КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИКЕ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «РАДИОАКТИВНОСТЬ. ВИДЫ РАДИОАКТИВНЫХ ИЗЛУЧЕНИЙ»
Оценка 4.8

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИКЕ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «РАДИОАКТИВНОСТЬ. ВИДЫ РАДИОАКТИВНЫХ ИЗЛУЧЕНИЙ»

Оценка 4.8
Карточки-задания +1
docx
физика
11 кл
19.06.2017
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИКЕ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «РАДИОАКТИВНОСТЬ. ВИДЫ РАДИОАКТИВНЫХ ИЗЛУЧЕНИЙ»
Тема урока:Радиоактивность. Виды радиоактивных излучений. Тип урока: изучение нового материала Цели урока: формирование представления о явлении радиоактивности, о физической природе и свойствах α-, β-, γ-излучений; углубление знаний учащихся о структуре атома. Задачи урока: - обучающие познакомить учащихся с историей открытия явления радиоактивности и физической природой этого явления, объяснить правило смещения и научить применять его с помощью периодической системы химических элементов; -развивающие расширить представления учащихся о физической картине мира, развитие навыков работы с таблицами, способствовать развитию любознательности, формирование умения анализировать, делать выводы, сравнивать, обобщать факты, применять ранее полученные знания для объяснения наблюдаемых явлений; -воспитательные развивать интерес к предмету, расширить кругозор учащихся, воспитывать стремление к овладению знаниями.
radioaktivnost._vidy_radioaktivnyh_izlucheniy.docx
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИКЕ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «РАДИОАКТИВНОСТЬ. ВИДЫ РАДИОАКТИВНЫХ ИЗЛУЧЕНИЙ» α β γ ­,  ­,  ­излучений;  углубление знаний учащихся о структуре атома. Тема урока:Радиоактивность. Виды радиоактивных излучений. Тип урока: изучение нового материала Цели урока: формирование  представления о явлении радиоактивности, о физической   природе  и свойствах  Задачи урока: ­ обучающие познакомить учащихся с  историей открытия явления радиоактивности и физической  природой этого явления, объяснить правило смещения и научить применять его с помощью  периодической системы химических элементов;  ­развивающие расширить представления учащихся о физической картине мира,  развитие навыков работы с  таблицами, способствовать развитию любознательности, формирование умения анализировать, делать выводы, сравнивать, обобщать факты, применять ранее полученные знания для  объяснения наблюдаемых явлений; ­воспитательные развивать интерес к предмету, расширить кругозор учащихся, воспитывать стремление к  овладению знаниями. Оборудование: интерактивная доска, компьютер, видеопроектор,  презентацияPowerPoint  «Радиоактивность. Виды радиоактивных излучений», компьютерная модель таблицы  Менделеева (приложение MENDEL.exe),периодическая таблица Менделеева Д.И.(в  распечатанном виде на столах у учащихся) Ход урока. I. Организационный момент Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока. II. Мотивация и актуализация знаний Слова радиоактивности, радиоактивного излучения, радиоактивные элементы знают сегодня все. Все знают об опасности радиоактивных излучений.  Но многие, наверное, знают и то, что  радиоактивные излучения служат человеку: они позволяют в ряде случаев поставить правильный диагноз болезни, лечат опасные заболевания, повышают урожайность культурных растений.     Создаётся проблемная ситуация Что такое радиоактивность? Какова его физическая природа? В чём заключается его  опасность?Сегодня на уроке мы это узнаем (Слайд №2) Для того чтобы стало понятно, что такое радиоактивность нужно вспомнить некоторые вопросы, которые мы уже изучили ранее на уроках физики. Что происходит с заряженной частицей, влетевшей в магнитное поле?(на неё действует сила Лоренца, формула силы Лоренца) Как определить направление силы Лоренца?