Конспект урока по истории на тему "Февраль - февраль, солдатский месяц..." Битве за Сталинград посвящается (11 класс)
Оценка 4.8

Конспект урока по истории на тему "Февраль - февраль, солдатский месяц..." Битве за Сталинград посвящается (11 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
история
9 кл—11 кл
02.03.2017
Конспект урока по истории на тему "Февраль - февраль, солдатский месяц..." Битве за Сталинград посвящается (11 класс)
Материал данного урока посвящен одному из главных событий Великой Отечественной войны - Сталинградской битве, сыгравшей важную роль в организации коренного перелома. Урок предусматривает работу с документами, видеофрагментом организованную по группам, а также проведение заочной экскурсии на Мамаев курган. В рамках урока развиваются: умение работы с документами, дополнительной литературой; умение отбирать, оценивать, анализировать изучаемый материал; умение общаться и отстаивать собственную позицию. Происходит воспитание чувств патриотизма и гордости за свою страну и свой народ.Материал может быть использован при организации классного часа.
Февраль - февраль, солдатский месяц....doc
Конспект урока по истории Отечества в 11 классе. Тема: «Февраль – февраль, солдатский месяц…»     (посвящен победе советских войск под Сталинградом) Цели:  1. Охарактеризовать   значимость   Сталинградского   сражения   как   коренного перелома   во   Второй   мировой   войне.   Раскрыть   причины   победы   советского народа в битве на Волге. 2. На   примере   событий   Сталинградской   битвы   показать   мужество,   стойкость солдат советской армии, тружеников тыла.  Задачи: 1. Углубление общих знаний о Великой Отечественной войне. 2. Развитие умений работы с документами, дополнительной литературой; умение отбирать,   оценивать,   анализировать   изучаемый   материал;   умение   общаться   и отстаивать собственную позицию. 3. Воспитание чувств патриотизма и гордости за свою страну и свой народ. Основные понятия урока: коренной перелом в ходе войны, оборонительное сражение, контрнаступление. Форма урока: урок мужества (урок педагогического сотрудничества) Оборудование:  Карта «Сталинградская битва»;  Мультимедиа CD­ROM «От Кремля до Рейхстага»;  Слайды;  ТСО:   персональный   компьютер   и   мультимедийный   проектор, магнитофон.  Музыка  Раздаточный материал с документами и заданиями.  Выставка литературы. На доске эпиграф:   «Железный ветер бил им в лицо, а они шли вперед. И снова  чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли  шли в атаку, смертны ли они?!»                                                                                                В. Гроссман. Ход урока. Вводное слово учителя.   В свой срок – не поздно и не рано –  придет зима, замрет земля. И ты к Мамаеву кургану  придешь второго февраля.  И там, у той заиндевелой,  у той священной высоты, ты на крыло метели белой положишь красные цветы. И словно в первый раз заметишь, каким он был, их ратный путь! Февраль – февраль, солдатский месяц –  пурга в лицо, снега по грудь. Сто лет пройдет. И сто метелиц. А мы пред ними все в долгу. Февраль – февраль. Солдатский месяц –  Горят гвоздики на снегу. Великая Отечественная война… Все дальше и дальше она от нас. Мы стали меньше интересоваться историей той войны, а при освещении событий и фактов гонимся за сенсацией, заменяя научность и доказательность вымыслами. И как вы уже догадались речь пойдет о Сталинградском сражении. Чем дальше мы от этих событий, тем противоречивее мнение о причинах победы советского   народа   в   этой   великой   битве.   Некоторые   западные   историки   и военачальники (Фуллер, Брайант) заявляют, что причинами поражения гитлеровской армии являются   ужасные холода, грязь, снег, неубранные поля подсолнечника (так называемые «русские генералы» ­ Зима, Мороз, Грязь, Пространство). Можем ли мы с этим согласиться? (Выслушиваются предполагаемые ответы учащихся) На сегодняшнем уроке мы должны выявить причины победы советских войск под Сталинградом,   показать   значимость   Сталинградской   битвы   и   вспомнить   величие подвига наших дедов и прадедов. Именно этому и посвящен наш урок. Чтобы рассмотреть эти вопросы, мы будем опираться на факты и доказательства, представленные в документах, с которыми мы и будем работать по группам. Ваша задача:   внимательно   прочитать   документы,   проанализировать   их   и,   привлекая дополнительный материал, ответить на вопросы. Но   сначала,   давайте   вспомним,   как   происходила     Сталинградская   битва,   и обратимся к кино и фото документам. (Просмотр фрагмента мультимедиа «От Кремля до рейхстага») Учитель:  (Обсуждение фрагмента.) Итак, анализировать документы,  позволяющие нам решить обозначенные  в начале урока проблемы, вы будете  по группам. Предлагаю вам для анализа следующие документы:  1 группа: сравнительные таблицы, характеризующие состав сил на советско­ германском фронте в период Сталинградской битвы и в период сражений англо­американских   войск   под   Эль­Аламейном   и   на   Сицилии; статистические данные о потерях воюющих сторон.  2   группа:   отрывки   из   воспоминаний   военных,   политиков,   историков   и журналистов Англии, Франции, Италии и США.  3 группа: отрывки из воспоминаний немецких солдат и офицеров, генералов и политиков и их союзников.  4   группа:  отрывки   из   воспоминаний   советских   солдат   и   офицеров, генералов и политиков, тружеников тыла. (Идет работа с документами – 3­5 минут) Работа с группами по документам:  Как   бы   вы   охарактеризовали   грандиозность,   масштабность   и   значимость Сталинградской битвы исходя из анализа документов? (Предполагаемые ответы учащихся) 1 группа:  Анализ   таблиц,   раскрывающих   соотношение   сил,   позволяет   сказать,   что   со стороны советской армии и фашистского блока было задействовано личного состава, боевой техники в несколько раз больше, чем в сражениях, которые наши союзники уже считали, чуть ли не вторым фронтом. Кроме этого, данные о потерях воюющих сторон в Африке и на Тихом океане не идут ни в какое сравнение с потерями на Волге. Это говорит о большой кровопролитности, о жестокости боев под Сталинградом. 2 группа: Предлагаемые   документы   позволяют   сделать   вывод,   что   западные   деятели умаляют значимость Сталинградской битвы, приравнивая ее к действиям союзников в Северной   Африке   и   Италии,   хотя   и   не   отрицают   мужество   русских.   