Конспект урока Основ православной культуры 9 класс. Тема урока: «Религиозная политика Петра I»
Оценка 5
Разработки уроков
docx
религиоведение
9 кл
18.04.2017
Конспект урока Основ православной культуры 9 класс
Тема урока: «Религиозная политика Петра I»
Цели урока: познакомить с основными направлениями религиозной политики Петра I, выделив ее антиклерикальный и частично антиправославный характер, раскрыть причины такой политики; воспитать интерес и уважение к исследовательской работе с источниками; продолжить развитие навыков работы с историческими источниками.
Оборудование: историческая карта «Россия в первой половине XVIII века», репродукции картин русских художников о Петре I, репродукции икон святого апостола Андрея, апостола Петра, св. благоверного князя Александра Невского, портреты историков С.Ф. Платонова, Ю.Ф. Самарина, С.М. Соловьева, Н.М. Карамзина, фотографии Александро-Невской лавры, Петропавловского собора в Петербурге.Конспект урока Основ православной культуры 9 класс
Тема урока: «Религиозная политика Петра I»
Цели урока: познакомить с основными направлениями религиозной политики Петра I, выделив ее антиклерикальный и частично антиправославный характер, раскрыть причины такой политики; воспитать интерес и уважение к исследовательской работе с источниками; продолжить развитие навыков работы с историческими источниками.
Оборудование: историческая карта «Россия в первой половине XVIII века», репродукции картин русских художников о Петре I, репродукции икон святого апостола Андрея, апостола Петра, св. благоверного князя Александра Невского, портреты историков С.Ф. Платонова, Ю.Ф. Самарина, С.М. Соловьева, Н.М. Карамзина, фотографии Александро-Невской лавры, Петропавловского собора в Петербурге.
Конспект урока Основ православной культуры 9 класс.docx
Конспект урока Основ православной культуры 9 класс
Тема урока: «Религиозная политика Петра I»
Цели урока: познакомить с основными направлениями религиозной
политики Петра
выделив ее антиклерикальный и частично
антиправославный характер, раскрыть причины такой политики; воспитать
интерес и уважение к исследовательской работе с источниками; продолжить
развитие навыков работы с историческими источниками.
I,
Оборудование: историческая карта «Россия в первой половине XVIII
века», репродукции картин русских художников о Петре I, репродукции икон
святого апостола Андрея, апостола Петра, св. благоверного князя Александра
Невского, портреты историков С.Ф. Платонова, Ю.Ф. Самарина, С.М.
Соловьева, Н.М. Карамзина,
фотографии АлександроНевской лавры,
Петропавловского собора в Петербурге.
I. Проверка домашнего задания и повторение материала, изученного
Ход урока
на прошлом уроке.
О чем мы говорили на прошлом занятии?
Каково ваше отношение к личности Петра Великого?
Как вы думаете, почему историки часто сравнивают Петра I с
Владимиром Красным Солнышком? Что их объединяет? (Смелость и
ответственность в принятии судьбоносных решений для русского
государства) В чем различия? (В характерах) Учащиеся вспоминают задание
№ 5 в Рабочей тетради к прошлому уроку.
Проверка задания № 10 в Рабочей тетради (учащиеся работают с
С каким царем сравнивает автор Петра? Почему? Подтвердите свою
мысль цитатами из текста.
Основателем какой цивилизации, по мнению М.О. Меньшикова, стал
Петр I? Объясните ее наименование. (Учащиеся рассматривают в учебнике на
с.12 репродукцию картины А.Васнецова «Основание СанктПетербурга».)
Согласны ли вы с автором текста?
Учитель. Только что мы с вами выполнили работу по анализу
исторического текста. С его автором можно соглашаться, а можно иметь и
свою точку зрения, но важно уметь различить авторскую мысль и передать ее
без искажений. Каждый исторический исследователь имеет право на свое
текстом).
Петра»?
учителями?
объясните ее смысл.
В чем, по мысли М.О. Меньшикова, «незабвенная и великая заслуга
Почему Петр считал шведов, вообще, и Карла XII, в частности, своими
В чем была роковая ошибка Петра? Зачитайте эту часть текста и отношение к тому или иному историческому факту, тому или иному
историческому персонажу. Его точка зрения зависит от степени его
информированности, а также от его мировоззренческих установок. Главное
условие, которое предъявляет историческая наука к любому исследователю,
следование фактам, отсутствие их фальсификаций. Но в освещении данного
факта историк неизбежно проявляет свое видение, свое отношение к нему.
Вот почему при анализе текстов важно знать мировоззренческую позицию его
автора, основные вехи его жизненного пути.