(по  правилу левой руки)(Слайд №3) Каково строение атомного ядра? (ядра всех химических элементов состоят из нуклонов:  протонов и нейтронов) Чему равно число протонов в ядре? (порядковый номер в таблице Менделеева) Как условно обозначаются ядра химических элементов? Z – зарядовое число, которое показывает число протонов в ядре (порядковый номер в таблице Менделеева)  А ­ массовое число, которое показывает число нуклонов в ядре A = N + Z  , где N – число  нейтронов в ядре(Слайд №4) III. Изучение нового материала 1) История открытия радиоактивности  Изучая соли урана, французский учёный Анри Беккерель сделал вывод, что соли урана  самопроизвольно, без влияния внешних факторов создают какое­то излучение. 26­27 февраля 1896 года Беккерель приготовил несколько образцов кристаллов и прикрепил их  к завернутым в бумагу фотопластинкам. Однако в эти дни стояла пасмурная погода, и  Беккерель решил отложить опыт. Он считал, что ему необходим яркий солнечный свет.  Пластинки были спрятаны в ящик стола и пролежали там около трех дней. Лишь 1 марта,  Беккерель решил их проявить, ожидая в лучшем случае, увидеть слабые изображения. Но все  оказалось наоборот: изображения были очень четкими. Таким образом, какое­то излучение  испускалось солями урана безо всякого освещения светом. (Слайды №5,6)  Беккерель продолжил исследования солей урана, однако он не понимал природы этого  излучения. Однажды, демонстрируя своему гостю излучение урановых образцов, он задал ему  вопрос в виде просьбы:«Ведь вы физик и химик одновременно. Проверьте, нет ли в этих  излучающих телах примесей, которые могли бы играть особенную роль».И этот вопрос стал  научной программой исследований молодой четы: Пьера Кюри (1859 – 1906) и его жены Марии  Склодовской­Кюри (1867 – 1934). Двумя годами позднее, супруги Пьер и Мария Кюри,  доказали, что аналогичным свойством обладает химический элемент торий Th­232 . Затем они  же открыли новые, ранее неизвестные элементы – полоний Po­209 и радий Ra­226. Радий –  редкий элемент; чтобы получить 1 грамм чистого радия, надо переработать не менее 5 тонн  урановой руды; его радиоактивность в несколько миллионов раз выше радиоактивности урана.  Впоследствии было установлено, что все химические элементы с порядковым номером более 83  являются радиоактивными. Супруги Кюри, явление самопроизвольного излучения назвали  радиоактивностью. (Слайд №7) 2) Физическая природа радиоактивности и виды  радиоактивных излучений. По ходу изучения нового материала учащиеся самостоятельно заполняют таблицу(слайд № 8): Излучение  Заряд Свойства излучений Природа α β γ Какова физическая природа и свойства радиоактивных излучений?    Английский физик Эрнест Резерфорд проводит эксперименты по изучению радиоактивного  излучения(Слайд №9) Схема опытов Резерфорда по исследованию радиоактивного излучения (Слайд  №10),демонстрация видеофайла, демонстрирующего опыты по исследованию радиоактивного  излучения в магнитном поле (видеофайл запускается кнопкой “Play” в окне видеофайла) (Слайд № 11) В магнитном поле пучок излучения  распадался на 3 пучка. Две составляющие первичного  потока отклонялись в противоположные стороны.  Как это можно объяснить?Это определенно указывало на наличие у этих составляющих  электрических зарядов противоположных знаков, то есть эти составляющие представляют поток положительных и отрицательных частиц (Сила Лоренца, правило левой руки). Отрицательная компонента излучения отклонялась магнитным полем гораздо больше, чем  положительная.  Как это можно объяснить?Либо разная величина заряда частиц, либо разная скорость  движения (формула силы Лоренца). Третья составляющая не отклонялась магнитным полем. Как это можно объяснить? Эта составляющая нейтральна, то есть не является  потоком  заряженных частиц.  Положительно заряженная компонента получило название альфа­лучей, отрицательно  заряженная – бета­лучи и нейтральная – гамма­лучи(Слайд №12) Демонстрация флэш­анимации об изучении состава радиоактивных излучений  (анимация  запускается автоматически с началом демонстрации слайда) (Слайд №13) Эти три вида излучения очень сильно отличаются друг от друга по проникающей способности,  т.