Конспект урока по астрономии. Тема: Изменение вида звездного неба в течение года.
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
астрономия
11 кл
10.04.2018
Конспект урока по астрономии. 10-11. Учебник : Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут. Тема урока: «Изменение вида звездного неба в течении суток». Место и роль урока в изучаемой теме: урок-изучение нового материала.
Цель: Познакомится с экваториальной системой координат, видимым годичным движениям Солнца и видам звездного неба (изменением в течение года), научится работать по ПКЗН.
Задачи:
1. Обучающая: ввести понятия годичного(видимого) движение светил: Солнца, Луны, звезд, планет и видов звездного неба; эклиптика; зодиакальные созвездия; точки равноденствия и солнцестояния. Причина "запаздывания" кульминаций. Продолжить формирование умения работать с ПКЗН- отыскание на карте эклиптики, зодиакальных созвездий, звезд по их координатам.
2. Воспитывающая: содействовать формированию навыка выявления причинно-следственных связей; только тщательный анализ наблюдаемых явлений дает возможность проникнуть в сущность казалось бы очевидных явлений.
3. Развивающая: используя проблемные ситуации, подвести учащихся к самостоятельному выводу, что вид звездного неба не остается одинаковым в течении года; актуализируя имеющиеся у учащихся знания работы с географическими картами, сформировать умения и навыки работы с ПКЗН (нахождение координат).
Урок 4.doc
Урок 4
Тема: Изменение вида звездного неба в течение года.
Цель: Познакомится с экваториальной системой координат, видимым годичным движениям Солнца и видам звездного неба (изменением в течение года), научится
работать по ПКЗН.
Задачи:
1. Обучающая: ввести понятия годичного(видимого) движение светил: Солнца, Луны, звезд, планет и видов звездного неба; эклиптика; зодиакальные созвездия; точки
равноденствия и солнцестояния. Причина "запаздывания" кульминаций. Продолжить формирование умения работать с ПКЗН отыскание на карте эклиптики,
зодиакальных созвездий, звезд по их координатам.
2. Воспитывающая: содействовать формированию навыка выявления причинноследственных связей; только тщательный анализ наблюдаемых явлений дает возможность
проникнуть в сущность казалось бы очевидных явлений.
3. Развивающая: используя проблемные ситуации, подвести учащихся к самостоятельному выводу, что вид звездного неба не остается одинаковым в течении года;
актуализируя имеющиеся у учащихся знания работы с географическими картами, сформировать умения и навыки работы с ПКЗН (нахождение координат).
Знать:
1й уровень (стандарт) географические и экваториальные координаты, точки в годичном движении Солнца, наклон эклиптики.
2й уровень географические и экваториальные координаты, точки в годичном движении Солнца, наклон эклиптики, направления и причины смещения Солнца над
горизонтом, зодиакальные созвездия.
Уметь:
1й уровень (стандарт) устанавливать по ПКЗН на различные даты года, определять экваториальные координаты Солнца и звезд, находить зодиакальные созвездия.
2й уровень устанавливать по ПКЗН на различные даты года, определять экваториальные координаты Солнца и звезд, , находить зодиакальные созвездия, пользоваться
ПКЗН.
Оборудование: ПКЗН, небесная сфера. Географическая и звездная карта. Модель горизонтальных и экваториальных координат, фото видов
звездного неба в разное время года. CD "Red Shift 5.1" (путь Солнца, Смена времен года). Видеофильм "Астрономия" (ч.1, фр. 1 "Звездные
ориентиры"). Межпредметная связь: Суточное и годовое движение Земли. Луна – спутник Земли (природоведение, 35 кл). Природноклиматические
закономерности (география, 6 кл). Движение по окружности: период и частота (физика, 9 кл)
Ход урока:
I. Опрос учащихся (8 мин). Можно тест по Небесной сфере Н.Н. Гомулиной, или:
1. У доски:
1. Небесная сфера и горизонтальная система координат.
2. Движение светила в течение суток и кульминация.
3. Перевод часовой меры в градусную и обратно.
2. 3 человека по карточкам:
К1
1. В какой стороне неба находится светило, имеющее горизонтальные координаты: h=28°, А=180°. Каково его зенитное расстояние? (север, z=90°28°=62°)
2. Назовите три созвездия, видимые сегодня в течение суток.
К2
1. В какой стороне неба находится звезда, если ее координаты горизонтальные: h=340, А=900. Каково ее зенитное расстояние? (запад, z=90°34°=56°)
2. Назовите три яркие звезды, видимые у нас в течение суток.
