КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Модуль «Православная культура» Тема: «Зачем творить добро?»
Оценка 4.8

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Модуль «Православная культура» Тема: «Зачем творить добро?»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
религиоведение
4 кл
16.05.2018
КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ   Модуль «Православная культура» Тема: «Зачем творить добро?»
Урок ОРКСЭ по теме: "Зачем творить добро". Основные задачи урока: - учить детей чувствовать и видеть «доброе и злое» в мире; - развивать чувство толерантности, уважения и чуткого отношения друг к другу. Учащиеся должны иметь четкое представление о понятиях «Добро» и «Зло», уметь давать оценку различным ситуациям и поступкам. Урок учит давать анализ своим действиям и действиям товарищей, умению работать в составе группы, анализировать учебный материал, излагать свою точку зрения.
Зачем творить добро. Урок ОРКСЭ.docx
Муниципальное автономное образовательное учреждение  Домодедовская средняя общеобразовательная школа № 9 КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Модуль «Православная культура» Тема: «Зачем творить добро?»      Подготовила: Пономаренко Ирина Юрьевна,                     учитель начальных классов        МАОУ ДСОШ № 9 1 2018 г. Модуль «Основы православной культуры». Тема урока: Зачем творить добро? Цель урока: формирование у учащихся нравственных качеств и моральных ориентиров.  Задачи урока: Образовательные:  Выработать понимание терминов «Добро» и «Зло» Развивать умение обобщать, делать выводы. Воспитательные:  Учить детей чувствовать и видеть «доброе и злое» в мире; Развивать чувство толерантности, уважения и чуткого отношения друг к другу Развивающие:  Развивать умение работать в группах, коммуникативной компетенции учащихся, творческих  способностей Оборудование: Компьютер, экран, проектор. Песни «Твори добро», «Дорога добра»  Раздаточный материал: таблички «Найди пару», листья со словами, «Кодекс добра». Наглядные пособия: два дерева, сердце, словарь Ожегова, учебник. Предполагаемый результат: ­Учащиеся имеют четкое представление о понятиях «Добро» и «Зло», ­ умеют давать оценку различным ситуациям и поступкам, ­ способны дать анализ своим действиям и действиям товарищей, ­ умеют работать в составе группы, анализировать учебный материал, излагать свою точку зрения. Ход урока. 1. Организация деятельности учащихся, психологический настрой. ­Ребята, мы начнем наш урок с одной удивительной песни.  ­Послушайте её и подумайте, чему будет посвящен наш урок.  Звучит песня «Твори добро» Твори добро на всей земле,  Твори добро другим во благо,  Не за красивое спасибо  Услышавшего тебя рядом. ­ Какова главная мысль этой песни? (Ответы учащихся) 2.  Определение темы и цели урока. ­ Тема нашего урока «Зачем творить добро?»  ­ Мы с вами исследуем главные моральные понятия в жизни «Добро» и «Зло».  И ответим на вопрос «Зачем творить добро?» 2 ­Как вы думаете? Что же такое добро? Что значит дарить добро? (Любить, уважать, дарить тепло  своей души, любить природу, помогать выживать животным. Быть аккуратными, вежливыми..) ­Доброта ­ то стремление человека дать полное счастье всем людям. ­Как вы считаете, Добро и Зло всегда существовали на Земле? ­А откуда взялось зло в мире? И вообще, что такое зло? ­Библия говорит о том, что Бог создал рай на Земле, в котором все было прекрасно, зла не было.  Бог просил выполнять правила, установленные им на Земле. Но человек нарушил заповедь Бога,  связь между людьми и Богом нарушилась. Мир стал изменяться, стал жестоким и страшным, т.е. на  Земле появилось зло. ­В библии также говорится, что от зла можно спастись и указывается путь спасения. А как же это сделать? (не прятаться от Бога, попросить прощения, никогда не нарушать Его  заповедей) ­Давайте вспомним золотое правило этики:  «Как  хотите чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» ­Всегда ли вы следуете этим правилам? 3. Игра «Найди пару» (работа в парах –таблички «начала» и «конца» правил) Не наступить, а уступить. Не разорвать, а склеить. Не забрать, а отдать. Не спрятать, а поделиться. Не кричать, а выслушать. Не кулак показать, а ладонь протянуть. 