Но   данные документов не подтверждают мнение западных историков и политиков. Учитель: Итак, грандиозность, масштабность Сталинградской битвы не вызывают сомнения. Это   вы   подтвердили   фактами   из   документов.   Помните,   что   в   начале   урока   мы ознакомились   с   теми   причинами   поражения   фашистских   войск   под   Сталинградом, которые выдвигаются западными историками.   Теперь   выработаем   свое   мнение   по   данному   вопросу.   Я   предлагаю   вам опровергнуть их заявления на основании документов и тех материалов, которые вы нашли самостоятельно. Итак, какая группа готова? (Предполагаемые ответы учащихся) 4 группа:  В качестве аргументов ученики приводят военное мастерство, талант советских военачальников, разработанные ими операции («Уран», «Малый Сатурн», «Кольцо»), тактические и стратегические новшества.  Они   доказывают,   что   одной   из   важнейших   причин   победы   Красной   Армии является героизм, самоотверженность советских солдат и офицеров.   Важнейшей   причиной   победы   учащиеся   называют   работу   жителей   города   в помощь   армии   (рабочее   ополчение,   деятельность   заводов   Сталинграда,   госпиталей, городского комитета обороны и другие примеры). 3 группа: Рассматривается проблема столкновения двух идеологий, силы духа, воли глазами немецких солдат, офицеров, генералов и политиков. Их признание превосходства духа советских воинов как причины победы под Сталинградом. (В ходе обсуждения  учитель комментирует выступления учеников, направляет их деятельность дополнительными, вопросами и аргументами)   Учитель: Итак,  мы   с  вами   определили   значимость   Сталинградской   битвы,  поговорили   о причинах   победы   советского   народа   и   тружеников   тыла   на   основе   анализа официальных документов. А теперь давайте все­таки подведем итоги. Кто сможет это сделать? Пожалуйста.   (Ученики делают выводы по материалам урока) Учитель: Спасибо   вам.   Совершенно   верно,   причины   поражения   фашистских   войск   под Сталинградом, приводимые западными историками и гитлеровскими военачальниками, являются  необоснованными. Главная  их цель – принизить   значение  Сталинградской битвы и исказить истинные причины победы советского народа. Мы с вами считаем, что основные причины, определившие исход битвы на Волге, следующие:  Мужество, стойкость, самоотверженность советских солдат и тружеников тыла.  Воля к победе, сила духа, сила характера русского народа.  Военное искусство и талант советских военачальников. Учитель: Ребята,   вы,  конечно,   согласитесь   с  тем,  что   Сталинградская   битва   никогда   не изгладится из памяти людей. Земля не забудет своих героев, ушедших в бессмертие с кровавых   полей   сражений.   О   Сталинградском   сражении   знают   и   помнят   во   всех уголках земного шара. В честь этого события во многих городах мира воздвигнуты обелиски и монументы. Имя Сталинграда носят десятки и сотни заводов и фабрик, школ и культурных учреждений, улиц и площадей.  В одной только Польше имя «Сталинград» отражено в названиях улиц, площадей и парков 160 городов и поселков. Свыше 30 городов Франции, включая Париж, имеют площади и улицы, названные именем Сталинграда. Но главный памятник находится именно в Волгограде – Мамаев курган, где в честь великого подвига героев зажжен Вечный Огонь Славы. И я предлагаю вам совершить заочную экскурсию на Мамаев курган. (Экскурсию проводят заранее подготовленные учащиеся, используются слайды.) Заочная экскурсия по Мамаеву кургану. Никогда не зарастет тропа к величественному памятнику на Мамаевом кургане – Главной высоте России. Вход   в   храм   вечной   славы   героев   битвы   обозначен  вводной   композицией, расположенной у подножия Мамаева кургана. Ее тема – память поколений. В каменной стене высечено торжественное шествие людей разных возрастов, идущих отдать долг светлой памяти павших. Не только талант художника, энергию строителя и долг гражданина, но и святую солдатскую память вложил в ансамбль Мамаева кургана его автор Евгений Викторович Вучетич. Только   она,   солдатская   память,   могла   подсказать   ему   этот   сомкнутый   строй тополей, начинающий путь к вершине кургана… Ты только ступил на его землю. Но уже   замирает   сердце:   это   не   тополя,   это   плечо   к   плечу   навек   стоят   солдаты Сталинграда. И павшие, и те, кто выжил. Молодой сталинградский солдат Микола Упеник написал такие строки: На приволжскую твердыню Налетело воронье. Мы хранили, как святыню, Славу гордую ее. Позади, полна тревоги, Затуманилась река. Дальше не было дороги, Хоть Россия велика. И   именно   здесь   мы   ощущаем,   что   приказ   Родины   «Стоять   насмерть!»   жил   в сознании советских воинов до последнего вздоха. Значительную   часть   комплекса   занимают  стены­руины.  Трудно   забыть   эти суровые   камни   непокоренного   города,   эту   железную   стену   мужества   и   отваги   его защитников. Высоко­высоко над руинами стоит простой солдат в плащпалатке – чей­то сын, чей­то муж, чей­то любимый… Стены­руины. На них начертаны призывы, клятвы защитников Сталинграда. Это настоящая каменная книга, героическая летопись. «Каждый дом – крепость».  Поднимаемся   на  Площадь Героев.  В   центре   ее  –  водяной   партер.   Спокойная гладь   воды   располагает   к   раздумью.   В   воде   отражаются   голубизна   неба,   зелень деревьев, скульптурные композиции. В них запечатлены совершенно конкретные подвиги отважных защитников города: двух израненных солдат, девушки­санитарки, моряка, раненого командира, знаменосца. Таких композиций шесть. Первая   –   «Выстояв,   мы   победили   смерть».  Два   солдата,   один   из   которых тяжело ранен, готовы вступить в последнюю схватку с врагом, но не сдать позиции. Вторая  рассказывает о подвигах женщин в годы войны. Вот девушка­санитарка согнулась   под   тяжестью   раненого   солдата.   Может   быть,   в   этом   образе   запечатлен подвиг 19­летней Анны Бесчасновой, которая вынесла с поля боя 40 раненых, а после смерти пулеметчика, сама заняла позицию и вела бой. Третья   композиция  рассказывает   о   славных   моряках.   