Конспект урока по физике "Электрическое поле. Напряженность электрического поля"
Оценка 4.6

Конспект урока по физике "Электрическое поле. Напряженность электрического поля"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
физика
Взрослым
21.04.2017
Конспект урока по физике "Электрическое поле. Напряженность электрического поля"
Цель урока: продолжить формирование понятия «электрическое поле», ввести его основную характеристику; изучить принцип суперпозиции электрических полей. Задачи: - дать понятие об электрическом поле, научить учащихся объяснять явление электризации, обобщить и закрепить знания по теме «Электростатика». - развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля, формировать умение анализировать факты при наблюдении явлений, развивать умение обобщать, делать выводы. - воспитывать ответственное отношение к учебному труду, из урока в урок аккуратного заполнения тетрадей, умение работать в коллективе (в группах, в парах).
конспект ЭП и его свойства.docx
Преподаватель физики КГБ ПОУ КСМТ имени Героя Советского Союза В.В.Орехова:  Мелешина Александра Федоровна Дисциплина: «Физика» Курс: 1­й Тема: Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей Цель урока: продолжить формирование понятия «электрическое поле», ввести его  основную характеристику; изучить принцип суперпозиции электрических полей. Задачи: ­  дать понятие об электрическом поле,  научить учащихся объяснять явление  электризации, обобщить и закрепить знания по теме «Электростатика». ­  развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля, формировать умение  анализировать факты при наблюдении явлений, развивать умение обобщать, делать  выводы. ­ воспитывать ответственное отношение к учебному труду, из урока в урок аккуратного заполнения тетрадей, умение работать в коллективе (в группах, в парах). Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: комбинированный урок. Методы урока: словесные, наглядные, практические. Оборудование: два электрометра, мульти медиа проектор, ИАД, ПК. Ход урока: Деятельность обучающихся Проверяют готовность  к уроку. Записывают  дату и тему урока в  тетради Выполнение тестового  задания Взаимопроверка  Этапы урока Деятельность преподавателя Оргмомент Проверка домашнего задания Проверяет готовность обучающихся к уроку,  проверяет домашние работы, отмечает  отсутствующих. Преподаватель создает  условия для мотивации учебной деятельности Тестовое задание. 1. Единица измерения электрических зарядов: А) А.   Б) Ом. В) Кл. 2.  Заряд протона: А) «– »,  Б) «0», В) «+». 3.  Заряд электрона: А) «– »,  Б) «0», В) «+». 4.  Заряд нейтрона: А) «– »,  Б) «0», В) «+». 5.  Сколько видов зарядов существует в  природе? А) 3.  Б) 1.  В) 2. Критерий оценки: 5б­ «5», 4б­ «4», 3б.­ «3» Ответы: 1. В, 2. В, 3. А, 4. Б, 5. В Физический диктант 1. Как называется раздел физики,  Самопроверка  изучающий неподвижные заряженные  тела?  2. Какое взаимодействие существует между  заряженными телами, частицами?  3. Какая физическая величина определяет  электромагнитное взаимодействие?  4. Зависит ли величина заряда от выбора  системы отсчета?  5. Можно ли сказать, что заряд системы  складывается из зарядов тел, входящих в  систему?  6. Как называется процесс, приводящий к  появлению на телах электрических  зарядов?  7. Тело, суммарный положительный заряд  частиц которого равен суммарному  отрицательному заряду частиц,  является…  8. Как изменится сила взаимодействия  заряженных частиц с увеличением заряда  любой из этих частиц?  9. Как изменится сила взаимодействия при  перемещении зарядов в среду?  10.Как изменится сила взаимодействия с  увеличением расстояния между зарядами  в 3 раза?  11.В каких единицах измеряется  электрический заряд?  Критерии оценок: 11б­ «5», 9­10б­ «4», 7­8б­ «3» Ответы:1. электростатика, 2.  электромагнитное, 3.электрический заряд, 4. нет, 5. можно, 6. электризация, 7.  нейтральным, 8. увеличится, 9.  уменьшится, 10. уменьшится в 9 раз, 11.в  кулонах Игра «Да­ нетка» 1.Если тело электрически нейтрально,  означает ли это, что оно не содержит  электрических зарядов?  2.Верно ли утверждение, что в замкнутой  Взаимопроверка Изучение нового материала системе алгебраическая сумма зарядов всех  тел системы остается постоянной?  3.Если в замкнутой системе число  заряженных частиц уменьшилось, то  означает ли это, что заряд всей системы  тоже уменьшился?   4.Создаем ли мы при электризации  электрический заряд?  5.Может ли заряд существовать независимо  от частицы?   Критерии оценок: 5б­ «5», 4б­ «4», 3б.­ «3» Ответы: 1. Нет, 2.  Да, 3. Нет, 4. Нет, 5. Нет Изучение нового материала осуществляется с  опорой на демонстрационный эксперимент с  двумя электрометрами, на стержнях которых  находятся одинаковые сферические  кондукторы, и на анализ его результатов. Я  заряжаю один из двух одинаковых  электрометров и предлагаю обучающимся  ответить на вопрос: «Что произойдет, если  соединить эти электрометры стеклянной  палочкой?». Ответы проверяются на  опыте, который показывает, что никаких  изменений не происходит. Это  подтверждает, что стекло является  диэлектриком.  