К3
1. В какой стороне неба находится звезда, если ее координаты горизонтальные: h=530, А=270о. Каково ее зенитное расстояние? (восток, z=90°53°=37°)
2. Сегодня звезда в верхней кульминации в 21ч34м. Когда ее следующее нижняя, верхняя кульминация? (через 12 и 24 часа, точнее через 11ч58м и 23ч56м)
3. Остальные (самостоятельно, пока отвечают у доски)
а) Перевести в градусную меру 21ч34м, 15ч21м15с. =(21.150+34.15'=3150+510'=323030', 15ч21м15с=15.150+21.15'+15.15"=2250 + 315' + 225"=
230018'45")
б) Перевести в часовую меру 05о15', 13о12'24". = ( 05о15'=5.4м+15.4c=21м , 13о12'24"=13.4м+12.4c+24.1/15c=52м+48c+1,6c=52м49c,6)
(проверка и оценка в
парах)
II. Новый материал (20 мин) Видеофильм "Астрономия" (ч.1, фр. 1 "Звездные ориентиры").
а)
Положение точки на Земле
однозначно определяется
φ
географическая
широта
00≤ ≤±90φ
0 географическими
,
координатами (
)φ λ
λ
географическая
долгота
00≤ ≤360
λ
0
Эти координаты ввел еще Эратосфен (276194, Древняя
Греция) в 130 г до НЭ, ссылаясь на небесные координаты,
введенные Евдоксом Книдским (408355г, Древняя Греция).
б) Положение светила на небе (небесной среде) также однозначно определяются в экваториальной системе координат, где за точку отсчета взят небесный
экватор. (экваториальные координаты введены впервые Яном Гавелия (16111687г, Польша), в каталоге на 1564 звезды составленном в 16611687гг) атлас 1690г с
гравюрами и сейчас используется (титул учебника).
Так как координаты звезд не меняются столетиями, поэтому данная система используются для создания карт, атласов, каталогов [списков звезд]. Небесный экватор
плоскость, проходящая через центр небесной сферы перпендикулярно оси мира.
Точки Евостока, W запада – точки пересечения небесного экватора с точками горизонта. (Напоминаются точки N и
S).
Все суточные параллели небесных светил расположены параллельно небесному экватору (их плоскость
перпендикулярна оси мира).
Круг склонения большой круг небесной сферы проходящей через полюса мира и наблюдаемое светило (точки Р, М,
Р'). Экваториальные координаты:
δ (дельта) – склонение светила – угловое расстояние светила от плоскости небесного экватора (аналогична
φ).
α (альфа) – прямое восхождение угловое расстояние от точки весеннего равноденствия (γ) вдоль небесного
экватора в сторону противоположную суточному вращению небесной сферы (по ходу вращения Земли), до круга
склонения (аналогична λ , измеряемой от гринвичского меридиана). Измеряется в градусах от 0одо 360о, но обычно в
часовой мере.
в) Годичное движение Солнца. Есть светила [Луна, Солнце, Планеты] экваториальные координаты которых меняются быстро. Эклиптика видимый годовой путь
центра солнечного диска по небесной сфере. Наклонена к плоскости небесного экватора в настоящее время под углом 23о26'. Видимое движение Солнца по
эклиптике отражение действительного движения Земли вокруг Солнца (доказано лишь в 1728г Дж. Брадлеем открытием годичной аберрации).
Космические явления
Вращение Земли вокруг
оси
Вращение Земли вокруг
Солнца
Небесные явления, возникающие вследствие данных космических явлений
Физические явления:
1) отклонение падающих тел к востоку;
2) существование сил Кориолиса.
Отображения истинного вращения Земли вокруг своей оси:
1) суточное вращение небесной сферы вокруг оси мира с востока на запад;
2) восход и заход светил;
3) кульминация светил;
4) смена дня и ночи;
5) суточная аберрация светил;
6) суточный параллакс светил
Отображения истинного вращения Земли вокруг Солнца:
1) годичное изменение вида звездного неба (кажущееся движение небесных светил с запада на восток);
2) годичное движение Солнца по эклиптике с запада на восток;
3) изменение полуденной высоты Солнца над горизонтом в течение года; а) изменение продолжительности светового времени суток в течение
года; б) полярный день и полярная ночь на высоких широтах планеты; 5) смена времен года;
6) годичная аберрация светил;
7) годичный параллакс светил
Созвездия, через которые проходит эклиптика называются
зодиакальными.
Число зодиакальных созвездий (12) равно числу месяцев в году, и каждый
месяц обозначается знаком созвездия, в котором Солнце в этот месяц находится.
13е созвездие Змееносца исключается, хотя через него и проходит Солнце. "Red
Shift 5.1" (путь Солнца).
точка весеннего равноденствия. 21 марта (день равняется
→
ночи ).
Координаты Солнца: α =0ч, δ =0о
Обозначения сохранилось со времен Гиппарха, когда эта точка находилась в
созвездии ОВНА
созвездие ВОДОЛЕЯ.
сейчас находится в созвездии РЫБ, В 2602г перейдет в день летнего солнцестояния. 22 июня (самый длинный день и
самая короткая ночь).
Координаты Солнца: α=6ч, =+23о26'
Обозначение сохранилось со времен Гиппарха, когда эта точка находилась в
созвездии Близнецов, затем была в созвездии Рака, а с 1988г перешла в созвездие
Тельца.
день осеннего равноденствия. 23 сентября (день равен ночи).
