Конспект урока по астрономии. Тема: Изменение вида звездного неба в течении суток.
Оценка 4.8

Конспект урока по астрономии. Тема: Изменение вида звездного неба в течении суток.

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
астрономия
11 кл
10.04.2018
Конспект урока по астрономии. Тема: Изменение вида звездного неба в течении суток.
Конспект урока по астрономии. 10-11. Учебник : Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут. Тема урока: «Изменение вида звездного неба в течении суток». Место и роль урока в изучаемой теме: урок-изучение нового материала. Цель: Познакомить учащихся с небесной средой и ее вращением, ориентировкой по небу. Рассмотреть горизонтальную систему координат, изменение координаты и понятие кульминации светил, перевод градусной меры в часовую и обратно. Задачи: 1. Обучающая: ввести понятия: суточное движение светил; небесной сферы и горизонтальной системы координат; прецессии; заходящие, невосходящие, незаходящие светила; кульминация, продолжить формирование умения работать с ПКЗН и астрономических способах ориентирование на местности по звездам. Об астрономических методах исследований астрономических наблюдениях и измерениях и угломерных астрономических инструментах (высотомер, теодолит и т.д.). О космических явлении - вращении Земли вокруг своей оси и об ее следствиях - небесных явлениях: восходе, заходе, суточном движении и кульминациях светил (звезд). 2. Воспитывающая: содействовать формированию навыка выявления причинно-следственных связей, о практических способах применения астрометрических знаний. 3. Развивающая: используя проблемные ситуации, подвести учащихся к самостоятельному выводу, что вид звездного неба не остается одинаковым в течении суток, формирование вычислительных навыков в переводе градусной меры в часовую и обратно. Формирование умений: применять подвижную карту звездного неба, звездные атласы, Астрономический календарь для определения положения и условий видимости небесных светил и протекания небесных явлений; находить на небе Полярную звезду и ориентироваться по ней на местности.
Урок 3.doc
Тема: Изменение вида звездного неба в течении суток. Урок 3 Цель: Познакомить учащихся с небесной средой и ее вращением, ориентировкой по небу. Рассмотреть горизонтальную систему координат, изменение координаты и  понятие кульминации светил, перевод градусной меры в часовую и обратно.  Задачи: 1. Обучающая: ввести понятия: суточное движение светил; небесной сферы и горизонтальной системы координат; прецессии; заходящие, невосходящие, незаходящие  светила; кульминация, продолжить формирование умения работать с ПКЗН и астрономических способах ориентирование на местности по звездам. Об астрономических  методах исследований астрономических наблюдениях и измерениях и угломерных астрономических инструментах (высотомер, теодолит и т.д.). О космических явлении ­   вращении Земли вокруг своей оси и об ее следствиях ­ небесных явлениях: восходе, заходе, суточном движении и кульминациях светил (звезд). 2. Воспитывающая: содействовать формированию навыка выявления причинно­следственных связей, о практических способах применения астрометрических знаний. 3. Развивающая: используя проблемные ситуации, подвести учащихся к самостоятельному выводу, что вид звездного неба не остается одинаковым в течении суток,  формирование вычислительных навыков в переводе градусной меры в часовую и обратно. Формирование умений: применять подвижную карту звездного неба, звездные  атласы, Астрономический календарь для определения положения и условий видимости небесных светил и протекания небесных явлений; находить на небе Полярную  звезду и ориентироваться по ней на местности. Знать:   1­й уровень (стандарт) ­ понятие небесной сферы  и направление вращения неба, характерные точки и линии небесной сфера, небесный меридиан, вертикал,  горизонтальную систему координат, зенитное расстояние, понятие кульминации светила и прецессии, перевода градусной меры в часовую и обратно. Использовать  угломерные астрономические инструменты: теодолит, высотомер. Находить на небе основные созвездия и наиболее яркие звезды, видимые в это время года в данное  время в данной местности.  2­й уровень ­  понятие небесной сферы  и направление вращения неба, характерные точки и линии небесной сфера, небесный меридиан, вертикал, горизонтальную систему координат, зенитное расстояние, понятие кульминации светила и их деление, прецессии, перевода градусной меры в часовую и обратно. Использовать угломерные  астрономические инструменты: теодолит, высотомер. Находить на небе основные созвездия и наиболее яркие звезды, видимые в это время года в данное время в данной  местности.  