Конспект урока по географии в 6 классе Тема: «Реки»
Оценка 5

Конспект урока по географии в 6 классе Тема: «Реки»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
география
6 кл
30.01.2017
Конспект   урока  по географии в 6 классе Тема: «Реки»
Этот конспект (технологическая карта) предназначен для проведения открытого урока по географии в 6 классе. Дети активно включаются в работу тем, что много наглядного материала, есть рабочий лист к уроку. Данный материал очень удобен тем, что помогает развивать критическое мышление на уроках географииКонспект открытого урока по географии в 6 классе Тема: «Реки»
урок географфии (6 класс) по теме Реки. учитель Калмыкова Л.А..docx

 

Конспект  открытого урока

по географии в 6 классе

Тема: «Реки»

 

 

 

 

Автор:

Калмыкова Людмила Александровна

учитель географии

МБОУ «Аккиреевская  СОШ»

 

 

 

Технологическая карта урока

1.     Ф.И.О. учителя: Калмыкова Людмила Александровна

2.     Класс: 6

3.     Базовый учебник:  География .Землеведение. 5-6 кл. / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева

4.     Тема урока: Реки

5.     Тип урока: Урок изучения   нового материала :  вид урока комбинированный

6.     Планируемые результаты:

Предметные – Сформировать представление о реке, ее составных частях,  частях речной системы , видах рек относительно рельефа. формирование  умения  работать  с атласом и контурной картой.

Метапредметные формирование компетенции в ходе выполнения практической работы по определению местоположения географических объектов на картах. развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся умения организовывать учебное сотрудничество, самостоятельность; устанавливать соответствие полученного результата  и поставленной цели.

Создать условия для развития универсальных учебных действий:

 Личностных – осознать, что география – наука, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимоотношения человека, природы и общества в целом; готовность и способность к саморазвитию; воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах;

Познавательных - поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения.

 Регулятивных – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; внесение необходимых корректив в план и способа действий. Осознание качества и уровня усвоения, саморегуляция.

Коммуникативных- умение выслушивать  собеседника и общаться на заданную тему

7.      Средства обучения: мультимедийное сопровождение, учебник, дидактический раздаточный материал, ,атлас

8.     Технологии:   *Технология развития критического мышления  (приёмы:  кластер, перепутанные логические цепочки)   * ИКТ; * игровые;  * проблемная.

9.     Методы обучения: проблемный,  наглядно – иллюстративный,   частично  поисковый, репродуктивный,

10.   Формы обучения: фронтальная работа;  работа  в парах;  индивидуальная работа

Ход урока

Этап

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

 Организационный момент

3 мин.

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок!

Здравствуйте ребята, меня зовут Людмила Александровна. Я хочу поближе с вами познакомиться, поэтому ребята, давайте встанем в один большой круг, поближе ко мне. Теперь  попробуем, настроится на приятную совместную работу. Поднимите, пожалуйста, руку те, кто сегодня перед выходом из дома смотрелся в зеркало.

Теперь поднимите руки те, кто смотрелся в зеркало и улыбнулся. Вижу не все. Ну что же, давайте исправим ситуацию, кто не смог этого сделать утром, улыбнемся друг другу сейчас. Молодцы, спасибо. Теперь, думаю, сможем плодотворно  поработать на уроке.  (раздаю карточки)

Готовят рабочее место.

2

 Актуализация знаний

4-мин

У вас в руках ребята карточки. Подумайте, пожалуйста, что их может объединять. Встаньте поближе друг другу, если вы считаете, что по какому- либо признаку можно объединиться.

 Наводящие вопросы:

Какую оболочку Земли мы изучаем?

Что она в себя включает?

Правильно ребята, у нас получились три группы.  Это части мирового океана, вода в атмосфере, воды суши.

Прикрепить карточки на кластере, так чтобы получилось три группы.