4. Открытие нового знания. Работа с учебником. ­В учебнике есть фраза «У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами…» Словарная работа. ­Кто такие эгоисты? (люди, заботятся об одном лишь себе, а до других ему нужды нет.) Работа с словарем. ­Дать определение понятия «эгоизм» ЭГОИЗМ­ Себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к  интересам общества и окружающих. ­Давайте хором прочтем эту фразу: ­У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами. 5. Групповая работа. (Первая причина ­ I группа, вторая причина ­ II группа). Прочтите первую причину. Благодарность ­ какое удивительное слово. Из каких слов оно состоит? Благодарность­ благо и дар дарить Благо – это то, без чего человек не может жить в радости. ­О чем нам повествует древняя легенда? (Древняя легенда рассказывает, как апостол Пётр пришёл в Рим. Его рассказы о Христе восхитили многие сердца. А кого­то, напротив возмутили.) ­Понравилась легенда? ­Кого обвинили в поджоге города? ( Христиан) ­Как с ними поступили? (Арестовывали, казнили) ­Почему Пётр решил покинуть Рим? (Он был христианином) ­Что это за странник повстречавшийся Петру? (Христос) 3 ­Что спросил поражённый Пётр у Христа? (Куда ты идёшь, Господи?) ­Что ответил Христос? (Я иду в Рим, чтобы там умереть ещё раз.) ­Почему Пётр содрогнулся от слов Христа? (Однажды он уже отрекся от своего учителя. Теперь он бросал ещё и своих учеников.) ­ Как поступил Пётр в минуту тяжких преследований? (Вернулся в город.) ­Для чего, с какой целью Пётр решил вернуться в опасный для жизни город? (Чтобы в минуту тяжких преследований уберечь своих учеников от трусости и предательства,  поддержать их словом и примером) ­Можно сказать, что Пётр подражал Христу и благодарен ему за его подвиг? (Да) ­Как вы считаете, кто в этой легенде творил добро? (Христос и Петр) Возможно даже рискуя своей жизнью. ­Что говорил Христос, найдите в учебнике. (Христос говорил, что Он «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». И  пояснил, что если кто хочет быть ему благодарным за его жертву, то пусть он сам будет добр к  людям.) ­Разберем вторую причину. (У религиозных людей бывают необычные внутренние переживания духовной радости.) ­Так чему же радуются святые? (У человека может быть лишь несколько минут радости. Но и их  бывает достаточно, чтобы повернуть всю жизнь) ­Это ещё одна причина, по которой христиане стремятся творить добро и не быть эгоистами. ­Как влияет добро и зло на жизнь человека? (Добро приносит им хорошее настроение и много друзей, а зло всё плохое.) ­ Почему у добрых людей много друзей, а у злых­ нет? (Добрым все хотят помочь, так как они сами всем помогают, а злых боятся. 6. Работа по теме. ­Продолжаем наше исследование. Создадим портрет Добра.  ­Да! Многие из вас, верно понимают и чувствуют, что такое доброта. А более точно посмотрим в  «Словаре русского языка»  «Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям,стремление делать добро другим».  «Добрый­1. Делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества. 2. Несущий  благо, добро, благополучие.и3. Хороший, нравственный. 4. Дружески близкий, милый. 5. Хороший,  отличный. 6. Безукоризненный, честный.) Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец  поступков людей и отношений между ними. Зло – это противоположность добра, это то, что  мораль стремится устранить и исправить. Совершать моральные(добрые) поступки сознательно, бескорыстно, а не с расчетом на выгоду или  награду – значит делать добро. ­Какой орган отвечает за доброту? (сердце) ­Но ведь сердце у всех одинаковое! Тогда от чего зависит доброта? (от души, душа живет в сердце) ­Как нужно делать добро? ­Как вы понимаете смысл: «За добро плати добром?» 7.