Данная методическая разработка урока, построена в соответствии с требованиями школьной программы, адекватно структуре учебника «Русский язык. 5 класс» авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибабы (М., 1999 и последующие издания).
Данная разработка — результат изучения положительного опыта работы учителей-словесников, попытка осмысления достижений практики и внедрения в учебный процесс эффективных форм и приемов обучения, в первую очередь Богдановой Г.А. Данные конспекты – это «переделки» в большей или меньшей степени конспектов Богдановой Г.А.
В основу каждого плана положен принцип: ход содержание каждого урока должны быть ориентированы на достижение конкретного результата, то есть на овладение определенными умениями и навыками и УУД.
Уроки планировались с учетом тех знаний, умений и навыков, которыми должны были овладеть пятиклассники в процессе изучения русского языка в начальной школе. Опора на них позволяет избежать дублирования уже известного учащимся материала.
5 кл ря.doc
Урок 5. Орфограмма
Знать: что такое орфограмма.
Формирование умения находить орфограммы в различных морфемах.
I. Запись на доске слов дом — домаа. В корне слова дом буква о стоит под
ударением, поэтому в написании гласной в корне этого слова нет выбора букв. В корне же
слова дом аа есть выбор букв (а или о), потому что гласная корня стоит в безударном
положении. То есть в корне данного слова есть буква, написание которой определяется
правилом. Такие буквы называются о р ф о г р а м м а м и.
Итак, в слове дом в корне нет орфограммы, в слове дома — орфограмма в корне
— буква о (проверочное слово — дом).
Запись на доске: орфограмма (греч.), орфос — правильный, грамма — письмо.
II. Чтение материала § 6 на с. 1113.
— Что такое орфограмма?
— Как вы понимаете выражения «орфограмма в корне», «орфограмма в
окончании»?
Учитель дает образец графического обозначения (объяснения) орфограммы:
указывается часть речи, затем выделяется часть слова, в которой есть орфограмма. Одной
чертой подчеркивается та буква, написание которой следует проверить, двумя — та,
которой определяется ее выбор.
Запись образцов обозначения (объяснения) орфограмм в различных морфемах:
III. Запись слов — по два примера — с орфограммой в корне и окончании.
IV. На доске записаны слова удивить, скрип, глядеть, загадать, жалеть,
загадка, жалко, скрипучий, стрелка, взгляд. Учащиеся должны вначале прочитать только
те, в корнях которых нет орфограммы, затем те, в корнях которых она есть. (Упражнение
направлено на отработку умения «видеть» орфограмму в слове, то есть «видеть» те места,
где можно допустить ошибку в написании слова.)
Затем слова, в которых нет орфограмм в корне, стираются с доски. Оставшиеся
слова учащиеся записывают и графически объясняют выбор гласной в корне.
При подборе однокоренных слов желательно использовать два способа:
1) изменение формы слова; 2) подбор однокоренного проверочного слова. Запись
лучше делать в два столбика.
Делается вывод о том, что безударная гласная в корне может быть проверена:
1) изменением формы слова; 2) подбором однокоренного проверочного слова.
V. Упр. 25, 26 (частично).
VI. Объяснительный диктант (при записи предложений безударные гласные в
корнях выделенных слов объясняются графически).
Я возвращался к себе в деревню. Тропинка проходила по просеке в сосновом лесу. Все
вокруг было покрыто пахучими травами. На поляне около опушки я разглядел синие цветы.
Полянки с ними были похожи на малюсенькие озера с синей водой. Я сорвал цветок. Когда я
встряхнул его, в нем прогромыхали созревшие семена. Домашнее задание: § 6, упр. 27; повторить слова, записанные в «Словарь трудных
слов».
(По К. Паустовскому)
Конспект урока "Орфограмма"
Конспект урока "Орфограмма"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.