 

Хорошо, теперь рассаживайтесь, пожалуйста, каждый со своей группой.   Начиная с этого урока, мы с вами  будем, знакомимся с водами суши.

Дети дают ответ «Гидросфера»   Мировой океан, воды суши  и вода в атмосфере. (Если затрудняются , то на экране можно увидеть готовый кластер)

3

Целеполагание и мотивация

5мин

Отгадайте загадку:

«Чуть дрожит на ветерке лента на просторе.

Узкий кончик в роднике,

А широкий в море». Кто подскажет, какая здесь отгадка?

-Правильно это река. Тема сегодняшнего урока это «Реки» давайте запишем на рабочих листочках число и тему урока.

 

У нас в гостях профессор Глобусенкин. Давайте посмотрим, что он нам сообщает.

Да перед нами возникла проблема. (Наш сверстник Джек из Австралии  не может понять, что такое река  и т.д.)

Что мы должны узнать на этом уроке?  

 Что такое река?

Какие они бывают?

Как образуются?

Мы можем сразу ответить на эти вопросы?

Нам нужно разобраться самим и  только потом написать ответ Джеку. Попробуем это сделать. .

Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся повторяют вопросы Глобусенкина: Что такое река?

Какие они бывают?

Как образуются?

(Нет)

 

Конечно же,  да

4

Изучение нового материала с первичным закреплением

20мин

Для начала  давайте дослушаем профессора.  (Используя видеоурок,  рассказывает о строении реки.)

 

Теперь ребята обратимся к нашим рабочим листам.

I группа

1)      Попробуйте из предложенных слов составить определение понятия «Река».   Река  - это  постоянный водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле

II группа

2)      Определение понятия  «Русло»   Русло это  главная часть реки, которая располагается на дне речной долины

III группа

3)        Определения понятия «Речная система» Речная система – река вместе с впадающими в неё притоками.

 Проверьте   правильность составленного определения по  учебнику. Запишите их на рабочем листе

 

Начало реки –  это исток. Задание 1. Используя текст учебника стр. 198 -199 , составить схему.                                         

 

 

 

Исток 


________________                                    ________________

 

      _________________                     _________________

 

 

Задание 2. Используя атлас  (карта мира и России) и учебник стр.199, провести исследование:

Виды устьев рек.

Вид устья

Как выглядит

Как образуется

Пример

1)

 

 

 

2)

 

 

 

                             

 Задание 3. Изучив рисунок 156  стр. 198, сравним его с рисунком рабочего листа. Подпишете части реки.

Показать  на рисунке направление течения  стрелкой

С учебника стр. 200- 201 дать определения понятиям:

Главная река + её притоки = _____________________________

Бассейн реки – это _____________________________________

Водораздел – это_______________________________________

 

Задание 4.  Используя карту России в атласе,  проведите исследование и заполните пропуски в тексте.

 

  • Истоком реки Ангары является_____________________

 

  • Устье реки Ангара _______________________________

 

  • Водоразделом между бассейнами рек Волга и Обь являются________________________________________

 

  • Устье реки Волга ________________________________

 

Как вы понимаете пословицу  «Река Ока – Волги правая рука».

 Ока – это  ______-. Значит, у реки есть притоки. Чтобы их различать их называют правыми и левыми.

         Левый приток Волги ___________________________

  • Исток реки Кама   ________________
  • Устье реки Кама __________________

 

  • Реки России, текущие на Север, несут свои воды в ____

 

_____________________________________ океан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 5 можно дать детям , которые уже закончили всю работу.

Задание 5.                    Работа с дополнительным материалом

            Опережающее задание    А

Используя учебник стр.202 - 205 заполните схемы

 

 

 

Задание   Б

По данным географическим координатам определите объекты.

