Конспект урока "Плотность вещества"
Оценка 4.7

Конспект урока "Плотность вещества"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
физика
7 кл
05.08.2018
Конспект урока  "Плотность вещества"
Это первый урок по данной теме. На нем необходимо сформировать представление о плотности вещества, рассмотреть ее характеристики (определение, формула, единицы измерения, способы измерения). Это достигается путем решения проблемы. На уроке используется мультимедиа проектор, интерактивная доска, презентация, выполненная в программе Notebook Software 10.
конспект урока по теме Плотность вещества 7 класс.doc
Калинина Наталья Викторовна  учитель физики МКОУ «Матышевская СОШ» Волгоградская область, Руднянский район Конспект урока по физике  Предмет Тема урока физика Класс 7                              Плотность вещества Планируемые образовательные результаты Метапредметные развивать интеллектуальные умения (наблюдать,  размышлять, сравнивать,  делать выводы), умения  работать с таблицей. Личностные воспитывать умение работать в  группах, продолжить формирование культуры общения, воспитывать  трудолюбие, аккуратность. Предметные сформировать  представление о  плотности вещества,  рассмотреть ее  характеристики  (определение,  формула, единицы  измерения, способы  измерения). Решаемые учебные проблемы Основные понятия, изучаемые на уроке Вид используемых на уроке средств ИКТ Образовательные интернет­ресурсы Как используя  только линейку, определить   массу кирпича? Плотность вещества, единицы измерения  плотности, формула плотности вещества Мультимедиа проектор, презентация,   выполненная в программе Notebook Software  10 , интерактивная доска ЭОРы с федерального сайта образовательных ресурсов:  1. http://fcior.edu.ru/card/7106/zadachi­na­ plotnost­veshestva.html 2. http://fcior.edu.ru/card/9124/reshenie­ zadach­na­plotnost­veshestva.html 3. http://files.school­ collection.edu.ru/dlrstore/669b2b5d­ e921­11dc­95ff­0800200c9a66/3_9.swf ( объяснение) 4. http://files.school­ collection.edu.ru/dlrstore/ccbc3fa8­faa3­ 4d7b­a7a0­675af33256c7/7_73.swf 5. http://files.school­ collection.edu.ru/dlrstore/a54b5e75­ff6e­ 4791­a78f­b2c49ec939f1/7_71.swf ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА 1 ЭТАП.  Актуализация знаний Деятельность учителя ­ Здравствуйте ребята, садитесь. Я очень  рада   видеть вас сегодня на уроке.  Посмотрите  на меня, давайте друг другу  улыбнемся и начнем работу. Послушайте следующее стихотворение:  Я еще не устал удивляться Чудесам, что есть на земле, Телевизору, голосу рации, Вентилятору на столе. Ток по проволоке струится, Спутник мчится по небесам. Человеку стоит дивиться Человеческим чудесам… Как вы думаете, почему на уроке физики я читаю вам стихотворение? Молодцы   ребята.     Было   высказано   много мнений и все они правильные.  Это стихотворение  об открытиях, а любой  урок тоже является открытием. Причем к  этому открытию вы придете сами. Тема нашего урока «Плотность вещества».  Открываем тетради, записываем число,  классная работа, тема урока «Плотность  вещества».    Слайд №1                                                          Деятельность учащихся Ученики приветствуют учителя. ­ Потому что здесь говорится про открытия,  а все открытия связаны с физикой. ­ Потому что человек, который удивляется,   может совершать открытия. Дети открывают тетради, записывают число и тему  урока «Плотность вещества»                   Давайте  вместе с вами определим  цель  и  задачи урока.  Что мы хотим узнать на уроке нового?  Итак, сегодня на уроке мы должны  познакомиться с физической величиной –  плотностью, узнать,  что она характеризует,  как обозначается и по какой формуле  находится. Посмотрите на ваши столы, там  лежит план обобщенного характера.  ­ узнать что такое плотность и ее единицы  измерения; ­ узнать, как она обозначается и её формула; ­ узнать какой у плотности физический   смысл; ­ научиться  работать с таблицей плотностей;  ­  научиться определять массу тела по его   плотности. (Приложение1) По нему мы и будем работать. Ребята, сейчас мы с вами  вспомним  понятие, которое нам пригодится сегодня  на уроке.  