Прижав   к   себе   связки гранат, он решительно устремился вперед, готов отомстить за погибших товарищей, готов броситься под танк, но не пропустить врага. Четвертая  скульптура  передает   напряжение   раненого   командира,   который   до последней минуты не покидает передний край, продолжая руководить боем. Пятая композиция – погиб знаменосец, но знамя не должно упасть. Его подхватил другой воин и устремился вперед. В ней выражены мужество и отвага защитников волжской твердыни. Шестая   скульптура  аллегорическая.   Два   советских   воина   уничтожают фашистскую гадину и разламывают свастику. В  этих  композициях  Вучетич   передал   напряжение  духовных  и  физических  сил советских воинов, обобщив величие подвига. Это памятник всем – живым и мертвым, солдатам и полководцам. Площадь «Стоять насмерть».  Она   отражает  трудный  период  Сталинградской битвы. Как бы из самой великой русской реки поднимается советский воин­богатырь и, презирая   смерть,   становится   на   защиту   родного   города.   Его   фигура   высечена   из монолита, из огромной глыбы. Мужественное, волевое лицо, в глазах непреклонная решимость. Неугасимая ненависть к врагу, жажда победы стали сильнее смерти.  Воин­богатырь   –   это   глубоко   эмоциональный,   обобщенный   образ   советского народа. Стоят люди, смотрят на эту скульптуру, и в памяти, всплывают стихи Суркова. Гулко катился в кровавой мгле Сотый атаки вал. Злой и упрямый, по грудь в земле, Насмерть солдат стоял. Недалеко от скульптуры «Стоять насмерть» расположена следующая терраса – Площадь Скорби.  С чувством глубокого уважения и скорби к павшим защитникам Сталинграда стоят пришедшие на курган перед скульптурой «Скорбь матери». В этом монументе каждая мать видит памятник своему сыну, не вернувшемуся домой. В этой скульптуре выражена не только глубокая скорбь, но и протест женщин против войн, уносящих миллионы жизней. «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед. И снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они!» ­ эти слова начертаны на стене, что на Площади Героев. А на стене  Зала Воинской славы, на фоне золотой смальты, свисают тридцать четыре   символических   знамени.   На   них   начертаны   имена   воинов,   павших   в Сталинградской битве. И над знаменами – широкая лента, и на ней надпись: «Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной матерью­Родиной!» А в центр зала занимает большая   мраморная   рука,   держащая   факел   с  пламенем   Вечного   огня,  как   символа памяти и жизни. И вот мы подходим к самой высокой скульптуре, главному монументу памятника­ ансамбля на Мамаевом кургане «Родина­мать зовет». Высоко   подняв   меч,   она   призывает   к   борьбе.   Эта   величественная   скульптура поднялась над курганом на 52 метра и видна со всех концов города. На земном шаре много всяких высот. Среди них Мамаев курган обозначен почти незаметной точкой, но в истории войны он отмечен как самый значительный пункт. Именно отсюда, с вершины кургана стала видна заря Победы. На этом наша заочная экскурсия заканчивается. Учитель: Чувство беспредельной гордости вызывает у нас великий подвиг наших прадедов и дедов, наших отцов и братьев. Память наша о них должна быть вечной, а значит будет Друзья мои, жить и память о войне. И пусть подвиг русского солдата для всех нас, людей разных            счет времени проверьте, поколений, станет мощной нравственной опорой на жизненном пути. Минувшим дням уже немалый срок. Я вновь ступаю             на курган бессмертья, И к горлу поднимается комок. Здесь сердце как­то неритмично бьется, К глазам спешит незваная слеза. А Волга так же величаво льется, И на траве хрустальная роса. Ступенька за ступенькой:               выше, выше, Остановись, товарищ, помолчи, Здесь каждый камень               сердцем павших дышит, И гром разрывов в памяти стучит. Мир над землей. Но здесь душа трепещет,  Смотрю и вижу               в блеске черных плит, Как Волга окровавленная плещет И пламенем волна ее горит. Встают руины обгоревших зданий, Разрывы бомб и пушек дикий гром, И падают, сраженные свинцом, Солдаты на Мамаевом кургане. Мне кажется,                 не будет им конца –  Боям, атакам,                  схваткам до рассвета, Но не сломить                   советского бойца: Еще рывок – и вот она,                   Победа! Над высотою                   гордо реет флаг, «Ура» победное                   гремит по всей долине. Здесь, на кургане,                   был повержен враг, Чтобы добитым быть потом                     в Берлине. ­ Сыны мои, ­ зовет Отчизна­мать, Поднявши меч                     всесильною рукою, ­  Вы пали здесь, Чтобы в веках сиять, Как символ славы                      Городу­герою! Почтим память всех погибших советских воинов за нашу мирную жизнь минутой молчания. Рефлексия. Учитель: С каждым годом все меньше остается живых свидетелей Великой Отечественной войны. Как истинные патриоты, мы должны знать героическое прошлое нашей Родины. И неоценимую помощь в этом наряду с документальными свидетельствами оказывает художественная   литература,  мемуары   участников  тех   событий  и  личное   общение   с ветеранами. Наша святая обязанность – чтить память тех, кто навеки остался молодым в этой войне, тех, кто ценой собственной жизни приближал желанный миг победы. Итак, я думаю, что мы достигли цели нашего урока, но я хотел бы услышать от вас, что нового вы узнали, чему научились в ходе самого урока и подготовки к нему. Подведение итогов урока и объявление домашнего задания. Материалы для работы в группах. Отрывки из писем и дневников солдат вермахта из Сталинградского окружения. 1. «Лучше не говорить родине всего. Скажу вам лишь одно: то, что в Германии называют героизмом, есть лишь величайшая бойня, и я могу сказать, что в Сталинграде я видел больше мертвых немецких солдат, чем русских. Кладбища вырастали каждый час... Война в России закончится только через несколько лет. Конца не видно». 2. «Оснащенные самым современным оружием, русские наносят нам жесточайшие удары…, здесь мы должны в тяжелых боях завоевывать каждый метр земли и приносить большие жертвы, так как рус­ ский сражается упорно и ожесточенно, до последнего вздоха». 3. «Описать, что здесь происходит, невозможно. В Сталинграде сражаются все, у кого есть голова и руки, ­ мужчины и женщины.  