Урок ОРКСЭ по теме: "Зачем творить добро".
Основные задачи урока:
- учить детей чувствовать и видеть «доброе и злое» в мире;
- развивать чувство толерантности, уважения и чуткого отношения друг к другу.
Учащиеся должны иметь четкое представление о понятиях «Добро» и «Зло», уметь давать оценку различным ситуациям и поступкам.
Урок учит давать анализ своим действиям и действиям товарищей, умению работать в составе группы, анализировать учебный материал, излагать свою точку зрения.
Зачем творить добро. Урок ОРКСЭ.docx
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Домодедовская средняя общеобразовательная школа № 9
КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ
Модуль «Православная культура»
Тема: «Зачем творить добро?»
Подготовила: Пономаренко Ирина Юрьевна,
учитель начальных классов
МАОУ ДСОШ № 9
1 2018 г.
Модуль «Основы православной культуры».
Тема урока: Зачем творить добро?
Цель урока: формирование у учащихся нравственных качеств и моральных ориентиров.
Задачи урока:
Образовательные:
Выработать понимание терминов «Добро» и «Зло»
Развивать умение обобщать, делать выводы.
Воспитательные:
Учить детей чувствовать и видеть «доброе и злое» в мире;
Развивать чувство толерантности, уважения и чуткого отношения друг к другу
Развивающие:
Развивать умение работать в группах, коммуникативной компетенции учащихся, творческих
способностей
Оборудование: Компьютер, экран, проектор. Песни «Твори добро», «Дорога добра»
Раздаточный материал: таблички «Найди пару», листья со словами, «Кодекс добра».
Наглядные пособия: два дерева, сердце, словарь Ожегова, учебник.
Предполагаемый результат:
Учащиеся имеют четкое представление о понятиях «Добро» и «Зло»,
умеют давать оценку различным ситуациям и поступкам,
способны дать анализ своим действиям и действиям товарищей,
умеют работать в составе группы, анализировать учебный материал, излагать свою точку зрения.
Ход урока.
1. Организация деятельности учащихся, психологический настрой.
Ребята, мы начнем наш урок с одной удивительной песни.
Послушайте её и подумайте, чему будет посвящен наш урок.
Звучит песня «Твори добро»
Твори добро на всей земле,
Твори добро другим во благо,
Не за красивое спасибо
Услышавшего тебя рядом.
Какова главная мысль этой песни? (Ответы учащихся)
2. Определение темы и цели урока.
Тема нашего урока «Зачем творить добро?»
Мы с вами исследуем главные моральные понятия в жизни «Добро» и «Зло».
И ответим на вопрос «Зачем творить добро?»
2 Как вы думаете? Что же такое добро? Что значит дарить добро? (Любить, уважать, дарить тепло
своей души, любить природу, помогать выживать животным. Быть аккуратными, вежливыми..)
Доброта то стремление человека дать полное счастье всем людям.
Как вы считаете, Добро и Зло всегда существовали на Земле?
А откуда взялось зло в мире? И вообще, что такое зло?
Библия говорит о том, что Бог создал рай на Земле, в котором все было прекрасно, зла не было.
Бог просил выполнять правила, установленные им на Земле. Но человек нарушил заповедь Бога,
связь между людьми и Богом нарушилась. Мир стал изменяться, стал жестоким и страшным, т.е. на
Земле появилось зло.
В библии также говорится, что от зла можно спастись и указывается путь спасения.
А как же это сделать? (не прятаться от Бога, попросить прощения, никогда не нарушать Его
заповедей)
Давайте вспомним золотое правило этики:
«Как хотите чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»
Всегда ли вы следуете этим правилам?
3. Игра «Найди пару» (работа в парах –таблички «начала» и «конца» правил)
Не наступить, а уступить.
Не разорвать, а склеить.
Не забрать, а отдать.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не кулак показать, а ладонь протянуть.
4. Открытие нового знания.
Работа с учебником.
В учебнике есть фраза «У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами…»
Словарная работа.
Кто такие эгоисты? (люди, заботятся об одном лишь себе, а до других ему нужды нет.)
Работа с словарем.
Дать определение понятия «эгоизм»
ЭГОИЗМ Себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к
интересам общества и окружающих.
Давайте хором прочтем эту фразу:
У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами.
5. Групповая работа. (Первая причина I группа, вторая причина II группа).
Прочтите первую причину.
Благодарность какое удивительное слово. Из каких слов оно состоит?
Благодарность благо и дар дарить
Благо – это то, без чего человек не может жить в радости.
О чем нам повествует древняя легенда?
(Древняя легенда рассказывает, как апостол Пётр пришёл в Рим.
Его рассказы о Христе восхитили многие сердца. А когото, напротив возмутили.)
