы с вами пошли в лес. Ходили по лесу, собирали грибы и сбились с дорожки. У нас нет
компаса. Что делать, как быть? Нам известно только, что дом расположен с северной стороны леса.
Оказывается, в такой ситуации надо просто быть наблюдательным и внимательным. Сама природа очень часто
дает нам подсказки, а мы их не видим.
1. Кора на отдельно стоящих в лесу деревьях грубее с северной стороны.
2. На стволах хвойных деревьев веток больше с южной стороны.
3. Мхов и лишайников больше на северной стороне камней и деревьев.
4. Муравейники располагаются с южной стороны от стволов деревьев.
5. У берёзы кора с южной стороны белее и чище ,чем с северной.
6. Снег весной быстрее тает на склонах, обращённых к югу.
Чтобы не ошибиться, лучше проверить несколько примет.
Как еще можно ориентироваться, если нет компаса? (По Солнцу, звездам)
6. Закрепление изученного
А теперь нужно вспомнить, о чем мы сегодня говорили на уроке.
Отгадайте загадку:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что она – большущий шар. (Земля) По каким доказательствам мы можем говорить о шарообразности земли?
Отгадайте загадку:
Он и летом и зимой
Между небом и землёй.
Хоть всю жизнь к нему иди
Он всё будет впереди. (Горизонт)
Что такое горизонт?
Что такое линия горизонта?
Отгадайте загадку:
Там где солнце утром всходит,
На ночь где оно заходит,
Там где ветры злые дуют,
И медведи где зимуют,
Каждый школьник должен знать,
Что б в лесу не заплутать. (Стороны горизонта) Можно ли добраться до линии горизонта?
Назовите стороны горизонта.
Как определить стороны горизонта по местным признакам?
7. Домашнее задание: учебник с. 7075 читать, учить определения;
Что каждый из вас узнал на уроке нового, чему научился?
Было ли вам интересно?
О чем бы вы еще хотели узнать?
Тест по разделу «Общение»
1. Вспомни «волшебные» слова.
а) Напиши, какие ты знаешь слова приветствия:
_______________________________________________________________________________________
б) Напиши слова благодарности:
_______________________________________________________________________________________
в) Какие ты знаешь слова извинения? Напиши:
_______________________________________________________________________________________
2. Верные ли следующие утверждения? Исправь ошибки:
а) Выходя из автобуса, мальчик должен пропустить девочку вперед;
б) Если мальчик в дверях встретился с девочкой, он должен побыстрее пройти вперед, чтобы не
мешать ей;
в) Если девочка несет тяжелую сумку не мешай, не отвлекай ее.
3. Вспомни, как нужно вести себя за столом. Допиши правила:
а) Не клади ________ на стол;
б) Не ______________ с полным ртом;
в) За едой не _______________;
г) Не вытирай губы ____________, пользуйся __________
(Словапомощники: руками, читай, салфеткой, локти, разговаривай.)
Тест по разделу «Общение»
1. Вспомни «волшебные» слова.
а) Напиши, какие ты знаешь слова приветствия:
_______________________________________________________________________________________
б) Напиши слова благодарности:
_______________________________________________________________________________________
в) Какие ты знаешь слова извинения? Напиши:
_______________________________________________________________________________________
2. Верные ли следующие утверждения? Исправь ошибки:
а) Выходя из автобуса, мальчик должен пропустить девочку вперед;
б) Если мальчик в дверях встретился с девочкой, он должен побыстрее пройти вперед, чтобы не
мешать ей;
в) Если девочка несет тяжелую сумку не мешай, не отвлекай ее.
3. Вспомни, как нужно вести себя за столом. Допиши правила:а) Не клади ________ на стол;
б) Не ______________ с полным ртом;
в) За едой не _______________;
г) Не вытирай губы ____________, пользуйся __________
(Словапомощники: руками, читай, салфеткой, локти, разговаривай.)