Конспект урока по географии на тему: "Арктика - фасад России"
Оценка 4.7

Конспект урока по географии на тему: "Арктика - фасад России"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
география
7 кл
25.07.2018
Конспект урока по географии на тему: "Арктика - фасад России"
Урок для 7а и 7б классов в форме урока-путешествия. Цель урока. Познакомить учащихся с особенностями такого региона мира как Арктика. Задачи: 1.Сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь; познакомить с особенностями природы, значением природы данной зоны для человека, её использованием, экологическими проблемами. 2. Закреплять умение работать с картой, атласом, дополнительными источниками информации. 3. Воспитывать бережное отношение к природе, способствовать решению экологических проблем. 4. Развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать, делать выводы с опорой на ранее изученный материал. На уроке использовались 2 презентации: одна во время выступлений учащихся с сообщениями о растениях, животных, о.Врангеля; другая – в конце и небольшой фрагмент фильма об исследованиях Арктики. Также была представлена выставка книг с небольшим обзором об исследованиях Арктики . Для подведения итога использовался кроссворд. Учащиеся работали в группах. Конечный продукт работы на уроке – плакат- коллаж с рисунками учащихся, картами- схемами по данной теме. В конце урока -релаксация ( учащиеся с помощью снежинок-смайликов высказали своё мнение о проведённом мероприятии).Конспект урока географии. Виртуальное путешествие по «Арктике-фасаду России»
Конспект урока географии Виртуальное путешествие по.docx
Конспект урока географии.  Виртуальное путешествие по «Арктике­фасаду России» Цель – содействие формированию у детей познавательного интереса к самой северной природной   зоне   –   зоне   арктических   пустынь,   воспитанию   бережного   отношения   к природе через знакомство с живым символом Арктики – белым медведем. Задачи. Образовательный аспект: Научиться называть и показывать основные географические объекты природного региона Арктика; Описывать климатические особенности территории, особенности растительного и животного мира; Познакомить учащихся с особенностями культуры народов Севера. Развивающий аспект: Формировать потребность у детей чувства восхищения от общения с природой; Способствовать развитию внимания, мышления, памяти, творческого восприятия и самостоятельного интереса в изучении природного региона Арктика. Воспитательный аспект: Привлечь внимание к проблеме уменьшения численности белых медведей – живого символа Арктики;  Формировать познавательные УУД (умение различать «полярная ночь», «полярный день»  и полярное сияние»; работать с картой, ); регулятивные УУД (умение формулировать тему урока и ставить учебную проблему;  умение работать с текстом, находить главное, обобщать и сравнивать); формировать коммуникативные УУД (умение строить речевое высказывание, т.е. давать  ответ на вопрос правильный, полный, осознанный; умение оценивать собственную  деятельность на уроке) Личностные УУД (умение слушать учителя и окружающих; оказывать необходимую  помощь и взаимопомощь при работе в группе) 3. Воспитывать уважительное отношение к своей малой Родине, доброту к окружающим  людям Ход урока. I.Орг. момент.(мотивационный) ( Шум ветра и вьюги ­ включается запись. Учитель читает стих) Снег в Арктике, и   все  белым­бело, И зимы долгие, и ветер, и пурга. Морозной стужей по простору  вьется вьюга, И солнце  по поверхности скользит  едва. Тюлени нежатся на берегах, Медведи белые здесь короли, И в ночь полярную сиянья яркий свет, Заметит  шапок ледяных  цветы. Парят снежинки  бесконечной чередой И время будто провалилось в пустоту, И  сумеречный день прозрачным духом, Холодную покажет красоту. ­ Ребята. Вы, наверное, уже догадались, что сегодня у нас не совсем обычный урок? Мы совершим сегодня виртуальное путешествие в одно из самых загадочных, интересных, необычных и труднодоступных мест Земли­ ...Арктику. II.