Кому принадлежит анализируемый нами текст? (М.О. Меньшикову) Что
вы знаете об этом авторе? Где, в каких источниках, мы можем найти сведения
о нем, его жизненном пути, его мировоззрении? (В энциклопедиях,
тематических словарях, интернете)
Учитель сообщает основные сведения о М.О. Меньшикове (см. в рубрике
«В помощь учителю».)
Учитель.
Зная биографию Михаила Осиповича Меньшикова, мы
понимаем, почему, характеризуя эпоху Петра, основное внимание он уделяет
военному мастерству царя.
Таким образом, в исторической науке неизбежно многообразие подходов
к историческим фактам. Если мы хотим более объективно оценить
историческое событие или историческую личность, необходимо знать и уметь
анализировать мнение различных исследователей. Чем больше подходов, тем
более объективный взгляд на историю. Личность Петра I и его реформы
вызывают особый разброс мнений историков.
II. Объяснение нового материала.
1. Противоречивость реформ Петра I.
Учитель. Дома вы в Рабочей тетради (задание № 4 к прошлому уроку)
могли прочитать о реформе Петра в области летоисчисления и времени.
Перескажите, в чем состояли нововведения царя в этом направлении. (Ответы
учащихся).
Какое значение время имеет в жизни человека и общества?
Петра нередко называю «спешащим царем». Как вы думаете, почему?
Рассказ учителя о некоторых реформах Петра I в государственной и
бытовой сферах.
2. Коренное изменение государственной религиозной политики.
Учитель. О реформах этого царя вы много говорили на уроках истории
России. Учитывая особенности нашего учебного курса, мы наше внимание
обратим на реформы Петра I в сфере религиозной политики. Все его реформы
в данном направлении привели к тому, что Церковь была полностью
подчинена государству, превращена в одну из структур общего
государственного аппарата. Я прошу вас запомнить эту мысль (она выделена
жирным шрифтом в учебнике на с. 14), т.к., в конечном итоге, именно эти
изменения привели к росту атеизма в российском обществе в XIX веке и
гонениям на Церковь в XX веке. (Данный вывод учитель записывает на доске). Рассказ учителя о религиозных реформах: отказ от участия царя в
пышных церковных церемониях (кремлевские шествия в пасхальные дни, в
Вербное воскресенье и т.д.), регламентация церковной жизни, отмена тайны
исповеди, отмена патриаршества, принятие Духовного регламента и
учреждение Святейшего Синода (1721 г.); введение клятвенной присяги
духовенства на верность императору, запрет скитского пустынножительства,
введение социальных обязанностей для монастырей, ограничения в постриге
монахов, отбор монастырских угодий.
3. Причины и последствия религиозной политики Петра I.
Учитель. Чтобы понять реформы Петра I в области религиозных
отношений, важно разобраться в их побудительных причинах. Почему Петр
упразднил патриаршество, почему поставил Церковь в зависимость от
государства, почему нарушил симфонию властей? Различные историки
высказывают различные точки зрения по данным вопросам. Некоторые из них
опубликованы в наших Рабочих тетрадях. Мы постараемся разобраться в
мнениях историков, проведя источниковедческий анализ текстов. Эти
отрывки принадлежат пяти историкам: В.Н. Тростникову, С.Ф. Платонову,
Ю.Ф. Самарину, С.М. Соловьеву, Н.М. Карамзину.
Кто из перечисленных авторов вам известен из курса отечественной
истории? Что вы о них знаете? Кто не известен?
Учащиеся вспоминают основные характеристики перечисленных
историков. Если они затрудняются, учитель их корректирует, дополняет (см.
материал в рубрике «В помощь учителю»).
Учитель делит класс на пять групп. Каждая из групп работает над
отдельным источником: первая анализирует размышления В.Н. Тростникова
(задание 2 к уроку в Рабочей тетради), вторая – размышления С.Ф. Платонова
(задание 4 к уроку в Рабочей тетради, 1 и 2 абзацы), третья – размышления
Ю.Ф. Самарина (задание 4 к уроку в Рабочей тетради, 3 и 4 абзацы), четвертая
размышления С.М. Соловьева (задание 4 к уроку в Рабочей тетради, 5 абзац),
пятая – размышления Н.М. Карамзина (задание 4 к уроку в Рабочей тетради, 6
абзац). Анализ текстов проводится в соответствии с вопросами, которые
записаны на доске:
1. Каковы причины религиозных реформ Петра I, вообще, отмены
патриаршества, в частности?
российского общества?
