Конспект урока по изобразительному искусству "Искусствоведческая викторина" (4 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока по изобразительному искусству "Искусствоведческая викторина" (4 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
4 кл
16.03.2018
Конспект урока по изобразительному искусству "Искусствоведческая викторина" (4 класс)
Бумага – доступный для любого ребёнка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применении разных способов и приемов дети учатся эстетически осмысливать образцы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчёркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.Конспект урока по изобразительному искусству "Искусствоведческая викторина" (4 класс)
Искусствоведческая викторина.docx
ИСКУССТВОВЕДЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА Вид   занятий:  игровые   формы,   чтение   докладов,   сообщений,   конкурсы, соревнования, творческие задания. Цели и задачи: формирование социально­значимых мотивов учения, культуры поведения,   трудовой   дисциплины;   подведение   итогов   учебно­воспитательной работы   за   год;   создание   благоприятной   атмосферы   для   проявления изобразительных   способностей,   знаний   детей;   содействие   коллективному творчеству детей и коллективному сопереживанию в общей работе; помощь в эстетическом восприятии разных видов изобразительного искусства, литературы и   музыки;   формирование   эмоционального   отношения   к   рассматриваемому произведению.   слайды,   предметы, О б о р у д о в а н и е   у р о к а :   для   учителя   –   методические   таблицы, репродукции работ художников, о которых говорится в заданиях, диапроектор или   видеомагнитофон,   изделия художественных народных промыслов (хохлома, гжель); раздаточный материал к заданиям   (карточки,   трафареты);   карточки   разных   цветов,   которые   даются   за правильный   ответ,   краски,   бумага;   для   учащихся   –   альбомы,   краски,   ручки, тетради,   графические   материалы,   рефераты   и   творческие   работы,   бумага   для ответов (желательно ответы писать в тетрадях по изобразительному искусству).   видеофильмы; Х о д   у р о к а I. Подготовительная работа. Пояснение. Класс к последнему уроку оформляется детскими работами, выполненными в течение года. В школе в последние дни занятий открывается выставка детских работ.   Открытие   выставки   должно   стать   радостным   праздником,   событием школьной   жизни.   Уроки   проводятся   в   форме   беседы,   последовательно напоминающей ребятам все темы учебных четвертей. В беседе­игре помогают 3 «мастера­брата». На уроки приглашаются (по возможности) родители и учителя других предметов. Игры и упражнения могут быть еще одной формой проверки и закрепления знаний   детей   по   изобразительному   искусству.   Художественно­дидактические игры   и   упражнения   могут   предварять   новый   материал,   они   побуждают   у учащихся   желание   овладеть   им,   помогают   в   повторении   и   закреплении пройденного. Для активизации детей, усиления духа соревнования можно разделить класс на команды (по рядам, по желанию). Целесообразно   оговорить   правила   поведения   на   уроке.   Если   на   задание отвечает кто­то конкретно – ему дается призовая карточка (квадрат, кружок из цветной бумаги), а в конце урока делается подсчет баллов­карточек (командный и личный – за оценку тем, кто первый отвечал). Особо необходимо оговорить, что выкрики не будут засчитываться. Ответы засчитываются только у тех, кто первый поднимет   руку,   ведет   себя   дисциплинированно   и   вежливо.   Выкрики   с   мест ответом не являются, за постоянные выкрики можно лишать карточек (команду­ ряд или индивидуально). В конце викторины подвести итоги, на основе этого распределить   места,   выявить   команды­победительницы   (по   рядам   –   1,   2,   3­е места), самых активных знатоков изобразительного искусства. Художественно­дидактические   игры  можно   разделить   на   несколько в и д о в: – игры­путешествия или экскурсии; – игры­соревнования или эстафеты; – игры­загадки; – игры­лото, кроссворды; – композиционные игры. Дидактические задачи каждой игры и упражнения определяются содержанием программного материала и воспитательными целями. Учитель заранее определяет место и роль игры в учебном процессе, ее связь с другими методами работы, продумывает   возможные   варианты   усложнения  (или   облегчения)   задания.  При этом   следует   выделять   те   знания,   умения   и   навыки,   которые   необходимо сформировать у учащихся. Объяснение   содержания   игры   должно   быть   эмоциональным,   кратким, логичным   и   понятным.   Возможен   пробный   ход,   в   процессе   которого   учитель знакомит с правилами игры. Чтобы убедиться в том, что учащиеся поняли задачу игры   или   упражнения,   можно   допустить   умышленную   ошибку,   что   помогает активизировать   мыслительную   деятельность   учащихся.   