Актуализация знаний. ­Какие ассоциации возникают у вас со словом «Арктика»? Предполагаемые ответы: Холод, снег, лед, ветер, полярная ночь, белые медведи, вечная мерзлота  и т.п. А знаете ли вы, что... ? рктика  (от греч. а  ρκτος — «медведица», аρκτικός — «находящийся под  АА созвездием Большой Медведицы», «северный») — это единый физико­географический  район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины  материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с  островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие  части Атлантического и Тихого океанов. Южная граница Арктики совпадает с южной  границей зоны тундры.    А знаете ли вы, что .. Площадь  Арктики— около 27 млн км²; иногда Арктику ограничивают с юга Северным  полярным кругом (66° 33  с. ш.), в этом случае её площадь составляет 21  млн. км². ′ III.Постановка тему уроки и учебной задачи. Изучение и освоение Арктики — всегда было одной из важнейших задач ученых,  путешественников и исследователей всего мира и  нашей страны. Мы знаем  сегодня об Арктике с одной стороны  ­ многое, а с другой­ ещё столько  неизведанного и нового таит в себе это удивительное место на Земле! Но те знания ,   которыми  мы сегодня обладаем, достались человечеству нелегко. Мы уже изучали  исследования полярников  Северного Ледовитого океана. Но не малая доля заслуг  в  этом принадлежит и нашим соотечественникам. IV.Открытие нового знания   1.Работа с дополнительным материалом . ( в группах) В 1977 году атомный ледокол «Арктика», впервые из надводных судов, достиг Северного  полюса, стали постоянными арктические экспедиции ученых.  В 1979 году Дмитрий Игоревич Шпаро возглавил первую в мире лыжную экспедицию на  Северный полюс. Зимой 2008 года Матвей Дмитриевич Шпаро совместно с Борисом  Григорьевичем Смолиным установил поистине первопроходческий рекорд. Впервые в  истории люди дошли на лыжах до Северного полюса полярной ночью. Экспедиция  стартовала 22 декабря 2007 года от мыса Арктического. Преодолев в зимних условиях  более тысячи километров по дрейфующим льдам Северного Ледовитого океана,  путешественники достигли вершины планеты 14 марта 2008 года, на неделю обогнав  наступление полярного дня. Этой же весной Матвей Дмитриевич Шпаро возглавил  молодежную экспедицию «На лыжах — к Северному полюсу!». Впервые команда юношей и девушек 16­18 лет пришла на Северный полюс, пройдя более 100 километров по  дрейфующим льдам. Успех первой молодежной экспедиции позволил сделать ее  ежегодной. Достижения российских путешественников и будущее Арктики не может  оставить равнодушным подрастающее поколение. 2.Проверка изученного материала по группам. 3.Освоение Арктики, как мы видим,­ дело очень трудное и тяжёлое. Много  художественных произведений посвящено этой теме. Сегодня у нас в гостях заведующая  библиотекой, человек, который посвятил свою жизнь книгам. Она приготовила для вас интересный материал. ( Выступление О.В. Толмачёвой и выставка книг)  4.А знаете ли вы, что....? здесь , в Арктике, проявляется одно из самых красивых природных явлений  – полярное (северное) сияние. Это явление описывал в 1743г великий русский ученый  Михайло Васильевич Ломоносов в своем стихотворении «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Родом он был как раз из северных  краев российских ­ Архангельской области, он не раз наблюдал это явление. Очень образно описывает его известный исследователь Северной Земли Г. А. Ушатов:  "Небо пылало. Бесконечная прозрачная вуаль покрывала весь небосвод. Какая­то невидимая сила колебала ее. Вся она горела нежным лиловым светом. Кое­где  показывались яркие вспышки и тут же бледнели, как будто лишь на мгновение рождались и рассеивались облака, сотканные из одного света... В нескольких местах еще раз вспыхнули  лиловые облака. Какую­то долю секунды казалось, что сияние погасло. Но вот длинные  лучи, местами собранные в яркие пучки, затрепетали бледно­зеленым светом. Вот они  сорвались с места и со всех сторон, быстрые, как молнии, метнулись к зениту. На  мгновение замерли в вышине, образовали огромный сплошной венец, затрепетали и  потухли".  ­ Но, как мы знаем, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать о чём­то, тем более в  последнее время очень популярным стал такой вид отдыха как поездка за полярный круг  для того, чтобы наблюдать Северное сияние. ­ И я предлагаю совершить вам такое виртуальную поездку с целью отдыха. V. Физминутка. Просмотр ролика ­ «Северное сияние» VI.  Арктика – это снег и лёд, северное сияние и вой вьюги, полярный день  и полярная ночь. А  что ещё есть в этом белоснежном  мире. Кем он населён? Кто его обитатели? Чем богата  эта территория – я предлагаю выяснить.  ­Вы  внимательно слушаете, может что­то для себя отмечаете . А в конце путешествия  мы подведём итог.  Презентация первая. Выступления учащихся. Презентация 2 ( 1­5 слайды) 1.Растения арктических пустынь В ледяной зоне растительности почти нет. А вот с суровым климатом арктической пустыни мирятся более 100 видов цветковых растений ­ снежный лютик, полярный мак, различные камнеломки, а так же мхи и лишайники. Появляются все эти растения полярным летом. При этом они не образуют сплошного покрова. Их отдельные островки разобщены обширными пятнами оголенного грунта.  Хозяева   арктических   пустынь   мхи   и   лишайники   –   могут   зимовать   без   снежного покрова.   Чтобы   избежать   повреждений   морозами,   они   зимой   обезвоживаются.   Могут покрывать   даже   голые   скалы,   так   как   не   нуждаются   в   почве,   поглощая   питательные вещества прямо из воздуха. Рекордсмен   арктических   растений:  Ива   арктическая  ­   самое   северное   дерево (кустарник)   в   мире,   его   ветки   могут   достигать   5   метров   в   длину,   но   они   никогда   не поднимаются выше, чем на 10см от земли. Таким образом,   ива защищается от ледяного ветра и растет под снежным покрывалом в течение всей зимы. Показ 6­26 слайды.  Животный мир арктических пустынь  В   арктических   пустынях   преобладают   животные,   которых   кормит   море   –   белые медведи, моржи, тюлени и, привлекаемые обилием планктона и рыбы, птицы. Чистики, кайры, малые гагарки, многие другие птицы гнездятся летом на скалистых берегах, образуя птичьи базары  В просторах океана живут киты, различные рачки и рыбы. Типичные представители арктической фауны ­ песец, лемминг, черная казарка и  белой сова Оперение у полярной совы белое, с более или менее развитыми бурыми пестринами.  Длина 55­65 см, крылья в размахе 150­160 см, весит 1,5­2,5 кг. Яйца (от 3 до 11) откладывает в середине или конце мая; гнездом служит ямка на земле, выстланная мхом. Насиживание длится около месяца. Интенсивное размножение  наблюдается в годы обилия основного корма ­ леммингов; когда леммингов мало, число яиц в кладке меньше, а иногда совсем не гнездится. На острове Врангеля завезены овцебыки и северные олени. Выступление 3 ЗАПОВЕДНИК «ОСТРОВ ВРАНГЕЛЯ»  Государственный   природный   заповедник   "Остров   Врангеля"   учрежден Постановлением Совета Министров РСФСР от 23 марта 1976г. №189. Этот   самый   северный   из   заповедников   Дальнего   Востока   занимает   два   острова Чукотского моря ­ Врангеля и Геральд, а также прилегающую акваторию, и располагается на территории Шмидтовского района Магаданской области. Целью   создания   заповедника   является   сохранение   и   изучение   типичных   и уникальных экосистем островной части Арктики, а также таких видов как белый медведь (остров   ­   главный   "родильный   дом"   белых   медведей   в   Российской   Арктике),   морж, единственная   в   России   гнездовая   популяция   белого   гуся,   и   многих   других   видов Берингийской   флоры   и   фауны   с   высоким   уровнем   эндемизма.   В   1974г.   на   острове акклиматизирован овцебык. Площадь  2 225 650 га, в том числе 1 430 000 га ­ морская акватория Общая   площадь   охранной   зоны   составляет   3   745   300   га.   