Разработка урока на тему "Итоги и уроки Гражданской войны"
Оценка 4.9

Разработка урока на тему "Итоги и уроки Гражданской войны"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
история
9 кл—11 кл
11.02.2017
Разработка урока на тему "Итоги и уроки Гражданской войны"
Публикация является частью публикации:
конспект урока.doc
Конспект открытого урока по курсу Отечественной истории на тему «Итоги и уроки Гражданской войны» Тема: Итоги и уроки Гражданской войны в России Цель     урока:     показать     глубину     трагедии     русского     народа,     ввергнутого     в  братоубийственную   войну,   определить   возможности   выхода  из   кризисных   ситуаций путем  гражданского мира.  Задачи: Образовательные: выявить причины победы красных, причины поражения белых в  Гражданской войне, определить итоги, последствия войны, показать ее уроки . Воспитательные: воспитание терпимости, толерантности, готовности к компромиссу. Развивающие:     развитие     умения     формулировать     свою     точку     зрения,     быть  внимательным к мнению других, делать самостоятельные выводы, обобщения, умения работать с  документами. Оборудование: карта «Гражданская война в России 1918­1920».  Плакаты  « Ты записался  в добровольцы?» « Почему вы не в армии?», оформление стендов ­портреты лидеров Красной армии и белого движения, магнитофон, аудиозаписи В. Высоцкого, А. Маршала, выставка художественной и исторической литературы. Запись В. Высоцкого­ « В куски разлетелася корона Сегодня     ­   завершающий   урок,   посвященный   трагической   странице   в   истории   нашей   страны   ­ Гражданской   войне.   Владимир   Высоцкий   в   своей   песне,   посвященной   этому   периоду   истории, удивительно точно отразил то состояние страха, растерянности, отчаяния, обреченности, которое охватило в то время многих людей   Изучая   на   предыдущих   уроках   причины,   основные   военные   событии,   методы   борьбы,   мы увидели,   что   Гражданскую   войну   в   России   с   полным   основанием   можно   считать   неизвестной войной. Слишком мною противоречий, неоднозначных суждений, вопросов па которые нет ответов. На сегодняшнем уроке мы попытаемся подвести итоги изучения этой темы, выработать свою точку зрения на эти события. Вопросы для подготовки к следующему занятию распечатаны и лежат у вас па партах. Вы познакомитесь с ними дома и увидите, что на следующем уроке мы восстановим хронологию военных событий, особенности политики военного коммунизма в годы Гражданской войны, результаты войны. А сегодня мы затронем нравственный аспект этой темы. Итак, тема урока ­ Гражданская воина. Вопросы, которые я предлагаю для обсуждения на доске: Вопросы для обсуждения: 1 .Можно ли было избежать Гражданской войны? 2.«Красный» и «белый» террор ­ кто виноват? 3.Причины победы красных в Гражданской войне, причины поражения белых. 4.А есть ли победители? 5.Последствия и уроки Гражданской войны. Гражданская война ­ самая страшная из воин, когда брат с оружием в руках идет на брата, отец на   сына,   друзья   становятся   врагами.   Гражданская   война   в   России   расколола   народ   на   два лагеря, две враждующие силы, всех поделила на красных и белых. Любэ Одни восстали из подполий Из ссылок, фабрик, рудников, Отравленные темной волей И горьким дымом городов Другие ­ из рядов военных Дворянских разоренных гнезд Где проводили на погост Отцов и братьев убиенных Одни идут освобождать Москву И вновь сковать Россию Другие, разнуздав стихию Хотят весь мир пересоздать. Так писал об этом противостоянии поэт М. Волошин, но с другой стороны рабочие, крестьяне,   солдаты   и   офицеры   были   среди   белых   и   среди   красных.   Немало   было случаев, когда один человек за годы войны воевал и за белых и за красных. Даже песни они пели под одну мелодию и со схожими словами. Красные Смело мы в бои пойдем За власть Советов И как один умрем В борьбе за это. Белые Смело мы в бой пойдем За Русь Святую И как один прольем Кровь молодую. И даже плакаты, призывающие к участию в войне на стороне белых и на стороне красных, были похожи. Так, может быть, можно было прийти к компромиссу и избежать кровопролития? Давайте   подумаем   над   первым   вопросом   нашего   плана.  Можно   ли   было   избежать Гражданской войны? Для этого вспомним причины, которые привели к войне, цели и требования воюющих сторон. Поможет вам подборка документов №1. Время работы с документами 5 минут. При ответах используйте цитаты из документов. Вопросы: 1 .Каковы были причины Гражданской войны? 2.Какие цели преследовали большевики? 3.Какие задачи ставили перед собой белогвардейцы? 4.Можно ли было избежать Гражданской войны в 1918 году? Почему? Возможности   для   диалога,   поиска   согласия   были   упущены.   Большевики   обвиняли   в развязывании   Гражданской   войны   помещиков   и   буржуазию,   поддержанных   иностранными интервентами.   Политические   оппоненты   большевиков   ответственность   за   развязывание Гражданской войны возлагали на своего противника. Виновниками случившегося стали и левые и правые партии. Большевики и монархисты не проявили склонности к компромиссу. Либерально­ демократические   партии   не   смогли   остановить   разложение   государственного   аппарата,   армии, провести   реформы.   