«Урок – это
зеркало общей и педагогической культуры
учителя, мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора и эрудиции».
Сухомлинский
В.А.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, их закрепление и применение, формирование умений по проектированию и оформлению интерьера.
Вид урока по форме проведения: комбинированный, нетрадиционный с элементами игры.
Форма организации деятельности учащихся: совместно-индивидуальная, коллективная, групповая.
Цель урока:
Создание условий для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности по созданию проекта жилой зоны в компьютерной программе Астра Конструктор.
Образовательный аспект:
Развивающий аспект:
Воспитательный аспект:
Профориентационные задачи:
Межпредметные связи: ИЗО, литература, история, информатика, экология
Материально-техническая база: 7 компьютеров, мультимейдийный проектор, магнитофон.
Дидактическое обеспечение:
1) учебно-техническая документация: инструкционно-технологические карты для работы в программе Астра конструктор,
2)материалы для контроля знаний учащихся: карточки-задания, тесты, кроссворды, ребусы, рисунки, эскизы интерьера, карандаши, фломастеры, дидактический материал по разделу: набор штор, эскизов комнатных цветов, обоев, рисунки размещения картин в интерьере; макеты комнат, выполненных учащимися.
Методы организации учебно-познавательной деятельности: словесные (беседа, рассказ, сообщения учащихся), наглядные (демонстрация, презентация макетов, презентация стилей в программе Power Point), практические (работа на компьютере, по карточкам, зарисовка эскизов, работа с дидактическим материалом.), частично-поисковые.
Оформление кабинета: папки - раскладки с эскизами интерьеров и вариантами оформления окон, комнат, рисунки учащихся, пословицы, поговорки о доме, на доске рисунок дома с названиями конкурсов, макеты комнат, выполненные учащимися.
Высказывания на доске:
1)
«Лишних вещей не держи в жилище,
Сразу станет просторней и чище». В. Маяковский
3) «Домохозяйство – т.е. забота о добром порядке всего домашнего обихода» (В. Даль)
4)«Жилище – это возможность свободно двигаться, стоять, лежать, наслаждаться прохладой или теплом, отдыхать, погружаться в раздумье… Жилище – возможность иметь семью, составляющую звено вечной цепи жизни: это пространство, необходимое для семейных радостей». Известный архитектор Ле Карбюзье.
Пословицы:
«Дом вести – не лапти плести»
«Мой дом – моя крепость».
«Дома и стены помогают»
«Домом жить – не разиня рот ходить».
«Не дом хозяина красит, а хозяин дом».
«Домой и кони веселей бегут».
«Хорошему хозяину и дом мал».
«Домой придешь, хлеб-соль найдешь».
«Хозяин лежит – весь дом лежит,
Хозяин с постели – весь дом на ногах».
«В своем дому, что хочу, ворочу».
«Всякий дом хозяином держится».
«Дом невелик, да лежать не велит».
«Дома и солома съедома».
Ход занятия
I Организационный момент.
- Проверка готовности к уроку.
- Настрой учащихся на работу
- Сообщение темы и целей урока.
- Актуализация знаний, умений учащихся
II. Проверка, обобщение и закрепление знаний учащихся по разделу «Мой уютный дом» проходит в виде дидактической игры между двумя командами.
Вступительное слово учителя:
Мы рады приветствовать Вас на уроке «Разработка интерьера дома».
Сегодня мы с вами будем благоустраивать наш дом, который сами и создадим. В ходе игры проверим и закрепим ваши знания по разделу «Мой уютный дом». Оценим ваши умения оформлять жилище, создавать в нем уют, комфорт, расширим ваши знания стилей в оформлении интерьера и создадим проект жилой зоны с помощью специальной компьютерной программы «Астра Конструктор».
Учитель: Где бы мы ни были, чтобы ни делали — трудимся ли на работе, отдыхаем на природе, едем в поезде, — любое пространство, в которое мы попадаем, на время становится нашим домом. Но каждый раз с радостью возвращаемся в тот единственный уголок, где нам по-настоящему хорошо, где находим все на своих местах, где все привычно, удобно, где можно расслабиться и отдохнуть душой, - в свой ДОМ! Где еще, как не у домашнего очага, можно обрести ощущение надежности, покоя, полноты жизни? И каждому хочется обустроить свое жилище с максимальным комфортом и вкусом, сделать его удобнее, уютнее.
В основе устройства любого жилья лежат два важных принципа — это создание условий для общения с другими людьми и возможность уединения каждого человека. Это принципы-цели, принципы-идеалы, к которым необходимо стремиться. Идеальна та среда, которая дает возможность удовлетворить это желание. В такой среде человеку хорошо жить, работать, отдыхать. В ней залог здоровья, высокой трудоспособности. Вот и мы сегодня постараемся построить дом, в котором всем будет уютно.