Итак, нам надо повторить физическую  величину – массу. Посмотрите на экран. Слайд №2  Вам предлагается дополнить предложенные высказывания. Ребята  смотрят на экран, читают  высказывания и дополняют  по очереди на  интерактивной доске. Свойство тел по­разному изменять скорость  при взаимодействии  называется  инертностью Физическая величина, характеризующая  инертные свойства тел называется масса Обозначение массы ­ m Единица измерения массы ­  кг Прибор,  с помощью которого измеряют  массу тел  ­ весы Дети по очереди выполняют задание на ИД. Свойство тел по­разному изменять скорость при взаимодействии называют …… Физическая величина, характеризующая  инертные свойства тел называется  … Обозначение массы   … Единица измерения массы  … Прибор,  с помощью которого измеряют  массу тела  … Как найти объем прямоугольного  параллелепипеда?  Как найти объем тела неправильной    формы? ­Итак, ребята, готовы отвечать? ­Молодцы! Очень хорошо. Вы с заданием  справились Если будут затруднения, учитель проводит  коррекцию знаний. Следующее задание. Посмотрите на экран.  Слайд №3 ­Вам необходимо  массу, выраженную в  различных единицах измерения  перевести в  кг. И чертой соединить равносильные массы. Слайд №4 Дети отвечают Дети высказывают свои мнения: ­ затрудняются  ответить ­ одинаковыми ­ разными ­ опыт  ­проводят взвешивание  брусков на весах  (работа в парах). ­ что тела с одинаковым объемом, масса  может быть разной. ­ одинаковые ­ да будут. Там, где 1 кг ваты У тел с одинаковой массой, объем может  быть разным Вывод: Т.о. мы повторили теорию, нужную  на сегодняшнем  уроке. 2 ЭТАП.  Создание проблемной ситуации   Изучение нового материала: Постановка проблемы.  Опыт  № 1. На столе лежит кирпич. Как  используя  только линейку  определить его  массу? Затрудняетесь? Ладно, мы вернемся к этому вопросу позже, только вы его запомните. Опыт № 2. Возьмем три бруска  одинакового объема.  Как вы думаете, а массы будут  одинаковыми или разными? Появились две точки зрения. Хорошо. В  физике что является подтверждением  истинности того или иного высказывания? Давайте проверим  ваши мнения опытом.  Итак, опыт показал, что масса брусков  разная. Ребята, какой вывод можно сделать из этого опыта? Слайд №5 Молодцы! Если мы возьмем 1 кг железа и 1 кг ваты и  взвесим,  массы у них будут одинаковые или разные? Хорошо. А по объему они будут  отличаться? А где будет объем больше? Хорошо. Сделайте вывод по аналогии с  первым выводом.  Молодцы! На экран проецируется два вывода.  Слайд №6 Прочитайте  пожалуйста  запишите и  запомните. Слайд №7 Как вы думаете, а почему так? А есть у вас знания по теме «Плотность  вещества»? Вывод: все дело в том, что масса  распределяется по объему.  Прочитайте и вдумайтесь. У цилиндров одинаковый объем, а масса  разная. Это значит, что  масса по­разному  распределяется по объему. Как распределяется масса по объему? Молодцы! Это главный вывод. И вы его  сделали сами. Итак, ребята, в нашем опыте с цилиндрами  получаются такие результаты, потому что: Масса распределяется по объему  по­ разному: для одного цилиндра на  единицу объема  приходится  большая  масса, для другого на единицу объема  приходится  меньшая масса.  А теперь главное: Масса, приходящаяся на единицу  объема ­ это и есть   плотность. Еще раз повторю: Масса, приходящаяся на единицу  объема ­ это и есть  плотность. Понятно? Итак, что такое плотность? Опрашиваю несколько учеников Теперь посмотрите на экран. И прочитайте,  что такое плотность. Запишите в тетрадь. Дети читают выводы ­ может плотность разная? Нет У левого цилиндра на единицу объема  приходится большая масса, а у правого  цилиндра  на единицу объема приходится   меньшая масса.  Дети слушают учителя.  Плотность – это  масса, приходящаяся на  единицу объема. Плотность – это физическая величина,  которая показывает массу,  приходящуюся на единицу объема.  