Урок 5
Тема: Способы определения географической широты.
Цель: Рассмотреть способ определения географической широты, суточное движение светил на разных широтах, вывод формул высоты светила и закрепление ее на решение задач.
Задачи:
1. Обучающая: способ определения
географической широты, суточное движение светил на разных широтах,
формула высоты светила.
2. Воспитывающая: формирование научного мировоззрения в ходе знакомства
с историей человеческого познания и объяснения повседневно наблюдаемых небесных
явлений; борьба с астрологическими предрассудками; политехническое и трудовое
воспитание в ходе изложения материала о практических способах применения
астрометрических знаний.
3. Развивающая: формирование умений выполнять упражнения на применение
основных формул сферической астрономии при решении расчетных задач и применять
подвижную карту звездного неба, звездные атласы, справочники и Астрономический
календарь для определения положения и условий видимости небесных светил и
протекания небесных явлений.
Знать:
1-й уровень (стандарт) - как определять географическую широту, вид суточного движения светил на разных широтах.
2-й уровень - как определять географическую широту, вид суточного движения светил на разных широтах, правила работы с угломерными приборам.
Уметь:
1-й уровень (стандарт) - находить Полярную звезду и географическую широту по ней, решать задачи, используя соотношение, связывающее высоту светила в кульминации с его склонением и географической широтой места наблюдения.
2-й уровень - находить Полярную звезду и географическую широту по ней, уметь доказывать, что высота полюса мира равна географической широте, решать задачи, используя соотношение, связывающее высоту светила в кульминации с его склонением и географической широтой места наблюдения.
Оборудование: ПКЗН, Небесная сфера, Фото околополярной области, Теодолит или другой угломерный инструмент, географическая карта, дидактический материал с/р №2. CD- "Red Shift 5.1" (Экскурсии - Звездное небо и широта).
Межпредметная связь: Ориентирование на местности. Суточное движение Земли (природоведение, 3-5 кл). Градусная мера угла, транспортир, построение углов заданной величины (математика, 3-5 кл).
Ход урока:
I. Новый материал (15 мин).
1. В одно и то же время в разных местах вид звездного неба на разных географических широтах неодинаков. Например: высота Полярной звезды (полюса мира) на разных широтах разная.
По фотографии околополярной области неба [Фото околополярной области, или рис.7 учебника] вращение неба происходит вокруг Северного полюса мира, а Полярная звезда примерно на 1о отстает от полюса (ее склонение δ=89о16"). |
Теорема: Высота полюса мира над горизонтом (hp) равна
географической широте места наблюдения (приближенно φ≈h Полярной звезды). |
||
в Москве около 56о |
в Мурманске 68о |
Доказательство: |
|
во Владивостоке 43о |
в Новосибирске 55о |
125г до н.э. Гиппарх (180-125г, Др. Греция) ввел географические координаты. В 1618-1622г И. Кеплер (1571-1630, Германия) определяет географические координаты некоторых крупнейших городов мира [впервые] в работе “Сокращение (или очерки) Коперниковой астрономии”.
2. Суточное движение светил на разных широтах.
На полюсе (φ =90о= hp) Параллельно плоскости горизонта. |
Средние широты (0о<φ<90o) Под углом к горизонту = с востока на запад. |
На экваторе (φ=0о, hp=0o) Отвесно (перпендикулярно) к горизонту. |
По суточным параллелям (местоположению Полярной звезды) можно получить представление о географической широте места наблюдения. |
CD- "Red Shift 5.1" (Экскурсии - Звездное небо и широта).
3. Вывод формулы высоты светила.
1. Светило кульминирует к югу от точки зенита = М. |
Как с ориентироваться → где кульминирует светило от зенита? |
||||
ZQ=φ= PN=hp ZM=z1=90-h1 QM=δ1 |
φ = δ1+z1; [форм.3] |
h=90-φ+δ |
если: δ<φ - кульминирует к югу, М если: δ>φ - кульминирует к северу, М1
|
||
2. Светило кульминирует к северу от точки зенита = М1. |
|||||
ZQ=φ= PN=hp ZM1=z2=90-h2 QM1=δ2 |
φ= δ2-z2; [форм.4] |
h=90+φ-δ |
II. Закрепление материала.(10 мин)
а). Рассматривается пример1 (стр.25 учебника, при необходимости, показывается запись решения).
б) Индивидуальные карточки по теме "Небесные координаты. Кульминация светил". (Н.Н. Гомулина)
в). Стр. 25 №6. (совместно рассматривается решение)
|
Дано: hВ=50o46' hн=35054' |
Из чертежа видно, что
|
φ= hн+ (hВ- hн)/2=(hВ+hн)/2 φ=(50о46'+35о54')/2=(86о40')/2=43о20' h=90о+φ-δ δ =90о+φ-hВ δ =90о+43о20'-50о46'=82о40' Ответ: φ=43о20', δ=82о40' |
φ =?, δ=? |
г) Диктант [перед собой ПКЗН] [10 -12 мин.] Или ТЕСТ "Небесная сфера" (Гомулиной Н.Н.)
ДОПОЛНИТЕЛЬНО (для расширения, или замены заданий):
Итог:
Домашнее задание: §5, вопросы
стр.25-26 (исключая №6), повторить стр.30 (первый абзац сверху- перевод).
Карточки самостоятельной работы №2 (§3-4), Практическая
работа №2
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.