Уметь:  1­й уровень (стандарт) ­строить небесную сферу с отметкой характерных точек и линий, показать на сфере горизонтальные координаты, суточные параллели звезд,  показать точки кульминации, производить простейший перевод часовой меры в градусную и обратно, показать на ПКЗН созвездия и яркие звезды, применять знания  основных понятий для решения качественных задач. Находить на небе Полярную звезду и ориентироваться на местности по Полярной звезде.  2­й уровень ­ строить небесную сферу с отметкой характерных точек и линий, показать на сфере горизонтальные координаты, суточные параллели звезд по их делению,  показать точки кульминации и зенитное расстояние, производить перевод часовой меры в градусную и обратно, находить по ПКЗН созвездия и яркие звезды, кульминацию звезд в определенный промежуток времени, применять знания основных понятий для решения качественных задач. Находить на небе Полярную звезду и ориентироваться  на местности по Полярной звезде и с помощью карты звездного неба; находить на небе основные созвездия и наиболее яркие звезды, видимые в это время года в данное время в данной местности; использовать подвижную карту звездного неба, звездные атласы, справочники, Астрономический календарь для определения положения и  условий видимости небесных светил и протекания небесных явлений.  Оборудование: ПКЗН, модель небесной сферы. Астрономический календарь. Фото околополярной области неба. Таблица перевода градусной меры в часовую. CD­  "Red Shift 5.1" (видеофрагмент =  Экскурсии ­ Звездные острова ­ Ориентировка на небе). Ход урока:  I. Повторение материала (8­10мин). 1) Анализ с/р с прошлого урока (рассмотреть задание, вызвавшие затруднение). 2)Диктант.  ­альфа].  Запишите название любого созвездия.  1. Сколько всего созвездий на небе? [88].  2. Сколько звезд можно насчитать невооруженным глазом на небе? [около 6000].  3. α 4. Какой буквой обозначается самая яркая звезда? [ 5. В состав какого созвездия входит Полярная звезда? [М.Медведица].  6. Какие виды телескопов вы знаете? [рефлектор, рефрактор, зеркально­линзовый].  7. Назначение телескопа. [увеличивает угол зрения, собирает большие света].  8. Назовите известные вам типы небесных тел. [планеты, спутники, кометы и т.д].  9. Назовите любую, известную вам звезду.  10. Специальные научно – исследовательское учреждение для наблюдений. [обсерватория].  11. Чем характеризуется звезда на небе в зависимости от видимой яркости. [звездные величины].  12. Светлая полоса, пересекающая небо и видимая в яркую звездную ночь.[Млечный путь].  13. Как определить направление на север? [по Полярной зезде].  α α 14. Расшифруйте запись Регул (  Льва). [созвездие Льва, звезда  α β α  или  ? [ 15. Какая звезда ярче на небе  ]. , Регул].  Оценивается: “5” ≥ 14, “4” ≥ 11, “3” ≥8  II. Новый материал(15 мин).   А)  Ориентировка на небе CD­ "Red Shift 5.1" (видеофрагмент =  Экскурсии ­ Звездные острова ­ Ориентировка на небе), хотя можно было этот раздел включить на 2­м  уроке. "Кто знает, как найти в небе  Полярную звезду?".  Чтобы найти  Полярную звезду, нужно через  звезды  Большой Медведицы  (первые 2 звезды "ковша")  мысленно провести прямую линию и отсчитать по ней 5 расстояний  между этими звездами. В этом  месте рядом с прямой мы увидим  звезду, почти одинаковую по  яркости со звездами "ковша" – это и есть Полярная звезда (рис  слева). Обзор звездного неба на 15 сентября, 21 час.  Летний (летне­ осенний)  треугольник = звезда Вега (a Лиры,  25,3 св. лет), звезда  Денеб (a Лебедя, 3230  св. лет),  звезда Альтаир (a Орла, 16,8 св. лет). Фото околополярной области неба.  1) Звезда – светлый след, за  сутки круг 2) Центр – близок к  Полярной звезде  суточное вращение небосвода –  положение звезд  относительно друг друга не меняется Наблюдаемое суточное вращение небесной сферы (с востока на запад) – кажущееся явление, отражающее действительное вращение земного шара вокруг своей оси (с запада на восток).  // подсказка – суточное вращение по движению Солнца//. Б)    В действительности звезды движутся в пространстве и расстояние до них различно. Ведь если например оценить на глаз расстояние до деревьев за окном. Какое из них ближе к нам? Насколько? А теперь мысленно будем удалять эти два дерева. До 500 м человек уверенно определяет различия в расстояниях до предметов, а максимум до 2 км. А на больших расстояниях человек неосознанно  пользуется другими критериями – сравнивает видимые угловые размеры, опирается на перспективу видимой картины. Следовательно, если деревья находятся в открытой местности, где больше  ничего нет, то, начиная с некоторого расстояния, мы перестанем различать, какое дерево ближе (дальше) и тем более не сможем оценить расстояние между ними. Нам будет казаться с Центавра, – в 275 400 раз больше, чем до Солнца. Поэтому и на небе нам кажется что все светила находятся на одинаковом расстоянии.  