Физминутка Поиграем в игру «Топаем – хлопаем» Если поступок добрый – хлопаем, плохой, злой – топаем. ­замахнуться палкой на собаку;  4 ­сделать уборку в доме;  ­равнодушно пройти мимо плачущего малыша;  ­навести порядок в школьном дворе;  ­обидеть маму;  ­накормить бездомную собаку;  ­не позаботиться о младшем братике или сестрёнке;  ­подготовить концерт для пожилых людей и инвалидов;  ­не позаботиться о пожилой бабушке; ­отнести вещи в организацию по социальной защите населения; ­помочь детям сиротам и инвалидам;  ­сделать скворечники весной;  ­помочь пожилому человеку нести сумку. ­поссориться с товарищем;  ­не покормить домашнего питомца;  ­подраться с мальчиками;  ­сделать кормушки птицам зимой  Игра «Доброе сердце» ­Предлагаю вам выбрать из предложенных вариантов тот, который вам по сердцу. Ведь самое  главное в человеке — это сердце. Именно в сердце берет начало наша любовь к людям, сердцем мы  чувствуем друг друга. Доброе дело настоящее, если делается по принципу: «Ты мне, я тебя» «Бескорыстно» «Ради получения денег» «Незаметно для других» «Чтобы гордиться собой» «Не ради себя, а ради Бога» «Из любви к ближнему» «Потому что заставили» 8. Творческая групповая работа. Какие плоды могут расти на дереве «Добро»?  ­А на дереве «Зло»? Договоритесь между собой и прикрепите листики на каждое дерево.  Слова прикрепляются на деревья.  Слова: тепло, война, смерть, слёзы, семья, ласка, разруха, отзывчивость, горе, обман,  насилие, взаимовыручка, помощь, трудолюбие, мужество, честь, жестокость,  скромность, милосердие, совесть, правдивость, хитрость, лживость, эгоизм.   ­Ученики Христа, подражая его жертве, стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже  явные опасности. Такое состояние человека называют ­самоотверженность. Как вы понимаете это слово? Самоотверженность­ сам человек и отверженность(жертвование) Жертвование своими интересами ради других, ради общего блага. ­Как подражали Христу его ученики? ­Какого человека можно назвать святым? ­Жирным шрифтом в учебнике выделено слово святой. Читаем. «Святой – такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт» 5 ­Да, ребята, святой­это проведший жизнь в служении Богу и после смерти признанный  христианской церковью покровителем верующих. ­Знаете ли вы святых? Назовите их имена. 9.  Закрепление.  ­ А сейчас расскажите, пожалуйста, были ли в вашей жизни такие случаи, когда вы сами обидели  кого­либо?  ­Поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами  обошлись так же?  ­Нужно проявлять живой, искренний интерес к окружающим людям. О том же говорит и Библия:  «Относись к другому как к самому себе, люби ближнего своего как самого себя».  ­Запомните и выполняйте это золотое правило добра! ­Послушайте стихотворение игумена Романа.  Как дом, так сердце каждодневно  Необходимо выметать.  Оберегать от всякой скверны,  Не помнить зла, не оскорблять.  Любить без выгод и расчетов,  Соблазна ближним не давать,  Быть терпеливым к недочетам,  Великодушно все прощать.  Дружить с добром,  Душой болеть – ведь это значит  Себя для ближних не жалеть.  ­Чему учат строки этого стихотворения? ­Можем ли мы с презрением относиться к людям бездомным­у них нет дома , а у нас есть; мы  хорошо одеты, а на них обноски; мы сыты, а они голодают. ­Как мы должны относиться к людям, попавшим в беду? ­Помогая другим, ты помогаешь себе, потому, что творение добра приносит благо и радость для  тебя самого. Помните: чем больше мы отдаем добра другим, тем больше получаем его.  В нашей стране существуют благотворительные фонды. Фонд «Подари мне жизнь» актрисы Чулпан  Хаматовой. Организация заботится о детях, страдающих раком. Благотворительные акции  проводят и на телевидении. Отправляя слово «Добро» смс–сообщением вы можете помочь тяжелобольным детям. ­А в каких акциях вы участвовали в школе? ­Доброе сердце надо воспитывать. Как спортсмены тренируют тело, так и нам с вами надо закалять  свою душу. ­Добрые дела можно совершать не только делом, но и словом. Пословицы: Доброе слово и кошке приятно. Доброе слово лечит, а злое калечит. Словом можно  убить. 10. Итог урока. Притча о добре и зле. Какой волк победит?(видео) Когда­то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет  зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир,  любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда,  задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: 6 — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. ­Я вам желаю, чтобы у вас победил волк, который творит добро. А кормить вы его должны своими добрыми делами. ­Ребята! Во время нашего исследования мы искали ответ на вопрос. Какой? Вспомните! («Зачем  творить добро?») ­Дополните свои первые ответы на вопрос «Зачем творить добро?» ­ Как на этот вопрос отвечают православные христиане? Зачем творить добро? Назовите две причины, по которым христиане творят добро. (Чтобы благодарить Христа за подвиг, чтобы испытывать духовную радость) ­ Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела. ­ Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не  пускайте зло в ваши сердца, души.  ­ В память о сегодняшнем уроке я каждому приготовила «Кодекс добра». Кодекс добра. Делай добро. Люби и прощай людей. Относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. Бойся обидеть человека. Лучше отдай свое, чем возьми чужое. Человек рожден для добра, а не для зла. ­ Пусть же этот Кодекс станет для вас важным документом и поможет в жизни быть добрым  человеком, научит вас отличать добро от зла И запомните главное: Не завидуйте чужому добру, довольствуйтесь тем, что имеете.  От зависти рождаются недобрые желания, а от недобрых желаний – злые дела. 11. Рефлексия ­Закройте глазки. Подумайте, какое доброе дело ты можешь сделать дома, в школе, в транспорте,  на природе. Может быть, для родных, для друга, а, может, для незнакомого человека, для котенка,  для птичек. Кому ты сможешь подарить свою доброту?  Звучит Песня «Дорога добра» Спроси у жизни строгой, Какой идти дорогой? Куда по свету белому Отправиться с утра? Иди за Солнцем следом, Хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра! Забудь свои заботы, Падения и взлёты, Не хнычь, когда судьба ведёт Себя не как сестра, А если с другом худо ­ Не уповай на чудо, Спеши к нему, всегда иди Дорогою добра! 7 Ах, сколько будет разных Сомнений и соблазнов, Не забывай, что эта жизнь ­ Не детская игра! Ты прочь гони соблазны, Усвой закон негласный: Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра! Спроси у жизни строгой, Какой идти дорогой? Куда по свету белому Отправиться с утра? Иди за Солнцем следом, Хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра!  12. Домашнее задание. ­Какие добрые дела мы можем совершить сами? (Ответы детей.) ­Доброе дело – это то, что дарит радость другому человеку.  ­Творите добро на благо людям! Это принесет вам счастье. Список использованной литературы: 1. Книга для учителя «Основы религиозных культур и светской этики» М. Просвещение, 2010г. 2. Учебное пособие «Основы светской этики 4­5» М. Просвещение, 2010г. 3. Внеклассные мероприятия. М. ВАКО 2005г. 8

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Модуль «Православная культура» Тема: «Зачем творить добро?»

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ   Модуль «Православная культура» Тема: «Зачем творить добро?»

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Модуль «Православная культура» Тема: «Зачем творить добро?»

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ   Модуль «Православная культура» Тема: «Зачем творить добро?»

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Модуль «Православная культура» Тема: «Зачем творить добро?»

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ   Модуль «Православная культура» Тема: «Зачем творить добро?»

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Модуль «Православная культура» Тема: «Зачем творить добро?»

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ   Модуль «Православная культура» Тема: «Зачем творить добро?»

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Модуль «Православная культура» Тема: «Зачем творить добро?»

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ   Модуль «Православная культура» Тема: «Зачем творить добро?»

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Модуль «Православная культура» Тема: «Зачем творить добро?»

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ   Модуль «Православная культура» Тема: «Зачем творить добро?»

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Модуль «Православная культура» Тема: «Зачем творить добро?»

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ   Модуль «Православная культура» Тема: «Зачем творить добро?»

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Модуль «Православная культура» Тема: «Зачем творить добро?»

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ   Модуль «Православная культура» Тема: «Зачем творить добро?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2018