Я не думаю, что Сталинград падет ­ русс ведь так упрям, вы  себе и представить не можете».   чтобы   бомб. земля   не   «Минуты   не   проходит,   Ночью   настоящий   град  4.  гудела   и   не   дрожала; иной   раз   кажется,   что   наступил   конец   света.   Наш   блиндаж   трясется   так,   что   стены   и   потолок осыпаются.   Вот   каков   фронт   под   Сталинградом. Уже много наших солдат расстались здесь со своей жизнью и не увидят больше родины. Ни  какие бомбы   не   помогают,   Если   из­за   этого   письма   меня   притянут   к   военному   трибуналу   и   расстреляют,   это   будет   для   меня   благом»   5.  «Нам надо пройти до Волги еще только один километр, но мы никак его не можем пройти. Мы ведем борьбу за этот километр дольше, чем войну за всю Францию, но русские стоят, как каменные глыбы».   русский,   как   танк,   его   не   прошибешь. 6. «Здесь сущий ад. Ничего подобного мы еще не переживали. К сожалению, всего я вам написать не могу. Если судьба позволит, то я вам когда­нибудь об этом расскажу. Сталинград – могила для немецких солдат. Число солдатских кладбищ растет. Это похоже на то, что творилось в Перроне на Сомме в войну 1914 – 1918 годов, с той разницей, что здесь все эти солдаты погибли в боях за один только город». 7.   5 сентября 1942 года. «Утром я был потрясен прекрасным зрелищем: впервые сквозь огонь и дым увидел я Волгу, спокойно и величаво текущую в своём русле. Итак, мы достигли желанной цели ­ Волга! Но Сталинград еще в руках русских, и впереди жестокие бои... Почему русские  упёрлись на этом берегу, неужели они думают воевать на самой кромке? Это безумие...»     14 октября 1942 года. «Русские не похожи на людей, они не знают усталости, не ведают страха, не боятся огня... Матросы на лютом морозе идут в атаку в тельняшках... Мы изнемогаем, каждый солдат считает, что следующим погибнет он сам. Быть раненым и вернуться в тыл ­ единственная надежда...»      16 ноября 1942 года. «Сегодня получил письмо от жены. Дома надеются, что до рождества мы вернёмся в Германию, и уверены, что Сталинград в наших руках. Какое великое заблуждение! Этот город превратил нас в толпу бесчувственных мертвецов... Сталинград ­ это ад!»      23 ноября 1942 года. «Никто из нас не вернётся в Германию, если только не произойдёт чуда. А в чудеса я больше не верю... Время перешло на сторону русских». 8.  «Лошади давно съедены. Я бы съел и кошку. Говорят у нее вкусное мясо. Солдаты, скорее, похожи на трупы или на лунатиков. Они больше не прячутся от русских снарядов». Отрывки из воспоминаний немецких офицеров, генералов, политиков   и их союзников. 1. «…За каждый цех, водонапорную башню, железнодорожную насыпь, стену, подвал и, наконец, за  кучку развалин велась ожесточенная борьба, которая не имела себе равных даже в период Первой  мировой войны с ее гигантским расходом боеприпасов. Русские превосходили немцев в отношении использования местности и маскировки и были опытнее в баррикадных боях и боях за отдельные дома; они заняли прочную оборону».                                                                                                                                             (Генерал Г. Дёрр) 2.  «Городище, недалеко от Сталинграда. Здесь настоящий ад!.. Сегодня в первый раз увидел Волгу. Наши   атаки   безуспешны,   наступление   начали   удачно,   потом   откатились   назад…   Ночью   сильная бомбежка,   думали,   что   нам   конец…   На   следующий   день   наступление   опять   безуспешное, ожесточенный бой, противник стреляет со всех сторон, из всех щелей, нельзя показаться… Ночью не дают покоя авиация, артиллерия и русская «катюша», большие потери».                                                                                                                             (Обер­лейтенант Шафштейн)  3.  «16­й танковой дивизии поставили боевую задачу сконцентрировать все свои силы для атаки на Рынок… Атака полков и 25 танков… провалилась.  Дивизия понесла очень большие потери. Уже более 4 тысяч ее солдат и офицеров похоронено на солдатском кладбище…»                                                                                                                                     (Генерал В.  Вертен) 4.  «Сопротивляемость красноармейцев достигла такой силы, какой мы никогда не ожидали. Ни один наш солдат или офицер не говорит теперь пренебрежительно об Иване, хотя еще недавно они так говорили сплошь и рядом. Солдат Красной Армии с каждым днем все чаще действует как мастер ближнего боя, уличных сражений и искусной маскировки». «Мы абсолютно не имели представления о силе русских войск в этом районе. Раньше здесь ничего не было, и внезапно был нанесен удар большой силы, имевший решающее значение». «Хорошо продуманный план Сталинградской битвы, разработанный советским командованием, был осуществлен с точностью часового механизма».                                                                                                                                 (Фельдмаршал Ф. Паулюс)                                                                                                                               5.   «Мы вынуждены были начать отход по всему фронту… Однако отход превратился в бегство… Кое­где вспыхнула паника… Путь наш был устлан трупами, которые метель, словно из сострадания, вскоре заносила снегом… Мы уже отступали без приказа. Наперегонки со смертью, которая без труда догоняла нас, пачками вырывая из рядов свои жертвы, армия стягивалась на все более узком пятачке преисподней». «Поражение под Сталинградом повергло в ужас, как немецкий народ, так и всю его армию. Никогда прежде за всю историю Германии не было случая столь страшной гибели такого количества войск».                                                                                                                         (Генерал­лейтенант Вестфаль) 6.   «Последние несколько недель характеризуются самым тяжелым кризисом, которого мы еще не испытывали в войне. Этот кризис, к сожалению, поразил не только руководство и правящий режим, но и всю Германию. Он символизируется одним словом – «Сталинград».                                                                                                                    (Немецкий дипломат Фон Хассель)   7.  «… возможность окончания войны на Востоке посредством наступления более не существует. Это мы должны ясно представлять себе».                                                                                                                                           ( А. Гитлер) 8.  «Кольцо вокруг наших частей начинает сжиматься. Сегодня большой религиозный праздник. Чем согрешили мы или наши предки? Почему мы должны терпеть такие страдания? Мы, три офицера, обсуждаем здесь наше положение и приходим к выводу, что избежать катастрофы у нас нет никаких шансов».                                                                                                                                      (Румынский офицер) Отрывки из воспоминаний военных, политиков и журналистов  наших союзников. 1. 19 января 1943 года. «Вне Сталинграда кажется, что окружённая 6­я немецкая армия разбита и не может выбраться из ловушки.   В   этих   достижениях   большая   заслуга   принадлежит   организационной   и   штабной   работе русских».                                                                     (Заместитель премьер­министра Великобритании К. Эттли) 2.  Весна 1943 года. «Если бы кампания 1942 года прошла в России для немцев успешно, и они смогли бы освободить занятые   там   воздушные   силы,   танки,   артиллерию   и   войска   и   вовремя   послать   их   в   качестве подкреплений маршалу Роммелю в Северную Африку, то Роммель смог бы занять Нижний Египет и продвинуться   в   Палестину   и   Сирию,   лишив,   таким   образом,   британский   флот   исходных   баз   в восточной части Средиземного моря».                                                                                                                             (Лорд Страболджи) 3.   Весна 1943 года. «19 ноября 1942 года под тяжёлыми ударами поразительного контрнаступления Красной Армии под Сталинградом рухнуло всё здание германской стратегии. Это событие послужило действительным по­ воротным пунктом в войне не потому, что германская армия понесла   потери и была вынуждена отступать, а потому, что германская стратегия явно обанкротилась. С тех пор русские приобрели стратегическое превосходство...»                                                                                                           (Американский публицист М. Уэрнер) 4.  14 декабря 1942 года. «Германия терпит поражение в России, и это значит, что она проигрывает вторую мировую войну... Из всего этого следует, что в Сталинграде практически попали в котёл примерно 300 тысяч немецких и румынских   солдат.   Окружение,   пленение   или   уничтожение   этой   армии   одновременно   с   потерей позиций вермахта на юге России станут ­ для Гитлера куда большей катастрофой, чем разгром в Ливии».                                                                                                                   (Из американской газеты «Тайм) 5.   8 февраля 1943 года. «Сталинград стал кладбищем не только сотен тысяч германских солдат, но и германских планов. Победа   русских   под   Сталинградом,   как   извержение   вулкана,   потрясла   всю   оборону   немцев   от Ленинграда до Кавказа».                                                                                                                    (Английский журналист М. Холл)  6.   7 января 1943 года. «Наиболее   важным   достижением   во   всей   стратегической   картине   1942   года,   были   события   на протяжённых фронтах России: первое ­ беспримерная зашита Сталинграда и второе ­ наступление русских армий на разных участках, которое началось в конце ноября с большой силой и эффектом».                                                                                                                        (Президент США Ф. Рузвельт) 7.  11 января 1943 года. «Я   согласен,   что   действия   русских   великолепны   и   величественны  по   размаху   и   замыслу;   они осуществляются с таким мастерством, на которые русские, как я думал раньше, были не способны. Продемонстрированы   более   искусные   действия,   чем   прошлой   зимой.   Три   или   четыре   крупные немецкие   армии   поставлены   в   очень   опасное   положение,   и   даже   если   только   одна   окончательно разгромлена и пленена, это будет исключительно серьёзное поражение немцев».                                                                                                                                 (Фельдмаршал Я. Смэтс) 8. 24 января 1943 года. «Каждый солдат американской армии и Великобритании относится с величайшим восхищением к  мужеству, отваге и смелости Красной Армии и народов Союза Советских Социалистических  Республик».                                                                                                                                                                                                         ( Генерал­майор Р. Хортли) 1. Сравнительные данные соотношения сил в важнейших  операциях  на советско­германском фронте. Операция Личный состав (млн. чел.) Орудия и минометы  (тыс. шт.) Танки и САУ (тыс. шт.) Самолеты  (тыс. шт.) СССР Фашист. блок СССР Фашист. блок СССР Фашист. блок СССР Фашист. блок Сталинградская битва (оборонительный этап) 6,6 6,2 77,8 51,7 7,3 5,1 4,5 3,5 Сталинградская битва (контрнаступление) 1млн.103 тыс. 1млн.011 тыс. 15,5 10,29 1,46 0,67 1,35 1,21 2. Сравнительные данные по составу сил в наиболее крупных операциях  в Северной Африке и Италии. Операция Личный состав (тыс. чел.) Орудия и минометы  (тыс. шт.) Танки и САУ (тыс. шт.) Самолеты  (тыс. шт.) Англо­ амер. войска Фашист. блок Англо­ амер. войска Фашист. блок Англо­ амер. войска Фашист. блок Англо­ амер. войска Фашист. блок Сражение под Эль­ Аламейном (1942 год) Сицилийская операция  (1943 год) 230 80 2,31 1,22 1,44 0,54 1,50 0,35 478 255 1,8 ­ 0,6 0,2 4,0 0,6 3.  Сравнительные данные потерь  в важнейших  операциях на советско­германском фронте. Операция Личный состав  Сталинградская битва  СССР 1млн.  200  тыс. Фашист. блок 800 тыс. (1,5 млн. с союзниками) Орудия и минометы  Танки и САУ  Самолеты  СССР Фашист. блок СССР Фашист. блок СССР Фашист. блок 16000 12000 4500 3500 3000 3000 4. Сравнительные данные потерь  в наиболее крупных  операциях  в Северной Африке и Италии. Операция Личный состав  Орудия и минометы  Танки и САУ  Самолеты  Англо­ амер. войска 56000 Сражение под Эль­ Аламейном (1942 год) Фашист. блок Англо­ амер. войска Фашист. блок Англо­ амер. войска Фашист. блок Англо­ амер. войска Фашист. Блок 58000 320 400 560 500 300 200 5.   