Перед большим строительством необходимо разделиться на две «строительные» бригады, назначить бригадиров. Правила игры: за каждый правильный ответ один балл.
Возглавит бригады тот, кто быстрее определит, сколько слов зашифровано в анограмме.
КРПСТОИНТЕРЬЕРПВФПОЛД
КУЦШДИЗАЙНЛДНСВЕТЖДЛШ
ПРОВЦВЕТЖДСТИЛЬРПННГЗЖ
ФВМОДАРОБОИВЖДМЕБЕЛЬГ
ЛДШТОРАХЗЩФАКТУРАВЛДПН
Начинает игру бригада, которая быстрее разгадает предложенный ребус (зашифровано слово интерьер)( см. Приложение 1).
1.Конкурс. Разминка.
Учитель: Основа дома – крепкий фундамент, для этого вам необходимо дать основные понятия. Вопросы командам.
1) Определить основные качества интерьера.(см. Приложение 2)
2) Отгадать загадки:
2. Конкурс. «Дома и стены помогают!»
Учитель: Мы заложили фундамент, а теперь нам необходимо возвести крепкие стены. Давайте, определим, что формирует интерьер жилища.
На доске возле рисунка дома расположены карточки со словами: мебель, декоративное убранство (посуда, цветы, текстильные материалы, картины, музыкальное оформление), освещение, бытовое оборудование, окраска стен), крыльцо, палисадник, окраска крыши, фасад, размер дома, подвал.
Ученицы из каждой команды выбирают необходимые составляющие и располагают рядом с домом.
3. Конкурс. «Да будет свет!» Брейн - ринг.
Учитель: Прежде чем приступить к оформлению нашей комнаты необходимо позаботиться о световом дизайне квартиры. Свет – это жизнь. Освещение определяет световой климат комнаты, стимулирует работу головного мозга, важно для здоровья глаз, способствует хорошему отдыху. Проектирование системы освещения – один из важнейших моментов при решении образа будущего интерьера. Освещение помещения диктуется назначением. При этом необходимо помнить, что искусственное освещение изменяет цветовой тон предметов интерьера.
Каждой бригаде задаются по 5 вопросов.
O Карточки слабым ученикам:
Назовите по рисункам виды освещения. В какой жилой зоне можно использовать этот вид освещения. (Ученикам предложены картинки с изображением различного освещения).(см. Приложение 3)
4. Конкурс. «Радуга в доме»
Учитель: Итак, свет в дом мы провели. Теперь необходимо выбрать цветовую гамму помещения. Цвет активно воздействует на эмоции человека. Цветом можно выделить или, наоборот, нейтрализовать отдельные элементы интерьера, создать мягкий фон для других элементов. Назовите основные свойства цвета? Как правильно подобрать краску для пола, стен, потолка? В зависимости от чего подбирается цветовая гамма помещения?
Задание командам: Командам выдаются одинаковые карточки-задания с черно-белым изображением комнаты. Задача заключается в нахождении цветового решения с учетом ориентации окон на одну из сторон света и назначением помещения. После окончания работы представители защищают свой проект. (см. Приложение 4)
O Карточки слабым участникам: каждой ученице эскиз интерьера в цвете – определить сторону света, на которую ориентированы комнаты, и аргументировать свой выбор.
5. Конкурс капитанов. «Что нам стоит дом построить?»
Учитель: Мы часто недовольны размером помещения, в котором живем, то дом слишком мал, то огромен. Как использовать прием оптического обмана, чтобы достичь желаемого. Зрительно увеличить помещение помогут: зеркала, обои светлых и бледных тонов, столы и полки из прозрачного стекла, одинаковый свет стен и шкафов, складная мебель и т.д. А ваши предложения?
Задание: На доске нарисован прямоугольник, поделенный на две части, каждая комната имеет свой недостаток. Капитанам предложены карточки с набором словосочетаний, учащиеся должны выбрать для своей половины и добавить свои варианты.
Словосочетания:
O Задание слабым ученикам: Подобрать из представленной коллекции обоев и набора занавесей для комнаты своей команды цветовую гамму обоев и дизайн штор.
6. Конкурс. «Найдите ошибки»
Учитель: Но не всегда получается все сразу хорошо, у нас нет здесь стилистов, и поэтому в этих эскизах были допущены ошибки. Какие?
Задание: Ученицам предлагаются одинаковые эскизы интерьеров жилых комнат, выполненные с ошибками в стилевом решении. Дается время на обсуждение, после чего представители команд начинают называть по очереди обнаруженные недочеты и дополнения. (см. Приложение 5)
Вопросы командам:
1)Что необходимо учитывать при расстановке мебели?