Координаты Солнца: α =12ч, δ=0о
Обозначение созвездия Весы сохранилось как обозначение символа правосудия
при императоре Августе (63г до НЭ 14г НЭ), сейчас в созвездии Девы, а в 2442г
перейдет в созвездие Льва.
день зимнего солнцестояния. 22 декабря (самый короткий день
и самая длинная ночь).
Координаты Солнца: α=18ч, δ=23о26'
В период Гиппарха точка находилась в созвездии Козерога, сейчас в созвездии
Стрельца, а в 2272г перейдет в созвездие Змееносца.
Хотя положение звезд на небе однозначно определяется парой экваториальных координат, но вид звездного неба в месте наблюдения в один и тот же час не остается
неизменным.
Наблюдая в полночь кульминацию светил (Солнце в это время находится в нижней кульминации с прямым восхождением на отличающимся от кульминации светила)
можно заметить, что в разные даты в полночь вблизи небесного меридиана проходят, сменяя друг друга, разные созвездия. [Эти наблюдения в свое время привели к
выводу об изменении прямого восхождения Солнца.]
Выберем любую звезду и зафиксируем ее положение на небе. На том же самом месте звезда появится через сутки, точнее через 23часа 56минут. Сутки, измеренные
относительно далеких звезд, называются звездными (если быть совсем точными, звездные сутки – промежуток времени между двумя последовательными верхними
кульминациями точки весеннего равноденствия). Куда же деваются еще 4 минуты? Дело в том, что вследствие движения Земли вокруг Солнца оно смещается для земного
наблюдателя на фоне звезд на 1° за сутки. Чтобы «догнать» его, Земле и нужны эти 4 минуты. (рисунок слева)
Каждую последующую ночь звезды немного сдвигаются к западу, восходя на 4 минуты раньше. За год сдвинется на 24ч, то есть вид звездного неба повториться. Вся
небесная сфера за год сделает один оборот результат отражения обращения Земли вокруг Солнца.
Итак, Земля делает один оборот вокруг своей оси за 23 часа 56 минут. 24 часа – средние солнечные сутки – время оборота Земли
относительно центра Солнца. III. Закрепление материала (10 мин)
1. Работа по ПКЗН (по ходу изложения нового материала)
а) нахождение небесного экватора, эклиптики, экваториальных координат, точек равноденствия и солнцестояния.
α
α
Возничего), Денеб (
б)определение координат например звезд: Капелла (
ч, =20δ
о) Арктур
в) нахождение звезд по координатам: ( =14,2
г) найти, где находится Солнце сегодня, в каких созвездиях осенью. (сейчас четвертая неделя сентября в Деве, начало сентября во Льве, в ноябре пройдет Весы и
Скорпион)
2. Дополнительно:
а) Звезда кульминирует в 14ч15м. Когда ее следующая нижняя, верхняя кульминация? (через 11ч58м и 23ч56м, то есть в 2ч13м и 14ч11м).
б) ИСЗ пролетел по небу из начальной точки с координатами ( =18α
о) в точку с координатами ( =22α
о). Через какие созвездия пролетел ИСЗ.
ч45м, =36δ
ч15м, =36δ
α
Лебедя)
(Капелла =5α ч17м, =46δ
о; Денеб =20α
ч41м, =45δ
о17')
IV. Итог урока
1. Вопросы:
а) Какова необходимость введения экваториальных координат?
б) Чем замечательны дни равноденствия, солнцестояния?
в) Под каким углом плоскость экватора Земли наклонена к плоскости эклиптики?
г) Можно ли рассматривать годовое движение Солнца по эклиптике как доказательство обращения Земли вокруг Солнца?
2. Оценки
Домашние задание: § 4, вопросы задание для самоконтроля (стр. 22), стр. 30 (пп. 1012).
Практическая работа №1 (желательно раздать всем учащимся на год этот список работ с пояснениями).
Можно дать задание "88 созвездий" (по одному созвездию каждому ученику). Ответить на вопросы:
1. Как называется это созвездие?
2. В какое время года его лучше всего наблюдать на нашей (данной) широте?
3. К какому типу созвездий оно относится: невосходящее, незаходящее, заходящее?
4. Это созвездие северное, южное, экваториальное, зодиакальное?
5. Назовите интересные объекты этого созвездия и укажите их на карте.
6. Как называется самая яркая звезда созвездия? Каковы ее основные характеристики?
7. Пользуясь подвижной картой звездного неба, определите экваториальные координаты наиболее ярких звезд созвездия.
Конспект урока по астрономии. Тема: Изменение вида звездного неба в течение года.
Конспект урока по астрономии. Тема: Изменение вида звездного неба в течение года.
Конспект урока по астрономии. Тема: Изменение вида звездного неба в течение года.
Конспект урока по астрономии. Тема: Изменение вида звездного неба в течение года.
Конспект урока по астрономии. Тема: Изменение вида звездного неба в течение года.
Конспект урока по астрономии. Тема: Изменение вида звездного неба в течение года.
Конспект урока по астрономии. Тема: Изменение вида звездного неба в течение года.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.