2. Каковы последствия этих реформ для Православной Церкви и
Анализ и обсуждение выполненной работы.
4.
Усиление антиправославной направленности государственной
политики в России.
Вспомните, каково место святых в Православной Церкви?
– Как относился русский народ к почитанию святых? Почему?
Перечислите имена наиболее почитаемых святых на Руси?
Как происходила канонизация святых на Руси? (Все начиналось с
местного почитания святого еще до канонизации, затем собирались данные о чудесах, происходящих по молитвам будущего святого, затем на
соборе происходила канонизация данного святого)
В петровский период под видом борьбы с народным невежеством
фактически запрещена канонизация святых.
Как вы думаете, как простой народ воспринял это «нововведение»?
(Отрицательно.)
Учитель. В результате единое русское общество разделилось на две
части: элита, которая усваивала западные нововведения, в том числе и в
религиозной культуре, и народ, который тяготел к православным традициям и
несмотря на запреты был верен вере предков.
Вспомните, в каких христианских церквях отрицается культ святых? (В
протестантских)
Распространение в петровской России протестантизма и католицизма;
развитие масонства и оккультизма (словарная работа: масонство, оккультизм),
появление и укрепление атеистических взглядов (словарная работа: атеизм –
мировоззрение, отрицающее существование Бога).
5. Святые петровской эпохи.
Учитель.
Проводя политику на запрещение почитания святых,
император Петр всетаки сделал исключение для трех святых. Что это за
святые, вы можете догадаться, рассмотрев репродукции их икон учебнике на
с.1819, а также прочитав церковный календарь в задании № 1 к уроку в
Рабочей тетради.
Почему в церковном календаре у одного святого может быть две,
иногда и три даты празднования их памяти? (Кроме дней ухода к Господу,
также дни обретения святых мощей)
Каким святым Петр I отдавал предпочтение? Почему?
Посмотрите на репродукцию иконы благоверного князя Александра
Невского (учебник, с.19). Как изображен на иконе этот святой? В каких
одеждах? Почему?
Рассказ учителя о строительстве Петропавловской крепости,
АлександроНевской лавре.
Какой вывод мы можем сделать из сказанного о почитаемых Петром
святых?
Учитель. Император Петр I в своей государственной политике не только
Церковь, но и святых пытался сделать своими «союзниками», заставить их
служить своей идеи Великой России.
III. Закрепление изученного материала.
Каким образом изменилось место государя в системе церковных
отношений во времена Петра I?
Способствовали ли новые тенденции религиозной жизни России
формированию единства общества? Докажите свою точку зрения.
IV. Домашнее задание: & 2 учебника; задание в Рабочей тетради № 3 к уроку; подготовить
защиту проектов о жизни и служении святителей Митрофана Воронежского,
Дмитрия Ростовского, Филофея Сибирского и Тобольского, Иннокентия
Иркутского.
Первый орден Андрея Первозванного.
(его девиз «За веру и верность»)
В помощь учителю
В 1698 г. учрежден Петром в день Андрея Первозванного. Он
представлял собой серебряную звезду (восьмиконечную). Звезда не имела
строго установленной формы. В центре ее всегда помещался косой
Андреевский крест в окружении девиза «За веру и верность». Знаком ордена
служил Андреевский крест синей эмали на двуглавом орле. Звезду носили на
левой стороне груди, знак – у пояса, на голубой ленте, надевавшейся через
правое плечо. В особо торжественных случаях вместо ленты надевалась
специальная орденская цепь.
В проекте устава ордена Петр писал: «При сем похвальном предприятии
и настоящем названии сего Ордена, достойно Мы с должным благодарением
на память привели: что Бог первое и превеликое благодеяние орудием своим,
св. апостолом Андреем (который первым был с братом Петром, коих Христос
от рыболовного дела к Апостольству призвал, после Вознесения Христова, по
свидетельству Григория Назманзина, Никифора и прочих церковных
писателей) нашему Российскому Государству и народу явил в том, что он в
Скифии, при Понте Евксинском (Черное море), и в Сармации первый
проповедуя Евангелие Христово, и на горе, близ Днепра реки, благословляя
всю Российскую землю, семя Святого Евангелия разсеял, а потому, как
предание гласит, некоторые из жителей той страны в то же время, а по
прошествии нескольких веков через Ольгу и Владимира,и вся Российская
земля от идолослужения и слепоты к святому крещению и познанию
Евангельской и Христианской веры обращена была».