2)Назовите основные правила группировки мебели.
O Задание слабым ученикам:
Определить способы расстановки мебели по картинкам. (У учениц рисунки расстановки мебели и карточки с названием видов расстановки мебели). (см. Приложение 6)
7. Конкурс. «Черный ящик»
Учитель: С обоями мы разобрались, мебель расставили, теперь приступим к самому любимому делу хозяйки, это оформление квартиры. Чем можно украсить наш дом, создать в нем неповторимый уют и комфорт?
Ученицы перечисляют: ме6ель, декоративные ткани, цветы, предметы декоративно-прикладного искусства и т.д.
Учитель: Что такое декоративные ткани? У меня в ящике набор тканей для оформления квартиры. По описанию вы должны назвать ткань.
O Карточки слабым ученикам: Виды драпировки (см. Приложение 7)
7. Конкурс. «Сам себе дизайнер»
Учитель: каждая квартира должна быть в достойном обрамлении. Центром интерьера всей квартиры может быть любой составляющий компонент: свет, отделочные материалы, цвет, драпировка, различные предметы. Что является основой дизайна у таких известных интерьеров: «Мраморный зал», «Янтарная комната», «Белый зал», «Зеркальная комната»?
Тяжелые ковры, лениво заползающие то на соседнюю стену, то и вовсе на потолок, стенки с выставкой хрусталя давно уже устарели. Стены современных квартир теперь украшают стильные картины, фотографии в изящных рамках, зеленые любимцы, радующие и согревающие душу зимой. А попробуйте вы со вкусом оформить вашу комнату.
Вопросы по комнатному цветоводству.
1) Назовите виды комнатных растений
2) Назовите приемы ухода за комнатными растениями
3) Назовите способы размещений растений в интерьере
4) Задание командам: Вам даны набор цветов и «окно», расставить цветы в
интерьере, объяснить, как называется этот способ размещения цветов. (Наглядный
материал: «Окно» - эскиз комнаты с большим окном, выполненный в перспективе на
большом картоне, (картон покрыт обоями). Набор цветов – нарисованные и
вырезанные композиции комнатных цветов, одиночные растения, садики и т.д.)
O Задание слабым ученикам: Развесьте картины в квартире: Раздать изображения типов размещения картин в интерьере – ученики должны дать название видам размещения. (рама к раме, центральное расположение, четкий прямоугольник, единая рама – единый размер, уравнивание по верхней или нижней линии. (Приложение 8)
Подведение итогов проверки знаний по разделу «Мой уютный дом» сопровождается показом слайдов с 1 по 7-й, презентации «Интерьер жилища» (диск CD-ROM). На первой части урока мы проверили ваши знания и умения по разделу «Мой уютный дом», повторили основные понятия: «интерьер», «композиция интерьера», определили составляющие интерьера, назвали основные приемы оформления интерьера жилого помещения.
Объяснение нового материала.
Учитель: Есть такой исторический анекдот. Архитектор спрашивает богатого купца: «В какой «манере» (то есть стиле) вам оформить жилище?», а купец самодовольно отвечает: «Давай во всех, денег хватит!» Сегодня мало кто хочет быть похожим на невежественного купца. Мы стремимся превратить свое жилье пусть в маленький, но особый мир, в котором чувствовали бы себя наиболее комфортно. Так что такое дизайн, стиль?
Дать понятие «дизайн» (слайд 8 Презентации «Интерьер жилища»)
Все детали интерьера, их форма, отделка, цветовое решение должны гармонично сочетаться и служить оптимизации условий труда и отдыха. Одно из важнейших правил композиционного построения: в интерьерную композицию не должно входить более трех форм, трех фактур и трех цветов, иначе создается перенасыщенность и пестрота.
Основной профессией на стадии проектирования жилых помещений, офиса является дизайнер, стилист. Он разрабатывает и предлагает несколько решений с учетом планировки здания, расположения по частям света, возможностей, направлений моды. Проект должен отвечать требованиям санитарно-гигиенических норм и предусматривать системы эффективного искусственного освещения, кондиционирования воздуха, звуко- и теплоизоляции.
Квартира должна соответствовать характеру хозяина: его привычкам, мировоззрению. Жилье может быть выдержано в каком-либо одном традиционном направлении или представлять собой смешение стилей: главное, чтобы в дизайне интерьера прослеживалась общая линия, а отдельные декоративные элементы гармонично сочетались между собой.
Дать понятие «стиль» (слайд 9 Презентации «Интерьер жилища»)
Сообщения учащихся о видах стилей. Сопровождаются презентацией слайдов с 10 по 22.