е. по тому, насколько интенсивно они поглощаются различными веществами.Демонстрация  флэш­анимации  и иллюстрации о проникающей способности радиоактивных излучений  (анимация запускается автоматически с началом демонстрации слайда) (Слайды №14, 15) Дальнейшие исследования радиоактивного излучения позволили выяснить природу этих видов  излучения: Альфа­излучение   – это поток положительно заряженных   α ­частиц (ядер гелия ), летящих  со скоростью 14000­2000 км/с (Слайд № 16) Бета­излучение – это поток электронов, летящих со скоростью близкой к скорости света  (0,999с) (Слайд № 17) Гамма­излучение  — электромагнитное излучение с длиной волны менее   10­10 м, имеющее  ярко выраженные корпускулярные свойства, то есть являющееся потоком  ­квантов 18) Проверка заполнения таблицы свойств радиоактивных излучений(Слайд №19) 3) Радиоактивные превращения В чём же заключается физическая сущность явления радиоактивности? Для ответа на этот вопрос необходимо исследовать само радиоактивное вещество. γ (Слайд № Что же происходит с радиоактивным веществом? Уже самые первые опыты, проделанные Резерфордом совместно с английским ученым Ф. Содди, убедили их, что при радиоактивном распаде происходит превращение одних химических  элементов в другие. Цепочки превращений испытали радиоактивные элементы: актиний, торий, уран. Общий вывод, к которому пришли ученые, сформировал Резерфорд:  радиоактивность  ­самопроизвольное превращение ядер одних химических элементов в ядра  других химических элементов, сопровождаемое испусканием различных частиц или ядер.  Радиоактивные превращения ядер бывают различных типов: α­распад, β­распад, эти  превращения подчиняются правилу смещения, сформулированному впервые английским ученым Ф. Содди.(Слайд № 20 ) α смещается на 2 клетки к началу периодической системы. Ядро теряет положительный заряд 2ē и масса его убывает на 4 а.е.м. Элемент   – распад:  A ZХα   → A­4 Z­2Y + 4 2He(Слайд № 21 ) β  – распад: неизменной. Элемент смещается на 1 клетку к концу периодической системы.  из ядра вылетает электрон, заряд увеличивается на  единицу, а масса остается почти  A ZХβ   → A Z+1Y + 0 ­1e Проблемная ситуация. Вопрос к классу:Если вы внимательно следите за моими  рассуждениями, то должны мне задать вопрос. (Как же из ядра вылетают электроны, если их там нет?!!!)  Ответ: при  – распаде нейтрон превращается в протон с испусканием электрона  0n  1 υ υ  (  ­ антинейтрино) β ­1e+  1p + 0 (Слайд № 22)  → 1 не сопровождается изменением заряда, масса же ядра меняется ничтожно мало,  γ  – излучение  так как излучаемые  фотоны не имеют заряда и их масса ничтожно мала(Слайд № 23 ) Демонстрация видеофайла с компьютерной модельюальфа­распада и бета­распада(видеофайл  запускается кнопкой “Play” в окне видеофайла) (Слайд № 24) IV. Закрепление изученного. Выполнение  двух упражнений на применение правила смещения с использованием    компьютерной модели периодической таблицыМенделеева(файлMENDEL.exe)(Слайд № 25) Самостоятельное решение задач с использованием таблицы Менделеева(Слайд № 26).Для  проверки правильности решения отдельные учащиеся решают задачи у доски. Задача 1: Изотоп тория 230 Решение:230 Задача 2: Изотоп тория 230 91Рa + 0­1e Решение:230 α  –радиоактивен. С помощью правил «сдвига» и таблицы  Задача 3: Протактиний 231 элементов Менделеева определите, какой элемент получается с помощью этого распада. Решение: 231 Задача 4: В какой элемент превращения уран 239 распада? Решение:239 Задача 5: Написать цепочку ядерных превращений неона:   α ­частицу. Какой элемент при этом образуется?  