Этот орден высшая и весьма редкая награда. Кавалеров ордена за все
годы его существования чуть больше тысячи. Среди них – Суворов, Кутузов,
канцлер А.М.Горчаков, барон, меценат, президент академии художеств,
директор Публичной библиотеки А.С. Строганов и его внук – основатель
Строгановского училища декоративноприкладного искусства С.Г. Строганов.
Интересный факт, что второй (по счету) орден был пожалован Мазепе. В
1708 г. за измену он был лишен этого ордена. И Петр для него специально
хотел учредить «орден Иуды». В 1988 г. РПЦ учредила орден и знак св. Андрея Первозванного. Им
награждаются епископы, священно и церковнослужители за заслуги перед
церковью, педагогическую деятельность, богословские труды.
Святой Андрей считался так же покровителем путешественников и
мореплавателей. Поэтому именно Андреевский флаг, который царь в письмах
называл «образом Креста Св. Андрея», стал с 1703 г. российским флагом, с
ним связана история флота.
ии Ои
Миха л
Основные сведения об историках и публицистах
сипович М ньшиков
(25 сентября 1859 г., г. Новоржев
Псковской губернии — 20 сентября 1918 г., близ озера Валдай) — русский
мыслитель, публицист и общественный деятель, один из идеологов русского
националистического движения.
еи
Окончил Кронштадтское морское техническое училище. Участвовал в
нескольких морских экспедициях, во время которых проявился его
литературный талант.
В своей публицистике М. О. Меньшиков затрагивал вопросы
национального сознания русской нации, занимал патриотическую позицию,
направленную на защиту интересов русских и российского государства.
Предвидел национальную катастрофу. Переписывался с выдающимися
деятелями русской культуры конца XIX – начала XX вв..
ои
историк.
Самара) — русский
Серг й Фёдорович Плат нов
После революции Меньшиков был отстранён от работы в газете, 14
сентября 1918 года арестован сотрудниками ВЧК, а 20 сентября расстрелян
на берегу Валдайского озера на глазах его шестерых детей. Реабилитирован в
1993 году.
еи
1933,
(16 (28) июня 1860, Чернигов — 10
января
Членкорреспондент
Петербургской академии наук с 5 декабря 1909 года, действительный член
Российской академии наук с 3 апреля 1920 года. В 1895—1902 годах был
приглашён (как один из наиболее талантливых университетских профессоров)
в качестве преподавателя русской истории к Великим князьям Михаилу
Александровичу, Дмитрию Павловичу, Андрею Владимировичу и Великой
княгине Ольге Александровне. К Октябрьской революции отнёсся
отрицательно, посчитав её случайной и ни с какой точки зрения не
подготовленной, однако уже через несколько месяцев был вынужден пойти на
сотрудничество с большевиками, помогая налаживать работу по спасению
петроградских архивов и библиотек. В ночь на 12 января 1930 года был
арестован вместе со своей младшей дочерью Марией по подозрению «в
активной антисоветской деятельности и участии в контрреволюционной организации». После 19месячного ареста был выслан в сопровождении двух
своих дочерей в Самару, где 10 января 1933 года скончался в больнице. Был
похоронен на городском кладбище.
аи
еи
(18191876) русский философ, публицист, общественный деятель.
Окончил филологический факультет Московского университета (1838). В
1844 защитил магистерскую диссертацию «Стефан Яворский и Феофан
Прокопович». Был активным участником редакционных комиссий по
крестьянской реформе 1861. Принадлежал к славянофилам.
Серг й Мих йлович Соловьёв
(5 (17) мая 1820 года, Москва — 4 (16)
октября 1879 года, там же) — русский историк; профессор Московского
университета (с 1848), ректор Московского университета (1871—1877),
ординарный академик Императорской СанктПетербургской Академии наук
по отделению русского языка и словесности (1872), тайный советник. Вся его
жизнь протекала в Москве. Семья (отец — священник) воспитала в Соловьёве
глубокое религиозное чувство, сказавшееся позже в том значении, какое он
придавал в исторической жизни народов религии вообще и, в применении к
России, православию в частности. Его сын, Владимир Сергеевич Соловьёв,
станет выдающимся русским философом, историком, поэтом, публицистом,
литературным критиком, сыгравшим значительную роль в развитии русской
философии и поэзии конца XIX — начала XX веков. Другой сын, Всеволод
Сергеевич Соловьёв — романист, автор исторических романов и хроник. 30
лет неустанно работал Соловьёв над «Историей России», славой его жизни и
гордостью русской исторической науки. «История России» доведена до 1774
года.
аи
аи
ии
Никол й Мих йлович Карамз н
Почётный член Императорской Академии наук
(1 [12] декабря 1766, родовое
поместье Знаменское Симбирского уезда Казанской губернии — 22 мая [3
июня] 1826, СанктПетербург) — выдающийся историк, крупнейший русский
литератор.