Длительность   одной художественно­дидактической игры или игрового упражнения – от 3 до 5 минут. При   разработке   художественно­дидактических   игр   и   упражнений   следует использовать   4   вида   деятельности   учащихся   на   уроке:   рисование   с   натуры, тематическое и декоративное рисование, беседы об изобразительном искусстве. II. Организация класса. Под мелодию веселого марша, детской песни дети входят в украшенный класс. Украсить   его   можно   коллективным   панно   из   работ   учебного   года   («Хоровод матрешек», «Граттаж», «Наши друзья животные», «Портрет друга» и другие). В праздничной и игровой обстановке предстоит проверить, чему дети научились за год, какие виды искусства особенно запомнились и понравились. На стенах висят репродукции   картин   (обязательно   с   указанием   фамилии   автора   и   названия работы). Можно   на   этом   итоговом   уроке   вручить   почетные   грамоты   от   школы   за активную работу в художественном творчестве, оформлении школы (участие в выставках,   работа   редколлегий,   рисование   стенгазет,   успешная   учеба   по предмету и т. п.). III. Организация выставки. Организовать выставку поискового материала детей за год – самодельных книг по   искусству   со   статьями   и   репродукциями.   Главное   при   художественном оформлении выставок – найти зрительное, образное выражение основной идеи и предельно ясно и четко донести ее до зрителя. Компоновка выставки должна быть   простой   и   продуманной.   Наиболее   важное   выделяют   местоположением, большим  форматом  иллюстративного  материала, шрифтом,  цветом. Сочетание цветов   должно   быть   гармоничным.   Фон   стендов,   на   которых   размещаются экспонаты, должен быть неярких тонов, можно обтянуть стенды серым холстом или   полотном.   При   размещении   на   выставочных   стендах   следует   учитывать характер освещения. IV. Кроссворды* (см. Примечание). Кроссворды   вычерчиваются   на   бумаге   формата   А0   с   четкими   клетками   – сеткой;   ответы   желательно   вписывать   стираемым   материалом   (цветной   мел, карандаш, пастель). Вопросы. Ответьте на вопросы. Правильный ответ – 1 балл. 1. Как называется наука, которая рассказывает о цвете? (Цветоведение.) 2. Как называется картина, на которой изображается природа? (Пейзаж.) 3. Какой жанр называется «мертвая натура»? (Натюрморт). 4. Изображение лица человека называется жанром… (Портрет.) Сосчитайте баллы и поставьте себе оценку. Решение кругового кроссворда. Слово в ответе на вопрос начинается с такой же буквы, как и последняя буква в слове предыдущего ответа. 1. Тот, кто придумывает внешний облик зданий. (Архитектор.) 2. Что получается у тебя на альбомном листе в конце урока? (Рисунок.) 3. Произведение художника­модельера. (Костюм.) 4. Пейзаж, его разновидность с изображением моря. (Марина.) 5. Изображение животных в живописи. (Анималистика.) 6. Разновидность красок, разведенных водой, – отсюда и название. (Акварель.) 7. Время года, часто изображаемое художниками­пейзажистами. (Лето.) 8. Глина, обработанная особым образом. (Обжиг.) 9. То, что придумывает художник по геральдике. (Герб.) 10. Основа для изображения, материал, на котором рисуют художники, и вы тоже. (Бумага.) V. Игры. 1. Игра «Найдите героев одной сказки». 2. Игра «Картинки­головоломки». Можно   использовать   картинки­головоломки   из   книг   и   журналов,   заранее подготовленных   и   принесенных   детьми.   Подходящие   рисунки   увеличить, переведя на лист большого размера, и размножить. 3. «Спиральные галактики». Посети   поле   спиральных   галактик.   Ты   должен   побывать   в   центре   каждой галактики лишь раз. Придерживайся только белых участков и не возвращайся назад по пройденному пути. 4. «Пять лиц». Проверьте   себя   на   наблюдательность   с   помощью   этого   довольно   сложного теста.   На   рисунке   вам   нужно   найти   пять   человеческих   лиц,   изображенных   в профиль. На выполнение задания дается 30 секунд. Если уложитесь за это время, то ваш результат совпадает с результатом Пабло Пикассо.   Агата   Кристи   искала   пять   лиц   3  минуты   (правда,   она   уже   была   не молода).  А   Уинстон   Черчилль,  потратив   почти   полчаса,  так   и   не   смог   найти пятый профиль. 5. «Ноги, крылья, хвосты и футбол». В   природе   даже   у   самой   маленькой   козявки   есть   пара.   И   все   же   среди животных встречаются одиночки. Если вы умны и наблюдательны, найдите их за одну минуту. 6. Игра «Угадай героя и нарисуй его». Можно провести как соревнование между командами­рядами. Она красива и мила, Хоть имя ей дала зола. (Золушка.) Любит маленьких детей, Любит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор… (Айболит.) Толстяк живет на крыше, Летает он всех выше. Вместе с Карлсоном Прыгал с крыш Шалунишка наш… (Малыш.) Что за странный Человечек деревянный На земле и под водой Ищет ключик золотой? Всюду нос суёт он длинный Кто же это? (Буратино.) VI. Упражнения. 1. Упражнение «Добрый и злой герой». 