Автономное учреждение
профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«СУРГУТСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Кузмауль Мария Сергеевна, преподаватель физики
Тема урока: Импульс. Закон сохранения импульса и его применение.
Тип урока: комбинированный: урок изучения нового материала, решение задач, самостоятельная работа.
Приёмы: "Бортовой журнал", алгоритмизация, работа с текстом.
Цель урока: изучить закон сохранения импульса и его применение, развить первоначальные представления о импульсе, о втором законе Ньютона.
Задачи:
Образовательная: научить студентов применять навыки самостоятельной и коллективной работы для получения знаний, выделять ключевые понятия, законы, применять закон сохранения импульса для решения задач, используя алгоритм решения задач.
Воспитательная: положительного отношения к знаниям; воспитание дисциплинированности; формирование научного мировоззрения.
Развивающая: развивать умение анализировать, обобщать и выделять главное, делать вывод; развивать познавательный интерес, коммуникативные способности.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, доска, учебник физики, раздаточный материал (тексты).
Формы организации учебной деятельности: фронтальная; индивидуальная
Ожидаемый результат урока:
В результате учебной деятельности, на запланированном уроке, учащиеся должны:
Ход урока:
Этапы |
Действия преподавателя |
Действия студентов |
Организационный момент 1 мин. |
1. Здравствуйте! Сообщает тему урока «Импульс. Закон сохранения импульса и его применение». |
1.Записывают в тетради дату, тему урока. |
Этап "Вызов" - проверка домашнего задания; -актуализация субъектного опыта)
9 мин.
|
1. На прошлом уроке, мы начали изучение раздела "Динамика". Вам было дано домашнее задание (заполнить таблицу "Сила трения: плюсы и минусы"). Кратки опрос: - Когда сила трения играет полезную роль? - Когда сила трения играет отрицательную роль? |
1. Участвуют в обсуждении д/з.
|
2. В тетради нарисуйте таблицу (“маркировочную таблицу”) с двумя одинаковыми колонками. Рисует на доске таблицу. Показываю познавательный объект (шарик и ракетка, два шарика на нитях) |
2. Рисуют маркировочную таблицу. |
|
3. В левой колонке таблицы запишите все, что вы знаете о познавательном объекте. |
3. Записывают в левую колонку все то, что вспомнили о познавательном объекте. |
|
|
4. Обменяйтесь своими мнениями в паре. |
4. Обмениваются друг с другом своими знаниями. |
5. Давайте обсудим то, что у нас получилось (что же мы знаем по теме?). Записывает на доске в левой колонке таблицы все, что говорят учащиеся. Первая колонка таблицы маркируется словом “Знаю”. |
5. Каждый по очереди информирует группу о том, что он знает о рассматриваемом объекте. Левая колонка таблицы маркируется словом “Знаю”. Дополняют записи в левой колонке таблицы. |
|
Этап "Осмысление"
5 мин. |
1. Предлагает учащимся классифицировать записанные на доске знания по каким-либо основаниям. |
1. Предлагают основания для классификации полученных об объекте сведений. |
2. На доске оформляется структурно-логическая схема (в соответствии с проведенной классификацией) - кластер
|
2. Записывают структурно-логическую схему, обсуждая вопрос о распределении по предложенным основаниям полученных на предыдущем этапе сведений. |
|
Изучение нового материала 60 мин
|
1. Хочу обратить ваше внимание на интересное явление которое мы называем удар. Эффект производимый ударом, всегда вызывал удивление человека. Почему тяжелый молот , положенный на кусок металла на наковальне, только прижимает его к опоре, а тот же молот ударом молотобойца плющит его? А в чем секрет старинного циркового трюка, когда сокрушительный удар молота по массивной наковальне не наносит вреда человеку, на груди которого установлена эта наковальня? Как вы думаете , что такое удар? |
1. Участвуют в обсуждении.
|
2. Даю основные понятия и законы. 3. Показываю короткое видео. |
2. Записывают в тетради 3. Просматривают видео, делают вывод |
|
Работа стекстом |
1. Предлагает каждому ученику текст "Применение закона сохранения импульса". |
1. Получают распечатку текста. |
|
2.