Под Сталинградом  против  Красной  Армии  действовало  50 вражеских  дивизий,  а в Северной Африке   против   англо­американских   войск   –   12   дивизий.   В   битве   на   Волге   фашистская   армия потеряла убитыми и ранеными почти в 20 раз больше, чем в Северной Африке.   О чем свидетельствуют эти факты? Отрывки из зарубежной историографии Второй мировой войны. 1. «Основой поражения немецких войск в битве на Волге является не беззаветный героизм советских  воинов и блестяще осуществленная Красной Армией операция, а моральное состояние немецких  войск и общая стратегическая обстановка, которая изменилась под влиянием наших побед в Северной Африке осенью 1942 года». (Английский историк Лиддел Гарт) 2. «Коренной перелом в ходе войны начался в 1942 году в ходе североафриканской кампании, а не как полагают русские – победой Красной Армии под Сталинградом».                                                                                                                  (Американский историк Аланбрук) 3. «Сражение на Волге не является одним единственным сокрушительным ударом в стратегическом масштабе. Важную роль в переломе войны сыграла победа союзников в Алжире и Марокко, отход Роммеля от Эль­Алламейна и провал немецких  планов подводной войны весной 1943 года».                                                                                                                  (Немецкий историк Якобсен) 4.  «Советский Союз был совершенно не в состоянии выиграть войну и смог разжать смертельные тиски   только   благодаря   американской   помощи   и   наступлению   союзников   в   Северной   Африке, Сицилии и на Западе».                                                                                                                   (Французский историк Жан Дарси) 5.  «Русские одержали победу на Волге благодаря американским успехам на Тихом океане и англо­ американским ­  в Северной Африке».                                                                                                                 (Итальянский историк Джильи) 6. «Чтобы вы ни думали о коммунизме, если вы честны, вы не можете не восхищаться русскими и их военными   руководителями   за   то   мужество,   стойкость   и   мастерство,   с   которым   они   удерживали немцев под Сталинградом в 1942 году, и Сталинградом как плацдармом, на котором в конечном итоге, они повернули ход войны в свою пользу и, кроме того, в пользу западных союзников».                                                                                                               (Английский историк Роберт Сет) 7.  «В   Европе   и   во   всем   мире   Сталинград   вслед   за   Москвой   окончательно   разрушил   миф   о непобедимости немецких армий».                                                                                                                                                                        (Генерал Гийом.) 8. «Конец Германии – это Сталинград».                                                                                            (Итальянский посол в Берлине Альфьери) 9.  «Сталинград   постольку   является   поворотным   пунктом   в   истории   Второй   мировой   войны, поскольку   на   Волге   разбилась   волна   немецкого   наступления,   чтобы   затем   откатиться   обратно. Причину гибели  6­й армии  следует,  разумеется, искать в том, что Гитлер – главным образом из соображений   престижа   –  отказался   дать   приказ   об  оставлении   Сталинграда.   Именно  эта  ошибка поставила 6­ю армию в критическое положение».                                                                                                           (Фельдмаршал Манштейн) 10.  «Американскому народу не следует забывать, что в 1942 году он был недалек от катастрофы. Если бы Советский Союз не смог удержать свой фронт, у немцев создалась бы возможность захвата Великобритании. Они смогли бы также захватить Африку, и в этом случае им удалось бы создать свой плацдарм в Латинской Америке».                                                                                                                 (Госсекретарь США  Э. Стеттиниус) Отрывки из воспоминаний советских офицеров, генералов, политиков и историков. 1. «Слово «Сталинград» вошло в словарный фонд всех языков мира и с той поры напоминает о битве,  которая по размаху, напряжению и последствиям превзошла все вооруженные столкновения прошлых времен». «Выстоять и победить!» ­ эта лаконичная заповедь прочно, как нерушимая клятва, вошла в сознание защитников   волжской   твердыни,   выражала   непоколебимую   решимость   обескровить   и   уничтожить ненавистного врага. Каждый из них отчетливо сознавал, что именно здесь, на берегах Волги, решался исход не только Отечественной, но и второй мировой войны. Советские воины сдержали клятву. Они увенчали Сталинградскую битву своей блистательной победой».                                                                                               (Маршал Советского Союза А.М. Василевский) 2.  «В битвах за город на Волге сказалась богатырская сила советского народа и его солдата. Чем больше   сатанел   враг,   тем   упорнее   и   отважнее   дрались   наши   воины.   Уцелевший   боец   стремился защитить себя и свой участок фронта, он мстил за себя и за своих погибших товарищей. То, что произошло под Сталинградом, закладывалось его защитниками в августе, в сентябре, в ожесточенных кровопролитных городских боях в октябре. Тогда уже можно было предвидеть, куда поворачиваются события».                                                                                                      (Маршал Советского Союза В. И.  Чуйков) 3.   «За величайшей  битвой  на Волге с затаенным дыханием  следили народы всего мира. Успехи советских войск, их мужественная борьба с врагом вдохновляли все прогрессивное человечество и вселяли   уверенность   в   окончательной   победе   над   фашизмом.   Сталинградская   битва   явилась огромнейшей школой побед для наших войск».  «Победа наших войск под Сталинградом знаменовала собой начало коренного перелома в войне в пользу Советского Союза и начало изгнания вражеских войск с нашей территории».                                                                                                        ( Маршал Советского Союза Г.К. Жуков) 4.  «…   благодаря   титаническому   труду   гвардейцев,   их   мужеству   и   отваге   «дом   Павлова»   стал несокрушимой крепостью. В Павлове и его друзьях получил свое наиболее яркое выражение тот дух сопротивления, который дал возможность 62­й армии, прижатой к Волге, не только выстоять, но и устремиться   затем   вперед…   «Дом   Павлова»   стал   крепостью,   потому   что   его   защитниками   были советские люди, сердца которых не ведали страха».                                                                                                                   (Генерал­полковник А.И. Родимцев) 5.  «В   истории   войн   не   было   задачи   более   трудной,   чем   оборона   Сталинграда.   Узкой   полосой вытянулся город по берегу Волги. Он вплотную прижат к воде. Его во многих местах прорезают глубокие  овраги и балки  – лазейки  для немецких автоматчиков. Защитники  города не имеют ни одного   метра   пространства   для   свободного   маневра.   Но   бойцы   Сталинграда   срослись   с многострадальными камнями города и бьются с врагом до конца, то тех пор, как камни рассыпаются в прах».  «Кто они, солдаты Сталинградской обороны?  Красноармейцы, которые неделями держатся на земле, шатающейся   от   взрывов.   Лодочники,   плотовщики,   паромщики,   капитаны,   матросы   пороховой, кровавой волжской переправы. Рабочие, чинившие в продырявленных снарядами цехах пушки и танки и уходившие в бой, когда немцы наваливались на город силой целого фронта, и на дымящихся улицах не хватало людей, которые могли бы стрелять из этих же пушек, водить в бой отремонтированные танки. Бить, бить, гнать врага от города! Не метрами, а нервами, выдержкой этих людей измеряется здесь глубина обороны».                                                             (Первый секретарь Сталинградского обкома партии А.С. Чуянов) 6.  «В неимоверно трудных условиях советские войска отразили до 700 вражеских атак и с честью выдержали все испытания. В боях за город проявили себя тысячи советских патриотов. Каждый из защитников города – от рядового до генерала – сознавал, что здесь, в этом пекле, где, казалось, не могут выдержать человеческие нервы, здесь, на берегу Волги, решается судьба Страны Советов».                                                                                                            (Военный историк Ю. В. Плотников) Сталинградская битва глазами советских солдат,  тружеников тыла   и жителей города. 1. «Товарищи сталинградцы! Не отдадим родного города, родного дома, родной семьи. Покроем все улицы города непроходимыми баррикадами. Сделаем каждый дом, каждый квартал, каждую улицу неприступной крепостью. Выходите все на строительство баррикад… Построим баррикады быстро и так, чтобы боец – защитник Сталинграда беспощадно громил врага с баррикад, построенных нами… Все, кто способен носить оружие, на баррикады, на защиту родного города, родного дома!»                             (Из обращения Сталинградского городского комитета обороны к жителям города) 2. «Немцы! Вы еще проклянете тот день, когда вы пришли сюда. Лучше не лезьте!  Сталинград станет вашей могилой!»                                                                          (Надпись на стене Сталинградского тракторного завода) 3.  «…Женщины, старики, даже дети выходят строить баррикады. Улицы и переулки перекрываются противотанковыми   препятствиями.   На   площадях   и   пустырях   роют   окопы,   устанавливают железобетонные колпаки. Пример организованности, дисциплины  и мужества показывают рабочие Тракторного,   «Красного   Октября»,   «Баррикад»,   судоверфи,   метизного   и   других   заводов.   Они самоотверженно   трудятся:   производят   танки   и   арттягачи,   орудия   и   минометы,   бронепоезда   и бронекатера, «катюши» и боеприпасы, строят оборонительные рубежи и мосты, аэродромы и дороги. Строят под огнем авиации и артиллерии врага».                                                             (Первый секретарь Сталинградского обкома партии А.С. Чуянов) 4.  «…Среди   дыма   и   грохота   разрывов   сталевары   на   «Красном   Октябре»   стояли   у   мартенов,   на Тракторном  без  минуты   перерыва   работали   горячие,  сборочные  и   ремонтные   цехи;  на  Сталгрэсе машинист котла не покинул поста, даже когда его осыпало штукатуркой, осколками битого кирпича после разрыва бомбы. Немало было в Сталинграде пожарных и  ополченцев, тушивших огонь, который нельзя было потушить, и гибнувших в огне. Именно в такие часы на улицах пылавшего Сталинграда и проявлялась истинная мера человека».                                                                                                                                              (В. Гроссман) 5. «…Привет с фронта. Сами знаете, что фашисты находятся у Сталинграда в настоящем «кольце», и мы их крепко долбаем. Им попало порядочно. Им верная гибель. Они даже на людей не похожи. Мерзнут и дохнут с голода…»                                                                                                               (Отрывок из письма А.А. Казнина.) 6.  «… За время боев с 19 по 23. 11. 1942 года товарищ Лебедев лично уничтожил и захватил на своем танке: 28 танков противника, 16 орудий, 3 миномета, 8 пулеметов, 714 повозок с грузами, 4 склада с боеприпасами, 520 автомашин, около 1500 солдат и офицеров. В последнем бою товарищ Лебедев, дерзко ворвавшись  с двумя танками в населенный пункт Платонов, выбил  противника из него и, ринувшись в преследование, сам погиб смертью храбрых. Достоин присвоения звания Героя Советского Союза посмертно».                                                                                         (Из наградного листа ст. лейтенанта Лебедева Николая Александровича.) 7. «Здесь Родина­мать подняла наступательный меч, зовя нас изгнать врага. Мы выполнили до конца свой долг и в Берлине опустили меч. Но пусть знают враги, что мы его держим крепко в своих руках, так же, как и здесь, у стен города­героя»!                                                         (Участники Сталинградской битвы. Из записей в Альбоме Памяти)

