Иванова Оксана Анатольевна
Урок – игра «Катакомбы» по теме «Атмосфера»
География 6 класс
Цели и задачи:
ü Развитие познавательных и творческих способностей учащихся.
ü Формирование умения работать в группе.
ü Расширение и углубление знаний учащихся по теме «Атмосфера».
Методы и формы обучения:
ü Игровые, частично – поисковые. Оборудование:
ü Карточки с заданиями, атласы.
Урок – игра проводится между учащимися класса. Учащиеся заранее разбиты на две команды , которые принимают активное участие в игре. Группа учащихся подготовила с помощью учителя опережающие задания – сообщения об интересных явлениях атмосферы.
Ход урока:
1. Организационный момент. 2. Вводное слово учителя. «Ребята! Сегодня вы совершите увлекательное путешествие по стране «Атмосфера», а путешествовать мы будем по «Катакомбам», там 7 комнат, соответственно столько же заданий .Поможет вам в пути багаж знаний, полученный на уроках географии. Маршрут путешествия пройдет по комнатам:
Катакомбы
|
7. «Загадочные явления атмосферы». |
|
4. «Климатическая». |
5. «Почтовая».
|
6. «Литературная».
|
1. «Минутка».
|
2. «География + математика». |
3. «Найдите ошибку»
|
Во время путешествия три команды «Бриз» , «Тайфун» , «Муссон» будут соревноваться, кто первым дойдет до конца маршрута и покажет лучшие знания по теме «Атмосфера». Командам выдаются маршрутные листы, в которые будут заноситься баллы, оценивающие прохождение учащимися каждого маршрута. Итак, все готовы? Отправляемся в путь!
1 Комната «Минутка»
За 1 минуту команды должны ответить на как можно большее количество вопросов.
2 Комната «География + математика» Каждая команда получает задание в конверте. В конвертах задания. Каждый член команды выбирает себе задание. На выполнение задания отводится 3 – 4 минуты. Итоги конкурса подводятся в конце игры, когда участники игры проходят станцию «Загадочные явления атмосферы».
Задание для команд. 1. Определить среднюю температуру за сутки по следующим данным:
6 часов – + 5 градусов 12 часов – + 24 градуса 14 часов – + 20 градусов 18 часов - + 18 градусов 20 часов – +10 градусов
2. Найти амплитуду температур за сутки.
3.Самолет летит на высоте 7000м. Какова температура воздуха за бортом, если у поверхности Земли + 24 градуса.
4.Куда будет дуть ветер, в каком случае он сильнее?
3. Комната «Найди ошибку»
«Ученик 7 класса Алеша Попов отвечал на уроке по географии и как всегда опять что – то напутал. Вот рассказ Алеши» Ваша задача – найти как можно больше ошибок в его ответе. Учитель зачитывает текст, а участники команд находят ошибки. Количество баллов ставится по количеству найденных ошибок.
«Воздух постоянно перемещается над поверхностью Земли. Движение воздуха в вертикальном направлении называется ветер. Главная причина образования ветра - это разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности. Ветер дует из области с низким атмосферным давлением в область с более высоким атмосферным давлением. Чем больше разница в атмосферном давлении, тем слабее ветер. Сила ветра измеряется в градусах. На юге Дальнего Востока дуют ветры, которые меняют направление дважды в год. Этот ветер называется бриз. Летом он дует с материка на море. Зимой с моря на материк. Зимой этот ветер приносит много осадков. На берегах морей и крупных озер ветер меняет направление дважды в сутки. Днем он дует с моря на сушу, а ночью с суши на море. Данный ветер называется муссон. Направление ветра определяют с помощью прибора, который называется барометр.
Веселая разминка «Найди пару»
Задача – быстрее и правильно найти свою пару.
Термометр Количество осадков
Барометр Температура воздуха
Гигрометр Направление ветра
Осадкомер Атмосферное давление
Флюгер Влажность воздуха
4 Комната «Климатическая»
Команды получают задание. 1.«Определить по карте координаты городов, назвать в каком из городов теплее и объяснить причину» Москва – Пермь, С – Петербург – Владивосток, Краснодар- Иркутск
2.«Английский врач Дженнер вошел в историю как человек, создавший вакцину от оспы. Но будучи незаурядным наблюдателем природы, он точно подмечал изменения погоды. Дженнер написал любопытное стихотворение, где очень образно отразил народные приметы о наступлении определенного метеорологического явления. Попробуйте прослушав стихи, отгадать о чем идет речь?»
«В ночи сверкнули огоньки –
Зажгли лучину светляки.
В барометре упала ртуть.