В   2006г   исполнилось тридцать лет со дня подписания постановления     совета   министров   РФСФР   о   создании   государственного   природного   заповедника «Остров Врангеля». Он был создан с целью сохранения и изучения уникальных  экосистем островной   части   Арктики   и   белых   медведей,   моржей,   белых   гусей   и   других   видов берингийской флоры и фауны.  Заповедник   «Остров   Врангеля»   расположен   на   одноименном   острове   и   острове Геральд   в   Чукотском   море.   Его   заснеженные   склоны   являются   главным   «родильным домом» белых медведей, на каждый квадратный километр приходится более десяти берлог. Здесь   расположены   единственные   в   России   гнездовья   белого   гуся,   а   также   лежбища моржей. Также в заповедник были завезены домашний северный олень и овцебык. Площадь заповедника   –   более   2   миллионов   гектаров,   из   которых   половину   занимает   морская акватория. Вокруг островов установлена охранная зона шириной 5 морских миль. В 2004г государственный природный заповедник «Остров Врангеля» был включен в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, где стал единственным арктическим объектом. Территория нового природного объекта общей площадью 2 225 650 га получила почетный международный статус. Эта уникальная территория сохранила следы эволюционных процессов, в результате которых сформировался природный комплекс, подобного которому нет нигде в мире. Территория   заповедника   признана   уникальным   природным   объектом   как выдающийся   пример   эволюционного   развития   разнообразных   арктических   природных комплексов. Растительный и животный мир по количеству видов не имеет себе равных в Арктике. Здесь сохранились реликтовые виды ледникового периода, отмечено около 40 эндемичных   видов   и   подвидов   растений,   насекомых,   птиц   и   млекопитающих.   Для островной   флоры   и   фауны   заповедника   характерно   необычайное   смешение   типично арктических   и   относительно   южных   (американских   и   азиатских)   видов   животных   и растений Первая презентация ( слайды 10­14) Население и хозяйство. Экологические проблемы. В   арктических   пустынях   из­за   суровых   климатических   условий   отсутствует постоянное   население.   лесотундры, но и здесь его плотность меньше 1 человека на квадратный километр.    Постоянное   население   проживает   южнее   в   зоне   тундры   и Хозяйственная   деятельность   в   Арктике   сопряжена   с   большими   трудностями. Поэтому стоимость любой продукции, производимой на Крайнем Севере очень высока. Важно   внимание к вопросам улучшения качества жизни людей, проживающих в российской Арктике. Президент России В.В. Путин выразил уверенность, что люди должны жить   и   работать   в   Арктике.   Необходимо   осваивать   этот   регион,   учитывая   все экологические и климатические проблемы, однако, необходимо обеспечить безопасность коренных народов этого региона, уделить должное внимание сохранению флоры и фауны этих   земель.   Освоение   арктических   районов   не   должно   нанести   вред   всем   живым существам на этих широтах. Природа Крайнего Севера очень чувствительная к вмешательству человека. Из­за низких температур и многолетней мерзлоты здесь медленно протекает самоочищение вод, поэтому любое химическое загрязнение губительно для природной среды.  Учитель: ­ В Арктике содержится колоссальное количество неразработанных энергоресурсов — нефти и газа. По оценке Геологической службы США, запасы нефти в Арктике (как на шельфе, так и на суше) составляют 90 млрд баррелей[ В соответствии с данными «Бритиш Петролеум», в мире ежегодно потребляется свыше 32 млрд баррелей нефти Таким образом, при существующем спросе на нефть, запасов Арктики хватит на 3 года. При этом добыча природных ресурсов в Арктике крайне сложна и опасна с точки зрения экологии. В условиях сурового климата Арктики вероятность аварийных ситуаций возрастает   в   разы.   Возможность   ликвидации   последствий   разлива   нефти,   а   также   её эффективность осложняются многочисленными штормами с  высокими волнами, густым туманом   и   многометровым   льдом.   