Географические  координаты

53* с.ш.; 85* в.д.  __________________(исток оби место слияния рек

Катунь и Бия)

 

58* с.ш.; 38* в.д. _________________( Рыбинское водохранилище)

 

69* с.ш.; 85* в.д. ________________(Устье Енисея, впадает в Карское море)

 

Задание В

Подписать на контурной карте крупные реки, выделить красным

карандашом их исток и устье

 

 

 

В вашем классе, ребята, наверное, не найдётся такого ученика, который не видел реки.  Какая река протекает через наш населённый пункт?

Краткий рассказ о реке Черемшан по презентации.

Вода важный  источник для жизнедеятельности людей, поэтому нужно бережно относиться к рекам нашей малой родины. Нужно любить природу родного края.

 

 

 

Просмотр видеофрагмента

 

 

 

 

Используя карточки, составляют определение (работа в группах)

 

 

Самопроверка.

вписывают в рабочий лист

 

По ходу объяснения,  выполняют задание в рабочем листе

 

 

 

 

Начало реки – это исток

                                                 Слияние двух рек

              Родник              озеро

                       ледник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устье – это место впадения реки в другой источник.

Виды устьев

1)      Дельта – ветвящееся русло, образованное речными наносами. Например: Волга, Нил.

2)      Эстуарий – воронкообразный залив, глубоко вдающийся в долину. Например: Амазонка, Янцзы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исток – родник, ледник, озеро, слияние двух рек

 

Левый приток

 

 

 

Расстояние от истока до устья – длина реки.

 

Устьем  может быть – озеро, море, река, океан

 

 

 

 

 

 

Главная река + её притоки = Речная система

Бассейн реки – это площадь суши, с котрой стекает вода к главной реке и её притокам.

Водораздел – это линия раздела речных бассейнов

 

 

Истоком реки Ангары является

Озеро Байкал

Устьем реки Ангара является

Река Енисей

Водоразделом между бассейнами рек Волга и Обь являются

Уральские горы

Устье реки Волга    Каспийское море

Ока – это   правый приток Волги

 

Левый приток Волги  река Кама, крупная река Республики Татарстан

 

Исток реки Кама     Верхнекамской возвышенности из четырёх ключей у бывшей деревни Карпушата, ныне вошедшей в состав села Кулига, Кезский район Удмуртской Республики.

Устье реки Кама  река Волга

 

Реки России, текущие на Север, несут свои воды в Северный Ледовитый океан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реки – равнинные, горные

 

Питание рек  – снеговое, дождевое, ледниковое,  подземные воды, смешанное

5

Физминутка

2 мин

Настало время отдохнуть. Встаньте, пожалуйста, задвиньте стулья и выпрямитесь. Посмотрите на слайд, читаем стихотворение и повторяем движения.  .

К речке быстрой мы спустились,     (Ходьба на месте.)

Наклонились и умылись.                   (Наклоны вперед.)

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.              (Хлопки в ладоши.)

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:                  (Круговые движения руками.)

Вместе - раз, это — брасс.

Одной, другой - это кроль.

Все как один —

Плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой                      (Прыжки на месте.)

И отправились домой.                        (Ходьба на месте.)

Спасибо, сядьте поудобней, продолжаем работу. Настал ответственный момент.

 

6

Закрепление знаний

4 мин

Теперь можно попробовать написать письмо Джеку.

 Письмо Джеку.

«Дорогой Джек! Мы решили написать тебе письмо и ответить на все твои вопросы.

….   – это водный поток, текущий  в выработанном им углублении -   …..

Любая река имеет     …..    – место начала реки.    …..       – место, куда река впадает. Устье бывает двух типов:        ……    и        ……..      (воронкообразный).

Большинство рек земли являются притоками двух рек, т.е. впадают в другие реки.       …….     – реки, впадающие в другие, более крупные реки.                                          Притоки могут быть      …….     и    ……

Чтобы определить где правый, где левый приток нужно встать лицом к устью реки по направлению её      …….     , тогда справа будет правый, а слева левый приток.

