2 урок. Музыкально-театральные жанры (опера)
В музыкальном театре. Опера М. Глинки «Иван Сусанин». Народно-
эпическая образность и героика как характерные особенности русской
классической школы.
1.а) Драматургия музыкального произведения - это обобщение переживаний
человека: страдание, смятение, тревога, протест, которые чаще всего проявляются у
людей в столкновениях, спорах, конфликтах. Конфликт- это основа
драматургического развития.
Б) Этапы сценического действия: экспозиция, завязка, развитие, кульминация,
развязка.
В) Строение оперы.
Г) Жанры оперы: эпический, лирический, драматический, комический.
2. Что нам известно об этом композиторе?
Викторина: по творчеству М. Глинке (на оценку)(весь материал за начальн. шк,
5,6 кл.).
Чтение в папках новых фактов и запись в тетрадь.
Стр. 13, драматургия оперы? Опера «Иван Сусанин» - отечественная героико-
трагическая опера. Конфликтное противостояние двух сил как основа
драматургического развития оперы.
Создание таблицы и заполнение её в течении уроков 1 и 2 четверти.
Название
сочинения,
автор
М.И. Глинка
Арии
Сусанина
взойдёшь
Ария
«Ты
зоря»
Песни,
каватины
Песня Вани,
Каватина
Антониды
Хоры
Танцы
Полонез
Хор из
. Хор
интродукции
«Славься!»
Оркестровые
номера
Интродукция
.
3 урок.
В музыкальном театре. Опера М. Глинки «Иван Сусанин».
Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение
в творчестве М.И.Глинки.
Слушаем: Глинка М.И. «Интродукция» и «Полонез» из оперы «Иван Сусанин»
(фрагменты)
стр. 12-13 сравним нотные примеры.
Слушаем: Сопоставление двух контрастных образов в интродукции, (широкую, протяжную песню - песенность музыки, характеризующей русских,
и горделивую, запоминающуюся музыку танца, характеризующую поляков.
Это своего рода экспозиция оперы).
Образ русских – песенность, образ поляков – танцевальность.
Сравните с нотным примером на стр. 12, что есть общего.
Найдите два контрастных образа?стр.16 нотный пример.
Слушать Хор интродукции.
Хотя надо понимать, что уже в хоре интродукции происходит завязка
действия. Сопоставление контрастных образов интродукции, вариационное
развитие двух тем (мужского и женского хора) приводят к мужественной
энергичной теме - «русской фуге>>, выражающей силу и неустрашимость
русского народа, как об этом писал сам Глинка).
Почему в начале оперы звучит хор? (народ – главный герой оперы)
Стр. 14-15
Лирические образы Вани, Антониды. На с. 14-15 учебника записаны мелодии песни
Вани (из 1 действия оперы), а также мелодии рондо Антониды (из 1 действия оперы).
Какие черты русского народа переданы в образе Антониды?
Каватина и рондо Антониды.
Песня Вани.
Сравним нотные примеры песни и рондо.
На что похоже строение мелодий? ( на рус.нар. п.)
О чём это говорит?
Вернитесь на стр.16 и сравните с первой мелодией всей оперы. В них есть
сходство.
Вслушивание в основные мелодии главных персонажей - солистов (будь то Сусанин или
Ваня) и в сопровождение, вторящее мелодии, звучащее в согласии с ней или
противоречащее
(контрастирующее) ей, позволяет слушателям открыть искренность чувств или их
противоборство в душе героя.
Что передаётся в оперных ариях?
Сравним нотный пример с другими ариями, есть сходство?
Ария Сусанина «Ты взодёшь, зоря» стр. 17
Сравнить с началом оперы.
Хор «Славься».
Вывод: Драматургия оперы определяется её идеей, основанной на обобщении
исторических событий в характерах действующих лиц, за которыми - мысль и
чувство народа, видящего результат своих усилий.
Д\З: Сообщение или презентация: «Выдающиеся русские оперные певцы».
Подготовка к проверочной работе.
Конспект урока Опера М И Глинки " Иван Сусанин"
Конспект урока Опера М И Глинки " Иван Сусанин"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.