определенного момента, что деревья одинаково удалены от нас. А на небе, когда расстояние от Земли до Луны составляет 384 400 км, до Солнца – около 150 млн. км, а до самой близкой звезды,  α Человеческие глаза в лучшем случае могут различать  расстояния лишь в пределах 2км.      Геометрическое место точек, равноудаленных от точки, являющейся центром, называется сферой. Нам кажется, что все небесные светила расположены на внутренней поверхности огромной  сферы. Это впечатление усиливается ещё тем, что собственное движение звезд в силу их удаленности незаметно и суточное движение звезд происходит синхронно. Поэтому возникает кажущаяся  целостность видимого суточного вращения небесной сферы. = Что является центром небесной сферы? (Глаз наблюдателя) = Каков радиус небесной сферы? (Произвольный) = Чем отличаются небесные сферы двух соседей по парте? (Положением центра). = Можно ли утверждать, что эти сферы одинаковы? Сравните расстояние до соседа с радиусом небесной сферы.    Для решения многих практических задач расстояния до небесных тел не играют роли, важно лишь их видимое расположение на небе. Угловые измерения не зависят от радиуса сферы. Поэтому,  хотя в природе небесной сферы и не существует, но астрономы для изучения видимого расположение светил и явлений, которые можно наблюдать на небе в течении суток или многих месяцев,   применяют понятие Небесная сфера – воображаемой сферы произвольного радиуса (сколь угодно большого), в центре которой находится глаз наблюдателя. На такую сферу и проецируются  звезды, Солнце, Луна, планеты и т.д, отвлекаясь от действительных расстояний до светил и рассматривая лишь угловые расстояние между ними. •   Первое упоминание о “хрустальных сферах” у Платона (427­348, Др. Греция). Первое изготовление небесной сферы встретили у Архимеда (287­212, Др. Греция), описано в работе “Об  изготовлении небесной сферы”.  •   Самый древний небесный глобус “Глобус Фарнезе” 3 в. до н. э. из мрамора хранится в Неаполе.   Итак:  •   Что является центром небесной сферы? (Глаз наблюдателя).  •   Каков радиус небесной сферы? (Произвольный, но достаточно большой).  •   Чем отличаются небесные сферы двух соседей по парте? (Положением центра).  В)   Небесная сфера и горизонтальная система координат видимого вращения небесной сферы (параллельна оси вращение (северный и южный).  (вертикальная) линия. точки пересечения отвесной линии с небесной сферой. плоскость перпендикулярная отвесной линии  ZZ1 и проходящая наблюдателя).  большой круг небесной сферы, проходящий через зенит Z, полюс мира Р', надир Z' линия. N – точка севера, S – точка юга. высоты) – полукруг небесной сферы ZОМ. линия окружности, полученная от пересечения небесной сферы проходящая через центр небесной сферы перпендикулярно к РР1 – Ось мира = ось Земли). Р и Р1 – Полюса мира ZZ1 отвесная Z – зенит, Z1 – надир = Истинный горизонт – через центр О (глаз Небесный меридиан – полюс мира Р, южный NS – полуденная Вертикал (круг Небесный экватор – с плоскостью оси мира.   Итак: •   Каков период вращения небесной сферы? (Равен периоду вращения Земли – 1 сутки).  •   В каком направлении происходит видимое (кажущееся) вращение небесной сферы? (Противоположно направлению вращения Земли).  •   Что можно сказать о взаимном расположении оси вращения небесной сферы и земной оси? (Ось небесной сферы и земная ось будут совпадать).  •   Все ли точки небесной сферы участвуют в видимом вращении небесной сферы? (Точки, лежащие на оси, покоятся).           Чтобы лучше представить вращение небесной сферы, посмотрите следующий фокус. Возьмем надутый воздушный шар и проколем его спицей насквозь. Теперь можно вращать шар вокруг спицы – оси. •   Где на этой модели находится наблюдатель?  •   В каком месте шара находится южный и северный полюсы мира?  •   Где на шаре следует нарисовать Полярную звезду?  •   Укажите геометрическое место точек, которые во время вращения не изменяют своего местоположения.  •   В каком направлении происходит видимое вращение небесной сферы, если наблюдать с северного полюса (с южного полюса)? Земля движется по 66,5° (показать с со стороны Луны и земной орбиты происходит с осью у н. э. греческим 25 735 лет – этот мира  находится π η τ присваивался  ,   и  Кохаб и Киносуру (α      На начало нашего Медведицы стала звезды – сейчас в 44'. В орбите вокруг Солнца. Ось вращения Земли наклонена к плоскости орбиты на угол  помощью листа картона, проколанного спицей). Вследствие действия сил тяготения  Солнца ось вращения Земли смещается, в то время как наклон оси к плоскости  остается постоянным. Ось Земли как бы скользит по поверхности конуса. (то же  обыкновенного волчка в конце вращения). Это явление было открыто еще в 125 г. до  астрономом Гиппархом и названо прецессией. Один оборот земная ось совершает за  период называется платоническим годом. Сейчас вблизи Р – северного полюса  Полярная звезда –  Геркулеса, звездам Тубан и Кохаб. Римляне вовсе не имели Полярной звезды, а  Малой Медведицы) называли Стражами.  