Партийная   борьба   между   классами   и   социальными   группами   довела конфронтацию до вооружённого гражданского конфликта. У каждой стороны были свои идеи, за которые   они   были   готовы   проливать   кровь   своих   братьев.   Прав   историк   М.   А.   Осоргин, утверждавший, что в годы Гражданской войны «стена против стены стояли две братские армии и у каждой была своя правда и своя честь... были герои и тут и там. и чистые сердца многих, и жертвы, и подвиги, и ожесточенное зверство и страх, и сила, и слабость, тупое отчаяние. Было бы слишком просто  для истории если бы правда была одна и билась бы лишь с кривдой: но были и бились между собой две правды и две чести ­ и поле битвы усеяли трупами лучших и честнейших..» Просторы   России,   разнообразие   ее   географических   и   социально­экономических   условий предопределили формы Гражданской войны­ военные действия регулярных армий, вооруженные столкновения отрядов, организации подполья. мятежей и восстаний в тылу противника. Советская республика оказалась в кольце фронтов (карта). Эта ситуация спровоцировала обращение к еще одному   методу   борьбы,   который   использовался   и   белыми   и   красными,   метод   устрашения   и запугивания другой стороны. Что это за метод?­ террор. Возьмите документы №2 и, опираясь на них   и на ваши знания, попробуйте   ответить на вопрос: Можно ли назвать виновника развязывания террора? Жестокость  порождала  ответную жестокость,  террор  был  одним  из  самых  тяжелых   и пагубных   проявлений   Гражданской   войны.   После   убийства   Урицкого   были   расстреляны   900 белогвардейцев,   после   покушения   на  Ленина­  несколько   тысяч.   Николай  II  и   его   семья   были расстреляны в ночь на 16 ­ 17 июня 1918 г.  Массовые казни осуществлялись по приказу Колчака, создавались спец. лагеря для сочувствующих большевикам. Все эти примеры доказывают, что смысл террора   был   предельно   прост:   массовое   физическое   истребление   противника.   Это   сделало Гражданскую войну еще более страшной, еще более трагичной, т. к. террору подвергали друг друга граждане одной страны. Исход   борьбы   между   силами   революции   и   контрреволюции   не   был   изначально предопределен. Давайте поработаем с блоком  документов № 3 и выясним: каковы причины победы Красной Армии, о каких причинах поражения белого движения говорят В. И. Ленин и противники большевиков. После обсуждения открывается доска, где выделены причины победы красных, причины поражения белых. Причины победы красных: 1. Наличие бесспорного лидера, руководство партией большевиков. 2. Жесткая центральная власть, создание единого военного лагеря. 3. Создание сильной и дисциплинированной армии. 4. Поддержка народных масс  Причины поражения белых: 1. Разобщенность, отсутствие лидера. 1. Не   учитывающая   требования   народа   социально­экономическая     политика   белых правительств. 2. Негибкая     позиция    в     вопросе    будущего     устройства     России,     фанатичная приверженность лозунгу «Единой и неделимой России». 2. Моральное разложение армии. Т.   к.   красные   одержали   победу,   большевики   сохранили   власть.   Но   существует   мнение,   что   в Гражданской войне не может быть победителей. М. Цветаева по этому поводу писала: Все рядком лежат Не развесть межой Поглядеть: солдат: где свой? Где чужой? Белым был ­ красным стал Кровь обагрила Красным был ­ белым стал Смерть победила. Как вы относитесь к этой точке зрения? Подумайте, был ли победитель и Гражданской войне? Нет. Страдали люди и стой и с другой стороны, погибло много народа, страна оказались в очень сложном положении. Миллионы погибших и умерших от голода и болезней, физическое уничтожение целых классов   и   социальных   групп,   двухмиллионная   иммиграция,   гибель   многих   сокровищ   русской культуры,   раскол   общества   ­   все   это   можно   отнести   к   последствиям   кровавого   гражданского конфликта.   А   по   мнению   некоторых   историков,   поражение   белого   движения,   уничтожение оппозиции привели в будущем к установлению тоталитарной власти в нашей стране, т. е. становится очевидно, что в годы Гражданской войны проиграли все ­и победители и побежденные. Урок, который должно извлечь из прошлого наше общество, наше правительство, казалось бы,   очевиден   ­   необходимо   сделать   все   зависящее   от   нас,   чтобы   исключить   возможность повторения   гражданской   войны.   Но,   к   сожалению,  этого   пока  не  происходит.  Мы становимся свидетелями столкновения разных ветвей власти в   1993, имеющее кровавые последствия, попытки вернуть старые порядки в 1991 г. И. конечно. нельзя не затронуть страшную трагедию чеченской войны. В разгуле крутого кошмара По воле лихих заправил Сережа стреляет в Умара Махмуд Николая убил Сперва что­то дрогнуло ­ наши Потом ­ в озверевшем пылу Один ­ за Володьку и Сашку. Другой    за дружка Абдулу. Что ты натворила, Россия. Под денежным черным ярмом Осталась без правды, без силы Лишь плачешь в угаре хмельном Последней безвинною кровью Омой с себя всю эту дрянь И с верой, надеждой, любовью На     краешке     века     воспрянь. Трагедии чеченской войны затронула и нашу школу. Вы не раз бывали в нашем музее боевой славы. К сожалению, там существуют экспозиции, посвященные не только В.