Если для соединения электрометров  использовать металлический стержень, держа  его за непроводящую электричество ручку, то  первоначальный заряд разделится на две  равные части: половина заряда перейдет с  первого кондуктора на второй.  Я обращаю внимание на то, что чем больше  тело, которому передают заряд, тем большая  часть заряда на него переходит, и сообщаю  учащимся, что на этом основано заземление — передача заряда Земле. Земной шар велик по  сравнению с телами, находящимися на нем,  поэтому при соприкосновении с Землей  заряженное тело отдает ей почти весь свой  заряд и становится практически  электронейтральным. Продолжая опыт, подтверждающий делимость Наблюдают,  анализируют, делают  выводы Наблюдают,  анализируют, делают  выводы электрического заряда, учитель разъединяет  электрометры и затем касается второго  кондуктора рукой. Он потеряет заряд —  разрядится. Соединив его снова с первым  кондуктором, на котором осталась половина  первоначального заряда, учитель показывает,  что оставшийся заряд снова разделился на две равные части, и на первом     электрометре  останется четвертая часть первоначального  заряда.   Таким же образом можно получить  одну восьмую часть, одну шестнадцатую часть первоначального заряда и т. д. Подвесим на нити заряженную гильзу и  поднесем к ней наэлектризованную  стеклянную палочку. Гильза отклонится от  вертикального положения, притягиваясь к  палочке. Следовательно, заряженные тела  способны взаимодействовать друг с другом на расстоянии. Как при этом передается  действие от одного из этих тел к другому?  Ответ на этот вопрос дали в своих работах  английские ученые М. Фарадей (1791 — 1867  гг.) и Дж. Максвелл (1831 —1879 гг.),  которые доказали, что «агентом», пере­ дающим взаимодействие, является  электрическое поле. Электрическое  поле (впервые ­ М. Фарадей)  ­ особый вид материи, существующий  вокруг любого электрического заряда и  проявляющий себя в действии на другие  заряды. Свойства электрического поля: 1.Действует на заряды с некоторой силой. 2.Электрическое поле, создаваемое  неподвижным зарядом, т.е.  электростатическое не меняется со  временем. 3. Вблизи заряженных тел создаваемое ими  поле сильнее, а вдали—   слабее. Введем понятие пробного заряда. Пробный точечный заряд – такой заряд,  который не искажает исследуемое поле (не  вызывает перераспределения зарядов,  Наблюдают,  анализируют, делают  выводы Записывают  определение в тетрадях Записывают свойства в  тетрадях Записывают  определение в тетрадях создающих поле).  Физическая величина, равная  отношению силы , с которой  электрическое поле действует на пробный  заряд q, к значению этого заряда,  называется напряженностью  электрического поля и обозначается   : Å  E  .  F q Единицей напряженности является 1Н/Кл  или 1В/м. Векторы напряженности электрического  поля и кулоновской силы сонаправлены. Электрическое поле, напряженность  которого одинакова во всех точках  пространства, называется однородным. Линии напряженности (силовые линии) –  линии, касательные к которым в каждой  точке совпадают с направлением вектора   Å . Свойства линий напряженности 1.Начинаются на положительных и  заканчиваются на отрицательных зарядах. 2.Не пересекаются. 3.Густота линий тем больше, чем больше  напряженность. Т.е. напряженность поля  прямо пропорциональна количеству силовых  линий, проходящих через единицу площади  поверхности. Закрепление материала Можно договориться изображать поля так,  что количество проведенных линий  пропорционально величине заряда. Повторение пройденного материала. Электрическое поле – особый вид материи,  который существует независимо от нас. Электрическое поле реально –  распространяется электромагнитными  взаимодействиями, которые имеют конечную  скорость. Природа электрического поля: Во­первых, поле материально; оно существует независимо от нас, от наших знаний о нем; Во­вторых, поле обладает определенными свойствами, которые не позволяют спутать его с чем­либо другим в окружающем нас мире. Количественно­силовая характеристика  электрического поля – напряженность. 1.Составить кластер по изученной теме 2.п. 9.3 уч. В.Ф.Дмитриева Домашнее задание

Конспект урока по физике "Электрическое поле. Напряженность электрического поля"

Конспект урока по физике "Электрическое поле. Напряженность электрического поля"

Конспект урока по физике "Электрическое поле. Напряженность электрического поля"

Конспект урока по физике "Электрическое поле. Напряженность электрического поля"

Конспект урока по физике "Электрическое поле. Напряженность электрического поля"

Конспект урока по физике "Электрическое поле. Напряженность электрического поля"

Конспект урока по физике "Электрическое поле. Напряженность электрического поля"

Конспект урока по физике "Электрическое поле. Напряженность электрического поля"

Конспект урока по физике "Электрическое поле. Напряженность электрического поля"

Конспект урока по физике "Электрическое поле. Напряженность электрического поля"

Конспект урока по физике "Электрическое поле. Напряженность электрического поля"

Конспект урока по физике "Электрическое поле. Напряженность электрического поля"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2017