2. Упражнение «Найди недостаток в портрете». Ц е л ь: закрепить знания о составных частях лица: лоб, брови, веки, ресницы, нос, рот, уши, волосы и другие. М а т е р и а л: таблица с изображением одного лица с разными недостатками. VII. Мозаика «Натюрморт». 3 варианта (по количеству команд). З а д а н и е:   собрать   натюрморт   из   разрезанных   частей   карточки –   лото подготовить из репродукций известных картин в жанре натюрморта, можно из ксерокопий тех репродукций, что висят в классе. VIII. Дидактическая игра «Составь натюрморт». Ц е л ь:   закрепить   знания   о   жанре   (натюрморте),   научить   составлять композицию по собственному замыслу (праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами, с грибами и т. д.). М а т е р и а л: силуэты (из цветной бумаги, картона) цветов, посуды, овощей, фруктов, ягод, грибов и т. п. IX. Задание «Симметрия». Дорисовать   вторую   половину   рисунка,   повторяя   первую.   Игру   можно провести, дорисовывая рисунок на плакате, или один ученик рисует на доске одну   половину   (бабочка,   лист,   ваза,   лицо   и т. п.   симметричные   предметы),   а другой (из другой команды) дорисовывает, сохраняя симметричность. X. «Что перепутал художник?». Тени на рисунке не соответствуют телам, нужно определить их правильное положение. XI. Ребусы. Отгадайте ребусы, и вы узнаете предметы, которыми рисуют художники. XII. Мозаика «Собери репродукцию». Ц е л ь: закрепить знания детей в области изобразительного искусства. М а т е р и а л: разрезанные в виде мозаики репродукции (или открытки). XIII. «Узнай героя картины». Ц е л ь: закрепление знаний в области изобразительного искусства. М а т е р и а л: фрагменты картин В. М. Васнецова «Аленушка», «Иван­царевич на Сером волке», «Ковер­самолет» и М. А. Врубеля «Царевна­Лебедь», «Пан», таблички с фамилиями художников; репродукции картин. Учитель   предлагает   по   фрагментам   картин,   изображающих   лица   героев, определить   их  название  и  фамилии  художников. После  узнавания фрагментов следует   еще   раз   показать   все   картины   полностью.   Повторить   фамилию художников и название работы. XIV. «Собери пейзаж». Ц е л ь: закрепить знания о составных элементах пейзажа, о признаках времен года.   По   собственному   замыслу   составить   композицию   по   заданному   сюжету (осенний, летний, зимний, весенний). М а т е р и а л:   цветные   изображения   деревьев,   цветов,   трав,   гор,   озер   и т. д. (шаблоны, заготовки), отражающие сезонные изменения в природе. XV. Закончить стихотворение. Если видим на картине: Нарисована река, Живописные долины И дремучие леса, Белокурые берёзки, Или старый крепкий дуб, Или вьюга, или ливень, Или солнечный денёк. Нарисованным быть может Или север или юг. И любое время года Мы в картине разглядим. Не задумываясь, скажем: Называется … (пейзажем). Если видишь на картине Чудо­вазу на столе, В ней стоит букет красивых Белоснежных хризантем; Стоит множество посуды, И стеклянной и простой, Может, чашка или блюдце С золочёною каймой. А ещё и так бывает: Нарисована там дичь. В завершение положим Спелых персиков и слив. А ещё в картине может Нарисованным быть торт. И поэтому картина Назовётся… (натюрморт). Если видишь на картине Чей­то профиль иль анфас, Или, может быть, задорный И весёлый чей­то глаз, Может, грустный или смелый, Может, добрый или злой. В нарисованной картине Это главное лицо. Может, папа или мама, Может, дедушка и я Нарисованы в картине, Может, вся моя семья. Догадаться тут несложно, Неуверенности нет, Что красивая картина Называется… (портрет). XVI. Итоги урока. Вместе   с  подведением   результатов   командной   игры   можно   подвести   итоги урока года, поздравить тех, кто особенно успешно занимался весь год, отметить их учебу.

Конспект урока по изобразительному искусству "Искусствоведческая викторина" (4 класс)

Конспект урока по изобразительному искусству "Искусствоведческая викторина" (4 класс)

Конспект урока по изобразительному искусству "Искусствоведческая викторина" (4 класс)

Конспект урока по изобразительному искусству "Искусствоведческая викторина" (4 класс)

Конспект урока по изобразительному искусству "Искусствоведческая викторина" (4 класс)

Конспект урока по изобразительному искусству "Искусствоведческая викторина" (4 класс)

Конспект урока по изобразительному искусству "Искусствоведческая викторина" (4 класс)

Конспект урока по изобразительному искусству "Искусствоведческая викторина" (4 класс)

Конспект урока по изобразительному искусству "Искусствоведческая викторина" (4 класс)

Конспект урока по изобразительному искусству "Искусствоведческая викторина" (4 класс)

Конспект урока по изобразительному искусству "Искусствоведческая викторина" (4 класс)

Конспект урока по изобразительному искусству "Искусствоведческая викторина" (4 класс)

Конспект урока по изобразительному искусству "Искусствоведческая викторина" (4 класс)

Конспект урока по изобразительному искусству "Искусствоведческая викторина" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2018