Если   авария   произойдёт   во   время   полярной   ночи, которая длится здесь несколько месяцев, то работы по устранению последствий придётся проводить в темноте, практически наугад. Ещё одна опасность — айсберги, столкновение с которыми   может   стать   роковым   для   нефтедобывающей   платформы.   Для   борьбы   с айсбергами   планируется   использовать   брандеры   —   корабли,   нагруженные   горючими веществами   (такие   корабли   использовались   в   морских   сражениях   для   поджога   и уничтожения вражеских судов). Для России, с её сырьевой экономикой, арктический шельф — одно из наиболее перспективных направлений для восполнения запасов углеводородного сырья Первой на шельфе Арктики начала добычу «Газпром нефть»: нефть была получена в декабре 2013 года на Приразломном месторождении в Печорском море.  Экологические   организации,   такие   как   «Гринпис»   и   Всемирный   фонд   дикой природы, протестуют против разработки нефтяных месторождений в Арктике. В 2012 году началась международная кампания «Защитим Арктику», которая призывает людей по всем миру подписать требование о моратории на добычу нефти в Арктике.  . Итог. VII   1.Первичное восприятие изученного материала. Разгадывание кроссворда. 1.На каком острове находится «родильный дом» белых медведей? ( Врангеля) 2. Птица, живущая в Арктике.(Кайра) 3. Растение Арктики.( Камнеломка) 4. Представитель животного мира, имеющий ласты.(Тюлень)  5. Какое красивое явление мы можем наблюдать  в Арктике? (Сияние) 6. Крупное млекопитающее, живущее в водах Северного Ледовитого океана.( Кит) 7. Рекордсмен арктических растений ­ самое северное дерево (кустарник) в мире (Ива) ( Ключевое слово – Арктика) VIII. Итог. Подведём итог нашего путешествия. У вас на столах лежит конверты­файлы. Мы можете  использовать содержимое этих пакетов и отобразить на вспомогательном материале ту ,  информацию которую сегодня узнали во время нашего виртуального путешествия. Презентация 3. ( во время неё учащиеся либо наносят материал на карту. либо раскрашивают  картинки животных и растений) 2. Вторичная проверка изученного материала. Арктика  это не только лёд и снег, она живёт своей собственной, уникальной и  неповторимой жизнью. Давайте отобразим это на белом листе бумаге. ( На доске  висит плакат АРКТИКА) ­ Вы берёте свой продукт и со словами  «Я теперь точно знаю, что в Арктике....,  например, живут белые медведи»­ прикрепляете своё творение  на плакат) IХ. Рефлексия. ­Любое путешествие когда­то заканчивается. Вот и наше подошло к концу. На столах  лежат снежинки­смайлики. Вы берёте  их и дорисовываете смайлик и прикрепляете  на наш плакат. Если вам было интересно, вы узнали что0то навое, то снежинка  «улыбается», а если вам было не интересно, вы для себя ничего нового не узнали – то  ваша снежинка будет грустить. Х.    Д.З. Придумать  загадки об  Арктике.

Конспект урока по географии на тему: "Арктика - фасад России"

Конспект урока по географии на тему: "Арктика - фасад России"

Конспект урока по географии на тему: "Арктика - фасад России"

Конспект урока по географии на тему: "Арктика - фасад России"

Конспект урока по географии на тему: "Арктика - фасад России"

Конспект урока по географии на тему: "Арктика - фасад России"

Конспект урока по географии на тему: "Арктика - фасад России"

Конспект урока по географии на тему: "Арктика - фасад России"

Конспект урока по географии на тему: "Арктика - фасад России"

Конспект урока по географии на тему: "Арктика - фасад России"

Конспект урока по географии на тему: "Арктика - фасад России"

Конспект урока по географии на тему: "Арктика - фасад России"

Конспект урока по географии на тему: "Арктика - фасад России"

Конспект урока по географии на тему: "Арктика - фасад России"

Конспект урока по географии на тему: "Арктика - фасад России"

Конспект урока по географии на тему: "Арктика - фасад России"

Конспект урока по географии на тему: "Арктика - фасад России"

Конспект урока по географии на тему: "Арктика - фасад России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.07.2018