изучаемая тема урока “Ледники”. Ученикам предлагаем побыть гляциологами, т.е. учеными, изучающими ледники. (Запись в тетрадях темы урока – Ледники).
С ледниками ученики пока в своей жизни не встречались (или встречались лишь в кино), но все знают как выглядит лед: держали его в руках, ходили по нему ногами. Беседа с учениками: Как и из чего образуется лед?
Урок географии в 6м классе по теме "Ледники"
Ход и содержание урока
Учитель: Ребята! Можете ли вы себе представить, что место, где мы сейчас находимся
(наша деревня, вся наша область и соседние области и республики тоже), несколько тысяч
лет тому назад были покрыты толстым слоем льда? А так оно и было на самом деле! И
слой этот имел толщину не 10, не 20 и даже не 100 метров, а значительно больше.
Представили? И каковы ваши ощущения? (Не холодно ли вам?)
Ну, это дело прошлое. А теперь попробуем представить будущее. Вы, конечно, знаете о
мнении многих современных ученых о глобальном потеплении климата. Что может
произойти в результате потепления климата?
Ученики: Могут растаять ледники, поднимется уровень Мирового океана, будут
затоплены значительные участки современной суши.
Учитель: Итак, как вы думаете: какую тему (какую часть гидросферы) будем сегодня
изучать?
Верно. Наша тема – “Ледники”. Мы сегодня побудем гляциологами, т.е. учеными,
изучающими ледники. (Запись в тетрадях темы урока – Ледники).
Учитель: С ледниками вы пока в своей жизни не встречались (или встречались лишь в
кино), но все хорошо представляете лед: держали его в руках, ходили по нему ногами. Как
и из чего образуется лед?
Ученики: Лед образуется из воды при температуре 0° и ниже. Вода жидкая
становится твердой.
Учитель: Представьте себе реку зимой: сверху лед, а под ним – вода. Весной река
вскроется , и льдины поплывут по воде. Это ледник или нет? (Нет.)
– А теперь еще раз представьте ледник, который когдато покрывал нашу территорию и
попробуйте сами ответить на вопрос “Что такое ледник?”
Дети дают определение ледника.
Учитель: Сравним наши определения с учебником. (Открыть стр.100.)
Лед, который образуется на воде, пресный или соленый? А в ледниках лед всегда пресный.
Поэтому запишем в тетрадях такое определение:
Ледник – это скопление пресного льда на суше. Как же и при каких условиях ледники
образуются? Как вы думаете?
Дети высказывают предположения.
Учитель обобщает ответы: Образуются ледники из снега. Происходит это в тех местах
Земли, где круглый год низкие температуры. Выпавший снег не успевает растаять (он лишь
чуть подтаивает) и накапливается. В него может просачиваться талая вода из верхних
слоев. Вода замерзает, снег уплотняется и сначала превращается в зернистый лед (в
крупинки) – фирн, а при дальнейшем уплотнении фирн превращается в настоящий лед –
глетчер.
Места на Земле, где всегда холодно это полярные области и вершины некоторых гор.
Горы могут находиться и в жарких странах, где круглый год лето, но если они высокие, то
на их вершинах холодно, и образуются ледники.
Учитель : поговорим о 2х видах ледников. Дети заносят в тетради схему.
Горные ледники очень разнообразны по размерам и форме: одни из них как шапки
покрывают горные вершины, другие образовались на склонах в углублениях, третьи
разместились в долинах между хребтами.
Место, где лед образуется, накапливается – область питания. Ледник под действием
собственной тяжести движется вниз, течет, как река, со скоростью 20–80 м в сутки. По
мере движения разрушает горы, обломки горных пород падают на края ледника, и он несетих на себе. Ниже снеговой границы лед тает, обломочный материал здесь скапливается в
виде нагромождений. Эти ледниковые отложения называются конечной мореной.
В длину ледник может быть в несколько десятков километров. В нашей стране самый
длинный ледник находится в горах Кавказа (Безенги) – 17,6 км.
Вы уже знаете, что в горных ледниках находятся истоки многих рек.
Горные ледники занимают лишь 1,5% ледниковой территории мира, а 98,5% приходится на
покровные ледники. Они покрывают в виде щита или купола почти весь материк
Антарктиду, остров Гренландию и другие северные острова. То есть они образуются в
полярных областях, где снеговая граница находится очень низко.
Лед накапливается в средней части ледника (области питания), и ледник под действием
своей массы тоже движется (только очень медленно), растекается в стороны.
Учитель: Как вы считаете, какое значение имеют покровные ледники?
Дети высказывают предположения.
Учитель обобщает ответы:
ледники хранят в себе огромные запасы пресной воды;
эти гигантские холодильники на севере и юге Земли оказывают огромное влияние на
климат всего земного шара.
Проверочная работа в форме теста.
1. Где образуются ледники?
а) на реках и озерах; б) в морях и океанах; в) на суше.
2. Как быстро образуется ледник?
а) в течение зимы; б) за много лет.
3. О каком леднике идет речь: снеговая линия находится на значительной высоте над
уровнем океана.
а) горный; б) покровный.
4. О каком леднике идет речь: снеговая линия низко, иногда на уровне океана.
а) горный; б) покровный.
5. О каком леднике идет речь: имеют форму щитов или куполов.
а) горный; б) покровный.
6. О каком леднике идет речь: по форме разнообразны ( одни похожи на шапку, другие –
на реку)
а) горный; б) покровный.
7. О каком леднике идет речь: движутся со скоростью до 80 метров в сутки.
а) горный; б) покровный.
8. О каком леднике идет речь: движутся очень медленно.
а) горный; б) покровный.
9. О каком леднике идет речь: снабжают водой реки.
а) горный; б) покровный.
10. О каком леднике идет речь: образуют морену.
а) горный; б) покровный.
11. Летом у подножья горы температура +10° . Высота горы 3 км. Образуется ли на этой
горе ледник?
а) да; б) нет.
Критерии для выставления оценки: 6–7 б – “3”; 8–9 б. – “4”; 10–11 Б. – “5”.
Домашнее задание
Чем отличаются горные и покровные ледники ?
Горный ледник Покровный ледникРазмеры
Форма
Высота снеговой линии
Скорость движения
Значение