Конспект урока по географии Ориентирование по плану местности. Азимут.

  • Лекции
  • doc
  • 29.10.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

мы с вами вспомним, какие стороны горизонта вы знаете, как вы их умеете находить. Какие стороны горизонта вы знаете? Покажите северо-восток, юго-восток, северо-запад, юго-запад. - на уроке мы познакомимся с различными способами нахождения сторон горизонта. - А как вы уже можете определять на местно¬сти стороны горизонта
Иконка файла материала урок 7.doc
Конспект урока по географии Ориентирование по плану местности. Азимут.  (6 класс)Тема: «Ориентирование по плану местности. Азимут». Тип урока: комбинированный. Методы обучения: словесные (рассказ, беседа);    наглядные (записи и схемы на доске);              практические (работа с компасом, нахождение азимута).   В начале занятия проходит фронтальный опрос по проверке выполнения домашнего задания по теме «Масштаб». Изучение новой темы начинается с целепологания,   повторения   сторон   горизонта.   Для   выполнения   задания   по составлению   рассказов   о   способах   нахождения   сторон   горизонта   класс делится   на   несколько   групп   (работа   в   группах).   Для   выполнения   задания каждой  группе   предоставлялась   возможность   пользоваться   дополнительной литературой   (энциклопедии,   журналы).     Затем   классу   предлагается прослушать   сообщение   «История   возникновения   компаса»   и   по прослушанному материалу составить   два вопроса (индивидуальная работа). Следующим этапом урока учащимся предлагается изучить правила работы с компасом, и определить стороны горизонта в классе, через работу в парах. Далее  учащиеся   изучают  план   местности  через  показ   слайдов, определяют стороны горизонта, знакомятся с азимутом, работают с учебником и выполнят схематические   рисунки   и   записи   в   тетради.   Практическая   работа­ определение азимута с помощью компаса и транспортира (работа в парах). Для   закрепления   материала   учащимся   было   предложено   поработать   в группах:   решить   задачи   по   топографическому   плану,  определить   азимут любого   предмета   в   кабинете,   используя   правила   работы   с   компасом   и представить   итоги   работы   группы.  По   итогам   урока   выставляются   оценки, через организацию рефлексии (рефлексивные вопросы).  Цель урока: Формирование у учащихся умения ориентироваться на  местности по плану. Задачи:  Образовательные: на основе полученных знаний изучить приемы  определения азимута и правила работы с компасом; Воспитательные: формирование умения взаимодействовать, решая  поставленную задачу; Развивающие: развитие навыков практического применения оборудования на уроке. Оборудование:   компас,   транспортир   большой,   линейка,  компьютер, проектор, презентация (среда POWER POINT). Основные понятия: компас, азимут.Ход урока. I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания, фронтальный опрос. На слайде презентации записаны вопросы.  Задания на знание понятий ­   Что называется масштабом? ­   Какие виды масштабов вы знаете? ­   Какие виды карт, отличающихся масштабом, вы знаете?  Задания на проверку умений Задание 1 1:250 000= в 1 см. 250 км 1:1 000 000 =в 1 см. 1000 км 1:1 000= в 1 см. 1 км 1:25 000= в 1 см. 25 км Задания на проверку практических навыков ­   Как определить расстояние на местности, имея топографическую карту? ­   Как измерить расстояние по карте с помощью линейного масштаба? ­   Как перевести именованный масштаб в численный? ­   Что нужно выполнить, чтобы перевести численный масштаб в именованный? III. Изучение нового материала А. Целепологание­  Сегодня на уроке мы с вами вспомним, какие стороны горизонта вы знаете, как вы их умеете находить. Какие стороны горизонта вы знаете?  Учитель   предлагает   начертить   схему   сторон горизонта   и   вызывает   одного   учащегося   к   доске (самопроверка на слайде) ­ Покажите северо­восток, юго­восток, северо­запад, юго­запад.    ­ Сегодня на уроке мы познакомимся с различными  способами   нахождения сторон горизонта. ­  А как вы уже можете определять на местности стороны горизонта.  