О.В., но и тем войнам,   что   идут   сейчас.   Несколько   человек   ­   наших   учеников   стали   непосредственными участниками   чеченского   конфликта,   а   выпускник   нашею   лицея   Курносов   Сергей   погиб   от   рук боевиков. (Александр Маршал « Ты, Россия, взгляни на нас…») Единственной   альтернативой   Гражданской   войны   является   сохранение   и   укрепление Гражданского мира. Задача органов власти и политических партий ­исключительно мирные пути преобразования,   и   использование   цивилизованных   средств   борьбы,   осуществление   реформ   в интересах   большинства   народа,   не   отказывая   меньшинству   в   праве   и   возможности   выражать   и отстаивать свои интересы. Но гражданский мир зависит не только от государства, но и от каждого из нас, от таких качеств, как терпимость, готовность к компромиссу, и осознание преобладания интересов страны перед своими личными амбициями и интересами. Оценки: Подборка документов №­1 А) Из постановления ВЦИК " О превращение Советской республики в военный лагерь". Советская   республика   превращается   в   военный   лагерь. Все   силы   и   средства   Социалистической   республики ставятся   в   распоряжение   священного   дела  вооружённой борьбы против насильников. Поддержанная   всем   трудовым   населением   страна Красная Армия раздавит и отбросит империалистических хищников и белогвардейцев, попирающих почву Советской республики. Б) Из материалов Главного командования армии на юге России.  Наши цели: I. Уничтожение большевистской анархии и водворение в стране правового порядка.  II. Восстановление могущественной единой и неделимой России. III. Борьба с большевизмом до конца IV. За освобождение русскою народа от ига  коммунистов, бродяг, каторжников, вконец разоривших  святую Русь. Подборка документов № 2. Красные о терроре: А) Из высказываний  Н.И. Бухарина. ...  принуждение   во   всех   сферах,  формах,  начиная  от   расстрелов  и  кончая трудовой   повинностью...   является   методом   выработки  коммунистического человечества из человеческого материала капиталистической эпохи. В) "Красный" и "белый" террор. Мы не ведем войны против отдельных лиц. Мы истребляем буржуазию как класс.   Не   ищите   на   следствии   материалов   и   доказательств   того,   что обвиняемый действовал делом или словом против Советов. Первый вопрос, который   вы   должны   ему   предложить,   ­   к   какому   классу   он   принадлежи!, какого  происхождения,   воспитания   или   профессии.   Эти   вопросы   должны определить судьбу обвиняемого. В этом смысл и сущность Красного террора. Белые о терроре: Б) Из высказываний П. Краснова. Рабочих арестовывать запрещаю, и приказываю расстреливать или  вешать... Приказываю всех арестованных... повесить на главной улице и не снимать три дня, Г) Приказ генерала Майковского. 1. В каждой деревне района восстания обыскивать захваченных с  оружием в руках, как врагов расстреливать на месте. 2. Местные   власти,   не   давшие   должного   сопротивления   большевикам, предавать военно­полевому суду, показания увеличивать до смертной казни включительно. 3. Восставшие   вновь  деревни  ликвидировать   с  удвоенной  силой  вплоть  до уничтожения всей деревни. Подборка документов№3 В.И Ленин о причинах победы красных ...В первый раз в мире создана армия, вооруженная сила, знающая,  за что она воюет.. Где наиболее отчетливо проводился политработа в войсках, там нет расхлябанности в армии, там лучше её строй и ее дух, там больше побед. Великорусским и украинским рабочим обязательно нужен тесный военный и хозяйственный союз, иначе капиталисты... задавят и задушат нас поодиночке. И только благодаря  тому, что партия была на страже, что партия была  строжайше дисциплинирована   и   потому,   что   авторитет   партии   объединял   все   ведомства   и учреждения...   только   поэтому   чудо,   которое   произошло,   могло   произойти.   Только поэтому, несмотря на двукратный, трехкратный и четырехкратный перевес империалистов Антанты и империалистов всего мира, мы оказались в состоянии победи . Необходимо   соблюдать   строжайший   революционный   порядок,   законы   предписания советской власти. Надо всемерно укреплять союз рабочего класса и крестьянства.  Лидеры Белого движения о  причинах поражения в войне Белое движение не завершилось победой потому, что не сложилась белая диктатура. Против красной диктатуры нужна была «концентрация» власти. Белое движение является движением монархическим и консервативным ,но оно прежде всего национальное движение... Партиям мы служить не хотели (П. И. Врангель) Контрреволюция   не   выдвинула   не   единого   нового   имени.   Колчак,   Алексеев,   Деникин, Корнилов и другие­ все они были отмечены уже старым режимом... Ёщё в большей степени это касается невоенных.. .В этом и была наша трагедия (А.Лампе.) Сразу укажу на три причины неудачи белого движения: 1) недостаточная   и   несвоевременная.   руководимая   узкокорыстными   соображениями помощь союзников; 2) постепенное усиление реакционных элементов в составе движения; 3) как следствие второй  разочарование народных масс в белом движении ( Н. Астров).