Слайд №8,9 Итак, мы познакомились с тем, что такое  плотность. Она обозначается буквой – р. А  теперь мы с вами выполним очень  сложное задание: мы попытаемся получить  формулу для  плотности. Используйте  подсказку. Слайд №10 Записывают в тетрадь определение  плотности, обозначение Дети читают формулу ­ Как определить какова масса 1м3 льда? Посмотрите на экран Давайте прочитаем формулу Слайд №  11,12 Это было буквенное чтение формулы, а  теперь прочитаем формулу физически.  Далее открывается экран, и дети читают это определение. Плотность – это физическая  величина, равная отношению массы тела  к его объему.  Слайд № 12 Записывают в тетрадь формулу и  определение. Записали в тетрадь  Так как плотность – это физическая  величина, то у нее есть единица измерения.  Давайте ее определим. В чем измеряется масса? В чем измеряется объем? Тогда единица измерения плотности будет: Записали в тетрадь Слайд №10(8) А еще ребята единицей измерения  плотности будет 1 г/см3.  А что значит плотность 1 кг/м3?  Молодцы! Теперь сделаем небольшую паузу. Мы с вами  сегодня хорошо поработали. Итак, подведем итоги, что же получили на  данный момент: Вывод: С какой физической величиной мы  познакомились? Что она показывает? Как она обозначается? В каких единицах измеряется? Слайд №13 ­ кг ­ м3 1 кг/м3 Записывают в тетрадь единицу измерения  плотности. Это когда в одном кубическом метре один кг вещества. С плотностью вещества Какая масса находится в единице объема. р 1 кг/м3 3 ЭТАП.  Закрепление изученного  материала.  Плотность для всех веществ  рассчитана и  занесена в таблицу, которую мы с вами  будем использовать при решении задач.  Ребята, откройте   учебник на странице 40, и найди таблицу плотностей. Сейчас мы  поработаем с таблицами.  Далее учитель рассказывает  о таблицах, по  какому принципу они делятся.  Показывает один пример, например с водой.  А потом задает вопросы ученикам: ­ Чему равна плотность золота? Каков  Дети слушают учителя Дети отвечают на вопрос учителя. смысл данного числа? ­ Чему равна плотность растительного  масла? Каков смысл данного числа? ­ Какое из твердых тел имеет самую  высокую плотность, а какое ­ самую низкую плотность?  Что обозначают эти числа? Найдите массу  одного кубического метра  железа. ­Отличаются  ли плотности жидкостей,  твердых тел и газов? В чем различие?   Почему? Слайд №14 Да. У твердых тел большая, у жидкостей меньше, а у газов совсем маленькая. Строение разное А теперь взгляните на экран. Слайды №15­ 18  Вам предлагается несколько заданий,  которые вы должны выполнить, используя  таблицу плотностей.  Ученики выполняют задание  Один ученик у доски решает задачу, а  остальные записывают  решение в тетради. Молодцы ребята, вы справились с заданием. ­А теперь ребята я предлагаю вам вернуться к началу урока и вспомнить задание,  которое вызвало у вас затруднение.  Вопрос с кирпичом. Так как же используя линейку определить  массу кирпича. Я вам помогу чуть­чуть. Перед вами формула для плотности. Слайд  №11 Выразите  из нее массу вещества.   Как найти массу? Так как же используя линейку определить  массу кирпича. ­Давайте определим массу кирпича. Выполняют практическое задание. Все вместе измеряем размеры кирпича.  Массу рассчитывают парами. Молодцы! Очень хорошо. Вывод: чтобы определить массу тела,  надо знать его объём и плотность 4 ЭТАП. Рефлексия Сейчас проведем небольшую тестовую  работу с целью проверки полученных знаний по новой теме. (Приложение2) Далее проверяем себя по ключу. Слайд  №22  Поставьте себе оценку по результатам   теста. Если у вас  нет ошибок – 5, если 1  ошибка ­ 4. Если ошибок больше, то пока  ничего не ставьте. Поднимите руки те, у кого ни одной  ошибки. Хорошо. Плотность надо умножить на объем. Надо линейкой измерить длину, ширину и  высоту кирпича. Потом их перемножить  найдем объем. Из таблицы плотности взять  плотность кирпича и затем  найдем его массу, умножив плотность на объем.  Выполняют вычисления массы кирпича. Дети выполняют задание.  Дети проверяют тест и ставят отметки. Ребята я хочу сказать, что вы молодцы.  Хорошо работали сегодня на уроке.  В тетради покажите с помощью смайликов,  с каким настроением вы покинете кабинет  физики.  