90Th испускает  ­радиоактивен. Какой элемент при этом образуется? β α  – распадов и одного   –  β β β α α β α α ,  ,  90Th испускает  92U после двух  91Рa α   → 227 98Ra + 4 2He   β → 239   94Pu α   → 235 90Th α   → 226 89Ас + 4 2Не  β → 230   92U    β → 239   93Np  90Th   91Рa  92U β ,  ,  ,  ,  , 10Ne  11Na   β → 20    → 12 9F   β → 12   10Ne α →8 8O α   → 4 6C  β → 20   Решение: 20 V. VI. 11Na α  Домашнее задание:п.98­100, упр.14(1) (Слайд № 27). Подведение итогов урока(Слайд № 28).  β → 20   13Al α  12Mg   → 16 Итоги:  В природе существуют радиоактивные химические элементы, которые излучают три  вида  излучения:  • Альфа­излучение   – это поток положительно заряженных   α ­частиц (ядер гелия ),  летящих со скоростью 14000­2000 км/с  • Бета­излучение – это поток электронов, летящих со скоростью близкой к скорости света (0,999с) • Гамма­излучение  — электромагнитное излучение с длиной волны менее   10­10 м,  имеющее ярко выраженные корпускулярные свойства, то есть являющееся потоком  ­γ квантов.  При радиоактивном  излучении происходят  превращения ядер химических элементов  (альфа­ и бета­распад).  Радиоактивность  ­ самопроизвольное превращение ядер одних химических  элементов в ядра других химических элементов, сопровождаемое испусканием  различных частиц или ядер.  Ответы на вопросы учащихся. Выставление оценок. ИСПОЛЬЗОВАВШАЯСЯ ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ­РЕСУРСЫ 1. Физика. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном  носителе. Базовый и профильный уровни. (Классический курс) Автор: Мякишев Г. Я., Буховцев  Б. Б., Чаругин В. М. / Под ред. Николаева В. И., Парфентьевой,  г. Москва,Издательство:  «Просвещение», 2012 2. Сборник задач по физике для средней школы Автор: Рымкевич А.П., Рымкевич П.А. г.  Москва,Издательство «Просвещение», 1984 3. Сайт «Класс!ная физика» /class­fizika.narod.ru/ входит в каталог «Образовательные ресурсы сети­ интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования», одобрено  Министеством образования и науки РФ, Москва, выпуск с 2006г. 4. Сайт«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://files.school­ collection.edu.ru/

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИКЕ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «РАДИОАКТИВНОСТЬ. ВИДЫ РАДИОАКТИВНЫХ ИЗЛУЧЕНИЙ»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИКЕ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «РАДИОАКТИВНОСТЬ. ВИДЫ РАДИОАКТИВНЫХ ИЗЛУЧЕНИЙ»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИКЕ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «РАДИОАКТИВНОСТЬ. ВИДЫ РАДИОАКТИВНЫХ ИЗЛУЧЕНИЙ»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИКЕ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «РАДИОАКТИВНОСТЬ. ВИДЫ РАДИОАКТИВНЫХ ИЗЛУЧЕНИЙ»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИКЕ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «РАДИОАКТИВНОСТЬ. ВИДЫ РАДИОАКТИВНЫХ ИЗЛУЧЕНИЙ»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИКЕ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «РАДИОАКТИВНОСТЬ. ВИДЫ РАДИОАКТИВНЫХ ИЗЛУЧЕНИЙ»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИКЕ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «РАДИОАКТИВНОСТЬ. ВИДЫ РАДИОАКТИВНЫХ ИЗЛУЧЕНИЙ»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИКЕ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «РАДИОАКТИВНОСТЬ. ВИДЫ РАДИОАКТИВНЫХ ИЗЛУЧЕНИЙ»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИКЕ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «РАДИОАКТИВНОСТЬ. ВИДЫ РАДИОАКТИВНЫХ ИЗЛУЧЕНИЙ»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИКЕ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «РАДИОАКТИВНОСТЬ. ВИДЫ РАДИОАКТИВНЫХ ИЗЛУЧЕНИЙ»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИКЕ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «РАДИОАКТИВНОСТЬ. ВИДЫ РАДИОАКТИВНЫХ ИЗЛУЧЕНИЙ»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИКЕ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «РАДИОАКТИВНОСТЬ. ВИДЫ РАДИОАКТИВНЫХ ИЗЛУЧЕНИЙ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2017