Дает задание учащимся: читаем и делаем в тексте пометки (не более 10 минут).
Пометки: |
2. Читают текст и на полях делают предложенные учителем пометки. |
|
3. Предлагает учащимся продолжить работу с маркировочной таблицей индивидуально. Маркирует оставшуюся колонку таблицы: “Узнал новое”. |
3. Самостоятельно в тетрадях заполняют маркировочную таблицу в соответствии со сделанной в тексте пометкой “+”. Составляют опорный конспект |
|
4. Предлагает студентам обсудить данные, записанные во второй колонке в ходе самостоятельной работы. Заполняет вместе с учащимися вторую колонку таблицы “Узнал новое” на доске. |
4. Участвуют в обсуждении |
|
5. Предлагает учащимся обсудить данные, отмеченные пометками “-“ и “?”. Выписывает вопросы на доску. |
5. Участвуют в обсуждении. |
|
6. Задает по ходу обсуждения вопросы учащимся: “Как вы думаете, из каких источников мы можем об этом узнать?”, “У кого есть энциклопедии?” и др. |
6. Отвечают на вопросы учителя. Предлагают свои варианты. |
|
7. Дает установку на домашнее задание: “К следующему уроку необходимо ответить на возникшие вопросу по поводу новой информации. Если возникнут затруднения, попробуем разобраться вместе”. |
7. Выбирают тему для сообщения в соответствии возникшими вопросами. Записывают домашнее задание. |
Этап "Рефлексия"
4 мин. |
1. Предлагает учащимся разные способы инициирования рефлексии учащихся. Проводит рефлексию – возврат к таблице и кластеру. |
|
Этап
"Домашнее задание" |
На доске: 1. Выучить §39 – 41 2. Выполнить самостоятельную работу №1: Написать реферат о развитии космонавтики и ее современных достижениях.
|
Записывают домашнее задание в тетради. |
Литература.
1. Мякишев, Г.Я. Физика. 10 класс: учебник для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе: базовый и профил. уровни / Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой. – 20-е изд. – М.: Просвещение, 2011. -366 с.: ил. – (Классический курс).
Интернет-ресурсы.
1. http://infofiz.ru
Приложение 1. Применение закона сохранения импульса
Закон сохранения импульса лежит в основе реактивного движения. Реактивное движение — это такое движение тела, которое возникает после отделения от тела его части.
Пусть тело
массой M покоилось. От тела
отделилась со скоростью vl какая-то его часть массой m1.
Тогда оставшаяся часть придет в движение в противоположную сторону со скоростью
v2, масса оставшейся
части m2.
Действительно, сумма импульсов обеих частей тела до отделения была равна нулю и
после разделения будет равна нулю:
Большая
заслуга в развитии теории реактивного движения принадлежит К. Э. Циолковскому.
Он разработал теорию полета тела переменной массы (ракеты) в
однородном поле тяготения и рассчитал запасы топлива, необходимые для
преодоления силы земного притяжения; основы теории жидкостного реактивного
двигателя, а также элементы его конструкции; теорию многоступенчатых ракет,
причем предложил два варианта: параллельный (несколько реактивных двигателей
работают одновременно) и последовательный (реактивные двигатели работают друг за
другом). К. Э. Циолковский строго научно доказал возможность полета в космос с
помощью ракет с жидкостным реактивным двигателем, предложил специальные
траектории посадки космических аппаратов на Землю, выдвинул идею создания
межпланетных орбитальных станций и подробно рассмотрел условия жизни и
жизнеобеспечения на них. Технические идеи Циолковского находят применение при
создании современной ракетно-космической техники. Движение с помощью реактивной
струи по закону сохранения импульса лежит в основе гидрореактивного двигателя.
В основе движения многих морских моллюсков (осьминогов, медуз, кальмаров,
каракатиц) также лежит реактивный принцип.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.