Вот ветер начинает дуть.
Стал будто ближе дальний лес.
Стал будто ниже свод небес.
К земле прижаты облака
И режет уши песнь сверчка.
Ей вторит резкий крик дрозда.
Вода чиста как никогда.
Рыбешка занята игрой –
Хватает мушек над водой.
Из сети выглянул паук.
Меня к дивану тянет вдруг.
5 комната «Почтовая»
Каждая команда получает карточки с понятиями, которые учащиеся изучали в курсе «Атмосфера» и конверты с названиями тем. Необходимо соотнести карточки с понятиями (Бриз, муссон, тайфун, ураган, давление, ветер, циклон, антициклон, гололед, тропосфера)
6 Комната «Литературная»
Вы уже давно заметили, что многие писатели и поэты умеют красочно описывать природу и другие природные явления. Попробуйте по признакам, отмеченным в произведениях классиков литературы, определить о каком из видов облаков идет речь в каждом отрывке.
«Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала,
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.»
(кучево – дождевые)
«Облака
Облака -
Кучерявые бока,
Облака кудрявые,
Целые,
Дырявые,
Легкие,
Воздушные –
Ветерку послушные.»
(кучевые)
«По небу изголуба – темному как будто исполинской кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака…»(перистые)
«В засыпанном снегом лесу по свету стало понятно, что солнце невидимкою борется с серыми, непросветными тучами» (слоистые)
7 Комната «Загадочные явления атмосферы»
1. Надо мною, над тобою Пролетел мешок с водою. Наскочил на дальний лес Там пролился и исчез. (туча)
2.Два брата родных Одного все видят Да не слышат, А второго все слышат, Да не видят. (гром и молния)
3.По синему морю Белые гуси плывут. (тучи) Он слетает белой стаей И сверкает на лету Он звездой прохладной тает На ладони и во рту.(снег)
4.Летит сова по синему небу Крылья распластала Солнышко застлала. (туча)
5.Рассыпался горох На семьдесят дорог И никто его не подберет. (град)
6.И не снег, и не лед
А серебром деревья уберет.(иней)
7.Что за чудо – красота!
Расписные ворота Показались на пути!
В них не въехать, ни войти!(радуга)
8.Хоть бескрылый, а летает
Безголосый, а свистит.
Хоть безрукий, но бывает
Груши с веток обивает,
Сосны с корнем вырывает,
Так порою он сердит.
Только что он был везде –
Миг – и нет его нигде.( ветер)
9.Без голоса кричит
Без зубов кусает
Без крыльев летит
Без голоса завывает.(ветер)
10.Что за слабый ветерок
Паруса поднять не мог(Бриз).
11.Пыль с дороги захватил,
А потом набрался сил.
Завертелся, закружился
И столбом на небо взвился.(ураган)
12.Не пешеход, а идет.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка!(дождь)
13.Подрались на небе тучи,
Щелкнув молнией блескучей.
Прогремело что потом?
Догадались? Это ……(гром)
14.То солнцем ярким улыбнется,
То вдруг нахмурится слегка.
Плаксива, ветрена, дождлива.
Не постоянная весьма.(погода)
15.Без крыльев летят.
Без ног бегут.
Без паруса плывут(облака)
16.Я как песчинка мал,
а землю покрываю
Я из воды, а в воздухе летаю.
Как пух лежу я на полях.
Как алмаз блещу на солнечных лучах.(снег)
Подведение итогов, выставление оценок
Задания и ответы
2 задание для команд. 1. Определить среднюю температуру за сутки по следующим данным:
6 часов – + 5 градусов 12 часов – + 24 градуса 14 часов – + 20 градусов 18 часов - + 18 градусов 20 часов – +10 градусов
2. Найти амплитуду температур за сутки. (Решение.1) Чтобы найти среднюю температуру воздуха, надо сумму всех показателей температуры за сутки разделить на количество измерений :
(5 + 24 + 20 + 18 + 10) ÷ 5 = 15,4 °С.
2) Чтобы найти амплитуду температур, надо из самой большой температуры вычесть меньшую : 24 - 5 = 19 °С. Ответ : 15,4 °С ; 19 °С.) 3.Самолет летит на высоте 7000м. Какова температура воздуха за бортом, если у поверхности Земли + 24 градуса. Ответ :- 18 4.Куда будет дуть ветер, в каком случае он сильнее?
Веселая разминка «Найди пару»
Задача – быстрее и правильно найти свою пару.
Термометр Количество осадков
Барометр Температура воздуха
Гигрометр Направление ветра
Осадкомер Атмосферное давление
Флюгер Влажность воздуха
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.