Слайд №24 Дети  рисуют фломастером смайлик.           Все понял на уроке, настроение  отличное            Что­то не понял, настроение  нормальное             Много чего  не понял, настроение  плохое. Но вот у меня есть ощущение  незаконченности  нашего урока, как будто  мы что­то забыли. Посмотрите, пожалуйста, на ваши планы. Все ли мы рассмотрели? Да. Вы правы. Слайд №23 Нет не все. Мы забыли рассмотреть  применение плотности Дети  смотрят и слушают видеозапись Знания о плотности понадобятся вам в  жизни. Потому что  величина очень важна и  для промышленности  и для строительства и для  сельского хозяйства. Использование материалов  с малой  плотностью  в строительстве и  машиностроении выгодно в экологическом и экономическом плане. Например, раньше  корпус самолетов и ракет делали из  алюминия и стали, а теперь из более легкого титана. Это позволяет экономить горючее и  перевозить больше груза. А экономия  топлива способствует  тому, что   уменьшается количество выбросов вредных  веществ в атмосферу. Плотность важна и  для сельского хозяйства от плотности  почвы тоже много зависит. Если плотность  почвы большая, то она плохо пропускает  тепло, зимой промерзает на большую  глубину, при  распашке разваливается на  крупные глыбы, и растения плохо растут.  Если плотность почвы низкая,  то через  такую почву вода быстро проходит, то есть 5   ЭТАП.     Домашнее   задание.    Д/з:   §21,22,   упражнение   7   (4,5)   карточки   с   заданием (Приложение2) Слайд №26 Приложение 1 Тема  урока:  «Плотность вещества» План работы на уроке.   1. Вспомнить: А) понятия масса, инертность; Б) как можно определить массу тела; 2. Узнать: А) что такое плотность Б) обозначение и единицы измерения плотности; В) расчетную формулу; Г) физический  смысл плотности; 3.  Научиться:  А)  работать с таблицей плотностей;  Б) определять массу тела по его  плотности. 4. Применение плотности в нашей жизни.  Приложение  2 Тест 1. Плотность  это… а)  физическое явление  б)  физическая  величина, равная отношению массы тела к его объёму.  в)  физическое тело        г) физическая величина, равная отношению объёма тела к его  массе. 2.В системе СИ  плотность измеряется в… а)  г/см3.           б) м3/кг            в)  кг/м3.       3.Плотность данного вещества зависит …    а)   только от его массы.      б)  только от его объёма.     в)  от его размеров.               г) от его массы и объёма   4.Стакан  с чистой водой тяжелее… а)  такого же стакана с керосином.                          б) такого же стакана с  молоком.                            в)  такого же стакана с подсолнечным маслом.       г) такого же стакана с мёдом.  5.При замерзании воды плотность её вещества…  а)  нет правильного ответа.    б) не меняется.     в) увеличивается.                                                   г) уменьшается. Интернет ресурсы: 1. http://images.yandex.ru 2. http://physik.ucoz.ru/photo/mekhanika/fotografii/3­0­155 3. http://festival.1september.ru/articles/524868/pril.ppt

Конспект урока "Плотность вещества"

Конспект урока  "Плотность вещества"

Конспект урока "Плотность вещества"

Конспект урока  "Плотность вещества"

Конспект урока "Плотность вещества"

Конспект урока  "Плотность вещества"

Конспект урока "Плотность вещества"

Конспект урока  "Плотность вещества"

Конспект урока "Плотность вещества"

Конспект урока  "Плотность вещества"

Конспект урока "Плотность вещества"

Конспект урока  "Плотность вещества"

Конспект урока "Плотность вещества"

Конспект урока  "Плотность вещества"

Конспект урока "Плотность вещества"

Конспект урока  "Плотность вещества"

Конспект урока "Плотность вещества"

Конспект урока  "Плотность вещества"

Конспект урока "Плотность вещества"

Конспект урока  "Плотность вещества"

Конспект урока "Плотность вещества"

Конспект урока  "Плотность вещества"

Конспект урока "Плотность вещества"

Конспект урока  "Плотность вещества"

Конспект урока "Плотность вещества"

Конспект урока  "Плотность вещества"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.08.2018