α летоисчисление – полюс мира был вблизи   Дракона – 2000 лет назад, а   Малой  полярной звездой в 1100 году. В 2100 г полюс мира будет всего в 28' от Полярной  α 3200г полярным станет созвездие Цефей. В 14000 г – полярной будет Вега ( α  М. Медведица. Дальше титул Полярной поочередно   Лиры). α Горизонтальная система координат h – высота – угловое расстояние светила от горизонта ( МОА, измеряется в градусах, минутах, секундах; от 0о до 90о)  А ­ азимут – угловое расстояние вертикала светила от точки юга ( SOА) в направлении суточного движения светила, т.е. по часовой стрелке; измеряется в градусах минутах и секундах от 0о до  360о).  Горизонтальные координаты светила в течение суток меняется.  А' Равноценная высоте зенитное расстояние   Z=90o­ h [форм 1]  360о:24ч=15о  запись 13о12'24"  запись 13ч12м24с → 360о  24ч 1ч  15о Измерения могут производиться (и это принято в астрономии для ряда координат) как в градусной, так и в часовой мере. 1о  4м 1м  15' 1'  4c 1с  15" Кульминация – явление пересечения светилом небесного меридиана.  Светило М в течение суток описывает суточную параллель – малый круг небесной сферы, плоскость которого  оси  мира и проходит через глаз наблюдателя.  М3 – точка восхода, М4 – точка захода, М1 ­ верхняя кульминация (h max; А= 0o),  М2 – нижняя кульминация (h min; A  =180o) 1 ­ невосходящие   2 ­ (восходяще ­ заходящие)  восходящие и заходящие  3 ­ незаходящие.  К каким относится Солнце, Луна? (2)  По суточному движению светила  делятся на:  III  Закрепление материала(15 мин). А) Вопросы  Что такое небесная сфера?   Какие линии и точки небесной сферы вы знаете?  Какие наблюдения доказывают суточное вращение небесной сферы (служит ли это доказательством вращения Земли вокруг оси).   Можно ли, используя горизонтальную систему координат, создать карты звездного неба?   Что такое кульминация?   Исходя из кульминации дайте понятие незаходящим, не восходящим, ­ восходяще­заходящим светилам.  Б) практическая работа по ПКЗН. 1. Назовите несколько созвездий незаходящих в нашей местности  2. Найдите линию небесного меридиана.  3. Какие яркие звезды будут сегодня кульминировать между 20 и 21 часами?  4. Найдите на ПКЗН например звезду Вега, Сириус. В каких они созвездиях находятся? В) 1. Переведите 3ч, 6ч в градусную меру  (3.15=450, 900)      2. Переведите 45о, 90о в часовую меру  (3ч, 6ч)      3. Что больше 3ч25м15с или 51о18'15"? (При переводе получится 51о18'45", то есть в часовой значение больше) Г) Тест. Фразе из левого столбца подберите подходящее по смыслу продолжение из правого. 1. Небесной сферой называется... 2. Осью мира называется... 3. Полюсами мира называется... 4. Северный полюс мира в настоящее время находится... 5. Плоскостью небесного экватора называется... 6. Экватор – это... 7. Период вращения небесной сферы равен... А. ...точка пересечения оси вращения Солнца с небесной сферой. Б. ...в 1°,5 от a Малой Медведицы В. ...плоскость перпендикулярная к оси мира и проходящая через центр небесной сферы. Г. ...периоду вращения Земли вокруг своей оси, т.е. 1 суткам. Д. ...воображаемая сфера произвольного радиуса, описанная вокруг центра Солнца, на внутренней поверхности которой  нанесены светила Е. ...ось, вокруг которой вращается Земля, двигаясь в мировом пространстве Ж. ...около звезды Вега в созвездии Лиры З. ...линия пересечения небесной сферы и плоскости небесного экватора И. ...точки пресечения небесной сферы с осью мира. К. ...воображаемая сфера произвольного радиуса, описанная вокруг наблюдателя на Земле, на внутренней поверхности  которой нанесены светила. Л. ...воображаемая ось видимого вращения небесной сферы. М. ...периоду вращения Земли вокруг Солнца. 8. Угол между осью мира и земной осью равен... 9. Угол между плоскостью небесного экватора и осью мира равен... 10. Угол между плоскостью небесного экватора и плоскостью земного  экватора равен... 11. Угол наклона земной оси к плоскости земной орбиты равен... 12. Угол между плоскостью земного экватора и плоскостью земной  орбиты равен...  А. 66°,5 Б. 0° В. 90° Г. 23°,5 13. Почему нельзя считать радиус небесной сферы бесконечно большим?  14. Сколько небесных сфер можно себе представить, если у каждого человека по два глаза, а на Земле проживает свыше 6 млрд человек? 15. Что называется прецессией земной оси и в чем причина прецессии? Ответы по тесту:  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 К Е,Л И Б В З Г Б В Б А Г IV  Итог урока 1) Вопросы :          Какие координаты входят в горизонтальную систему координат?   Что такое высота и как она измеряется?   Что такое азимут и как он измеряется?   Как определить зенитное расстояние светила?  2) Оценки Домашняя работа: § 3, стр.19­вопросы. Стр. 30 (п.7­9)

