Конспект урока по физике на тему: "Три состояния вещества" (7 класс)
Оценка 4.9

Конспект урока по физике на тему: "Три состояния вещества" (7 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
физика
7 кл
21.05.2017
Конспект урока по физике на тему: "Три состояния вещества" (7 класс)
Приложение 4 (Презентация к уроку)
7 Ф.docx
Урок физики в 7 классе на тему: «Три состояния вещества»                           Учитель физики: «Ясинский Анатолий Романович» Тема урока: «Три состояния вещества». Тип урока: изучение нового материала. Цель урока – познакомить учащихся со свойствами твердых тел, жидкостей и газов, и объяснить их с  точки зрения молекулярного строения вещества. Задачи урока: 1. Воспитательная: формировать познавательный интерес к предмету, коммуникабельность,  умение излагать свою точку зрения. 2. Образовательная: формировать умения применять полученные знания о молекулярном строении  вещества для объяснения свойств твердых тел, жидкостей и газов. 3. Развивающая: формировать у учащихся навыки самостоятельной исследовательской  деятельности и работы с учебником, развивать умения выделять главное, сравнивать и  анализировать. Приборы и материалы: набор твердых тел из разного вещества (металла, дерева, пластмассы и т.д.),  сосуд с водой, мензурка, 2­3 сосуда разной формы, шприц медицинский, воздушный шарик. Раздаточный материал: карточки с заданием для исследовательской работы, фломастеры разного  цвета. Информационно­техническое сопровождение урока: компьютерная презентация “Три состояния  вещества” (программа MS Power Point), компьютер, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска. План урока 1. Организационный момент  2. Актуализация знаний (блиц­опрос) 3. Изучение нового материала   Исследовательская работа учащихся в группах   Самостоятельная работа по учебнику   “Физминутка”   Фронтальная беседа  4. Домашнее задание  5. Проверка и закрепление изученного материала.  6. Рефлексия. Ход урока Учитель. В природе вещества встречаются в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и  газообразном. Многие из них мы привыкли видеть в каком­либо одном состоянии. Например, железо – в  твердом, спирт – в жидком, водород – в газообразном. Однако есть и такие, которые в нашей жизни  встречаются сразу в трех состояниях, например, вода: твердое состояние воды – лед, жидкое – вода, газообразное – водяной пар. В различных состояниях вещества обладают разными свойствами. Давайте  попробуем разобраться почему! 1. Организационный момент (1мин) Присутствующие. Тема нашего урока “Три состояния вещества”. 2. Актуализация знаний (блиц­опрос)  (приложение 4, слайд 4, 3 мин) 1. Что такое физическое тело? 2. Из чего состоят все тела? 3. Приведите по три примера физического тела и вещества? 4. Из чего состоит вещество? 5. Что называют молекулами? 6. Из чего состоят молекулы? 7. Отличаются ли между собой молекулы одного и того же вещества? 8. Почему при нагревании все тела расширяются, а при охлаждении сжимаются? 9. Что вы можете сказать о величине промежутков между молекулами твердых тел, жидкостей и  газов? 10. Какое явление называют диффузией? 11. Почему диффузия в разных телах происходит с разной скоростью? 3. Изучение нового материала (32мин) Давайте попробуем исследовать и сравнить основные свойства твердых тел, жидкостей и газов. 1) Исследовательская работа учащихся в группах (12 мин) Карточки с заданиями раздаются учащимся заранее (Приложение 1) (Учащиеся в группах по 2­3 человека экспериментально исследуют основные свойства твердых тел,  жидкостей и газов: сохранение формы, объема, сопротивление сжатию.) Подведем итоги исследования и попробуем сравнить такие свойства тел, как форма, объем и  сопротивление сжатию. Сведения занесем в таблицу (Приложение 2, приложение 4, слайд 5). (Учащиеся строят таблицу в тетради и вместе с учителем заполняют графу “Основные  свойства”) Нам известно, что молекулы одного и того же вещества (например, воды) не отличаются друг от друга,  но в чем же причина столь разных свойств вещества в различных агрегатных состояниях? (Причина в  расположении молекул в теле, характере их движения и взаимодействия.) 