(1818),
действительный член Императорской Российской академии (1818). Создатель
«Истории государства Российского» в 12 томах — одного из первых
обобщающих трудов по истории России. Император Александр I именным
указом даровал звание историографа Н М. Карамзину. Титул историографа в
России после смерти Карамзина не возобновлялся. Именно Карамзин открыл
историю России для широкой образованной публики. По словам А. С.
Пушкина, «все, даже светские женщины, бросились читать историю своего
отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием.
Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка — Колумбом».
Высокую научную ценность представляют комментарии в данном
историческом сочинении, которые содержат множество выписок из
рукописей, большей частью впервые опубликованных Карамзиным.
Некоторые из этих рукописей теперь уже не существуют. О национальном признании заслуг Карамзина свидетельствует тот факт, что его фигура
увековечена на памятнике Тысячелетие России.
Виктор Николаевич Тростников (род. 14 сентября 1928, Москва) —
современный православный русский философ, богослов, писатель. По
образованию математик. Наиболее важные работы: «Конструктивные
процессы в математике», «Мысли перед рассветом», «Православная
цивилизация», «Основы православной культуры», «Бог в русской истории,
«Кто мы?», «Вера и разум. Европейская философия и ее вклад в познание
истины», «Всмотрись — и увидишь», «Имея жизнь, вернулись к смерти.
Рассматривает историю России как Промысел Божий о человечестве.
Прослеживая сквозь все исторические перипетии исповеднический путь
русского народа, говорит об исторической роли России, которая заключается
в открытом свидетельствовании христианства всему миру.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Масонство, франкмасонство (от франц. francmaçon — вольный
каменщик), религиозноэтическое движение, возникшее в начале 18 века в
Англии и распространившееся затем во Франции, Германии, Испании, России,
Дании, Швеции, Индии, США и других странах. В масонстве под знаком
этического учения, провозгласившего «объединение людей на началах
братства, любви, равенства и взаимопомощи», антицерковные идеи
переплелись с элементами религиозного мистицизма. Отрицая церковную
догматику и культ, масоны чтут бога как «великого архитектора вселенной»
(в духе деизма). Масоны (называющие друг друга "братьями") объединяются в
местные организации (ложи); совокупность лож в национальном масштабе
составляет Великую ложу во главе с гроссмейстером (великим магистром,
великим мастером). Название, организационная формы (ложа), иерархия
(ученик, подмастерье, мастер, великий мастер), а также символические знаки
(циркуль, молоток, отвес, мастерок, фартук, перчатки) и другие традиции
заимствованы масонами из практики средневековых цеховых объединений
(братств) строителейкаменщиков, в особенности высшей их прослойки
(архитекторы, скульпторы, художники). Во 2й половине 18 века в масонстве
участвовали многие просветители. Противопоставляя себя феодальной
государственности и официальной церкви, масонство стремилось создать
тайную всемирную организацию с целью мирного объединения человечества в
религиозном братском союзе.
Масонство – это тайное общество, направленное на достижение
контроля над общемировыми процессами. Декларируемая цель – просвещение
человечества.
(от лат. occultus — скрытый) — общее название учений и
традиций, считающих, что существуют скрытые и неизвестные науке силы и
явления в человеке и космосе (природе), опыт которых доступен лишь людям
Оккульт змии с «особыми способностями» или «посвящённым». К таким учениям относятся
алхимия, астрология, каббала, спиритуализм, теософия, верования в связь с
потусторонним миром. С оккультизмом связаны гадания, спиритизм,
колдовство, магия, экстрасенсорика.
Конспект урока Основ православной культуры 9 класс. Тема урока: «Религиозная политика Петра I»
Конспект урока Основ православной культуры 9 класс. Тема урока: «Религиозная политика Петра I»
Конспект урока Основ православной культуры 9 класс. Тема урока: «Религиозная политика Петра I»
Конспект урока Основ православной культуры 9 класс. Тема урока: «Религиозная политика Петра I»
Конспект урока Основ православной культуры 9 класс. Тема урока: «Религиозная политика Петра I»
Конспект урока Основ православной культуры 9 класс. Тема урока: «Религиозная политика Петра I»
Конспект урока Основ православной культуры 9 класс. Тема урока: «Религиозная политика Петра I»
Конспект урока Основ православной культуры 9 класс. Тема урока: «Религиозная политика Петра I»
Конспект урока Основ православной культуры 9 класс. Тема урока: «Религиозная политика Петра I»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.