Понравилась легенда?
Кого обвинили в поджоге города? ( Христиан)
Как с ними поступили? (Арестовывали, казнили)
Почему Пётр решил покинуть Рим? (Он был христианином)
Что это за странник повстречавшийся Петру? (Христос)
3 Что спросил поражённый Пётр у Христа? (Куда ты идёшь, Господи?)
Что ответил Христос? (Я иду в Рим, чтобы там умереть ещё раз.)
Почему Пётр содрогнулся от слов Христа? (Однажды он уже отрекся от своего учителя. Теперь он
бросал ещё и своих учеников.)
Как поступил Пётр в минуту тяжких преследований? (Вернулся в город.)
Для чего, с какой целью Пётр решил вернуться в опасный для жизни город?
(Чтобы в минуту тяжких преследований уберечь своих учеников от трусости и предательства,
поддержать их словом и примером)
Можно сказать, что Пётр подражал Христу и благодарен ему за его подвиг? (Да)
Как вы считаете, кто в этой легенде творил добро? (Христос и Петр)
Возможно даже рискуя своей жизнью.
Что говорил Христос, найдите в учебнике.
(Христос говорил, что Он «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». И
пояснил, что если кто хочет быть ему благодарным за его жертву, то пусть он сам будет добр к
людям.)
Разберем вторую причину.
(У религиозных людей бывают необычные внутренние переживания духовной радости.)
Так чему же радуются святые? (У человека может быть лишь несколько минут радости. Но и их
бывает достаточно, чтобы повернуть всю жизнь)
Это ещё одна причина, по которой христиане стремятся творить добро и не быть эгоистами.
Как влияет добро и зло на жизнь человека?
(Добро приносит им хорошее настроение и много друзей, а зло всё плохое.)
Почему у добрых людей много друзей, а у злых нет?
(Добрым все хотят помочь, так как они сами всем помогают, а злых боятся.
6. Работа по теме.
Продолжаем наше исследование.
Создадим портрет Добра.
Да! Многие из вас, верно понимают и чувствуют, что такое доброта. А более точно посмотрим в
«Словаре русского языка»
«Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям,стремление делать добро другим».
«Добрый1. Делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества. 2. Несущий
благо, добро, благополучие.и3. Хороший, нравственный. 4. Дружески близкий, милый. 5. Хороший,
отличный. 6. Безукоризненный, честный.)
Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец
поступков людей и отношений между ними. Зло – это противоположность добра, это то, что
мораль стремится устранить и исправить.
Совершать моральные(добрые) поступки сознательно, бескорыстно, а не с расчетом на выгоду или
награду – значит делать добро.
Какой орган отвечает за доброту? (сердце)
Но ведь сердце у всех одинаковое! Тогда от чего зависит доброта? (от души, душа живет в сердце)
Как нужно делать добро?
Как вы понимаете смысл: «За добро плати добром?»
7.Физминутка
Поиграем в игру «Топаем – хлопаем»
Если поступок добрый – хлопаем, плохой, злой – топаем.
замахнуться палкой на собаку;
4 сделать уборку в доме;
равнодушно пройти мимо плачущего малыша;
навести порядок в школьном дворе;
обидеть маму;
накормить бездомную собаку;
не позаботиться о младшем братике или сестрёнке;
подготовить концерт для пожилых людей и инвалидов;
не позаботиться о пожилой бабушке;
отнести вещи в организацию по социальной защите населения;
помочь детям сиротам и инвалидам;
сделать скворечники весной;
помочь пожилому человеку нести сумку.
поссориться с товарищем;
не покормить домашнего питомца;
подраться с мальчиками;
сделать кормушки птицам зимой
Игра «Доброе сердце»
Предлагаю вам выбрать из предложенных вариантов тот, который вам по сердцу. Ведь самое
главное в человеке — это сердце. Именно в сердце берет начало наша любовь к людям, сердцем мы
чувствуем друг друга.
Доброе дело настоящее, если делается по принципу:
«Ты мне, я тебя»
«Бескорыстно»
«Ради получения денег»
«Незаметно для других»
«Чтобы гордиться собой»
«Не ради себя, а ради Бога»
«Из любви к ближнему»
«Потому что заставили»
8. Творческая групповая работа. Какие плоды могут расти на дереве «Добро»?
А на дереве «Зло»? Договоритесь между собой и прикрепите листики на каждое дерево.
Слова прикрепляются на деревья.
Слова: тепло, война, смерть, слёзы, семья, ласка, разруха, отзывчивость, горе, обман,
насилие, взаимовыручка, помощь, трудолюбие, мужество, честь, жестокость,
скромность, милосердие, совесть, правдивость, хитрость, лживость, эгоизм.
Ученики Христа, подражая его жертве, стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже
явные опасности.