Конспект урока по астрономии. Тема: Изменение вида звездного неба в течении суток.

Конспект урока по астрономии. Тема: Изменение вида звездного неба в течении суток.

Конспект урока по астрономии. Тема: Изменение вида звездного неба в течении суток.

Конспект урока по астрономии. Тема: Изменение вида звездного неба в течении суток.

Конспект урока по астрономии. Тема: Изменение вида звездного неба в течении суток.

Конспект урока по астрономии. Тема: Изменение вида звездного неба в течении суток.

Конспект урока по астрономии. Тема: Изменение вида звездного неба в течении суток.

Конспект урока по астрономии. Тема: Изменение вида звездного неба в течении суток.

Конспект урока по астрономии. Тема: Изменение вида звездного неба в течении суток.

Конспект урока по астрономии. Тема: Изменение вида звездного неба в течении суток.

Конспект урока по астрономии. Тема: Изменение вида звездного неба в течении суток.

Конспект урока по астрономии. Тема: Изменение вида звездного неба в течении суток.

Конспект урока по астрономии. Тема: Изменение вида звездного неба в течении суток.

Конспект урока по астрономии. Тема: Изменение вида звездного неба в течении суток.

Конспект урока по астрономии. Тема: Изменение вида звездного неба в течении суток.

Конспект урока по астрономии. Тема: Изменение вида звездного неба в течении суток.

Конспект урока по астрономии. Тема: Изменение вида звездного неба в течении суток.

Конспект урока по астрономии. Тема: Изменение вида звездного неба в течении суток.

Конспект урока по астрономии. Тема: Изменение вида звездного неба в течении суток.

Конспект урока по астрономии. Тема: Изменение вида звездного неба в течении суток.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2018