Бумага – доступный для любого ребёнка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применении разных способов и приемов дети учатся эстетически осмысливать образцы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчёркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.Конспект урока по изобразительному искусству "Постройка и фантазия" (4 класс)
ПОСТРОЙКА И ФАНТАЗИЯ
Вид занятий: конструктивное строение из бумаги.
Цели и задачи: создание макетов фантастических зданий, конструкций
(сгибание, подклеивание бумаги); развитие воображения (индивидуальная,
групповая, коллективная работа); дать представление об архитектуре;
укрепление межпредметных связей (география, биология, история, труд).
О б о р у д о в а н и е у р о к а : бумага, ножницы, клей, возможно использование
готовых строительных материалов – коробок небольших размеров, коробок
подставок (от конфет).
Х о д у р о к а
I. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
II. Беседа по теме урока.
Мастер Постройки – художник. Он создает разные постройки – конструкции:
здания, машины, мебель, светильники и многое другое.
Мастер решил, что дом, похожий на соты, может быть красивым и удобным,
и создал подобный.
Мастер Постройки посмотрел на цветок колокольчика и придумал большой
зонт, под которым можно спрятаться от дождя и солнца.
А это тюльпаны. Природа подарила им не только яркий цвет, но и
выразительную форму. Вот и придумал Мастер Постройки светильник, похожий
на этот цветок.
Форма ракушки подсказала Мастеру Постройки, каким будет сказочный
дворец.
– Какие еще постройки Мастеру подсказала природа?
– Кто из вас знает, кто такой «архитектор»? Можно ли его назвать Мастером
Постройки? (Ответы детей.)
Дети открывают новые возможности человеческой фантазии.
Аналогии: телебашня – дерево, современные дома – соты, купол – луковка,
купол – шлем и т. д.
Проекты городов будущего похожи на грибы, деревья, муравейники.
Учителю целесообразно объяснить детям, почему связаны форма конструкции и
назначение, функции формы.
С п р а в к а . Архитектура (лат. architectura, от греч. archi – «главный» и tekton –
«строить, возводить») – вид изобразительного искусства, зодчество, искусство проектировать
и строить. Различают три основных вида архитектуры:– объемные сооружения – культовые, общественные, промышленные, жилые и другие
здания;
– ландшафтная архитектура – беседки, мостики, фонтаны и лестницы для скверов,
бульваров, парков;
– градостроительство – создание новых городов и реконструкция старых.
Комплексы построек и открытых пространств составляют архитектурные ансамбли.
Архитектор заботится о красоте, практической пользе и прочности создаваемых сооружений,
т. е. эстетические, конструктивные и функциональные качества в архитектуре взаимосвязаны.
В разные исторические периоды и у разных народов применялись разные строительные
материалы и технологии: камень, шкуры, железобетон, стекло, пластик, даже лед.
Архитектура отражает художественный стиль своей эпохи. Всемирно известные
архитектурные сооружения и ансамбли запоминаются как символ стран и городов (пирамиды
в Египте, акрополь в Афинах, Колизей в Риме, Эйфелева башня в Париже, небоскребы Нью
Йорка, Кремль и Красная площадь в Москве и др.).
Основные выразительные с р е д с т в а архитектуры:
– пластика объемов;
– масштабность;
– ритм;
– пропорции;
– фактура и цвет поверхностей.
III. Работа над заданием.
Создание макетов фантастических зданий, конструкций (сгибание,
подклеивание бумаги). Индивидуальная, групповая или коллективная работа
(исходя из уровня подготовки детей) по воображению. Осознать связь формы,
конструкции и назначения, функции этой формы.
Создание небольших макетовпостроек. В конце урока макеты сгруппировать по
3–4 (на общих подставках – коробках от конфет).
Анализ общих ошибок.
Можно добавить вырезанные из бумаги фигурки деревьев, людей, сказочных
героев.
IV. Итоги работы.
Экспрессвыставка. Уборка рабочих мест.
Домашнее задание: подобрать фотографии архитектурных сооружений,
подумать, на какие природные объекты они похожи.