Такое состояние человека называют самоотверженность.
Как вы понимаете это слово?
Самоотверженность сам человек и отверженность(жертвование)
Жертвование своими интересами ради других, ради общего блага.
Как подражали Христу его ученики?
Какого человека можно назвать святым?
Жирным шрифтом в учебнике выделено слово святой. Читаем.
«Святой – такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт»
5 Да, ребята, святойэто проведший жизнь в служении Богу и после смерти признанный
христианской церковью покровителем верующих.
Знаете ли вы святых? Назовите их имена.
9. Закрепление.
А сейчас расскажите, пожалуйста, были ли в вашей жизни такие случаи, когда вы сами обидели
коголибо?
Поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами
обошлись так же?
Нужно проявлять живой, искренний интерес к окружающим людям. О том же говорит и Библия:
«Относись к другому как к самому себе, люби ближнего своего как самого себя».
Запомните и выполняйте это золотое правило добра!
Послушайте стихотворение игумена Романа.
Как дом, так сердце каждодневно
Необходимо выметать.
Оберегать от всякой скверны,
Не помнить зла, не оскорблять.
Любить без выгод и расчетов,
Соблазна ближним не давать,
Быть терпеливым к недочетам,
Великодушно все прощать.
Дружить с добром,
Душой болеть – ведь это значит
Себя для ближних не жалеть.
Чему учат строки этого стихотворения?
Можем ли мы с презрением относиться к людям бездомныму них нет дома , а у нас есть; мы
хорошо одеты, а на них обноски; мы сыты, а они голодают.
Как мы должны относиться к людям, попавшим в беду?
Помогая другим, ты помогаешь себе, потому, что творение добра приносит благо и радость для
тебя самого. Помните: чем больше мы отдаем добра другим, тем больше получаем его.
В нашей стране существуют благотворительные фонды. Фонд «Подари мне жизнь» актрисы Чулпан
Хаматовой. Организация заботится о детях, страдающих раком. Благотворительные акции
проводят и на телевидении.
Отправляя слово «Добро» смс–сообщением вы можете помочь тяжелобольным детям.
А в каких акциях вы участвовали в школе?
Доброе сердце надо воспитывать. Как спортсмены тренируют тело, так и нам с вами надо закалять
свою душу.
Добрые дела можно совершать не только делом, но и словом.
Пословицы: Доброе слово и кошке приятно. Доброе слово лечит, а злое калечит. Словом можно
убить.
10. Итог урока.
Притча о добре и зле. Какой волк победит?(видео)
Когдато давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет
зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир,
любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда,
задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
6 — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Я вам желаю, чтобы у вас победил волк, который творит добро.
А кормить вы его должны своими добрыми делами.
Ребята! Во время нашего исследования мы искали ответ на вопрос. Какой? Вспомните! («Зачем
творить добро?»)
Дополните свои первые ответы на вопрос «Зачем творить добро?»
Как на этот вопрос отвечают православные христиане? Зачем творить добро?
Назовите две причины, по которым христиане творят добро.
(Чтобы благодарить Христа за подвиг, чтобы испытывать духовную радость)
Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела.
Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не
пускайте зло в ваши сердца, души.
В память о сегодняшнем уроке я каждому приготовила «Кодекс добра».
Кодекс добра.
Делай добро.
Люби и прощай людей.
Относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.
Бойся обидеть человека.
Лучше отдай свое, чем возьми чужое.
Человек рожден для добра, а не для зла.
Пусть же этот Кодекс станет для вас важным документом и поможет в жизни быть добрым
человеком, научит вас отличать добро от зла
И запомните главное:
Не завидуйте чужому добру, довольствуйтесь тем, что имеете.
От зависти рождаются недобрые желания, а от недобрых желаний – злые дела.
11. Рефлексия
Закройте глазки. Подумайте, какое доброе дело ты можешь сделать дома, в школе, в транспорте,
на природе. Может быть, для родных, для друга, а, может, для незнакомого человека, для котенка,
для птичек. Кому ты сможешь подарить свою доброту?
Звучит Песня «Дорога добра»
Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за Солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба ведёт
Себя не как сестра,
А если с другом худо
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра!
7 Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь
Не детская игра!
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за Солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
12. Домашнее задание.
Какие добрые дела мы можем совершить сами? (Ответы детей.)
Доброе дело – это то, что дарит радость другому человеку.
Творите добро на благо людям! Это принесет вам счастье.
Список использованной литературы:
1. Книга для учителя «Основы религиозных культур и светской этики» М. Просвещение, 2010г.
2. Учебное пособие «Основы светской этики 45» М. Просвещение, 2010г.
3. Внеклассные мероприятия. М. ВАКО 2005г.
8
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.