Конспект урока по истории на тему "Февраль - февраль, солдатский месяц..." Битве за Сталинград посвящается (11 класс)

Конспект урока по истории на тему "Февраль - февраль, солдатский месяц..." Битве за Сталинград посвящается (11 класс)

Конспект урока по истории на тему "Февраль - февраль, солдатский месяц..." Битве за Сталинград посвящается (11 класс)

Конспект урока по истории на тему "Февраль - февраль, солдатский месяц..." Битве за Сталинград посвящается (11 класс)

Конспект урока по истории на тему "Февраль - февраль, солдатский месяц..." Битве за Сталинград посвящается (11 класс)

Конспект урока по истории на тему "Февраль - февраль, солдатский месяц..." Битве за Сталинград посвящается (11 класс)

Конспект урока по истории на тему "Февраль - февраль, солдатский месяц..." Битве за Сталинград посвящается (11 класс)

Конспект урока по истории на тему "Февраль - февраль, солдатский месяц..." Битве за Сталинград посвящается (11 класс)

Конспект урока по истории на тему "Февраль - февраль, солдатский месяц..." Битве за Сталинград посвящается (11 класс)

Конспект урока по истории на тему "Февраль - февраль, солдатский месяц..." Битве за Сталинград посвящается (11 класс)

Конспект урока по истории на тему "Февраль - февраль, солдатский месяц..." Битве за Сталинград посвящается (11 класс)

Конспект урока по истории на тему "Февраль - февраль, солдатский месяц..." Битве за Сталинград посвящается (11 класс)

Конспект урока по истории на тему "Февраль - февраль, солдатский месяц..." Битве за Сталинград посвящается (11 класс)

Конспект урока по истории на тему "Февраль - февраль, солдатский месяц..." Битве за Сталинград посвящается (11 класс)

Конспект урока по истории на тему "Февраль - февраль, солдатский месяц..." Битве за Сталинград посвящается (11 класс)

Конспект урока по истории на тему "Февраль - февраль, солдатский месяц..." Битве за Сталинград посвящается (11 класс)

Конспект урока по истории на тему "Февраль - февраль, солдатский месяц..." Битве за Сталинград посвящается (11 класс)

Конспект урока по истории на тему "Февраль - февраль, солдатский месяц..." Битве за Сталинград посвящается (11 класс)

Конспект урока по истории на тему "Февраль - февраль, солдатский месяц..." Битве за Сталинград посвящается (11 класс)

Конспект урока по истории на тему "Февраль - февраль, солдатский месяц..." Битве за Сталинград посвящается (11 класс)

Конспект урока по истории на тему "Февраль - февраль, солдатский месяц..." Битве за Сталинград посвящается (11 класс)

Конспект урока по истории на тему "Февраль - февраль, солдатский месяц..." Битве за Сталинград посвящается (11 класс)

Конспект урока по истории на тему "Февраль - февраль, солдатский месяц..." Битве за Сталинград посвящается (11 класс)

Конспект урока по истории на тему "Февраль - февраль, солдатский месяц..." Битве за Сталинград посвящается (11 класс)

Конспект урока по истории на тему "Февраль - февраль, солдатский месяц..." Битве за Сталинград посвящается (11 класс)

Конспект урока по истории на тему "Февраль - февраль, солдатский месяц..." Битве за Сталинград посвящается (11 класс)

Конспект урока по истории на тему "Февраль - февраль, солдатский месяц..." Битве за Сталинград посвящается (11 класс)

Конспект урока по истории на тему "Февраль - февраль, солдатский месяц..." Битве за Сталинград посвящается (11 класс)

Конспект урока по истории на тему "Февраль - февраль, солдатский месяц..." Битве за Сталинград посвящается (11 класс)

Конспект урока по истории на тему "Февраль - февраль, солдатский месяц..." Битве за Сталинград посвящается (11 класс)

Конспект урока по истории на тему "Февраль - февраль, солдатский месяц..." Битве за Сталинград посвящается (11 класс)

Конспект урока по истории на тему "Февраль - февраль, солдатский месяц..." Битве за Сталинград посвящается (11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2017