Разработка урока на тему "Итоги и уроки Гражданской войны"

Разработка урока на тему "Итоги и уроки Гражданской войны"

Разработка урока на тему "Итоги и уроки Гражданской войны"

Разработка урока на тему "Итоги и уроки Гражданской войны"

Разработка урока на тему "Итоги и уроки Гражданской войны"

Разработка урока на тему "Итоги и уроки Гражданской войны"

Разработка урока на тему "Итоги и уроки Гражданской войны"

Разработка урока на тему "Итоги и уроки Гражданской войны"

Разработка урока на тему "Итоги и уроки Гражданской войны"

Разработка урока на тему "Итоги и уроки Гражданской войны"

Разработка урока на тему "Итоги и уроки Гражданской войны"

Разработка урока на тему "Итоги и уроки Гражданской войны"

Разработка урока на тему "Итоги и уроки Гражданской войны"

Разработка урока на тему "Итоги и уроки Гражданской войны"

Разработка урока на тему "Итоги и уроки Гражданской войны"

Разработка урока на тему "Итоги и уроки Гражданской войны"

Разработка урока на тему "Итоги и уроки Гражданской войны"

Разработка урока на тему "Итоги и уроки Гражданской войны"

Разработка урока на тему "Итоги и уроки Гражданской войны"

Разработка урока на тему "Итоги и уроки Гражданской войны"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017