2) Самостоятельная работа по учебнику (12 мин) Представьте себе, что вы – молекулы и образуете газ (первый ряд), жидкость (второй ряд), твердое тело  (третий ряд). Используя материал §16 “Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и  газов” (Р. Башарулы , “Физика.7 класс”) через 4­5 минут попробуйте описать расположение, движение и  взаимодействие молекул в своем веществе Подведение итогов самостоятельной работы. (Учащиеся на основе изученного материала описывают молекулярное строение вещества в разных  агрегатных состояниях. Учитель, иллюстрируя сообщения учащихся, демонстрирует  компьютерные модели строения вещества в твердом, жидком и газообразном состояниях,  характер движения и взаимодействия молекул (Приложение 4, слайды 6­20). Одновременно  учащиеся в таблице заполняют графы “Расположение молекул”, “Характер движения молекул”,  “Взаимодействие молекул”.) 3) “Физминутка”(Приложение 4, слайды 21) (2 мин) Давайте разомнемся и попробуем смоделировать движение молекул в твердом теле и жидкости. Упражнение 1. “Прыжки на месте” – модель твердого тела. Представьте, что вы молекулы твердого тела (учащиеся прыгают на месте). Тело нагревается (прыжки в  быстром темпе), тело охлаждается (прыжки в медленном темпе). Упражнение 2. “Прыжки на месте с перескоками” – модель жидкости. Представьте, что вы молекулы жидкости (учащиеся прыгают, перескакивая с места на место). Тело  нагревается (быстрый темп), тело охлаждается (медленный темп). 4) Фронтальная беседа (6мин) На основе знаний о молекулярном строении попробуем объяснить основные свойства вещества в разных  агрегатных состояниях?  Почему газы не сохраняют объем и легко сжимаются? ( Расстояние между молекулами велико,  силы притяжения слабые, поэтому молекулы легко удаляются друг от друга и так же легко  сближаются. Когда расстояние между молекулами газа уменьшится на столько, что начинают  резко возрастать силы отталкивания – сжатие прекращается)  Почему газы не имеют формы и заполняют весь предоставленный объем? (Причина в свободном  движении молекул и слабо их притяжении) – (Приложение 4, слайд 22)  Почему жидкости сохраняют объем? (Взаимодействие между молекулами велико, следовательно  они не способны “отрываться” друг от друга)  Почему жидкости не имеют своей формы и текучи? ( Молекулы жидкости подвижны, они  способны перескакивать с места на место несколько миллиардов раз в секунду. В случае, если на  жидкость подействует какая­нибудь внешняя сила, например, притяжение к Земле, перескоки  частиц будут происходить, в основном, в направлении ее действия (то есть вниз). Это приведет к  тому, что жидкость примет форму вытягивающейся капли или льющейся струи. Следовательно,  текучесть и отсутствие собственной формы жидкостей объясняется частыми перескоками их  частиц из одного устойчивого положения в другое) – (Приложение 4, слайд 23)  Чем объясняется не сжимаемость жидкостей? (Расстояние между молекулами достаточно мало.  При сближении силы отталкивания резко возрастают, не позволяя молекулам сближаться)  Почему твердые тела сохраняют свою форму? (Причина кроется в характере движения молекул.  Они ведут “оседлый образ жизни”, совершая колебательные движения около положения  равновесия и свободно перемещаться не могут)  Почему твердые тела сохраняют свой объём? ( Взаимодействие между молекулами твердого тела  огромное, поэтому они не могут отрываться друг от друга) – (Приложение 4, слайд 24)  Чем объясняется не сжимаемость твердых тел? ( Расстояние между молекулами мало  (соизмеримо с размерами молекул). При сближении силы отталкивания резко возрастают, не  позволяя молекулам сближаться) 4. Домашнее задание (2 мин, Приложение 4, слайд 25) Параграф 16, ответить на вопросы, выучить таблицу в тетради 5. Проверка и закрепление изученного материала. (Приложение 5, Приложение 4, слайды 26). Работа с тестом. Подведение итогов, выставление оценок (5мин) 6. Рефлексия. (Приложение 4, слайды 27) (Перед началом урока каждый учащийся получает три жетона разного цвета) Учащимся предлагается  оценить свои знания с помощью жетонов разного цвета (красного, желтого, зеленого), которые они  прикрепляют на плакат “Заполни сосуды!” (2мин) (Приложение 3).

Конспект урока по физике на тему: "Три состояния вещества" (7 класс)

Конспект урока по физике на тему: "Три состояния вещества" (7 класс)

Конспект урока по физике на тему: "Три состояния вещества" (7 класс)

Конспект урока по физике на тему: "Три состояния вещества" (7 класс)

Конспект урока по физике на тему: "Три состояния вещества" (7 класс)

Конспект урока по физике на тему: "Три состояния вещества" (7 класс)

Конспект урока по физике на тему: "Три состояния вещества" (7 класс)

Конспект урока по физике на тему: "Три состояния вещества" (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2017