Б. Работа в группах ­ Каждая группа должна приготовить рассказ об одном из способов нахожде­ ния сторон горизонта: 1) по муравейнику;  2) по ветвям одиноко стоящего дерева; 3) по годичным кольцам пней;  4) по Полярной звезде. В. Знакомство с компасом  Устное изложение сообщения по предварительному заданию тема «Компас», учащиеся в тетрадях составляют  два вопроса по услышанному материалу.Компас  ­   это   прибор,  указывающий   направление магнитного   меридиана.   Служит   для   определения сторон   горизонта   и   измерения   на магнитных азимутов.  местности Магнитный компас был изобретен в Китае. В китайских источниках 4000­ летней   давности   есть   упоминание   о   белом   глиняном   горшочке,   который караванщики   «берегут   пуще   всех   своих   дорогих  грузов»,   В   нем   «на деревянном   поплавке   лежит   коричневый   камень,   любящий   железо.   Он, поворачиваясь,   все   время   указывает   путникам  сторону   юга,   а   это,   когда закрыто Солнце и не видно звезд, спасает их от многих бед, выводя к колодцам и направляя по верному пути». Уже в начале нашей эры китайские ученые начали создавать искусственные  тысячу  лег магниты,   намагничивая   железную   иглу.   Только   через намагниченную иглу для компаса стали применять европейцы. Традиционную для   нас   ориентировку   по   компасу   ввели   в  XII  в. арабские мореплаватели. В начале XIV в. у компаса появилась шкала.  Предполагают, что итальянский мастер Флавио  Жиойя скрепил магнитную стрелку с бумажным  кругом (картушкой) и по краю этого круга нанес градусные деления, а к центру его провел лучи, соответствующие 32 направлениям ­ румбам, для более удобного наблюдения за показаниями прибора при определении направления ветра. На картушке мастер нанес также рисунок, получивший название «роза ветров» и ставший эмблемой всего, что связано с далекими путешествиями.­ Следующим этапом нашего урока будет знакомство с  правилами работы с  компасом. Сейчас вы получите карточки с заданием и поработаете в парах.   Установка на работу в парах: внимательно изучите правила работы с компасом, и определите стороны горизонта в классе. В какой стороне горизонта  расположено окно, дверь, доска, цветок? Правила работы с компасом: 1.Компас   положите   горизонтально,   на   ровную неметаллическую поверхность. 2.  Подождите, пока компасная стрелка установится. 3.    Поверните  компас   так,  чтобы   северный   конец стрелки совместился с нулем. В этом положении компас сориентирован и готов к работе. 4.  На компас кладут гонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету. Г. Выполнение задания  ­ Посмотрите на следующий слайд. Какие объекты изображены на этом плане местности? (вопросы учащимся).   А. ­ Вам (крестик на плане) предстоит дойти до  железнодорожной станции через хвойный лес. В каком направлении вы пойдете?    ­Нарисуйте в тетрадях эту схему, покажите  направление на север.  Б. ­ Но ведь на северо­востоке находится и железнодорожный мост. Как  узнать, куда вам идти?В. ­ Прочитайте в учебнике с.45, что такое азимут?  Покажите на схеме, где азимут.    Нахождение азимута по плану: 1. Определить направление на север. 2. От точки стояния условно провести линию, совпадающую с направлением на север. 3. Определить с помощью транспортира значение уже по часовой стрелке.       5. Азимут отсчитывают от северного конца стрелки до палочки по часовой  стрелке  Д. ­   Определите значение азимута с помощью транспортира. Е.­ Выполните задания на определение азимута (Г. С.45 рис. 22). . Задание 1 (по топографическому плану)  Работа в группах, по алгоритму     ­   Вы шли по направлению с азимутом 30°, по какому азимуту вы будете  возвращаться?      ­   Определите азимут от сарая до отметки высоты 162,3 (по форзацу учебника)     ­   Итак, мы определили азимут по плану, и нам предстоит на местности идти  по данному азимуту с помощью компаса.lV. Задание 2. (закрепление нового материала)  ­ определите азимут любого предмета в кабинете, используя правила работы с  компасом, представьте последовательность работы группы. VII. Домашнее задание  ­ § 7,  VIII. Рефлексия (отношение учащихся к уроку и выставление оценок за работу  на уроке). 1. Какие вы испытали затруднения, при изучении нового материала? 2. Трудно ли вам было работать в группе? 3. Где было легче работать в группе или в паре? 4. Как вы считаете, какая группа хорошо поработала? 5. Кто из ребят хорошо представил наработанный материал группы?