Конспект урока по географии на тему "Ледники"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.08.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

изучаемая тема урока “Ледники”. Ученикам предлагаем побыть гляциологами, т.е. учеными, изучающими ледники. (Запись в тетрадях темы урока – Ледники). С ледниками ученики пока в своей жизни не встречались (или встречались лишь в кино), но все знают как выглядит лед: держали его в руках, ходили по нему ногами. Беседа с учениками: Как и из чего образуется лед?
Иконка файла материала 6 класс Ледники.docx
Урок географии в 6­м классе по теме "Ледники" Ход и содержание урока Учитель: Ребята! Можете ли вы себе представить, что место, где мы сейчас находимся (наша деревня, вся наша область и соседние области и республики тоже), несколько тысяч лет тому назад были покрыты толстым слоем льда? А так оно и было на самом деле! И слой этот имел толщину не 10, не 20 и даже не 100 метров, а значительно больше. Представили? И каковы ваши ощущения? (Не холодно ли вам?) Ну, это дело прошлое. А теперь попробуем представить будущее. Вы, конечно, знаете о мнении   многих   современных   ученых   о   глобальном   потеплении   климата.   Что   может произойти в результате потепления климата? Ученики:   Могут   растаять   ледники,   поднимется   уровень   Мирового   океана,   будут затоплены значительные участки современной суши. Учитель: Итак, как вы думаете: какую тему (какую часть гидросферы) будем сегодня  изучать? Верно. Наша тема – “Ледники”. Мы сегодня побудем гляциологами, т.е. учеными,  изучающими ледники. (Запись в тетрадях темы урока – Ледники). Учитель: С ледниками вы пока в своей жизни не встречались (или встречались лишь в кино), но все хорошо представляете лед: держали его в руках, ходили по нему ногами. Как и из чего образуется лед? Ученики:   Лед   образуется   из   воды   при   температуре   0°   и   ниже.   Вода   жидкая становится твердой. Учитель: Представьте себе реку зимой: сверху лед, а под ним – вода. Весной река  вскроется , и льдины поплывут по воде. Это ледник или нет? (Нет.) – А теперь еще раз представьте ледник, который когда­то покрывал нашу территорию и попробуйте сами ответить на вопрос “Что такое ледник?” Дети дают определение ледника. Учитель: Сравним наши определения с учебником. (Открыть стр.100.) Лед, который образуется на воде, пресный или соленый? А в ледниках лед всегда пресный. Поэтому запишем в тетрадях такое определение: Ледник – это скопление пресного льда на суше. Как же и при каких условиях ледники образуются? Как вы думаете? Дети высказывают предположения. Учитель обобщает ответы: Образуются ледники из снега. Происходит это в тех местах Земли, где круглый год низкие температуры. Выпавший снег не успевает растаять (он лишь чуть подтаивает) и накапливается. В него может просачиваться талая вода из верхних слоев.   Вода   замерзает,   снег   уплотняется   и   сначала   превращается   в   зернистый   лед   (в крупинки) – фирн, а при дальнейшем уплотнении фирн превращается в настоящий лед – глетчер. Места на Земле, где всегда холодно ­ это полярные области и вершины некоторых гор.  Горы могут находиться и в жарких странах, где круглый год лето, но если они высокие, то  на их вершинах холодно, и образуются ледники. Учитель : поговорим о 2­х видах ледников. Дети заносят в тетради схему. Горные   ледники   очень   разнообразны   по   размерам   и   форме:   одни   из   них   как   шапки покрывают   горные   вершины,   другие   образовались   на   склонах   в   углублениях,   третьи разместились в долинах между хребтами. Место, где лед образуется, накапливается –  область питания.    Ледник под действием собственной тяжести движется вниз, течет, как река, со скоростью 20–80 м в сутки. По мере движения разрушает горы, обломки горных пород падают на края ледника, и он несетих на себе. Ниже снеговой границы лед тает, обломочный материал здесь скапливается в виде нагромождений. Эти ледниковые отложения называются конечной мореной. В длину ледник может быть в несколько десятков километров. В нашей стране самый длинный ледник находится в горах Кавказа (Безенги) – 17,6 км. Вы уже знаете, что в горных ледниках находятся истоки многих рек. Горные ледники занимают лишь 1,5% ледниковой территории мира, а 98,5% приходится на покровные   ледники.   Они   покрывают   в   виде   щита   или   купола   почти   весь   материк Антарктиду, остров Гренландию и другие северные острова. То есть они образуются в полярных областях, где снеговая граница находится очень низко. Лед накапливается в средней части ледника (области питания), и ледник под действием своей массы тоже движется (только очень медленно), растекается в стороны. Учитель: Как вы считаете, какое значение имеют покровные ледники? Дети высказывают предположения. Учитель обобщает ответы: ледники хранят в себе огромные запасы пресной воды; эти гигантские холодильники на севере и юге Земли оказывают огромное влияние на  климат всего земного шара. Проверочная работа в форме теста. 1. Где образуются ледники? а) на реках и озерах;                           б) в морях и океанах;                    в) на суше. 2. Как быстро образуется ледник? а) в течение зимы;                                б) за много лет. 3. О каком леднике идет речь: снеговая линия находится на значительной высоте над  уровнем океана. а) горный;                                 б) покровный. 4. О каком леднике идет речь: снеговая линия низко, иногда на уровне океана. а) горный;                      б) покровный. 5. О каком леднике идет речь: имеют форму щитов или куполов. а) горный;                           б) покровный. 6. О каком леднике идет речь: по форме разнообразны ( одни похожи на шапку, другие –  на реку) а) горный;                                      б) покровный. 7. О каком леднике идет речь: движутся со скоростью до 80 метров в сутки. а) горный;                      б) покровный. 8. О каком леднике идет речь: движутся очень медленно. а) горный;                           б) покровный. 9. О каком леднике идет речь: снабжают водой реки. а) горный;                               б) покровный. 10. О каком леднике идет речь: образуют морену. а) горный;                      б) покровный. 11. Летом у подножья горы температура +10° . Высота горы 3 км. Образуется ли на этой  горе ледник? а) да;                            б) нет. Критерии для выставления оценки: 6–7 б – “3”; 8–9 б. – “4”; 10–11 Б. – “5”. Домашнее задание  Чем отличаются горные и покровные ледники ?   Горный ледник Покровный ледникРазмеры Форма Высота снеговой линии Скорость движения Значение