Основные стили в интерьере:
Учитель: А как обстояло дело с оформлением интерьера на Руси?
Ученик: Русский дом простейшего типа состоял из жилой клети и небольших сеней. В русской избе все было продумано и предусмотрено с точки зрения экономичности и простоты постройки, удобства и элементарной гигиены. Основой интерьера была печь. Замкнутое пространство избы делилось на бытовую, рабочую и обрядовую, культовую зону. В одном из углов на деревянный помост (опечек) ставили глинобитную печь, около которой устраивали дощатый короб (голбец). Печь была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. Она кормила, спасала от холода, избавляла от хвори. А сколько сказок было рассказано детям на этой печи, недаром говорили: «Печь краса – в доме чудеса!». Пространство около печи служило женской половиной.
В наиболее освещенном (красном) углу, расположенном по диагонали от печи, находились божница и обеденный стол. В этом углу происходили важные события в жизни семьи. Самых дорогих гостей усаживали в красном углу на красную лавку за стол. Против устья печи крепился к стене стол-шкаф для приготовления пищи и хранения посуды. Вдоль гладко вытесанных стен размещались врубленные в них лавки. Под потолком шли полавошники, на них располагалась крестьянская утварь, а около печи укрепляли деревянный настил – полати. На них спали, а во время посиделок или свадьбы туда забиралась детвора и с любопытством глазела на все происходящее в избе. Освещалось помещение двумя восковыми и одним косящатым (красным) окном. Мебель отличалась сравнительной грузностью: массивные столы, неподвижные и переносные лавки (скамьи) на резных ножках, сундуки, окованные железными полосами. Лавки нередко использовались как кровати. По полу тянулись домотканые половики. Стены украшались расшитыми рушниками.
Учитель: Мы познакомились с некоторыми видами стилей в оформлении интерьера, а их очень много. Эти знания пригодятся вам при оформлении вашего будущего дома, вы выберите тот стиль, который будет вам по вкусу.
Проверка домашнего задания: вы создали макет комнаты, используя разные материалы и должны представить его. Макет – это объемное изображение внешнего вида объекта с соблюдением пропорций между отдельными элементами. Макет изготовляется для того, чтобы еще до начала строительства проверить замысел архитектора, проектировщика, дизайнера, стилиста. В качестве материалов для изготовления макетов служат различные материалы.
Выставка макетов школьников. Презентация макетов учащихся.
Практическая работа.
1. Вводный инструктаж учителя:
Тема практической работы «Проектирование комнаты в программе «Астра конструктор мебели».
Сегодня мы строили дом в ходе игры, защищали макет комнаты, а теперь создадим проект жилой зоны: кухни или офиса на компьютере в программе Астра Конструктор мебели. Эта программа каталог, предлагающая набор мебели, бытовой техники, оборудования, отделочных материалов, цветов. Инструкционные карты помогут вам работать в этой программе.
2. Ознакомление с программой, технологическими картами.
3. Предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы.
4. Инструктаж по технике безопасности.
5. Самостоятельная работа учащихся по картам. Пока ученицы выполняют задание, звучит классическая музыка.
6. Текущий инструктаж учителя (по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы)
7. Целевые обходы (инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом. Концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций).
8. Заключительный инструктаж учителя: анализ выполнения самостоятельной работы учащимися, разбор типичных ошибок, вскрытия причин допущенных учащимися ошибок.
9. Подведение итогов урока:
Просмотр выполненных проектов, анализ учебно-творческого процесса. Выставление оценок.
Заключительное слово учителя: Сегодня, на занятии вы показали ваши знания и умения по оформлению интерьера жилого помещения, научились проектировать комнату на компьютере. Где могут пригодиться полученные знания? Есть такая поговорка «Настоящий мужчина должен посадить дерево, построить дом, вырастить сына». Но построить то он построит, а кто будет обустраивать, обставлять этот дом? Конечно же, женщина, именно она внесет в новый дом частицу своей души, тепла и света, будет делать все, чтобы каждый член семьи торопился домой. А, приходя, говорил: «Как дома хорошо!».
Рекомендации учителям технологии: Программа Астра Конструктор (дизайн мебели) может быть использована в 5-м классе при изучении раздела «Культура дома», в 8-м и 9-м — «Графика», в 9-10 — «Художественное конструирование». Ее использование значительно повышает эффективность этих занятий, экономится время для проведения практических работ, расширяются возможности учащихся для проявления творческих способностей. Программа имеет два режима работы: конструирование и дизайн. В первом выполняется собственно проект интерьера, а во втором — создание новой мебели. Значит, ее могут использовать учителя технического труда, рисования, черчения.
ЛИТЕРАТУРА:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.