Река со всеми своими притоками образует     ……          …….       , а участок поверхности, с которой она собирает свои воды, называют      ………      ….

Самый большой речной бассейн у реки Амазонки.  Он находится в Южной Америке. Площадь бассейна реки Амазонки почти как площадь Австралии, твоего материка.

Границей между бассейнами двух рек является       ……….

Как правило, водоразделы проходят по горным хребтам или возвышенностям. Реки бывают горными и равнинными.

Надеюсь, Джек, ты получил для себя интересную и познавательную информацию.

До свидания»

У  вас  есть готовые образцы, кластеры «Составление краткого рассказа» в нем пропущены слова, которые вы впишете. Потом прочитаем, что получилось. Нам ведь нужно достоверную информацию отправить Джеку. Чтобы он мог рассказать своим друзьям о своем исследовании.

- Молодцы ребята, все справились с заданием.

На кластерах «Составление краткого рассказа» учащиеся вписывают пропущенные слова. Работа в группах. Можно провести в соревновательной форме.

Зачитывает один участник  группы.

Взаимопроверка.

7

Рефлексия

5 мин

Помните,  мы начинали урок  с загадки

«Чуть дрожит на ветерке

лента на просторе.

Узкий кончик в роднике,

А широкий в море».

1)      Что за лента?

2)      Что мы называем рекой?

3)      Что за узкий кончик в ручейке?

4)      А ещё откуда река  может брать начало?

5)      Что можно назвать широким концом , который в море?

6)      Что еще нового узнали?

7)      Научились чему?

8)      Смогли ответить на вопросы Джека? Значит, мы достигли целей урока. Молодцы!

Я сегодня довольна вашей работой, а вы уроком довольны? Какое у вас настроение на конец урока?

(Оценка деятельности детей)

Ребята, поставьте,  пожалуйста, на ваших рабочих листах оценку себе и оценку другу.

Насколько вы оцениваете свою работу? Какой вклад внес ваш друг в совместную работу

Примерные ответы детей

Это река;

река - это водный поток, текущий выработанном им углублении русле;

узкий кончик  в ручейке это исток, он может ещё начинаться с озера, с ледника, или слияния двух рек;

 широкий конец – это устье

(дельта , эстуарий)

Узнали, где берёт начало река Черемшан, куда впадает.

Научились бережному отношению к окружающей среде, воде.

Помогли Джеку, написали ему письмо.

Ставят оценки на рабочих листочках себе и другу.

8

Домашнее задание

1-2 мин

Обязательное -§47, стр. 197 – 201 прочитать и ответить на вопросы

индивидуальное задание.

1)      Подготовить рисунок листовку «Вода источник жизни»

2)      Написать синквейн на тему реки

3)      Составьте кроссворд на тему реки

 

 


 

Конспект открытого урока по географии в 6 классе

Конспект открытого урока по географии в 6 классе

Технологическая карта урока 1

Технологическая карта урока 1

Методы обучения : проблемный, наглядно – иллюстративный, частично поисковый, репродуктивный, 2

Методы обучения : проблемный, наглядно – иллюстративный, частично поисковый, репродуктивный, 2

Целеполагание и мотивация5мин

Целеполагание и мотивация5мин

Для начала давайте дослушаем профессора

Для начала давайте дослушаем профессора

Вид устья Как выглядит

Вид устья Как выглядит

Показать на рисунке направление течения стрелкой

Показать на рисунке направление течения стрелкой

Водоразделом между бассейнами рек

Водоразделом между бассейнами рек

Задание 5.

Задание 5.

В вашем классе, ребята, наверное, не найдётся такого ученика, который не видел реки

В вашем классе, ребята, наверное, не найдётся такого ученика, который не видел реки

Большинство рек земли являются притоками двух рек, т

Большинство рек земли являются притоками двух рек, т

Что можно назвать широким концом , который в море? 2)

Что можно назвать широким концом , который в море? 2)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017